Открытый урок в 8 классе "Социальные статусы и роли"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Левшенкова Лилия Владимировна

В материале представлена технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_8_klasse_sotsialnye_statusy_i_roli.docx47.73 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (СЦЕНАРИЙ) ОТКРЫТОГО УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 8 КЛАССЕ

Тема урока

СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И РОЛИ

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Формирование представлений о социальных позициях, занимаемых человеком в обществе.

Образовательные  ресурсы

Учебник «Обществознание», 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2021. Рабочая тетрадь к учебнику.

План урока

  1. Социальная позиция человека в обществе
  2. Социальная роль и ее виды

Личностно значимая проблема

Позорно ничего не знача, быть притчей на устах у всех

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Социальный статус, социальная роль, гендерные различия

Учитель

ЛЕВШЕНКОВА ЛИЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Класс

8

Дата проведения

февраль 2021 г.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу

Получат возможность научиться: 

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать  необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II.

Актуализация

знаний

7

Беседа по изученному материалу.

В начале урока проводится беседа в ходе которой дети  повторяют пройденное на прошлом уроке.

В чем выражается социальное неравенство? Какой процесс называют социальной мобильностью? Назовите основные виды социальных групп. Проверим правильность схемы

Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Записывают тему.

Предлагают версии. Составляют план деятельности

Работа в парах

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.  Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

1. Работа

в тетради

Устные ответы

III.

Изучение

нового

материала

17

Беседа с учащимися

Самостоятельная работа с учебником

Объяснение учителя

Объяснение учителя

Практическая работа.

Беседа с учащимися

Самостоятельная работа

Беседа с учащимися?

Возьмите, пожалуйста, листочек,  в левой части которого нарисуйте привлекательного для Вас человечка. Представьте, что этот человечек – Вы. В течение минуты,  напишите ответ на вопросы: «Кто ты?»

Как  можно назвать все то, что Вы о себе написали?

На доске записываем проблему: Как определяется положение человека в обществе,  и какие виды оно имеет?

Учащимся предлагается прочитать первое предложение параграфа. Какой характер (смысл) носит (имеет) 1 предложение?

Учитель предлагает прочитать 2 предложение. Выскажите свое мнение относительно характера этого предложения.

Что такое «социальный статус», являющийся компонентом социальной структуры?

Учитель сообщает, что различают предписанный и достигаемый статусы. Учитель даёт классу задание для работы в парах в течение 10 минут. Составить схему «Виды статусов».

Учащимся предлагается слайд с изображенными на нем   картинками.

Глядя на слайд, назовите социальные роли, которые характерны для школьников. Назовите социальные роли, которые характерны для взрослых.

Используя свои новые знания, выполните задания. Учитель даёт классу задание для работы в течение 3 минут на отработку  материала. Необходимо обозначить название колонок и привести в соответствие виды статусов и примеры их иллюстрирующие.

 1. Мачеха 2. Депутат, 3.  Жена, 4. Президент,  5. Принцесса, 6. Башкир, 7. Полковник 8. Монголоид, 9. Юноша

прирожденный

приписанный

достигаемый

Какой вывод по проблеме урока мы можем сделать? Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

В начале урока Вы пытались ответить на вопрос «Кто я?». Какой  ответ Вы могли дать?

Ребята записывают на листочках: ученик, девочка, спортсменка... Несколько ребят зачитывают свои записи.

Ребята предлагают свои варианты. В тетрадь записываем проблему: Как определяется положение человека в обществе,  и какие виды оно имеет?

Это определение понятия «социальная структура».

Высказывают свое мнение, обозначая, что это другое определение понятия «социальной структуры». Вычитывают определение понятия «социальный статус».

Записывают определение понятия   «Социальный статус» в  тетрадь, записывают  составленный кластер.

Учащиеся слушают учителя и затем составляют схему «Виды статусов».

Учащиеся читают текст и выполняют задание учителя. Затем озвучивают результат.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Ребята сравнивают свои ответы и образец.

прирожденный

приписанный

достигаемый

6,8, 9

1, 3,4,

2, 4, 7

Ученики предлагают разные выводы по проблеме урока.

Примерный вывод по проблеме урока:

Человек в обществе является членом различных социальных групп и соответственно занимает  разное положение. Положение человека в обществе, определяемое его полом, возрастом, образованием, профессией, называется «социальным статусом». Статусы бывают разного вида. Перечисляют их, называя их характеристики. Каждому статусу соответствует социальная роль

Работа в парах

Фронтальная

работа.

Индивидуальная работа.

Фронтальная работа

Работа в парах

Фронтальная работа

Индивидуальная работа.

Фронтальная работа

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение,  ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное

 Устные ответы

Записи  в тетради.

Устные ответы

Записи в тетради

Записи в тетради

Устные ответы и записи в тетради

Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Самостоятельная работа с текстом учебника

Проводится беседа в ходе которой возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:

- В одной американской детской книге автор пишет: «Нет ничего, что мы могли бы попробовать. Ты можешь сделать все, что ты видишь не зависимо от того, кто ты – мальчик или девочка». Разделяешь ли ты такой взгляд на гендерные роли?

- Что нового о социальных статусах и ролях вы узнали сегодня?

- Какие выводы можно сделать?

Учащиеся проводят осмысление ранее изученного, составляют кроссворд и выполняют задания в рабочей тетради. После этого анализируют проблему поставленную в начале урока и находят ее решение.

Работа в парах

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

- Что определяет статус человека?

- Чем предписанный статус отличается от достигаемого? Каковы особенности статусной позиции молодых людей в обществе?

- Что входит в понятие социальная роль?

- Что такое гендер?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно)

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

Конкретизирует домашнее задание

Домашнее задание: § 24, термины (в тетради)

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Социальные статусы и роли"

Урок обществознания.  8 класс.  Учебник Л.Н. Боголюбова. На уроке используется интерактивная доска SMART board....

Открытый урок по теме "Эндокринная система. Роль эндокринной регуляции", 8 класс.

Материалы для проведения открытого урока по теме: "Эндокринная система. Роль эндокринной регуляции" включают в себя план-конспект открытого урока и в качестве приложегний: компьютерную презентацию, ма...

Открытый урок в 5 классе "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Дата: 2. 12.2014Время проведения: 10.20-11.00Класс: 5а.Тема: «Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я» Категория участников по статусу: учащиеся общеобразовательной школы.Краткая характеристика ...

Урок обществознания "Социальные статусы и роли" в 8 классе

Урок обществознания "Социальные статусы и роли" в 8 классе...

Рабочий лист к уроку по теме "Социальные статусы и роли"

Рабочий лист к уроку  по теме "Социальные статусы и роли" поможет организовать самостоятельную работу учащихся с текстом учебника "Обществознание 8 кл", автор - Л.Н.Боголюбов....

Открытый урок " Социальный роли и статусы"

Цели урока:Образовательная - учащиеся узнают, что такое социальные роли и социальные статусы, санкции и их вид. Научатся выделять главный социальный статус.Развивающая - развивать умение анализировать...

Открытый урок обществознания 8 класс, тема:"Социальные статусы и роли"

Урок предусматривает  использование интерактивных методов и приемов ТРКМ, что позволяет учащимся качественно усваивать материал....