Разработка урока обществознания в 11 классе "Правовое государство и гражданское общество"
план-конспект занятия по обществознанию (11 класс) на тему

Урок Правовое государство и гражданское общество" разработан в соответствии с профильной программой по обществознанию в 11 классе авт.Л.Н.Боголюбов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Ташлинская средняя общеобразовательная школа»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Урока обществознания

Тема: «Правовое государство и гражданское общество»

11 класс

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=65d67402ab1ba11f78a15269ba195f98&n=33&h=215&w=324Картинки по запросу картинки правовое государство

учителя истории и обществознания

Крючкова Сергея Николаевича

2018 г.

Методические рекомендации к уроку «Правовое государство и гражданское общество»

11 класс

Формы и приемы обучения

Фронтальная форма обучения:                  

словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми

Групповая (парная) форма обучения:

 организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски)

Индивидуальная форма обучения:

работа с учебником, выполнение самостоятельных заданий, заданий ЕГЭ, устный ответ у доски.

Технологии обучения:

проблемно-диалогическое обучение, ИКТ, личностно-ориентированное  обучение, здоровьесберегающие технологии.

Данный  урок  в  общей  системе  преподавания  обществознания   в  разделе  «Обществознание», профильный уровень. автор программы Л.Н. Боголюбов, А.Ю.Лазебников издательство «Просвещение» 2010 год; учебник Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирновой Обществознание. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение», 2014г. Глава вторая: «Политическая жизнь современного государства», третья тема в данном разделе. Плановый урок.

Первый урок в новой теме.  Урок с опорой  на  конкретные  теоретические  знания  и  практические  умения  учащихся  работать  с  текстом  документа, со  справочной  и  дополнительной  литературой, участвовать  в  беседе, делать  выводы. сравнивать, группировать, классифицировать, выяснять закономерности. При  планировании  урока  были  учтены  особенности  развития  учащихся 11 класса, их  умение  и навыки работы с источниками, осознание  цели урока, умение  делать  вывод, умение  оценивать  свою  деятельность  и  деятельность  одноклассников,  умение  работать  в  группах.  Также понимание важности изучения политического строя своего государства для формирования всесторонне развитой личности. Образовательные, воспитательные  и  развивающие  задачи  решались  в  комплексе. Использование  методики  проблемного обучения   дает  возможность  каждому  ученику  почувствовать  свою  значимость  на  уроке, приобрести  уверенность  в  своих  действиях, учит  межличностному  общению. В ходе урока  используются информационные технологии, здоровье сберегающие технологии.

В течение урока  организуется обратная связь: постоянное «субъект – субъектное» взаимодействие между учителем и учениками, учеников между собой. Обратная связь также  отражается в рефлексии, самооценки не только результата, но и деятельности.

Основные этапы урока:

1.     Стадия  вызова: пробудить  интерес, подготовить  учащихся  к  предстоящей  работе. Совместная постановка  цели  урока, принятие  ее  учащимися, мотивация  их  дальнейшей  деятельности.

2.     Стадия  осмысления: учащиеся  сталкиваются  с    информацией; пытаются  решить  ту  или  иную  проблему, опираясь  на  знания полученные в курсе изучения обществознания, текста  учебника, первоисточников.

3.     Стадия  размышления (рефлексии): происходит  корректировка  взглядов  учащихся  на  основании  полученной  ими  информации, происходит  закрепление полученных знаний.

Целеполагание осуществляется как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Школьники  самостоятельно ставят цели, определяют задачи урока.  Цели урока достигаются за счет использования системно - деятельностного подхода в обучении, что  способствует  расширению кругозора учащихся, углублению их знаний об окружающем мире, благоприятствует развитию ребёнка как личности, активизирует умственную деятельность школьников. Познавательные универсальные учебные действия формируются через включение заданий на логические мыслительные операции, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, постановку и решение проблемы. Учебные задания носят поисковый, творческий характер. Работа в группах позволяет учащимся формировать коммуникативные УУД: развивать умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения, развивать культуру общения.

Применение информационных технологий способствует  созданию полной, достоверной информации по изучаемой теме; поддержанию интереса и созданию проблемных ситуаций; организации самоконтроля и коррекции результатов собственной деятельности учащимися; обеспечению оптимального объёма передачи и усвоения научной информации.

Тема: «Правовое государство и гражданское общество

Класс: 11

Цели урока:

1.Когнитивные компетенции (познавательные):

а) дать общую целостную характеристику правового государства и гражданского общества,

б) показать взаимосвязь правового государства и гражданского общества ;

2.Операционные компетенции (развивающие):

а) способствовать становлению и развитию основных умений и навыков: работы с источниками, обобщение материала, выделение частного из общего и наоборот, комментирование,

б) выработка определенных алгоритмов действий;

3.Ценностные компетенции (воспитательные):

а) способствовать становлению активной гражданской позиции, вызвать стремление к самосовершенствованию;

б) способствовать развитию демократической культуры.

Оборудование: тексты для анализа, ватманы для кластера, высказывания мыслителей, выдержки из Конституции РФ, исторические справки на заданные темы, листы учета активности учащихся на уроке, карточки с вопросами, задания ЕГЭ.

Категориальный аппарат урока: демократия, правовое государство, гражданское общество, политика, власть, политическая культура.

Тип урока: урок построен в соответствии с требованиями методики проблемно - деятельностного подхода. Урок изучения новых знаний.

                                         Ход урока

1.Орг. момент:

Здравствуйте ребята. У нас сегодня необычный урок и я надеюсь на совместное сотрудничество.

2. Определение темы урока: Ребята я вам сейчас расскажу притчу, а вы попытайтесь определить смысл данной притчи.(Слайд №1)

Учащиеся дают ответы и совместно с учителем определяют тему урока: «Гражданское общество и правовое государство». (Слайд №2)

Учитель: С чем ассоциируется у вас данная иллюстрация?  Лестница ведущая в светлое будущее, где все будут равными, свободными, добрыми, уважать права и свободы друг друга и это будущее сравнимо с раем, цветущим райским садом. Конечно такое возможно только в совершенно правовом государстве и когда общество станет гражданским.

3. Постановка цели урока:

Учитель: Ребята, а каковы цели нашего урока? (Совместная постановка целей урока) (Слайд №3)

В ЧЕМ  СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ПРИЗНАКИ, ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, ЕГО ПРИЗНАКИ  И ВЗАИМОСВЯЗЬ С  ПРАВОВЫМ ГОСУДАРСТВОМ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАД  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИНСТИТУТОВ ПУБЛИЧНОЙ  ВЛАСТИ, Подготовка к ЕГЭ

Учитель: А поставьте, пожалуйста проблему к нашей теме урока, в чем же она? (Учащиеся высказывают различные мнения. Учитель корректируя предложения учащихся подводит их к мысли: а в России правовое государство и сформировано гражданское общество. И это становится проблемой урока. (Слайд №4)

4. Изучение нового материала.

 А) Правовое государство.

 (Изучение темы опирается на знания уже имеющиеся у учащихся из курса обществознания 9, 10 классов.)

Учитель: Ребята, а что такое правовое государство? (Учащиеся дают ответы). Учитель обобщает ответы учащихся и открывает слайд с определением правового государства. (Слайд №5) Впервые понятие «правомерное государство» ввел И.Кант в 18 веке, как правовое государство оно вошло в обращение в 19 веке. (Учащиеся записывают определение в тетради.)

Учитель: А сейчас мы побываем на уроке русского языка и разложим сложное предложение определения правового государства на простые и определим признаки правового государства. (Учащиеся выполняют эту работу и выделяют признаки).

  1. Роль права (главенство); 2) разделение властей; 3) личные свободы, контроль за властью.

(Слайд №6). (Учащиеся сравнивают признаки которые они определили и на слайде, и приходят к выводу, что они такие же, но они их вывели сами).

Дополнительные вопросы: Что такое верховенство права? На какие ветви делится власть в правовом государстве? Что такое плюрализм?

Работа в парах: Задание. Работа с документом (Конституция РФ главы 1 и 2). Определите по Конституции РФ, в РФ правовое государство или нет? (Учащиеся работают с документом и дают ответы: ст.1,2,3 – это 1 признак; ст.10 второй признак; ст.13 идеологический плюрализм;ст.17 права и свободы.)

Вывод делают учащиеся:  По Конституции в РФ правовое государство, но в жизни есть много проблем, которые мешают формированию правового государства в РФ – это бюрократия, коррупция, правовой нигилизм. Это есть часть ответа на проблему.

Закрепление: Решение заданий ЕГЭ. (Слайды 7-10).

- Физ. минутка.

В) Гражданское общество.

Учитель: Ребята, а сейчас мы поработаем в группах по 4-6 человек ( 3 группы). Задание: составьте кластер Гражданское общество – это … ( ассоциации, представления, знания). Учащиеся составляют кластер на листах ватмана, при этом используют раздаточный материал с высказываниями философов о гражданском обществе, учебник пункт 18. (время 3-4 минуты). Учитель во время работы групп дает консультации и корректирует работу.

 

Каждая группа после выполнения задания представляет свой кластер и дает комментарии. На основании составления учащимися кластеров делается вывод и дается определение Гражданского общества. (Слайд №11). (Учащиеся записывают определение в тетради).

Далее даются признаки гражданского общества (Слайд №12). Разбираются совместно с учащимися.

Работа в группах: Задание группам ( 1 группа: Приведите примеры элементов гражданской позиции, гражданского общества из истории России до 20 века.; 2 группа: Приведите примеры элементов гражданского общества, гражданской позиции из истории России 20 века.; 3 группа: Примеры гражданского общества, гражданской позиции в современной России) (Карточки). (Время 3-4 минуты).

Группы представляют ответы ( по одному учащемуся от группы).

Вопрос: В современной России сформировано гражданское общество?

Ответы учащихся. В России только начинается формирование элементов гражданского общества, граждане мало активны и надеются на власть или наоборот говорят о том, что от них ни чего не зависит и ни чего изменить нельзя т.е. у нас низкая правовая культура. Вот мы и ответили на вторую часть проблемы.

Закрепление: Решение заданий ЕГЭ. (Слайд 13-16).

Учитель: Ребята решили ли мы с вами проблему? Выполнили все цели нашего урока? Все вам понятно в этой теме? 

Домашнее задание: (Слайд №18) Прочитать параграф 18, ответить на вопросы.

Выполнить задания ЕГЭ.

Подготовить презентацию на тему: «Правовое государство». или «Формирование гражданского общества в РФ».

Напишите эссе: «Государство крепко, когда в нем соблюдается закон». (Эпикур)

Рефлексия(Слайд №19) Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале

Листы самооценки

1 Как я усвоил материал?

  • Получил прочные знания, усвоил весь материал-9-10 баллов
  • Усвоил новый материал частично-7-8 баллов
  • Мало, что понял, необходимо ещё поработать-4-5 баллов

2 Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли своей работой?

  • Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён своей работой-9-10 баллов
  • Допустил ошибки-7-8 баллов
  • Не справился 4-5 баллов

3 Как работала подгруппа?

  • Дружно, совместно разбирали задания-9-10 баллов
  • Работа была вялая, неинтересная, много ошибок-4-5 баллов

Итог урока. (Слайд №20)

МБОУ «Ташлинская СОШ» , Крючков Сергей Николаевич, учитель истории и обществознания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отодвинувшись, они опять замерзли. Так они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод. Так и люди, формируя свое общество, должны научиться найти ту «золотую середину», которая помогла бы им жить комфортно и не испытывать неудобств в общении друг с другом. Стадо дикобразов в один холодный день легло тесной кучей, чтобы согреться от взаимной теплоты, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга.

Слайд 2

Правовое государство и гражданское общество

Слайд 3

В ЧЕМ СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ПРИЗНАКИ ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, ЕГО ПРИЗНАКИ И ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРАВОВЫМ ГОСУДАРСТВОМ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИНСТИТУТОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ Подготовка к ЕГЭ

Слайд 4

Можно ли утверждать, что Российская Федерация является правовым государством, а российское общество – гражданским.

Слайд 5

Правовое государство – это тип государства, деятельность которого реально ограничена правом; имеют место реальное разделение властей, гарантии свободы личности и контроль за властью со стороны общества .

Слайд 6

Признаки правового государства 1. Верховенство права и закона во всех сферах жизни общества, в том числе и по отношению к самому государству. 2. Реальное разделение властей. 3. Взаимная ответственность личности и государства. 4. Реальность прав и свобод человека и гражданина, их правовая и социальная защищенность. Признание их высшей ценностью. 5. Политический и идеологический плюрализм.

Слайд 7

Верны ли следующие суждения о верховенстве права в правовом государстве? А. В правовом государстве право верховенствует главным образом над гражданами и организациями. Б. В правовом государстве право верховенствует в равной мере над гражданами, организациями и государством. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Слайд 8

Верны ли следующие суждения о верховенстве права в правовом государстве? А. В правовом государстве право верховенствует главным образом над гражданами и организациями. Б. В правовом государстве право верховенствует в равной мере над гражданами, организациями и государством. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Слайд 9

К признакам правового государства не относится 1) ориентация судебной власти на исполнительную 2) незыблемость прав и свобод человека 3) взаимная ответственность государства и гражданина 4) правильного ответа нет

Слайд 10

К признакам правового государства не относится 1) ориентация судебной власти на исполнительную 2) незыблемость прав и свобод человека 3) взаимная ответственность государства и гражданина 4) правильного ответа нет

Слайд 11

Это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Общество экономически независимых граждан, обладающих личной свободой, охраняемой государством и правом, активно участвующих в решении проблем жизни общества и государства и воздействующих с помощью общественных структур. Совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих частные интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни.

Слайд 12

3. Социально-политические отношения : союзы предпринимателей, финансистов, экологов; профсоюзы; церковные, женские, молодежные организации; клубы по интересам; муниципальные коммуны (местное самоуправление ) 2. Социокультурные отношения: семейно-родственные связи, воспитание детей, образовоние, духовное совершенствование, здоровье, творчество, общение, информация. 1. Фундамент – рыночное хозяйство (экономика) – свободные собственники, конкуренция, негосударственные объединения граждан

Слайд 13

наличие в обществе свободных владельцев средств производства; развитая демократия; правовая защищённость граждан; определённый уровень гражданской культуры; высокий образовательный уровень населения; наиболее полное обеспечение прав и свобод человека; самоуправление; конкуренция образующих его структур и различных групп людей; свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм; сильная социальная политика государства; многоукладная экономика; большой удельный вес в обществе среднего класса.

Слайд 15

ОТВЕТ: 134

Слайд 16

К признакам гражданского общества относится (-ятся) 1) высокая самоорганизация 2) прямая зависимость от государства 3) отсутствие общественных организаций 4)все перечисленные

Слайд 17

К признакам гражданского общества относится (-ятся) 1) высокая самоорганизация 2) прямая зависимость от государства 3) отсутствие общественных организаций 4)все перечисленные

Слайд 18

Можно ли утверждать, что Российская Федерация является правовым государством, а российское общество – гражданским.

Слайд 19

Прочитать параграф 18, ответить на вопросы. Выполнить задания ЕГЭ. Подготовить презентацию на тему: «Правовое государство». или «Формирование гражданского общества в РФ». Напишите эссе: «Государство крепко, когда в нем соблюдается закон». (Эпикур)

Слайд 20

Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале Листы самооценки 1 Как я усвоил материал? Получил прочные знания, усвоил весь материал-9-10 баллов Усвоил новый материал частично-7-8 баллов Мало, что понял, необходимо ещё поработать-4-5 баллов 2 Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли своей работой? Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён своей работой-9-10 баллов Допустил ошибки-7-8 баллов Не справился 4-5 баллов 3 Как работала подгруппа? Дружно, совместно разбирали задания-9-10 баллов Работа была вялая, неинтересная, много ошибок-4-5 баллов

Слайд 21

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....

презентация к уроку обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

презентация к уроку обществознания в 11 классе "Правовое государство и гражданское общество"...

Разработка урока обществознания в 9 классе "ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО".

Разработка урока обществознания,призванного сформировать представление у учащихся о государстве, как основном политическом институте и причинах возникновения, структуре и признаках гражданского общест...

Разработка урока по теме :"Правовое государство и гражданское общество" 10 класс Обществознание.

Тема: “Правовое государство и гражданское общество”.Планируемые результаты (предметные): сформированность  понимание того, что такое правовое государство, основные принципы формирования гражданск...

Методическая разработка урока обществознания на тему "Государство и его отличительные признаки"

Данный урок предназначен для учащихся 9-х классов.Форма урока: урок – обсуждениеМетоды: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: гру...

Методическая разработка урока обществознания в 6 классе "Духовные богатства общества и культурное наследие"

Технологическая карта и презентация урока  обществознания в 6 классе по теме "Духовные богатства общества и культурное наследие" по учебнику "Обществознания" под редакцией А.И...

Методическая разработка урока. Обществознание. 8 класс. Наука в современном обществе

Урок открытия нового знания с использованием информативно-коммуникативной технологии. Цель урока: способствовать формированию у обучающихся убеждения, что наука является определяющей силой развит...