рабочая программа обществознание 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему

Сойма Елена Александровна

рабочая программа обществознание 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Донская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНА                                                       ПРИНЯТА                                                                   УТВЕРЖДЕНА

на заседании методического совета школы        на заседании                                                      приказом директора

протокол заседания                                              педагогического совета                                    МБОУ Донская СОШ

от 24.08.2018г.№1                                                протокол заседания от 28.08.2018г. №1    _______А.В.Естремский

                                                                                                                                                       от 30.08.2018г. № 135  

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

для 8 класса

на 2018-2019 учебный год

уровень общего образования

Учитель: Сойма Елена Александровна

х.Гундоровский


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Данная рабочая программа составлена   и утверждена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», с основной образовательной программой основного общего ФГОС на 2018-2019 учебный год, с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию.

  Рабочая программа составлена на основе Примерной программы  основного общего образования по обществознанию 2011  года и «Программы по обществознанию для 5-9 классов общеобразовательных учреждений», Л.Н. Боголюбов, М.: Просвещение, 2014,  рассчитанной на 35 часов.

   Данная рабочая  программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом, утверждённым приказом по МБОУ Донской СОШ «Об утверждении учебного плана на 2018/19 учебный год» от 30.08.2018 года №136, годовым календарным графиком МБОУ Донской СОШ на 2018/19 учебный год, утверждённым приказом по МБОУ Донской СОШ «Об утверждении годового календарного графика на 2018/19учебный год» от 30.08.2018 года № 133 и расписанием уроков, утвержденным приказом по МБОУ Донской СОШ «Об утверждении расписания уроков 1-11 классов на 2018/19 учебный         год»  от 30.08.2018 года №134.

 Программа будет реализована за счет объединения уроков:  «Безработица, ее причины и последствия» и «Мировое хозяйство и международная торговля» на 1 час.

Цели и задачи курса:

•        развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

•        воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

•        освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

•        овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

•        формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Для реализации поставленных целей и задач выбран учебник «Обществознание. 8 класс», Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лабезниковой, Л.Ф. Иванова,   Н.И. Городецкая , М.: Просвещение, 2014 г.,  входящий в Федеральный перечень учебников на 2018/19  учебный год.

 Контрольно-измерительные материалы взяты из пособия     «Промежуточное тестирование. Обществознание. 8 класс. ФГОС», Е.Н. Калачева – М.: Издательство «Экзамен», 2015.

Методическое пособие: Методическое пособие: «Поурочные разработки по обществознанию. 8 класс», Е.Н. Сорокина, М.: Просвещение, 2017.

При реализации данной программы будут использованы технологии обучения:

  • технология работы с текстом;
  • - игровые технологии;
  • ИКТ-технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология обучение в сотрудничестве;
  • технология проблемного обучения;
  • технология проектной деятельности.

формы уроков: 

  • урок изучения нового материала;
  • урок – лекция;
  • -урок – беседа;
  • урок с использованием учебного кинофильма;
  • урок  практических  работ;
  • комбинированный урок;
  • урок-экскурсия;
  • урок контроля знаний.

Согласно уставу МБОУ Донской СОШ  и Положению «Об организации и проведении текущего контроля, промежуточной аттестации, ликвидации академической задолженности, переводе учащихся, повторном обучении, выставлении четвертных(полугодовых), годовых оценок и переводе учащихся №4-4» выбраны виды и формы контроля текущего, промежуточного, итогового контроля:

  • устные (пересказ материала учебника, изложение фактического материала по составленному  плану, задания на сравнение и сопоставление, вопросы на проверку  усвоения  основных понятий);
  • письменные (контрольные работы, тесты, эссе);
  • практические (работа с документами,  составление таблиц, схем, опорных конспектов, планов);
  • индивидуальные (дифференцированные задания для слабых и сильных учеников);
  • фронтальные (работа над понятиями,  фактическим материалом);
  • групповые (работа над творческими заданиями,  решение проблемных задач, работа в группах, подготовка сообщений, работа с документами);
  • нетрадиционные (составление и отгадывание кроссвордов, составление тестов, подготовка презентаций);
  • с применением ИКТ (с применением электронных учебных заданий).

        

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.

Метапредметные  результаты

  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) Использование элементов причинно-следственного анализа;

2) Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) Подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7) Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные  результаты:

  • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема 1. Личность и общество (6 ч.)

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Тема 2. Сфера духовной культуры (9 ч.)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль.  Основные ценности и нормы морали.  Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло - главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг  общественный  и  долг  моральный.   Совесть внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование .

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

 Тема 3. Экономика (13 ч.)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Государственный бюджет РФ. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Пенсионные программы.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

 Тема 4. Социальная сфера (6 ч.)

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Итоговый урок

        

        


  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

урока в теме

Тема урока

Дата

план.

Дата

факт.

Основные виды учебной деятельности

примечание

Тема 1 Личность и общество (6 ч.)

1

1

Что делает человека человеком

6.09

Выявлять отличия человека от животных.

Объяснять человеческие качества.

Различать биологические и природные качества человека.

Характеризовать и         конкретизировать

примерами биологическое и социальное в человеке.

Определять своё отношение к различным качествам человека. Выявлять связь между мышлением и речью. Объяснять понятие «самореализация». Определять и

конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности.

Приводить примеры основных видов деятельности.

2

2

Человек, общество, природа.

13.09

Раскрывать смысл понятия «ноосфера».

Оценивать утверждение о связи природы и

общества и  аргументировать свою оценку.

Характеризовать возможности человеческого разума.

Раскрывать значение моральных норм.

Конкретизировать на примерах влияние

природных условий на людей.

Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы

3

3

Общество как форма жизнедеятельности людей

20.09

Выделять существенные признаки общества.

Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления.

Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни

4

4

Развитие общества

27.09

Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество.

Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества.

Раскрывать смысл понятия «общественный

прогресс».

Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе.

Характеризовать и  конкретизировать

фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития).

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем

5

5

Как стать личностью

4.10

Раскрывать на конкретных примерах смысл

понятия «индивидуальность».

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.

Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность.

Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность.

Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры

6

6

Практикум по теме  «Личность и общество»

11.10

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников

Тема 2 Сфера духовной культуры(9 ч.)

7

1

Сфера духовной жизни

18.10

Определять сущностные характеристики понятия «культура».

Различать и описывать явления духовной

культуры.

Находить и  извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников.

Характеризовать духовные ценности российского народа.

Выражать своё отношение к тенденциям в

культурном развитии.

8

2

Мораль.

25.10

Объяснять роль морали в жизни общества.

Характеризовать основные принципы морали.

Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций.

Использовать элементы

причинно-следственного анализа для объяснения влияния

моральных устоев на развитие общества и человека

9

3

Долг и совесть

8.11

Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей

10

   4

Моральный выбор – это ответственность

15.11

Приводить примеры морального выбора.

Давать нравственные оценки собственным

поступкам, поведению других людей

11

5

Образование.

22.11

Оценивать значение образования в

 информационном обществе.

Извлекать информацию о тенденциях в раз-

витии образования из различных источников.

Характеризовать с опорой на примеры со-

временную образовательную политику РФ.

Обосновывать своё отношение к непрерывному образованию

12

    6

Наука в современном обществе.

29.11

Характеризовать  науку как особую систему знаний.

Объяснять возрастание роли науки в со-

временном обществе

13

7

Религия как одна из форм культуры.

   6.12

Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни.

Объяснять сущность и значение веротерпимости.

Раскрывать сущность свободы совести.

Оценивать своё отношение к религии и атеизму

14

8

Практикум  по теме «Сфера духовной культуры»

13.12

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.

Уметь применять нравственные нормы к анализу и оценке социальных ситуаций.

Выделять нравственный аспект поведения.

Соотносить поступки и события с приняты-

ми этическими принципами.

Уметь строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в

диалог, участвовать в коллективном обсуждении

15

9

Контрольная работа № 1 по теме «Сфера духовной культуры»

20.12

Обобщить и закрепить полученные знания и умения.

Тема 4 «Экономика» (13 ч.)

16

1

Экономика и ее роль в жизни общества.

27.12

Раскрывать роль экономики в жизни общества.

Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов.

Различать свободные и экономические блага.

Приводить примеры принятия решения на

основе экономического выбора

17

2

Главные вопросы экономики.

10.01

Описывать и  иллюстрировать

примерами  решения основных вопросов участниками экономики.

Различать и сопоставлять основные типы

экономических систем.

Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах

18

3

Собственность.

17.01

Объяснять смысл понятия «собственность».

Характеризовать и конкретизировать

примерами формы собственности.

Называть основания для приобретения права

собственности.

Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав  собственности

19

4

Рыночная экономика

24.01

Характеризовать рыночное хозяйство как

один из способов организации экономической  жизни.

Характеризовать условия функционирования

рыночной экономической системы.

Описывать действие рыночного механизма

формирования цен на товары и услуги.

Формулировать собственное мнение о роли

рыночного механизма регулирования экономики  в жизни общества

20

5

Производство-основа экономики

31.01

Объяснять решающую роль производства как

источника экономических благ.

Различать товары и услуги как результат производства.

Называть и иллюстрировать примерами

факторы производства.

Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства

21

6

Предпринимательская деятельность

7.02

Описывать социально-экономическую роль и

функции предпринимательства.

Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Объяснять преимущества и недостатки мало-

го бизнеса.

Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве.

Оценивать возможности своего участия в

предпринимательской деятельности

22

7

Роль государства в экономике.

14.02

Характеризовать экономические функции государства.

Описывать различные формы вмешательства

государства в рыночные отношения.

Различать прямые и косвенные налоги.

Раскрывать смысл понятия «государственный

бюджет».

Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов

23

8

Распределение доходов.

21.02

Называть основные источники доходов граждан.

Раскрывать причины неравенства доходов

населения.

Объяснять необходимость перераспределения

доходов.

Иллюстрировать примерами государственные

меры социальной поддержки населения

24

9

Потребление.

28.02

Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов.

Характеризовать виды страховых услуг, пре-

доставляемых гражданам.

Раскрывать на примерах меры защиты прав

потребителей

25

10

Инфляция и семейная экономика.

7.03

Различать номинальные и реальные доходы

граждан.

Показывать влияние инфляции на реальные

доходы и уровень жизни населения.

Называть и иллюстрировать примерами

формы сбережений граждан.

Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране.

Оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической  рациональности.

Характеризовать роль банков в сохранении и

приумножении доходов населения

26

11

Безработица, ее причины и последствия.

Мировое хозяйство и международная торговля.

14.03

Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики.

Называть и описывать причины безработицы.

Различать экономические и социальные последствия безработицы.

Объяснять роль государства в обеспечении

занятости.

Оценивать собственные возможности на рынке труда

Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений.

Характеризовать причины формирования

мирового хозяйства.

Характеризовать влияние международной

торговли на развитие мирового хозяйства.

Объяснять и конкретизировать

примерами  направления внешнеторговой политики государства.

Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс»

27

12

Практикум по теме «Экономика»

21.03

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.

Уметь применять нравственные нормы к анализу и оценке социальных ситуаций.

Выделять нравственный аспект поведения.

Соотносить поступки и события с приняты-

ми этическими принципами.

Уметь строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в

диалог, участвовать в коллективном обсуждении

28

13

Контрольная работа №2 по теме «Экономика»

4.04

Обобщить и закрепить полученные знания и умения.

Тема 4 Социальная сфера(6ч.)

29

1

Социальная структура общества

11.04

Выявлять и  различать разные социальные

общности и группы.

Раскрывать причины социального неравенства.

Приводить примеры различных видов социальной мобильности.

Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ;

Показывать пути их разрешения.

Находить и  извлекать социальную информацию о структуре общества и направлениях её  изменения из адаптированных источников различного типа

30

2

Социальные статусы и роли.

18.04

Называть позиции, определяющие статус

личности.

Различать предписанный и достигаемый статусы.

Раскрывать и иллюстрировать примерами

ролевой репертуар личности.

Объяснять причины ролевых различий по

тендерному признаку, показывать их проявление  в различных социальных ситуациях.

Описывать основные социальные роли старших подростков.

Характеризовать межпоколенческие отношения в современном обществе.

Выражать собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями.

31

3

Нации и межнациональные отношения

25.04

Знать и правильно  использовать

в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность».

Конкретизировать примерами из прошлого

и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа.

Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире.

Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и

Характеризовать возможные пути их разрешения

32

4

Отклоняющееся поведение

16.05

Объяснять причины отклоняющегося поведения.

Оценивать опасные последствия наркомании

и алкоголизма для человека и общества.

Оценивать социальное значение здорового

образа жизни

33

5

Итоговая контрольная работа  по курсу «Обществознание 8 класс»

23.05

Обобщить и закрепить полученные знания и умения.

34

6

Итоговый урок.

30.05

Провести диагностику результатов обучения  в 8 классе.

Подвести итоги учебной работы за год.

Наметить перспективы обучения в 9 классе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 8 класс обществознание

Рабочая программа 8 класс обществознание...

Рабочая программа 9 класс обществознание

Рабочая программа 9 класс обществознание...

Рабочая программа "Обществознание" 6 класс

Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....

рабочая программа обществознание 9 класс база

рабочая программа по обществознанию 9 класс базовый уровень Л.Н. Боголюбов...

Рабочая программа 6 класс обществознание

Рабочая программа 6 класс обществознание...

Рабочая программа 10 класс обществознание

Рабочая программа 10 класс по обществознанию...

Рабочая программа обществознание 9 класс

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса, составлена в соответствии  с федеральным компонентом государственного образовательного  стандарта основного общего образования (приказ МО и ...