рабочая программа обществознание 5 класс
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему

Сойма Елена Александровна

рабочая программа по обществознанию 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvoznanie_5_klass.docx40.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Донская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНА                                                       ПРИНЯТА                                                                   УТВЕРЖДЕНА

на заседании методического совета школы        на заседании                                                      приказом директора

протокол заседания                                              педагогического совета                                    МБОУ Донская СОШ

от 24.08.2018г.№1                                                протокол заседания от 28.08.2018г. №1    _______А.В.Естремский

                                                                                                                                                         от 30.08.2018г. № 135  

        

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

для 5 класса

на 2018-2019 учебный год

уровень общего образования

Учитель: Сойма Елена Александровна

х.Гундоровский


                                         1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена   и утверждена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», с основной образовательной программой основного общего ФГОС на 2018-2019 учебный год, с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию.

  Рабочая программа составлена на основе Примерной программы  основного общего образования по обществознанию 2011  года и «Программы по обществознанию для 5-9 классов общеобразовательных учреждений», Л.Н. Боголюбов, М.: Просвещение, 2014, рассчитанной на 35 часов.

   Данная рабочая  программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом, утверждённым приказом по МБОУ Донской СОШ «Об утверждении учебного плана на 2018/19  учебный год» от 30.08.2018 года №136, годовым календарным графиком МБОУ Донской СОШ на 2018/19 учебный год, утверждённым приказом по МБОУ Донской СОШ «Об утверждении годового календарного графика на 2018/19 учебный год» от 30.08.2018 года № 133 и расписанием уроков, утвержденным приказом по МБОУ Донской СОШ «Об утверждении расписания уроков 1-11 классов на 2018/19 учебный         год»   от 30.08.2018 года №134.

Программа будет реализована за счет объединения уроков : «Человек – биологическое существо» и «Отличие человека от животных» на 1 час.

Цели и задачи курса:

Цели и задачи курса:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Для реализации поставленных целей и задач выбран учебник «Обществознание. 5 класс», Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др., М.: Просвещение, 2015 г.,  входящий в Федеральный перечень учебников на 2018/19 учебный год.

Контрольно-измерительные материалы  взяты из пособия «Промежуточное тестирование. Обществознание. 5 класс. ФГОС», Е.Н. Калачева – М.: Издательство «Экзамен», 2015.

Методическое пособие: «Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс», Е.Н. Сорокина, М.:ВАКО, 2015

При реализации данной программы будут использованы технологии

обучения:

  • технология работы с текстом;
  • - игровые технологии;
  • ИКТ-технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология обучение в сотрудничестве;
  • технология проблемного обучения;
  • технология проектной деятельности.

формы уроков: 

  • урок изучения нового материала;
  • урок – лекция;
  • -урок – беседа;
  • урок с использованием учебного кинофильма;
  • урок  практических  работ;
  • комбинированный урок;
  • урок-экскурсия;
  • урок контроля знаний.

Согласно уставу МБОУ Донской СОШ  и Положению «Об организации и проведении текущего контроля, промежуточной аттестации, ликвидации академической задолженности, переводе учащихся, повторном обучении, выставлении четвертных(полугодовых), годовых оценок и переводе учащихся №4-4» выбраны виды и формы контроля текущего, промежуточного, итогового контроля:

  • устные (пересказ материала учебника; изложение фактического материала по составленному  плану, задания на сравнение и сопоставление, вопросы на проверку  усвоения  основных понятий);
  • письменные (контрольные работы, тесты);
  • практические (работа с документами,  составление таблиц, планов);
  • индивидуальные (дифференцированные задания для слабых и сильных учеников);
  • фронтальные (работа над понятиями, датами, фактическим материалом);
  • групповые (работа над творческими заданиями,  решение проблемных задач, работа в группах, подготовка сообщений, работа с документами);
  • нетрадиционные (составление и отгадывание кроссвордов, составление тестов, подготовка презентаций);
  • с применением ИКТ (с применением электронных учебных заданий).

        

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.

Метапредметные  результаты

  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) Использование элементов причинно-следственного анализа;

2) Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) Подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7) Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные  результаты:

  • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (1 ч.)

Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома.

Человек (5 ч.)

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости. Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками и с младшими по возрасту партнерами.

Семья(4 ч.)

Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный Кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности полростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Школа (5 ч.)

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Труд (7 ч.)

Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

Родина(12 ч.)

Россия – федеративное государство. Структура России ка федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. Гражданин – Отечества достойный сын. Права и обязанности граждан РФ. Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Анализ результатов работы класса, отдельных учащихся за прошедший учебный год.


4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

№ урока

в теме

           Тема урока

Дата

план.

Дата факт.

Основные виды учебной деятельности

Примечания

Ведение в изучение курса (1 ч.)

1

1

Задачи и структура курса «Обществознание»

3.09

Познакомиться с новым учебным предметом, содержанием курса, требованиями к результатам обучения, учебно-методическим комплектом, особенностями работы с ним. Характеризовать систему  организации работы на уроках и выполнении домашних заданий.

Тема 1.  Человек (5 ч.)

2

3

1

2

Загадка человека

Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных.

10.09

17.09

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе  человека. Сравнивать свойства человека и животных.

4

5

3

4

Отрочество – особая пора жизни.

Особенности подросткового возраста

24.09

1.10

Описывать основные черты отрочества как особого возраста перехода от детства к  взрослости. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показатель взрослости.

6

5

Практикум по теме «Человек»

8.10

Обобщить и закрепить знания о связи социального в человеке с общение, обменом информацией и другими результатами психической деятельности.

Способствовать развитию коммуникативных умений, создать условия для реализации и расширения позитивного опыта общения.

Тема 2. Семья (4 ч.)

7

1

Семья и семейные отношения

15.10

Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье. Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

8

2

Семейное хозяйство

22.10

Характеризовать совместный труд семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя. Описывать свои обязанности в ведении семейного хозяйства.

9

3

Свободное время

12.11

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками своего свободного времени. Описывать и оценивать свои собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни.

10

4

Практикум по теме «Семья»

19.11

Обобщить и систематизировать знания по теме «Семья». Способствовать развитию умения анализировать простейшие ситуации, связанные с семейными отношениями, мерами государственной поддержки семьи. Расширять опыт решения познавательных задач по изучаемой теме. Благоприятствовать созданию условий для осмысления  семейных ценностей. Развивать следующие универсальные учебные действия: умение учитывать разные мнения, умение формулировать собственное мнение и позицию, умение работать в группе.

Тема 3. Школа (5 ч.)

11

12

1

2

Образование в жизни человека

Ступени образования

26.11

3.12

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования. Описывать систему общего школьного образования в нашей стране. Характеризовать учебу как основной труд школьника. Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений.

13

3

Образование и самообразование

10.12

Характеризовать значение самообразования для человека с опорой на конкретные примеры. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения полученных в школе знаний.

14

4

Одноклассники, сверстники, друзья.

17.12

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

15

5

Контрольная работа №1 за первое полугодие

24.12

Систематизировать полученную в результате изучения темы содержательную информацию о роли образования и самообразования в жизни человека, значении образования для общества, ступенях образования, отношениях младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Совершенствовать предусмотренные ФГОС умения: а) характеризовать учебу как основной труд школьника; б) опираясь на конкретные примеры, характеризовать значение школьного учения и самообразования; в) выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний; г) использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике при анализе социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями; д) иллюстрировать примерами значимость дружеской поддержки для человека. Способствовать развитию рефлексии при оценке собственного умения учиться, умения общаться в процессе обучения со сверстниками.

Тема 4. Труд (7 ч.)

16

17

1

2

Труд - основа жизни.

Труд – условие благополучия человека

14.01

21.01

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и для общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде.

18

19

2

4

Трудовая деятельность человека

Творческий труд.

28.01

4.02

Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров.

20

21

22

5

6

7

Практикум по теме «Труд»

Практикум по теме «Труд и творчество»

Повторительно - обобщающий урок по теме «Труд»

11.02

18.02

25.02

Систематизировать знания учащихся о различных видах труда, его творческой природе,  значении труда в жизни общества. Способствовать воспитанию уважения к людям, проявляющим трудолюбие, стимулировать интерес к труду подлинных мастеров. Развивать умение работы с различными адаптированными источниками информации, решать с помощью информационных источников творческие задачи.

Тема 5.Родина. (12ч.)

23

24

1

2

Наша Родина – Россия.

Что значит быть патриотом

4.03

11.03

Объяснять смысл понятия «субъект РФ», знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Раскрывать функции русского языка как государственного.

25

26

3

4

Государственные символы России

История Государственных символов

18.03

1.04

Описывать основные государственные символы РФ. Знать текст гимна РФ.  Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященным государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России.

27

28

5

6

Гражданин России

Права и обязанности граждан РФ

8.04

15.04

Объяснять и конкретизировать примерами смысл  понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права  и обязанности  граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ.

29

7

 Мы – многонациональный народ.

Межнациональные отношения

22.04

Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия, показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей.

30

8

Практикум по теме «Родина»

29.04

Систематизировать знания учащихся по теме «Родина», систематизировать знания о федеральном характере многонационального Российского государства, основных правах и обязанностях российских граждан. Способствовать осознанию  на практике значения уважительного отношения к людям различных национальностей, существующих в обществе правил толерантного поведения. Воспитывать уважительное отношение к государственным символам России, ее государственному языку.

31

9

Контрольная работа №2 за второе полугодие

6.05

Обобщить и закрепить полученные знания и умения

32

10

Повторение по курсу

«Обществознание 5 класс»

13.05

33

11

Итоговая контрольная работа по курсу «Обществознание 5 класс»

20.05

Обобщить и закрепить полученные знания и умения.

34

12

 Итоговый урок.

27.05

Проанализировать результаты работы класса, отдельных учащихся за прошедший учебный год. Развивать рефлексивные умения, способности к самооценке. Наметить перспективы работы в следующем учебном году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 8 класс обществознание

Рабочая программа 8 класс обществознание...

Рабочая программа 9 класс обществознание

Рабочая программа 9 класс обществознание...

Рабочая программа "Обществознание" 6 класс

Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....

рабочая программа обществознание 9 класс база

рабочая программа по обществознанию 9 класс базовый уровень Л.Н. Боголюбов...

Рабочая программа 6 класс обществознание

Рабочая программа 6 класс обществознание...

Рабочая программа 10 класс обществознание

Рабочая программа 10 класс по обществознанию...

Рабочая программа обществознание 9 класс

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса, составлена в соответствии  с федеральным компонентом государственного образовательного  стандарта основного общего образования (приказ МО и ...