Главные вкладки

    Методическая разработка правовой игры "Приморский правовед"
    методическая разработка по праву (9 класс) по теме

    Копылова Ирина Михайловна

    Правовая игра, посвящена правам человека и гражданина для Недели права.

    Включает методическую разработку, игру-викторину, выполненную в виде презентации, и юридические задачи.

    Материалы разработки могут использоваться и на уроке обществознания (9 класс) и права (10 класс).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПРАВОВАЯ ИГРА «ПРИМОРСКИЙ ПРАВОВЕД»

    Методическая разработка

    учителя обществознания и права

    ГБОУ школы №580 Приморского района Санкт-Петербурга

    Копыловой И.М.

    Пояснительная записка

            Игра – выверенный веками, народным опытом,

            социально-культурными нормами общества фактор

            социализации личности. Детская игра

            – гарантия и условие свободного развития культуры

            всего общества.

                    С.А.Шмаков

    Правовая компетентность вырабатывается в социальной практике путем действий в реальной обстановке или в смоделированных учебных ситуациях. В нашем объединении «Живое право» учащиеся не только получают систематические знания о праве и государстве, но и осваивают практические навыки, необходимые каждому человеку для жизни в современном обществе. Одним из способов практико-ориентированного обучения является игра.

    Ценность игры состоит в том, что в ней используются различные активные и интерактивные методы, позволяющие решить комплексные задачи по формированию у участников умений и навыков, применению их в нестандартных ситуациях, тогда, когда требуется самостоятельность, творчество.

    Игра позволяет участнику сформировать свое рефлексивное отношение к происходящему, формирует готовность к самореализации, мотивацию к достижению, обеспечивает взаимодействие всех участников игры с ориентацией на результат.

    Игра «Приморский правовед» решает следующие задачи:

    1. Формирование у участников целостной системы правовых знаний и соответствующих этим знаниям практико-ориентированных и актуальных для гражданина России умений и навыков.
    2. Освоение практических навыков общения, публичного выступления.
    3. Организация практической деятельности участников, способствующей накоплению позитивного опыта применения правовых знаний в моделируемых ситуациях и в реальной жизни. Опыта правомерного и социально-активного поведения по реализации и защите прав и свобод человека и гражданина.
    4. Развитие творческого потенциала участников, умения применять знания и решать стандартные задачи на практике.
    5. Развитие коммуникативных умений и навыков, актуальных для адаптации в социуме
    6. Формирование способности и желания участвовать в жизни гражданского общества, самостоятельности и ответственности.
    7. Создание условий для понимания участниками игры социальной ценности прав человека.  
    8. Становления у них уважения к правам других людей, позитивных нравственно-правовых ориентиров и установок.

    Форма проведения.

    Игра проходит в форме конкурса. Каждая команда сидит за отдельным столом. Количество команд – 4, в каждой команде – 5 человек.

    Побеждает та команда, которая наберет в конце игры большее количество баллов. Возраст участников – 13 – 14 лет.

    Условия для проведения:

    1. Наличие помещения – класс или актовый зал;
    2. жюри;
    3. оборудование;
    4. источники;
    5. задания

    Оборудование, оформление

    1. Флаг Российской Федерации
    2. Компьютер
    3. Медиапроектор
    4. Экран
    5. Конституция РФ.
    6. ПОПС-формула на доске
    7. Таблица подведения итогов на доске
    8. Карточки с №№ для проведения жребия для проведения викторины
    9. Задание «Юридические задачи» на столе участников
    10. Секундомер.

    Ход проведения мероприятия:

    Время игры – 60 мин.

    Описание хода игры

    1. Введение. – 2 мин.

    Ведущий: 

    Каждый человек обладает достоинством. Принципы прав человека были выработаны в качестве средства обеспечения надлежащего и равноправного соблюдения достоинства каждого лица, т.е. обеспечения возможностей для личности всесторонне развиваться и проявлять такие человеческие качества, как разум, талант и сознание, а также удовлетворять свои духовные и иные потребности.

    Права человека дают нам возможность уважать друг друга и сосуществовать друг с другом. Иными словами, они являются не просто правами, которые необходимо соблюдать, но и правами, соблюдение которых необходимо требовать от других. Права, применимые к вам, применимы и к другим.

    Нарушение прав человека и основных свобод является не только личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических беспорядков и порождает насилие и конфликты с обществами и государствами и между ними.

    Сегодня мы проводим игру «Приморский правовед», посвященную правам человека и гражданина.

    Работа будет проходить по группам. Каждая группа выполнит два вида заданий. Ответы на вопросы игры , проблемное задание – решение юридической задачи.  Раздаточный материал находится на столах команд.

    Максимальное количество баллов – 29. Результаты будут фиксироваться в таблице, которая находится на доске.

    Желаю всем успешной игры.

    2. Правовая игра «Приморский правовед» - 24 мин. (Презентация)

    Викторина проводится с использованием медиапроектора и экрана. Каждая группа путем жребия выбирает №№ вопросов. За правильный ответ группа получает жетон стоимостью 1 балл (максимальное количество баллов – 4).


    ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

    1.1. Какие права называются политическими?

    1.2. Какие права называют гражданскими?

    1.3. Какие права называют социально-экономическими?

    1.4. Что такое дееспособность?

    1.5. Что такое гражданство?

    1.6. Что такое деликтоспособность?

    1.7. Что такое правоспособность?

    1.8. Что такое референдум?

    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

    2.1. Праву человека на жизнь противоречит:

    1. дорожно-транспортное происшествие;
    2. смертная казнь;
    3. недостаток пищи;
    4. отсутствие работы.

    2.2. Что в конституции РФ названо высшей ценностью?

    2.3. С какого возраста гражданину РФ принадлежат основные права и свободы?

    2.4. Назовите не менее трёх  видов прав, ранее не входивших в советские и российские конституции

    2.5. Что является в РФ высшим непосредственным выражением власти народа?

    2.6. Выделите права и свободы граждан, которые не подлежат ограничению во время ЧП?

    1. Право на жизнь;
    2. Право на труд;
    3. Право на жилище;
    4. Свобода передвижения;
    5. Право на забастовку.

    2.7. Когда была принята Всеобщая декларация прав человека?

    2.8. Как называется международный документ о правах ребенка?

    ОТВЕТЫ

    ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

    1.1. Политические права обеспечивают возможность участвовать в управлении государством и оказывать влияние на политику государства с целью защиты своих интересов

    1.2. Гражданские права обеспечивают свободу личности, защиту личности от вмешательства государства в личную жизнь, проявление и развитие индивидуальности

    1.3. Социально-экономические права обеспечивают возможность участвовать в хозяйственной деятельности для обеспечения материального благосостояния и социальную защиту граждан со стороны государства

    1.4. Дееспособность – это способность гражданина самостоятельно в полном объёме осуществлять свои права и обязанности

    1.5. Гражданство – это устойчивая правовая связь между гражданином и государством

    1.6 Деликтоспособность - способность гражданина самостоятельно нести ответственность за совершенное правонарушение

    1.7. Правоспособность - способность гражданина иметь права и обязанности

    1.8. Референдум – всенародное голосование по важным вопросам и принятию решений

    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

    2.1. Праву человека на жизнь противоречит смертная казнь

    2.2. В Конституции РФ высшей ценностью назван человек, его права и свободы

    2.3 Гражданину РФ принадлежат основные права и свободы принадлежат с рождения

    2.4. В советские и российские конституции не входили: право на жизнь, право на труд, право на частную собственность, свобода передвижения, свобода выбора места жительства

    2.5 Высшим непосредственным выражением власти народа в РФ являются выборы и референдум

    2.6 Права и свободы граждан, которые не подлежат ограничению во время ЧП:

    1. Право на жизнь;
    2. Право на труд;
    3. Право на жилище.

    2.7 Всеобщая декларация прав человека была принята 10 декабря 1948 года

    2.8 Международный документ о правах ребёнка называется «Конвенция о правах ребёнка»

    3. Решение юридических задач - 10 мин.

    Решите юридические задачи

    (при ответе  использовать ПОПС-формулу и статьи Конституции РФ)

    1 группа

    1. Два подростка взорвали на реке Ижора толовую шашку и после взрыва стали собирать рыбу. Были задержаны. При составлении акта один из подростков заявил, что река – общенародное достояние, и каждый гражданин может использовать ее в своих интересах.

    Вопросы:

    1. В чем проявляется непонимание подростком своих прав и обязанностей?
    2. Какая конституционная обязанность была нарушена подростками?
    3. В чем проявляется взаимосвязь прав и обязанностей человека.

    2 группа

    1. Гражданка Кротова отказала в материальной помощи своей матери на основании того, что она «не устроила ей свадьбы».

    Вопросы:

    1. Правилен ли отказ дочери в материальной помощи матери?
    2. Какая конституционная обязанность была нарушена гражданкой Кротовой?
    3. В чем проявляется взаимосвязь прав и обязанностей человека.

    3 группа

    1. В ответ на полученную двойку ученик нагрубил учителю, обвинил его в пристрастности и пригрозил ему неприятностями со стороны влиятельных родителей.

    Вопросы:

    1. Какие права были нарушены учеником?
    2. Как связано пользование правами и выполнение обязанностей?
    3. В каких ситуациях и кем чаще всего нарушаются наши права?

    4 группа

    1. Учитель отобрал и прочитал вслух записку, переданную одним школьником другому.

    Вопросы:

    1. Какие права были нарушены учителем?
    2. Как связано пользование правами и выполнение обязанностей?
    3. В каких ситуациях и кем чаще всего нарушаются наши права?

    4. Выступления от групп – 14 мин.

    От каждой группы выступает один участник, время выступления – 3 мин.  Максимальное количество баллов – 10.

    Комментарий ведущего – 2 мин. (30 сек на каждую группу)

    Критерии оценивания ответа:

    1. Правильно названы права и обязанности – 2 балла;
    2. Правильно названы статьи Конституции РФ – 2 балла;
    3. Ответ аргументирован, приведены примеры – 4 балла;
    4. Ответ структурирован по ПОПС – формуле – 2 балла.

    5. Подведение итогов – 10 мин.

    В таблице на доске зафиксированы баллы, полученные командами. Между командами рапределяются места, в соответствии с набранными баллами. Команда-победитель награждается Дипломом I степени, команды, занявшие 2 и 3 место, награждаются Дипломами II и III степени, каждый учащийся получает Сертификат участника.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка правовой беседы-диалога Тема: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)

    Методическая разработка правовой беседы-диалога по теме: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)...

    Методическая разработка правовой игры "Конституция РФ"

    Обучающая правовая игра "Конституция РФ" для обучающихся 9-11классов....

    Методическая разработка правовой игры "Конституция РФ"

    Обучающая правовая игра "Конституция РФ", для учащихся с ОВЗ 9-11 классов....

    План-конспект семейно-правовой игры «Правоведы»

    План-конспект семейно-правовой игры «Правоведы».Цели:·        обобщить знания родителей по основам семейного права.Задачи:·...

    Методическая разработка "Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

    В разработке представлены основные разделы Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....