Рабочая программа обществознание 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Кальчук Ольга Игоревна

Рабочая программа по учебнику под редакцией Боголюбова Л.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Статус документа

     Рабочая программа по обществознанию для основной школы 9 класс  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования, на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова  «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н.Боголюбова», М. : Просвещение», 2013.

       Рабочая программа по обществознанию  для 9 классов разработана в соответствии со следующими нормативными и методическими документами:

  1. Закон РФ «ОБ образовании»;
  2.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
  3.   Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  4.   Планируемые результаты основного общего образования;
  5. Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  6. Авторской программы Л.Н. Боголюбова  «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н.Боголюбова», М. : Просвещение», 2013
  7. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);
  8. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных  учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);
  9.  Основная образовательная программа основного общего образования МОУ-ООШ п. Тургенево

           Тематический план ориентирован на использование учебника «Обществознание»  9 класс Л.Н. Боголюбов и др., рекомендованный МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2015-2016 уч. г и содержание, которых соответствует  Федеральному государственному общеобразовательному стандарту основного общего образования.

          Учебник:

1.  Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю.Лазебникова и др.. - М. : Просвещение, 2016

         Дополнительная литература:

1. Поурочные разработки. Обществознание. 9 класс. Л. Н. Боголюбов, Е. И. Жильцова, А.  

    Т. Кинкулькин и др.

2.Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н.

    Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. М. :  

    Просвещение», 2013

Общая характеристика учебного предмета

          Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценною выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.

          Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), фундаментального ядра содержания общего образования. Она опирается на опыт создания курса обществознания для основной школы.

         Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Изучение обществознания ( включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лег), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности» гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической' и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

            Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.

          На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

          В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» дает обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков посвящается вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.

          Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с учётом уже сложившихся представлений (а возможно, и стереотипов и предубеждений) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению помогут реконструкция и анализ типичных социальных ситуаций и сложившихся практик поведения с позиций норм морали и права.

          Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчётливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.

         Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь её выпускникам осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

        Согласно  учебному  плану  МОУ-ООШ п. Тургенево  на  2016 –  2017 учебный  год  на  изучение  предмета «Обществознание»  в  9  классе  отводится  1  учебный  час  в  неделю итого 34 часа в год.

  1. УЧЕБНО-ТЕМТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

В структурном соотношении курс состоит из двух разделов: «Политика», «Право».

Раздел

Количество часов в авторской программе

Количество часов в рабочей программе

Введение

1

1

Политика

9

10

Право

18

22

Итоговый урок

1

1

ИТОГО:

29+6ч.резерв

34

Изменения, внесенные в авторскую учебную программу:

  • рабочая программа рассчитана на 34 часа (авторская программа – 35 ч.); сокращение объема учебного времени на 1 час объясняется количеством учебных недель по учебному плану школы; сокращение произведено за счет резервного времени, предусмотренного авторской программой (6 часов);
  • в связи с наличием резервного времени, предусмотренного авторской программой  в тему 1 «Политика» был добавлен 1 час: 1 час – на более глубокое изучение темы «Политические партии и движения»;
  • в авторской программе на изучение темы 2 «Право» предусмотрено 18 часов. Добавлено 4 часа резервного времени на более глубокое изучение: 1 час – темы  «Правонарушения и юридическая ответственность», 1 час  на детальное изучение темы «Конституция Российской Федерации. Основы Конституционного строя Российской Федерации» , 1 час на изучение темы «Семейные отношения», 1 час на более обширное изучение темы «Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов».

Основное содержание курса обществознания 9 класс

(34 часа)

Тема 1. Политика и социальное управление (10 ч)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Тема 2. Право (23 ч)

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Итоговый урок (1 час)

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать:

• биосоциальную  сущность  человека,  основные  этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе  решения  познавательных  задач  по  актуальным  социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и

 согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и фядушими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
  1. использование элементов причинно-следственного анализа;
  2. исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

перевод информации из одной знаковой системы в Другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  1. подкрепление изученных положений конкретными примерами;
  2. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  3. определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

  • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  • знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  • Мультимедийный компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экран проекционный.

Для учащихся:

1. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю.Лазебникова и др.. - М. : Просвещение, 2016

2. Рабочая тетрадь. Обществознание. 9 класс. О. А. Котова, Т. Е. Лискова.

Для учителя:

1.Боголюбов и др. Обществоведение. Человек. Право. Экономика. 2.  

    Методическое пособие для учителя. М: Просвещение, 2006.

2. Поурочные разработки. Обществознание. 9 класс. Л. Н. Боголюбов, Е. И.

    Жильцова, А. Т. Кинкулькин и др.

3. Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под

    ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И.,

    Иванова Л. Ф. и др. М. : Просвещение», 2013

4. Жадаев Д.Н. Обществознание. Компетентностно-ориентированные

     задания. 5,6,7 классы. – Ростов н/Д: Легион, 2011

Дополнительная литература для учителя:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2.Кодекс об административных правонарушениях.

3.Конституция Российской Федерации.

4.Семейный кодекс РФ.

5.Трудовой кодекс РФ.

6.Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. 7.Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М. : Айрис-Пресс,

   2010.

8.Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие

    для студентов пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. – М. :

    Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.

9.Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы ;

    тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – М. : Рольф Айрис-  

    Пресс, 2010.

10. Сычев, А. А. Обществознание : учеб. пособие / А. А. Сычев. – М. : Альфа-

    М, ИНФРА-М, 2010.

11.Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И.  

    Тюляева. – М. : Астрель, 2010.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО КУРСУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ  ДЛЯ 9 КЛАССА

Количество часов в год  - 34

Количество часов в неделю  - 1

Кол-во контрольных работ в год -  4

Кол-во самостоятельных работ в год  - 10

УМК

1. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией Л.Н. Боголюбова, Городецкой Н.И., Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2016

Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова. Методические рекомендации к учебнику .- М.: Просвещение; 2016

2. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс, пособие для учителей/под редакцией Л. Ф. Ивановой 2016

Программа

      1.Авторская : авторы -  Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев. Москва, «Просвещение», 2011 год


№ урока

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Основные требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, самостоятельной деятельности

Домашнее задание

Сроки выполнения

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Введение

Проблемный урок с элементами дискуссии

Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году.

Как добиваться успехов в работе в классе и дома

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.

Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса.

Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.

Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся

Устный опрос

08.09.2017

ГЛАВА I. «ПОЛИТИКА» (10 ч.)

2

Политика и власть

Урок-исследование

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики

Характеризовать власть и политику как социальные явления

Текущий контроль

§1

15.09.2017

3

Государство

Урок-характеристика

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства

Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства

Устный опрос

§2

22.09.2017

4-5

Политические режимы

Урок-исследование

Урок лабораторного типа

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире

Сопоставлять различные типы политических режимов.

Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства

Текущий контроль

Тест

§3

29.09.2017-06.10.2017

6

Правовое государство

Проблемный урок с элементами дискуссии

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ

Раскрывать принципы правового государства. Характеризовать разделение властей

Устный опрос

§4

13.10.2017

7

Гражданское общество и государство

Проблемный урок с элементами дискуссии

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ

Раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать местное самоуправление

Устный опрос

§5, практикум

20.10.2017

8

Участие граждан в политической жизни

Урок-исследование

Участие граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма

Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей.

Проиллюстрировать основные идеи темы на примерах из истории, современных событий, личного социального опыта.

Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни.

Обосновывать ценность и значимость гражданской активности.

Приводить примеры гражданственности

Текущий контроль

§6

27.10.2017

9-10

Политические партии и движения

Урок-исследование

Урок лабораторного типа

Политические партии и движения. их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах

Назвать признаки политической партии и показать их на примере одной из партий РФ.

Характеризовать проявления многопартийности

Текущий контроль

Тест

§7, практикум

10.11.2017

17.11.2017

11

Практикум по теме «Политика»

Урок-практикум

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.

Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия.

Находить нужную социальную информацию, адекпатно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей.

Анализировать реальные социальные ситуации.

Выбирать адекватные способы деятельности.

Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности

Контрольная работа

24.11.2017

ГЛАВА II. «ПРАВО» (22 ч.)

12

Роль права в жизни общества и государства

Проблемный урок с элементами дискуссии

Право, его роль в жизни человека, общества, государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства

Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы.

Сопоставлять позитивное и естественное право.

Характеризовать основные элементы системы российского законодательства

Устный опрос

§8

01.12.2017

13

Правоотношения и субъекты права

Урок-исследование

Сущность и особенности правоотношений, различия и возможности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного, субъекты правоотношений, правоспособность и дееспособность, физические и юридические лица, юридические действия, правомерные к противоправные юридические действия, события

Раскрывать смысл понятия «правоотношения», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений.

Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений».

Объяснять причины субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений.

Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.

Объяснять причины этих различий.

Называть основания возникновения правоотношений

Устный опрос

§9

08.12.2017

14-15

Правонарушения и юридическая ответственность

Проблемный урок с элементами дискуссии

Урок лабораторного типа

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности

Различать правонарушение и правомерное поведение.

Называть основные виды и признаки правонарушений.

Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения.

Объяснять смысл презумпции невиновности

Текущий контроль

Тест

§10

15.12.2017

16

Правоохранительные органы

Урок-характеристика

Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат

Называть основные правоохранительные органы РФ.

Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы.

Приводить примеры деятельности правоохранительных органов

Текущий контроль

§11

22.12.2017

17-19

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя

Урок-исследование

Урок лабораторного типа

Урок-практикум

Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы. Главные задачи Конституции.

Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина. Основ1гые принципы конституционного строя

Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы.

Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу.

Называть главные задачи Конституции.

Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ.

Характеризовать принципы федерального устройства РФ.

Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина

Устный опрос

Практикум

Тест 

§12-13

29.12.2018-19.01.2018

20-21

Права и свободы человека и гражданина

Проблемный урок с элементами дискуссии

Урок лабораторного типа

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ

Объяснять смысл понятия «права человека».

Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим документом.

Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав)

Текущий контроль

§14-15

26.01.2018-02.02.2018

22

Гражданские правоотношения

Урок-лекция

Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Зашита прав потребителя

Характеризовать особенности гражданских правовых отношений.

Называть виды и приводить примеры гражданских договоров.

Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних.

Находить и извлекать информацию о правах потребителя, предусмотренных законом РФ.

Раскрывать на примерах меры зашиты прав потребителей

Устный опрос

§16

09.02.2018

23-24

Право на труд.

Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя.

Урок-исследование

Трудовые правоотношения

Трудовые правоотношения.

Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Трудовые правоотношения. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях

Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений.

Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями.

Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях

Решение проблемных задач

§17, практикум

16.02.2018

25-26

Семейные правоотношения

Проблемный урок с элементами дискуссии

Урок лабораторного типа

Семейные правоотношения. Семейный кодеке РФ. Сущность и особенность семейных правоотношений. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей

Объяснять условия заключения и расторжения брака.

Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей.

Находить и извлекать информацию о семейных правоотношениях из адаптированных источников различного типа

Текущий контроль

Тест 

§18

02.03.2018-09.03.2018

27

Административные правоотношения

Урок-характеристика

Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Вилы административных наказаний

Определять сферу общественных отношений. регулируемых административным правом. Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения. Характеризовать значение административных наказаний

Текущий контроль

§19

16.03.2087

28

Уголовно-правовые отношения

Урок-характеристика

Основные понятая и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Указывать объекты уголовно-правовых отношений.

Перечислять важнейшие признаки преступления.

Отличать необходимую оборону от самосуда.

Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних

Текущий контроль

§20

23.03.2018

29

Социальные права

Урок-характеристика

Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона

Называть основные социальные нрава человека.

Раскрывать понятие «социальное государство».

На конкретных примерах конкретизировать основные направления социальной политики нашего государства

Текущий контроль

§21, практикум

06.04.2018

30-31

Международно-правовая зашита жертв вооружённых конфликтов

Проблемные уроки  с элементами дискуссии

Международное гуманитарное право.

Международно-правовая зашита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Зашита гражданского населения в период вооруженных конфликтов

Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения. Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены.

Объяснять значение международного гуманитарного права.

Раскрывать смысл понятия «военное преступление»

Круглый стол

§22

13.04.2018-20.04.2018

32

Правовое регулирование отношений в сфере образования

Урок-анализ

Законодательство в сфере образования. Получение образования — и право, и обязанность

Объяснять смысл понятия «право на образование».

Различать право на образование применительно к основной и полной средней школе.

Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование

Текущий контроль

§23

27.05.2018

33

Практикум по теме «Право»

Урок-практикум

Подведение итогов изучения темы "Право". Повторение основных понятий темы. Обсуждение проблемных вопросов

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.

Определять собственное отношение к реалиям социально-правовой деятельности. Формировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества.

Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций. Осознанно строить высказывания, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Практикум

04.05.2018

34

Заключительный урок

Провести диагностику результатов обучения в 9 классе.

Подвести итоги учебной работы за год

11.05.2018

Общеучебные организация своей учебной деятельности; формулирование ответов на вопросы учителя; установление причинно-следственных связей;самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.использование приемов работы с информацией (из материалов учебника, интернета и т. д.), дополняющей иасширяющей имеющиеся данные;

Принятие учебной задачи; адекватно воспринимают информацию учителя; планирование — составление плана ответа; работа с текстом параграфа и его компонентами; целеполагание — выполнение постановки учебной задачи на основе соотнесения  того, что уже известно, и того, что еще не известно

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и ясностью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 8 класс обществознание

Рабочая программа 8 класс обществознание...

Рабочая программа 9 класс обществознание

Рабочая программа 9 класс обществознание...

Рабочая программа "Обществознание" 6 класс

Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....

рабочая программа обществознание 9 класс база

рабочая программа по обществознанию 9 класс базовый уровень Л.Н. Боголюбов...

Рабочая программа 6 класс обществознание

Рабочая программа 6 класс обществознание...

Рабочая программа 10 класс обществознание

Рабочая программа 10 класс по обществознанию...

Рабочая программа обществознание 9 класс

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса, составлена в соответствии  с федеральным компонентом государственного образовательного  стандарта основного общего образования (приказ МО и ...