Краткосрочная образовательная программа дополнительного образования
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Попова Галина Федоровна

Краткосрочная образовательная программа дополнительного образования "Подготовка к прохождению ГИА" по обществознанию для 9-го класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl._gia._kratkosrochnaya_dopolnitelnaya_programma.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Краткосрочная образовательная программа дополнительного образования «Подготовка к прохождению ГИА» по обществознанию для 9 класса составлена в соответствии с  Федеральным компонентом государственного образовательно стандарта общего образования, утверждённым приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 № 609), на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова.

Принципы программы:  

  • Актуальность

Создание  условий для подготовки  учащихся к сдаче ГИА посредством актуализации их знаний.

  • Научность  

Обществознание - учебная  дисциплина,  представляющая  собой  синтез  наук,  объектом изучения которых является человеческое общество и отдельные стороны его жизни.

  • Системность  

Курс строится от актуализации теоретических знаний к практическим их применениям, от  решения  частных  задач    (конкретных  заданий  первого  уровня  конкретной образовательной линии) к решению общих.

  • Практическая направленность

Содержание программы  направлено  на  актуализацию  знаний  и  развитие необходимых  умений,  помогающих  как  успешно  пройти  ГИА,  так  и  применять    их  в повседневной социальной практике.  

  • Обеспечение мотивации

1)  развитие и поддержание интереса к обществознанию как к науке

2) прохождение  данного  курса  способствует  систематизации  знаний  по обществознанию и, тем самым, облегчает стартовые возможности для изучения предмета в старшей школе

  • Реалистичность

С  точки  зрения  возможностей  усвоения  основного  содержания  программы  –  возможно освоение  за 15 часов,    и  к  тому  же  дополнительное  обстоятельство,  позволяющее реализовать  данную  программу  -  хорошая  мотивация  у  учащихся,  так  как  они  сами

выбрали данный предмет для сдачи в форме ГИА.

  • Данная программа одновременно и ориентационная

Она расширяет кругозор, совершенствует знания и умения, удовлетворяет познавательный интерес  школьников  к  общественным  проблемам,  осуществляет  теоретически- практическое знакомство учащихся с возможностью решения многих проблем общества и конкретной личности.

Цель  программы:  подготовка  учащихся  9  классов  к  успешной    государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.

Задачи программы:

1.  Помочь  в  формировании  у  учащихся  целостной  картины  общества, соответствующей  и  адекватной  современному  уровню  знаний  о  нём  доступной  по содержанию для подростков 14-15-летнего возраста;

2.  Обобщить и закрепить у учащихся знания об основных сферах жизни общества, о формах  регулирования  общественных  отношений,  выполнении  типичных  социальных ролей человека и гражданина;

3.   Развивать  умение  находить  и  систематизировать,  критически  осмысливать социальную  информацию  из  различных  источников,  анализировать  и  обобщать полученные данные;

4.  Способствовать  углублению  интереса  к  изучению  социальных  и  гуманитарных дисциплин;

5.  Способствовать  повышению  мотивации  к  высокопроизводительной  учебной деятельности;

6.  Развивать умение применять знания, полученные в ходе социальной практики, для решения конкретных обществоведческих задач

7.  Формировать  опыт  применения  полученных  знаний  и  умений  для  определения собственной  позиции  в  общественной  жизни,  для  осуществления  гражданской  и общественной деятельности, развития межличностных отношений.

Срок реализации:  февраль – май 2019 г.

Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.

Ожидаемый результат

к окончанию  обучения обучающиеся должны:

Знать/понимать:

1.1  социальные  свойства  человека,  его  взаимодействие  с другими людьми

1.2  сущность  общества  как  формы  совместной  деятельности людей

1.3  характерные  черты  и  признаки  основных  сфер  жизни общества

1.4  содержание  и  значение  социальных  норм,  регулирующих общественные отношения

Уметь:

2.1  описывать  основные  социальные  объекты,  выделяя  их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли

2.2  сравнивать  социальные  объекты,  суждения  об  обществе  и человеке; выявлять их общие черты и различия

2.3  объяснять  взаимосвязи  изученных  социальных  объектов  (включая  взаимодействия  общества  и  природы,  человека  и общества,  сфер  общественной  жизни,  гражданина  и государства)

2.4  приводить  примеры  социальных  объектов  определенного типа,  социальных  отношений;  ситуаций,  регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах

2.5  оценивать  поведение  людей  с  точки  зрения  социальных норм, экономической рациональности

2.6  решать  в  рамках  изученного  материала  познавательные  и практические  задачи,  отражающие  типичные  ситуации  в различных сферах деятельности человека

2.7  осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов С

В результате прохождения программы «Подготовка к прохождению ГИА» у обучающихся формируются следующие умения:

Рефлексивные: соотносить объекты познания со своим жизненным опытом; определять основания и способы своих и чужих действий; определять способы видения мира другими людьми;

Логические: сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному; оперировать с абстракциями различной степени сложности; выдвигать гипотезы;

Текстовые: уметь освещать материал логически, последовательно; при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;

Коммуникативные: вести дискуссию; проявлять толерантность.

Основные виды деятельности учащихся:

•  индивидуальная  самостоятельная  работа  по  систематизации  теоретических сведений по теме занятия в процессе предварительной подготовки к занятию (прочтение и осмысление  теоретического  материала,  составление  плана  конспекта,  схемы, предварительный  подбор  ситуативных  примеров  социальной  действительности  в соответствии с темой);  

•  индивидуальная работа по выполнению заданий ГИА:

-  решение тестовых заданий;

-  решение заданий на анализ признаков событий или явлений;

-  решение заданий на классификацию событий, явлений;

-  решение  заданий  на  умение  дать оценку  взглядам,  подходам, событиям,  процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

-  составление простого плана

•  парная работа  

•  групповая работа

•  творческая работа  (составление кроссвордов по терминам и др.)

•  прохождение  компьютерного  тестирования  по  теоретическим  основам образовательных линий ( в соответствии с Кодификатором)

•  онлайн тестирование на проверенных учителем бесплатных сайтах Интернета.

Формы контроля и подведение итогов реализации:

•  Проверка планов-конспектов, схем, составленных учащимися дома

•  Во  внеурочное  время  принятие  учителем  теоретических  зачётов  по образовательным линиям Кодификатора (индивидуально)

•  Взаимопроверка теоретической подготовленности учащихся

•  Компьютерное тестирование по освоенной теме

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Особенности ГИА по обществознанию. Кодификатор.  Спецификатор.  Система

оценивания. Демоверсия ГИА.  

1

2

Человек и общество

2

3

Сфера духовной культуры

2

4

Экономика

3

5

Социальная сфера

2

6

Сфера политики и социального управления

2

7

Право

3

СОДЕРЖАНИЕ

 Особенности  ГИА  по  обществознанию.  Кодификатор.  Спецификатор.  Система оценивания. Демоверсия ГИА.  

 

Раздел I. Человек и общество    

 Человек  и  общество.  Человек  и  человечество,  личность.  Общество  -  как  форма жизнедеятельности  людей.  Взаимодействие  природы  и  общества.  Основные  сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра,  учеба).  Человек  и  его  ближайшее  окружение.    Межличностные  отношения.   Общение.  Межличностные  конфликты  и  их  конструктивное  разрешение.  Человек  и общество.

Раздел 2. Сфера духовной культуры  

 Сфера  духовной  культуры  и  её  особенности.  Религия,  религиозные  организации  и объединения,  их  роль  в  жизни  современного  общества.  Свобода  совести.  Мораль. Гуманизм.  Патриотизм,  гражданственность.  Наука  в  жизни  современного  общества. Образование  и  его  значение  в  условиях  информационного  общества.    Возможности получения  общего  и  профессионального  образования  в  Российской  Федерации.  Сфера духовной культуры.  

Раздел 3. Экономика  

Экономика,  её  роль  в  жизни  общества.  Товары  и  услуги,  потребности  и    ресурсы, ограниченность  ресурсов.  Экономические  системы  и  собственность.  Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции  государства.  

Раздел 4. Социальная сфера

 Социальная  структура  общества.  Семья  как  малая  группа.  Отношения  между поколениями.    Многообразие  социальных  ролей  в  подростковом  возрасте.  Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека  и  общества.  Социальная  значимость  здорового  образа  жизни.  Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.

Раздел 5.   Сфера политики и социального управления  

Власть.  Роль  политики  в  жизни  общества.  Понятие  и  признаки  государства.  Разделение  властей.  Формы  государства.  Политический  режим.  Демократия.  Местное самоуправление.  Участие  граждан  в  политической  жизни.  Выборы,  референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной  жизни страны.  Гражданское общество и правовое государство. Сфера политики и социального  управления.

Раздел 6.  Право  

 Право,  его  роль  в  жизни  общества  и  государства.  Нормы  права.  Нормативный правовой акт.  Понятие правоотношений.  Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды  юридической  ответственности.  Конституция  РФ.  Основы  конституционного  строя РФ.  Федеративное  устройство  России.  Органы  государственной  власти  Российской Федерации.    Гражданские  правоотношения.    Права  собственности.  Права  потребителей. Семейные  правоотношения.  Права  и  обязанности  родителей  и  детей.    Право  на  труд  и трудовые  правоотношения.  Трудоустройство  несовершеннолетних.  Административные правоотношения,    правонарушения  и  наказания.  Основные  понятия  и  институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их  гарантии.  Конституционные  обязанности  гражданина.    Права  ребёнка  и  их  защита. Особенности  правового  статуса  несовершеннолетних.  Механизмы  реализации  и  защиты прав  и  свобод  человека  и  гражданина.  Международно-правовая  защита  жертв вооружённых конфликтов.

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.  Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008.

2.   Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М. : Школа-Пресс, 2000.

3.  Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгофад : Учитель, 2006. - 123 с.

4.  Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

5.  Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.

6.  Конституция Российской Федерации.

7.  Соболева О.Б. Педагогические риски обучения обществознанию на основе использования личного социального опыта учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. - № 6.

8.  Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Обществознание/ ФИПИ авторы- составители:  О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Эксмо, 2018.

9.  ГИА-2018. Экзамен в новой форме. Обществознание. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Астрель, 2018.

10. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2018/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова– М.: Интеллект-Центр, 2018

Электронные ресурсы

1.  http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

2.  http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов

3.  http://www.humanities.edu.ru - портал социально - гуманитарное образование

4.  http://lib.thewalls.ru/ - электронная библиотека политической литературы

5.  http://www.vmoisto.narod.ru/index.html - Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования «Капитошка» (Образовательные области: « Познание», « Художественное творчество»)

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного во...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...