Главные вкладки

    Методическая разработка правовой игры "Конституция РФ"
    методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

    Митникова Елена Александровна

    Обучающая правовая игра "Конституция РФ" для обучающихся 9-11классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konstitutsiya_rf.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка обучающей правовой игры

    «Конституция Российской Федерации»

    для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)     

    Авторский коллектив:

    Митникова Елена Александровна – учитель истории и обществознания ГБОУ школы № 370,

    Курбатова Ольга Алексеевна – учитель истории  и обществознания, воспитатель группы продленного дня ГБОУ школы № 370,

    Смирнова Ольга Владимировна – учитель русского языка и литературы, и.о. зав.библиотекой ГБОУ школы № 370,

    Питернова Наталья Васильевна - учитель истории и надомного обучения ГБОУ школы № 613.

    Актуальность:

    В ГБОУ школе № 370 Московского района Санкт-Петербурга обучаются дети с ОВЗ. Для обучающихся, воспитанников школы характерны подверженность отрицательному влиянию сверстников и безответственных взрослых людей, низкий уровень критичности, неумение анализировать ситуации и прогнозировать последствия своих и чужих слов и действий, трудности в овладении социальными ролями и т.д.  При этом среди воспитанников школы много детей из неполных и малообеспеченных семей, чьи родители вынуждены много работать, чтобы обеспечить материальные потребности семьи. Есть группа родителей, которые полностью перекладывают ответственность за воспитание детей на плечи педагогов школы. Из общеобразовательных школ района в 5-9 классы школы № 370 переводят подростков с проблемами в обучении и девиантным поведением, у которых уже существует предрасположенность к совершению различного вида правонарушений.   Также в школу поступают дети-мигранты, из семей плохо владеющих русским языком, часто не знающих законов РФ, правовых норм поведения.      

    В некоторых семьях обучающиеся слышат от своих родителей отрицательные высказывание в адрес государственной власти, приобретают искаженный жизненный опыт во взаимоотношениях с государственными учреждениями и негативно относятся к современным законам, что является серьезным препятствием для формирования у несовершеннолетних модели законопослушного поведения. Недостаток правовой культуры в семье отрицательно влияет на формирование личности  ребенка. Поэтому больше внимания необходимо уделять таким вопросам, как воспитание правовой культуры у детей, права и обязанности родителей в семье и школе, права и обязанности подростка в семье и школе, формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки.

    В Московском районе Санкт-Петербурга несколько школ, в которых обучаются дети с ОВЗ. Педагоги этих школ осознают, что обучающиеся с ОВЗ не могут на равных принимать участие в конкурсах, организованных для интеллектуально сохранных детей, поэтому разрабатывают совместные мероприятия. Чаще всего проводятся обучающие игры. К 25-летию принятия Конституции РФ и 100-летию Конституции РСФСР учителями школ 370 и 613 разработана обучающая правовая игра «Конституция РФ».

    Цель:

    обобщение знаний обучающихся с ОВЗ об истории Конституций в нашей стране, правах и обязанностях граждан РФ, символах государства Россия.

    Задачи:

    • повторить материал, изученный на уроках обществознания и во внеурочной деятельности;
    • расширять и обобщать представления об истории создания и основных положениях главного документа нашей страны;
    • продолжить работу с основным источником Российского права - «Конституция Российской Федерации»;
    • воспитывать чувство уважения к Закону, понимание его важности в жизни общества и понимание ответственности за его нарушение;
    • расширять словарный запас обучающихся ОУ;
    • развивать познавательный интерес у обучающихся к изучению документов Российского и международного права;
    • развивать творческие способности;
    • развивать навыки работы в группе и коммуникативную культуру, социализацию.

    Ожидаемые  результаты (практическое значение):

    Закрепление  правовых знаний и социального опыта их  применения:

    • признание верховенства Конституции РФ на всей территории России, понимание  неотчуждаемости основных  прав и свобод граждан, а также единства прав и обязанностей граждан;
    • уважительное отношение к Закону, понимание его важности в жизни общества и понимание ответственности за его нарушение.

    Уважительное отношение к особенностям каждого человека.

    Успешное выполнение учащимися с ОВЗ заданий игры в непривычных условиях. Радость от игры у ее участников.

    Повышение мотивации к изучению положений Конституции РФ.

    Описание игры.

    Вступительная беседа. 12 декабря 2018 год – 25-летие принятия Конституции РФ, слайд № 1.

    Этапы игры:

    1. Лента времени. Конституции в нашей стране, слайды № 2 – 5.

    Беседа. Содержание Конституции России, слайд № 6.

    1. Символы государства Россия (герб, флаг, гимн), слайды № 7- 11.
    2. Единство прав и обязанностей, слайды № 12, 13.
    3. Кроссворд, слайды № 14, 15.

    Оборудование и материалы к игре: Конституция РФ (обучающиеся могут пользоваться документом), мультимедийная установка, презентация, рабочие листы для команд-участников игры на каждую станцию.[1]

    Критерии оценки: 

    Фактическое и историческое соответствие, «читаемость» записей (уважительное отношение к жюри).

    Описание этапов игры.

    1. «Лента времени. Конституции в нашей стране», слайды 2-5.

    Учащиеся получают лист с заданием в виде схемы, где в произвольном порядке перечислены даты принятия Конституций в нашей стране, названия государства и имена руководителей, при которых приняты Конституции. Схема на экране.

    Задача учащихся: выстроить даты в хронологическом порядке, сопоставить название страны и имена руководителей. После чего в рабочем листе заполнить таблицу (в хронологическом порядке): дата принятия Конституции, название страны, имя руководителя.

    Время работы на этапе – 8-10 мин.

    Максимальное количество баллов – 15, за каждый правильный ответ - 1 балл.

    2. «Символы государства (герб, флаг, гимн России)».

    На экране представлены символы государства РФ. Знакомство со статьей 70 Конституции РФ, слайд 7.

    На экране и в рабочих листах представлен герб РФ. Учащиеся подписывают основные символы герба, называют имя всадника на щите, слайды 8, 9.

    Время выполнения задания «Символы государства. Герб РФ» – 4 минуты.

    Максимальное количество баллов – 7, за каждый правильный ответ - 1 балл.

    На экране представлен Российский триколор. Учащиеся из листов цветной бумаги, с помощью ножниц и клея, на листе формата А4 выполняют макет Российского флага, с учётом соотношения (2:3[2]) ширины полотнища флага к его длине. На рабочем листе записывают соотношение ширины флага к его длине и объясняют значение цветов флага РФ, слайды 10, 11.

    Время выполнения задания «Символы государства. Флаг РФ» – 8 минут.

    Время работы на этапе – 12 минут.

    Максимальное количество баллов – 15 баллов: за выполнение макета флага в правильном соотношении и порядке цветов – по 1 баллу (максимально 2 балла), за каждый правильный ответ на вопросы – 1 балл.

    3. «Права и обязанности граждан РФ», слайды 12, 13.

    На экране и у каждой команды на рабочем листе таблица с перечисленными в произвольном порядке правами и обязанностями граждан РФ. Учащиеся указывают стрелочками на графы таблицы «Права» и «Обязанности», разделяя понятия на права и обязанности.

    Время работы на этапе – 8 минут.

    Максимальное количество баллов – 22, за каждый правильный ответ на вопросы – 1 балл.

    4.  «Кроссворд», слайды 14, 15.

    На экране незаполненный кроссворд (12 слов). Школьникам нужно внимательно прочитать вопросы и написать ответы в рабочем листе «Кроссворд».

    Время работы на этапе – 10 минут.

    Максимальное количество баллов – 12, за каждый правильный ответ – 1 балл.

    Жюри оценивает игру каждой команды.

    Перед объявлением результатов игры звучит первый куплет гимна России.

    Награждение победителей игры.

    Используемые технологии: обучающая (правовая) игра. Игра для детей с ОВЗ, несмотря на возраст, остается одним из предпочитаемых видов деятельности. И.П.Павлов показал: если в мозг подавать не мотивированную в чувствах (эмоциях) информацию, то есть подавать ее «вне интереса», то в коре головного мозга оформляются центры заглушения и отторжения такой информации.[3] Игра обеспечивает эмоциональное включение детей в процессе закрепления и усвоения учебного материала.  

     Технология обучающей игры для детей с ОВЗ способствует формированию чувства сопричастности, взаимопомощи, взаимовыручки, а главное уверенности в том, что каждый является полноценным членом команды и способен внести личный вклад в общее дело. Обучающая правовая игра применима для обучающихся 7-9 классов в разных видах ОУ, её можно использовать в качестве внеурочного мероприятия на неделе или месячнике правовых знаний.

    Отдельные этапы игры могут быть использованы в качестве игрового и иллюстративного материала на уроках обществознания и во внеурочной деятельности.

    Используемая литература:

    1. Базарный В.Ф. «Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса». М, 2009.
    2. Конституция РФ. Изд. «Омега-Л», 2018.

    [1] После выполнения каждого задания капитаны команд сдают заполненные рабочие листы, члены жюри оценивают результаты, в это время ведущий обсуждает с игроками ответы и озвучивает правильный вариант.

    [2] Соотношение двух одинаковых отрезков к трем таким же одинаковым отрезкам.

    [3] Базарный В.Ф. «Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса». М, 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка правовой игры "Приморский правовед"

    Правовая игра, посвящена правам человека и гражданина для Недели права. Включает методическую разработку, игру-викторину, выполненную в виде презентации, и юридические задачи.Материалы разработки могу...

    Методическая разработка правовой беседы-диалога Тема: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)

    Методическая разработка правовой беседы-диалога по теме: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)...

    Методическая разработка правовой игры "Конституция РФ"

    Обучающая правовая игра "Конституция РФ", для учащихся с ОВЗ 9-11 классов....

    Методическая разработка "Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

    В разработке представлены основные разделы Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

    Методическая разработка "Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

    В разработке представлены основные разделы Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....