Подготовка к ОГЭ по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему

Шлеменко Ольга Андреевна

Материал содержит задания для подготовки по теме "Типы экономических систем. Экономическая собственность"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экономические системы

Слайд 2

Какой признак отличает традиционную экономику? 1) процветание фабричного производства 2) централизованное ценообразование 3) регулирование производства при помощи обычаев 4) преобладание частной собственности на средства производства

Слайд 3

Верны ли следующие суждения о рыночной экономике? А. Для рыночной экономики характерно централизованное планирование производства. Б. Основой рыночной экономики является частная собственность на средства производства. 1) верно только А 2 ) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Слайд 4

В стране Z предприятия самостоятельно решают, что и сколько производить, ориентируясь на поведение и пристрастия потребителей. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z? 1) плановому 2) командному 3) рыночному 4) традиционному

Слайд 5

В государстве Z большинство предприятий находятся в частной собственности, но существуют государственные и муниципальные предприятия. Какой из названных экономической системе присущи такие отношения собственности? 1) традиционной 2) рыночной 3) командной 4) централизованной

Слайд 6

Какой пример свидетельствует о сохранении в смешанной экономике элементов традиционной экономической системы? 1) Использование промышленными предприятиями электроэнергии, произведенной ветряными электростанциями. 2) Изготовление фар для автомобилей небольшой фирмой-партнером крупного автогиганта. 3) Развитие ручного ремесленного промысла – изготовление глиняных игрушек и художественных изразцов. 4) Разработка текстильным предприятием новой коллекции тканей со старинным орнаментом.

Слайд 7

В странах с рыночной экономикой государство 1) определяет перечень производимых товаров 2) гарантирует свободу предпринимательства 3) устанавливает размер заработной платы работникам 4) владеет большинством промышленных предприятий

Слайд 8

На уроке учитель рассказывал об особенностях рыночной и командной экономики. Сравните эти два типа экономических систем. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия. 1) производство товаров и услуг 2 ) конкуренция производителей 3 ) директивное управление трудовыми ресурсами 4 ) решение проблемы ограниченности ресурсов

Слайд 9

Экономическая собственность

Слайд 10

Гражданин П. много лет проживает в трёхкомнатной квартире, в которой ранее жили его родители. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что эта квартира является его собственностью? 1)Гражданин произвёл в квартире дорогой ремонт. 2) Гражданин имеет право продать эту квартиру. 3) Гражданин зарегистрирован в этой квартире. 4) Вместе с гражданином в этой квартире проживает его семья.

Слайд 11

Предприятия различных форм собственности в условиях рынка объединяет необходимость 1) вложения средств в покупку земли 2) уплаты налогов в государственный бюджет 3) приобретения оборудования за рубежом 4) ежегодной выплаты дивидендов по акциям

Слайд 12

Предприятие выпускает и распространяет среди своих работников ценные бумаги, дающие право на получение дивидендов по итогам года. Какой из перечисленных ниже признаков характеризует форму собственности данного предприятия? 1) предприятие находится в индивидуальной частной собственности 2) работники предприятия являются сособственниками-акционерами 3) собственником предприятия выступает государство 4) предприятие имеет льготы по налогу на прибыль

Слайд 13

Верны ли следующие суждения о собственности? А. Владельцы акций предприятия не являются собственниками этого предприятия, а только получают право на ежегодные дивиденды. Б. Кооперативная собственность связана с трудовым участием собственников. 1) верно только А 2) верно только Б 3 ) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Слайд 14

Кооперативная собственность - это разновидность коллективной собственности , собственность членов коллектива, добровольно объединившихся для совместной деятельности в какой-либо сфере на основе совместного использования материальных и денежных средств

Слайд 15

Верны ли следующие суждения о предприятиях различных форм собственности? Предприятия различных форм собственности (государственные, индивидуальные, акционерные) должны А . заключать трудовые договоры с наёмными работниками. Б . ежегодно выплачивать дивиденды по ценным бумагам. 1 ) верно только А 2) верно только Б 3 ) верны оба суждения 4 ) оба суждения неверны

Слайд 16

Верны ли следующие суждения об индивидуальном частном предприятии? А. Индивидуальное частное предприятие уплачивает налоги в государственный бюджет. Б. Индивидуальное частное предприятие выпускает ценные бумаги и продаёт их на фондовом рынке. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4 ) оба суждения неверны

Слайд 17

Верны ли следующие суждения о государственной собственности? А . Государственная собственность может сохраняться в условиях рынка. Б. Акционерное общество является одним из видов государственного предприятия. верно только А верно только Б 3 ) верны оба суждения 4 ) оба суждения неверны

Слайд 18

Верны ли следующие суждения о формах собственности? А . Одним из путей увеличения доли государственной собственности является национализация. Б. Конкурентная борьба производителей возможна лишь в условиях частной собственности.

Слайд 19

Работники фирмы « Ивушка » являются её собственниками. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что « Ивушка » – акционерное предприятие? 1) Фирма взяла в банке кредит на развитие производства. 2) Работники получают дивиденды от имеющихся у них ценных бумаг предприятия. 3) Доходы распределяются между работниками. 4) Предприятие вовремя уплачивает налоги.



Предварительный просмотр:

В основе экономической теории лежат три основных вопроса. Что нужно производить и в каком количестве? Как будут производиться товары, то есть с помощью каких ресурсов, какой технологии? Для кого предназначаются производимые товары, то есть кто должен владеть этими товарами и извлекать из них пользу?

Ответы на эти вопросы не составляли бы большого труда, если бы возможности человечества были безграничны. Но, к сожалению, это не так. На Земле имеются определённые ресурсы: вода, леса, поля, полезные ископаемые. Количество этих ресурсов ограничено. Вместе с тем, каждый человек обладает определёнными потребностями, процесс удовлетворения которых бесконечен: на смену одних потребностей приходят другие.

В каждой стране свои экономические условия. Они определяют тип экономической системы. Экономическая система – это совокупность устойчивых, взаимосвязанных между собой хозяйственных отношений 
и организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, обеспечивающих распределение ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

В командной (или плановой) экономике государство решает, что и в каком объёме производить. Государство также играет важную роль в перераспределении товаров и услуг, определяя, кто, что и сколько получит. В такой экономике у человека совсем нет выбора.

В экономике свободного рынка множество самостоятельно действующих покупателей и продавцов, для координации экономической деятельности и управления ею используются системы рынков и цен. Каждый хозяйствующий субъект стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Роль государства в экономике ограничена эмиссией денег, защитой частной собственности.

В реальности мы наблюдаем смешанную экономику. В её основе – рыночная экономика, базирующаяся на частной собственности на средства производства и рыночном механизме (спрос, предложение, цена, конкуренция). Государство с помощью налогов и займов регулирует свои затраты и частично перераспределяет блага.

(По материалам интернет-издания)

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
  2. Как автор характеризует экономические ресурсы общества? Какие примеры экономических ресурсов он привёл? Какую задачу призвана решить экономическая система?
  3. Чем, по мнению автора, различается положение человека в условиях командной экономики и свободного рынка? Используя обществоведческие знания, укажите одно любое преимущество и один недостаток положения человека в условиях рынка.
  4. На основе текста и знаний обществоведческого курса составьте три предложения, раскрывающие роль государства в смешанной экономике.
  5. В стране Z все решения по основным экономическим проблемам принимает государство; оно является фактическим собственником средств производства, финансовых и прочих ресурсов. К какому типу относится экономическая система страны Z? С опорой на текст оцените эффективность такой экономической системы.
  6. На примере любой фирмы (предприятия) проиллюстрируйте три основных вопроса, которые она должна решить. (Сначала назовите вопрос, а затем приведите соответствующий пример.)

Конкуренция оказывает давление на производителей, побуждая их эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей. Она устраняет тех участников, которые доказали собственную неэффективность: фирмы, 
неспособные предоставлять потребителям качественные товары по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Удачливым конкурентам приходится вести дела лучше, чем это делают фирмы-соперники. Добиваться этого можно различными способами: высоким качеством выпускаемой продукции, привлекательностью её внешнего вида, отличным сервисом, удобством расположения офиса, рекламой и ценами, – но при этом необходимо предлагать потребителям услуги, по ценности уж никак не меньшие, чем у ваших конкурентов.

Что удерживает «Макдоналдс», «Дженерал Моторз» или любую другую компанию от повышения цен, продажи некачественных товаров или от оказания некачественных услуг? Конкуренция. Если «Макдоналдс» не будет в состоянии продавать сэндвичи за скромную цену и с улыбкой, люди уйдут к его конкурентам, например в «Бургер Кинг».

Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешёвые способы производства. Предприниматели свободны в выборе новых продуктов или перспективных технологий – им нужна лишь поддержка инвесторов. В рыночной экономике не требуется одобрения со стороны центральных плановых органов, большинства в парламенте или рыночных конкурентов. Тем не менее конкуренция заставляет предпринимателей и поддерживающих их инвесторов быть расчётливыми; их идеи должны выдержать «проверку реальностью». Если потребители оценят новаторскую идею так высоко, что это покроет издержки производства товара или услуги, то процветание и успех нового бизнеса обеспечены; если же нет, неминуем крах. Потребители являются окончательными судьями успешности нововведений и удачливости бизнеса.

В отличие от других экономических систем, рыночная экономика не предопределяет и не ограничивает типы фирм, которым разрешено участвовать в конкуренции.

(По Р. Строупу, Дж. Гвартни)

 

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
  2. Какие черты рыночной экономики, кроме конкуренции, упомянули авторы? Используя текст, укажите три черты.
  3. Как, по мнению авторов, конкуренция влияет на производителей (укажите любые три проявления влияния)?
  4. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, объясните: а) кого экономисты называют инвестором; б) значение инвестиций в рыночной экономике.
  5. Какие способы победы над конкурентами названы в тексте? Укажите любые два из них и проиллюстрируйте каждый конкретным примером.
  6. Предприниматель вложил значительную сумму денег в открытие собственного магазина оригинальных подарков, однако молодёжи, заходившей в магазин, товары казались слишком дорогими, а взрослым покупателям – непрактичными и бессмысленными. Предприниматель разорился. Найдите в тексте и запишите объяснение данной ситуации. Какие факторы формирования потребительского спроса проявились в данной ситуации (укажите два фактора)?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки к ГИА по обществознанию

Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гумани­тарных дисциплин, а именно философии (включая этику), эконо­мики, социоло...

Факультатив "Подготовка к ГИА по обществознанию"

Программа факультатива поможет подготовить школьников к аттестации в форме ГИА. Содержит тематическое планирование, список литературы, собственно , программу и учебно - тренировочныйе тесты по раздела...

Тесты для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ...

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 10 класс...

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию.Работа с заданием С9.

Структура написания эссе. Советы при работе с заданием С9...

Рабочая учебная программа курса «Человек и общеcтво" для дистанционного обучения по обществознанию учащихся 9-х классов. "Подготовка к ГИА по обществознанию".

Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9 и...