конспект урока "Одноклассники,сверстники, друзья"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)

Сарыглар Азияна Кайгаловна

план-конспект урока по обществознанию в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx39.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обществознания в 5 классе в условиях реализации ФГОС по теме «Одноклассник, сверстники, друзья».

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: раскрыть значение понятий дружба, сверстники, одноклассник; способствовать формированию представления о роли дружбы в жизни подростка.

Планируемые результаты:

-предметные:

 научиться характеризовать дружбу между подростками, различать понятия друг, товарищ, сверстник; понимать роль основных нравственных и правовых понятий как решающих регуляторов общественной жизни; руководствоваться этими нормами в повседневной жизни

-метапредметные:

организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение; формулировать и аргументировать свое мнение; соотносить свои действия с планируемыми результатами;

-личностные:

формировать  доброжелательное и осознанное отношение друг к другу; достигать ценностных ориентиров и ответственного поведения.

Образовательные ресурсы:

- мультимедийная презентация, поурочная разработка

Оборудование:

-проектор, электронная доска, учебник, рабочие листы  с заданиями по  группам

Тип урока:

- изучение нового материала.

Термины и понятия: дружба, сверстники, одноклассники

Ход урока:

I. Организационный момент. Мотивация

Доброе утро!

 У меня отличное настроение! А у вас? А если у вас хорошее настроение, то как вы можете подарить его окружающим? Конечно улыбкой! У нас на уроке гости, улыбнитесь, пожалуйста, им, улыбнемся друг другу, и соседу по парте. Я желаю, что бы хорошее настроение у вас сохранилось до конца урока!

2. Актуализация:

Прошу внимание на экран.(видео-ералаш)

Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.

  1. Где происходят событие ролика?
  2. Кто эти дети друг другу?
  3. Что объединяет этих детей?
  4. Сколько им лет?

Данные вопросы я вам задала не зря. Подумайте, о ком и о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Как обозначим нашу тему?

Прекрасно!!! Итак, тема нашего урока «Одноклассники, сверстники, друзья»( Презентация)

Определение цели и задач урока. Постановка учебной задачи.

Казалось бы, все понятно в названии этой темы, на самом деле, она несет в себе глубокий нравственный смысл и содержит множество серьезных вопросов, требующих серьезных размышлений. Как  вы думаете, о чем? В чем хотелось бы вам разобраться? Что нового узнать, изучая эту тему?

- дать определение: одноклассники, сверстники, дружба;

- какие мы одноклассники?

- важна ли дружба в жизни?

- какой ты друг?

На доску вывешиваются лист с задачами.(Приложение №1)

Я слышала однажды одну легенду о том, что в наших степях есть одно волшебное место. Кто его находит – становится «Осведомленным». По интернет – источникам я восстановила карту пути в то место. Путь туда нелегкий, идти надо долго, преодолевая  трудности, которые встретятся на пути, помогать друг другу, слушать учителя. Говорят, не все доходили до того места, но мы дойдем, правда? И когда дойдем, узнаем, как переводится это таинственное название.

 В поход за истиной возьмем с собой рабочий лист для ответов (Приложение №2), все что вы видите на парте, и конечно «карту пути». На ней обозначены места, где мы будем останавливаться и задания, которые мы должны будем выполнить, чтобы дойти до цели. Итак, в путь!!!

Для начала нужна подготовка. Определяем значения слов: одноклассники, сверстники, дружба.

ОДНОКЛАССНИКИ –ребята, которые учатся в одном классе.

СВЕРСТНИКИ- это ребята, которым столько же лет, сколько и вам.

ДРУЖБА- Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Открытие детьми новых знаний

Учитель: Итак, мы вооружились определениями основных понятий -начинаем путь.

Первая остановка- «Полянка одноклассников».

Задание 1. Давайте составим образ одноклассников. («Кластер»)

Очень разные образы у нас вырисовываются

Учитель: В каждом классе бывает всякое: вы ссоритесь и миритесь, обижаете других и обижаетесь сами, но такое бывает от того, что люди не всегда хорошо знают друг друга. Давайте проверим, хорошо ли  вы знаете своих одноклассников.

Задание 2. Заполните пропуски, продолжите текст: В нашем классе ________ человек. Девочек _____, мальчиков _______. Среди них сверстников ______. Голубоглазых ______, кареглазых ______.

Обладателей талантов _____, Лучшие математики класса ____________________.

Лучшие спортсмены ____________________________. Лучше всех рисуют _____________________________. Самые весёлые _________________________________. Всегда готовы прийти на помощь _______________. 

Задание 3. Чтобы жить в согласии с окружающими, люди придумали правила общения. Я предлагаю вам в группах составить ваши правила общения в вашем классе. А за основу взять текст учебника и ваш жизненный опыт, ведь вы уже вместе 5 год.

О том какие вы одноклассники поговорили, движемся дальше.

Вторая остановка: ПРИВАЛ: Какой? Посмотрите и определите.

Мультик про дружбу.

Про друзей и дружбу существует огромное количество пословиц и поговорок.

Задание 4.  «Наведите порядок»: У вас есть пословицы и поговорки. Каждый берет по одной, собирает и объясняет ее смысл.

Друзья познаются в беде.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Старый друг лучше новых двух.

Нет друга – ищи, нашел – береги.

Спасибо, вы молодцы!  Вы очень хорошо справились с этим заданием

Ребята, а всегда ли надо говорить правду в глаза? Ведь  правдой можно и обидеть, не зря ведь говорят: «Гору ветер рушит, а людскую дружбу – слово». Нет ли тут противоречия? Какую правду можно сказать другу? 
(уч-ся делают вывод, что нельзя говорить о физических недостатках, которые человек не в силах исправить. Это может обидеть. А о поступках, которые совершает сам человек – можно, для того, чтобы сделать друга лучше)

Хорошо!  Интересно было на привале? Так важна ли дружба в жизни?

Учитель: Ребята запомните: Способность к дружбе, умение дружить, выбор друзей, сохранение дружбы – одно из важнейших качеств человека.

А сейчас мы отдохнем и разминку проведем.

Физминутка:

На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзьям физкульт-привет!

Движемся дальше. Пока идем, давайте поразмышляем. Сегодня мы очень часто повторим слово «дружба». Если есть дружба, значит есть - друг. А зачем человеку друг?

Наверное, вы уже задаете себе очень важный вопрос : А какой друг Я?

3 остановка. Ребята, мы подошли к одной из походных стоянок, на которой попытаемся ответить на этот вопрос. Но что я вижу! Одинокое дерево без листьев. Какие мысли пришли вам в голову, когда вы увидели дерево?

Попробуйте закончить предложение: Дерево без листьев, (что человек без друзей). 

Задание 5. Давайте украсим его цветными листьями, чтоб было оно радостное, красивое, чтоб люди любовались им на привале!!! Прикрепите листочки. Каждый лист  - это черта характера, которая помогает быть хорошим другом и быть  счастливым в дружбе! Повесьте свой листочек на дерево!

А какие чувства сейчас вызывает у вас это дерево? Если сделать рамку это будет картина сильного прекрасного дерева. Пусть это будет символом вашей дружбы.

Задание 6. Следующее задание  «Синквейн»

  1. Друзья
  2. Отзывчивые, надежные
  3. Помогут, поддержат, поймут
  4. Никогда не подведут
  5. Опора

И вот выполнив все задания, в разговорах, размышлениях мы дошли до этого таинственного места.

Я поздравляю вас с успешным окончанием похода!

Д.З.  Написать мини-сочинение «Мой лучший друг». Вы должны дать словесный портрет друга или подруги. Рассказать об увлечениях и достижениях своего друга.

Рефлексия

А сейчас продолжите фразы:

-Сегодня на уроке я узнал...

-Было интересно…

- Было трудно …

- Я научился …

Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.

 А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Самооценка, оценка учителя.

Завершение урока. Сейчас, ребята, я попрошу вас подняться со своих мест. Я предлагаю вам взяться за руки, встать поближе друг к другу, чтобы почувствовать плечо своих одноклассников. Я думаю, что такое объединение можно рассматривать положительно, потому что среди вас нет таких, которые остались бы в одиночестве. Это замечательно. Ребята, вы должны помнить о том, что вы коллектив и у вас есть общие цели, задачи, интересы.

Я от души желаю вам беречь и хранить дружбу.

Рабочий лист ответов.

1 группа

   Число:__________

Тема: ____________________________________

Одноклассники ____________________________________________________

________________________________________________________________Сверстники _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Дружба_____________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1. Кластер: «Образ одноклассников и одноклассниц»

        

Задание 2. Заполните пропуски, продолжите текст: В нашем классе ________ человек. Девочек _____, мальчиков _______. Среди них сверстников ______. Голубоглазых ______, кареглазых ______.  Обладателей талантов _____,

3. Правила общения в вашем классе:

  1. __________________________
  2. __________________________
  3. __________________________

Задание 3. Правила общения в вашем классе:

  1. __________________________
  2. __________________________
  3. __________________________

Задание 6.

  1. Друзья

А сейчас продолжите фразы:

-Сегодня на уроке я узнал...

-Было интересно…

- Было трудно …

- Я научился …

Рабочий лист ответов.

2 группа

   Число:__________

Тема: ____________________________________

Одноклассники ____________________________________________________

________________________________________________________________Сверстники _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Дружба_____________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1. Кластер: «Образ одноклассников и одноклассниц»

        

Задание 2. Заполните пропуски, продолжите текст: Лучшие математики класса ____________________. Лучшие спортсмены ____________________________. Лучше всех рисуют _____________________________. Самые весёлые _________________________________. Всегда готовы прийти на помощь _______________.

Задание 3. Правила общения в вашем классе:

  1. __________________________
  2. __________________________
  3. __________________________

Задание 6.

  1. Друзья

А сейчас продолжите фразы:

-Сегодня на уроке я узнал...

-Было интересно…

- Было трудно …

- Я научился …

УМНЫЙ

ГЛУПЫЙ

ЗЛОЙ

ЧУТКИЙ

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

СМЕЛЫЙ

ЧЕСТНЫЙ

ВРУН

ОТЗЫВЧИВЫЙ

 

ЖАДНЫЙ

ГРУБЫЙ

ДОБРЫЙ

ЯБЕДА

НАСМЕШНИК

СПРАВЕДЛИВЫЙ

ТЕРПЕЛИВЫЙ

НАДЁЖНЫЙ

ВЕРНЫЙ

РЕШИТЕЛЬНЫЙ

 

беде познаются  Друзья в.

твой кто друг и мне скажу кто Скажи я друг ты.

друг Старый новых двух лучше.

нашел друга береги Нет ищи,

Инструкция по составлению синквейна

  Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Существует несколько видов синквейна.

  • Первая строка — заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают характеристику выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими дейсвтия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно предложение,  характеризующее суть предмета или объекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по дополнительному образованию "Мы - друзья птиц!"

Цель данного занятия научить детей делать кормушки из бросового материала - 5-и литровых пластиковых бытылок. При совместной работе детей и взрослого получаются прекрасные кормушки, прочные и дол...

конспект урока "Мои друзья. Повторение знаний, умений и навыков основных видов РД"

Урок проведен на заключительном этапе изучения темы "Мои друзья" во 2 классе по программе "Английский с удовольствием!". Урок является интегрированным, т.к. знакомит детей со странами изучаемого языка...

Конспект занятия "Мы друзья природы"

Конспект занятия для начальных классов. Содержание: обобщение знаний детей о природе, формирование интереса к проблемам охраны природы....

План-конспект урока"Школьные друзья навсегда"

Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов действий.  Цели урока: Активизация лексических единиц темы в речи.Создание условий для совершенствования монологической и...

Конспект урока "Мои друзья-животные" в 6 классе по французскому языку

Урок рассчитан на аудиторию учащихся, изучающих французский язык как второй иностранный по УМК "Синяя птица"...

Конспект внеурочного занятия «Друзья в Интернете»

В данной разработке обсуждаются риски, связанные с общением с незнакомцами в Интернете, правила поведения. Выделяются признаки, на которые следует обращать внимание при знакомстве с другими людьми. Та...

конспект занятия "Неразлучные друзья - взрослые и дети""

1 июня. Этот день посвящен Международному Дню защиты детей и сохранению мира на земле. Этот день олицетворяет дружбу и взаимопонимание между взрослыми и детьми. И по традиции, неразлучные друзья, взро...