Рабочая программа по ОУД.05 "Обществознание"
рабочая программа по обществознанию

Калабаева Мария Ивановна

Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (включая ЭКОНОМИКУ и ПРАВО) для профессиональных образовательных организаций (Автор —А. Г. Важенин, доцент кафедры философии, социологии, политологии и истории Российского университета кооперации, кандидат исторических наук.) с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования

         Программа учебной дисциплины ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  предназначена для групп, обучающихся по профессиям  СПО:

35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства»

43.01.09  «Повар - кондитер»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.prog_._obshch._master.docx63.07 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РМ

ГБПОУ РМ «АТЯШЕВСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»

                                                                                                                                 «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                      Директор ГБПОУ РМ

«Атяшевский аграрный техникум»

                                                                         _______________ Петрушкин А.И.

                                                                                                 «____»  ____________ 2018 г.

                              РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОУД.05 «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

для специальностей среднего профессионального образования

«Общеобразовательный цикл»

основной профессиональной образовательной программы СПО

                                                                       

2018

         

Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ для профессиональных образовательных организаций (Автор — А. Г. Важенин, доцент кафедры философии, социологии, политологии и истории Российского университета кооперации, кандидат исторических наук.)

         Рецензенты: В. Э. Багдасарян, декан факультета истории политологии и права Московского государственного областного университета, доктор исторических наук, профессор; Н. В. Карякина, преподаватель истории и обществознания ГАПОУ «Московский образовательный комплекс им. В. Талалихина» г. Москвы) с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования

         Программа учебной дисциплины ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  предназначена для групп, обучающихся по профессиям  СПО:

35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства»

43.01.09  «Повар - кондитер»

Разработчик:

 Калабаева М.И., преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБПОУ  РМ «Атяшевский аграрный техникум»

               Рекомендована методической комиссией общеобразовательных дисциплин, протокол № 1 от  04.09.2018 г.                


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                         4

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                          5                                                                  

3.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                              6

4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ          8

 5.ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ                                                          15

 6. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  СТУДЕНТОВ                                                                                                         17

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ              19                                                                                          

8.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА                                                              19

1.   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

             Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих целей: • воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового само- сознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;

 • развитие личности на стадии начальной социализации, становление право- мерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;

• углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;

• умение получать информацию из различных источников, анализировать, си- стематизировать ее, делать выводы и прогнозы;

• содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;

• формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;

 • применение полученных знаний и умений в практической деятельности в раз- личных сферах общественной жизни.

               В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ). Программа учебной дисциплины «Обществознание» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ с учетом специфики программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.      Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ). 5

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

              Учебная дисциплина «Обществознание» имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами. Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью. Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся профессиональных образовательных организаций СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей. Реализация содержания учебной дисциплины «Обществознание» предполагает дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной, динамично развивающейся, самоорганизующейся системы. В процессе освоения учебной дисциплины у студентов закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина. При этом они должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение обществознания имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов. При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического, естественно- научного профилей профессионального образования интегрированная учебная дисциплина «Обществознание», включающая экономику и право, изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования. При освоении специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования дисциплина «Обществознание», включающая экономику и право, изучается также на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но более углубленно с учетом осваиваемой профессии или специальности. При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально-экономического профиля профессионального образования обществознание изучается без включения экономики и права. Изучение обществознания завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета или экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов 6 в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ)

4.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

 • личностных

: − сформированность  мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

 − российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему на- роду, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

 − гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

 − толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

-эффективно разрешать конфликты;

− готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

 − осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

 • метапредметных:

−умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

−владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

−готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и  интерпретировать информацию,  получаемую из  различных источников;

−умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и  организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

−умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

−умение самостоятельно оценивать и  принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

− владение языковыми  средствами: умение ясно, логично и  точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания

• предметных:

− сформированность  знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

 − владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

− сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

− сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; − владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

 − сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции не- достающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Обществознание как учебный курс. Социальные науки.  Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при  освоении профессий СПО  и специальностей СПО.

1. Человек  и общество

1.1. Природа  человека,  врожденные  и приобретенные качества

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и  мышление. Виды деятельности. Творчество.  Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение

Формирование характера, учет  особенностей характера  в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.

 Социализация личности. Самосознание и  социальное поведение. Цель и  смысл человеческой жизни.

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее  критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

Свобода как условие самореализации  личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за  его последствия. Гражданские качества личности.

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде  молодежи.

1.2. Общество  как сложная  система

Представление об обществе как  сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их  функции.

Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на  природную среду.

Многовариантность общественного развития.  Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.

Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их  опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

2. Духовная  культура человека и общества

2.1. Духовная культура  личности  и общества

Понятие о культуре. Духовная культура личности и  общества,  ее  значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура  — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и  духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и  взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

2.2. Наука и образование  в современном  мире

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого,  его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

Образование как способ  передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и  общества. Правовое регулирование образования.  Порядок приема в образовательные учреждения  профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.

 2.3. Мораль,  искусство  и религия  как элементы  духовной культуры

Мораль. Основные принципы  и  нормы морали. Гуманизм. Добро  и  зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном  мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

Практическое занятие №1

«Духовный мир личности».

3. Экономика

3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические  системы

Экономика семьи. Экономика как наука и  хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная  стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента  и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост  и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

3.3. Рынок труда и безработица

Спрос  на  труд  и его  факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на  рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.

Практическое занятие №2 «Рациональный потребитель»

3.4. Основные  проблемы  экономики России.

Элементы  международной экономики

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее  экономические  институты.  Основные проблемы экономики России и  ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

Организация международной торговли. Государственная политика в  области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
4. Социальные отношения

4.1. Социальная роль  и стратификация

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация.  Социальная мобильность.

Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

4.2. Социальные нормы и конфликты

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного  поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов.  Пути разрешения социальных конфликтов.

4.3. Важнейшие  социальные общности и группы

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

Молодежь как социальная  группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их  разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.  Семейное право и  семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

Практические занятия Социальная стратификация. Виды социальных норм. Социальные конфликты.

Социальная стратификация в современной России. Межнациональные отношения.

Семья в современной России.

5. Политика

5.1. Политика  и власть.  Государство в политической системе

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы.

Формы государства: формы правления,  территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.

Правовое государство, понятие и признаки.

5.2. Участники  политического процесса

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его  типы. Причины и особенности экстремистских  форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и  ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Политические партии и  движения, их  классификация.  Современные идейно политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

Практическое занятие № 3 «Роль средств массовой информации в политической жизни общества.»

6. Право

6.1. Правовое  регулирование общественных  отношений

Юриспруденция как общественная наука.

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы.

Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их  характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их  структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков.

Юридическая ответственность и ее задачи.

6.2. Основы конституционного права Российской  Федерации

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской

Федерации. Адвокатура. Нотариат.

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

Право граждан РФ  участвовать в управлении делами государства. Право на  благоприятную окружающую среду.

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Практическое занятие № 4 «Правовой статус личности в РФ»

6.3. Отрасли  российского  права

Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на  движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на  работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

Право в системе социальных норм. Система права. Формы права. Конституционное право.

Права и обязанности человека и гражданина. Гражданское право.

Трудовое право. Административное право. Уголовное право.

Практическое занятие №5 «Особенности гражданско-правовых, семейно-правовых и уголовно-правовых отношений»

Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов:

  1. Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.
  2. Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.
  3. Проблема познаваемости мира в трудах ученых.
  4. Я или мы: взаимодействие людей в обществе.
  5. Индустриальная революция: плюсы и минусы.
  6. Глобальные проблемы человечества.
  7. Современная массовая культура: достижение или деградация?
  8. Наука в современном мире: все ли  достижения полезны человеку?
  9. Кем  быть? Проблема выбора профессии.
  10. Современные религии.
  11. Роль искусства в обществе.
  12. Экономика современного общества.
  13. Структура современного рынка товаров и услуг.
  14. Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин  безработицы в разных странах.
  15. Я и мои  социальные роли.
  16. Современные социальные конфликты.
  17. Современная молодежь: проблемы и перспективы.
  18. Этносоциальные конфликты в современном мире.
  19. Семья как ячейка общества.
  20. Политическая власть: история и современность.
  21. Политическая система современного российского общества.
  22. Содержание внутренних и  внешних функций государства на  примере совре- менной России.
  23. Формы государства: сравнительная характеристика (два  государства на выбор:

одно  — из  истории, другое — современное).

  1. Формы участия личности в политической жизни.
  2. Политические партии современной России.
  3. Право и социальные нормы.
  4. Система права и система законодательства.
  5. Развитие прав человека в ХХ  — начале XXI века.
  6. Характеристика отрасли российского права (на  выбор).

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 Аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 171 час.

Наименование разделов и тем

Количество

ауд.часов

171

Всего

В т.ч. прак.работ

Введение

1

Раздел 1. Человек и общество

20

-

Тема 1.1.Природа человека

10

-

Тема 1.2. Общество как сложная система

10

-

Раздел 2.Духовная культура человека и общества

25

2

Тема 2.1 Духовная культура личности и общества

7

-

Тема 2.2. Наука в современном мире

8

-

Тема 2.3.Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

10

4

Раздел 3. Экономика

35

4

Тема 3.1.Экономика и экономическая наука. Экономические системы

8

-

Тема 3.2.Рынок.Фирма. Роль государства в экономике.

12

-

Тема 3.3 Рынок труда и безработица.

10

4

Тема 3.4.Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики.

5

-

Раздел 4.Социальные отношения

26

-

Тема 4.1.Социальная роль и стратификация

7

-

Тема 4.2.Социальные нормы и конфликты

11

-

Тема 4.3 Важнейшие социальные общности и группы

8

-

Раздел 5. Политика

26

4

Тема 5.1 Политика и власть. Государство в политической системе

13

Тема 5.2 Участники политического процесса

13

4

Раздел 6 Право

38

4

Тема 6.1Правовое регулирование общественных отношений

10

Тема 6.2 Основы конституционного права РФ

16

2

Тема 6.3 Отрасли Российского права

 12

2

Всего по дисциплине

171

14

Промежуточная аттестация в форме зачета

7.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов

(на уровне  учебных действий)

Введение

1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид»,

«личность», «деятельность», «мышление».

Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение.

Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты

1.2. Общество как сложная система

Представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы.

Умение давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс»

2.1. Духовная культура личности и общества

Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в обществен- ной жизни.

Умение различать культуру народную, массовую, элитарную. Показ особенностей молодежной субкультуры. Освещение проблем  духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур. Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета.

Умение называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям

2.2. Наука и образование в современном мире

Различение естественных и социально-гуманитарных наук. Знание особенностей труда ученого, ответственности ученого перед обществом

2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

 

культуры

Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей

3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы

Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типы экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики

3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Умение давать определение понятий: «спрос и предложение»;

«издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент»,

«экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет»

3.3. Рынок труда и безработица

Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий

3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Характеристика становления современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли

4.1. Социальная роль и стратификация

Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация».

Определение социальных ролей человека в обществе

4.2. Социальные нормы и конфликты

Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения

4.3. Важнейшие социальные общности и группы

Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи)

5.1. Политика и власть. Государство в политической системе

Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы». Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориально- государственного устройства, политического режима.

Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки

5.2. Участники политического процесса

Характеристика взаимоотношений личности и государства. Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство».

6.1. Правовое регулирование общественных отношений

Выделение роли права в системе социальных норм. Умение давать характеристику системе права

6.2. Основы конституционного права Российской Федерации

Умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти

РФ, правам и свободам граждан

6.3. Отрасли российского права

Умение давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права

8.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета обществознания;

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места для обучающихся ;
  • рабочее место преподавателя;
  • учебная доска;

-  комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки задания, тесты);

- наглядные пособия (плакаты,);

Технические средства обучения: мультимедийный комплекс, программное обеспечение, видеофильмы, кинофильмы.

9.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

Основные источники:

Баранов П. А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М.,  2012.

Баранов П. А., Шевченко С. В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. —   М., 2014.

Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10  класс. Базовый уровень.— М.,  2014.

Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11  класс. Базовый уровень.— М.,  2014.

Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно- научного, гуманитарного профилей: учебник. — М.,  2015.

Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно- научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М.,  2014.

Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно- научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М.,  2014.

Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и  др. Обществознание. 11  класс. Базовый уровень. — М.,  2013.

Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально- экономического профиля. — М.,  2014.

Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Практикум. — М.,  2014.

Котова О. А., Лискова Т. Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М.,2015.

Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. — М.,  2015.

Северинов К. М. Обществознание в схемах и таблицах. — М.,  2010.

Соболева О. Б., Барабанов В. В., Кошкина С. Г. и др. Обществознание. 10  класс. Базовый уровень. — М.,  2013.

Дополнительные источники:

Журналы «Наука и жизнь», «Квант», «Чудеса и приключения», «Очевидное - невероятное».

Для преподавателей

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. —№ 4. — Ст. 445.

Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013

№ 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ,

от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014

№ 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.

Водный кодекс РФ  (введен в действие Федеральным законом от  03.06.2006 №  74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23.  — Ст.  2381.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 1  (введен в действие Федеральным законом от  30.11.1994

№ 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32.  — Ст.  3301.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 2  (введен в действие Федеральным законом от  26.01.1996

№ 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст.  410.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 3  (введен в действие Федеральным законом от  26.11.2001

№   46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49.  — Ст.  4552.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 4  (введен в действие Федеральным законом от  18.12.2006

№ 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52  (ч.  I).  — Ст.  5496.

Земельный кодекс РФ  (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44.  — Ст.  4147.

Кодекс РФ  об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным за- коном от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч.  I).  — Ст.  1.

Трудовой кодекс РФ  (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч.  I).  — Ст.  3.

Уголовный кодекс РФ  (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25.  — Ст.  2954.

Закон РФ  от  07.02.1992 №  2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ  РФ. — 1992. —

№ 15.  — Ст.  766.

Закон РФ  от  19.04.1991 №  1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ  и ВС РФ. — 1991. — № 18.  — Ст.  566.

Закон РФ от  31.05.2002 №  62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. —

2002.

 

Закон РФ  от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10.  — Ст.  823.

Закон РФ  от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре

в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012.

Федеральный закон от  30.03.1999 №  52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благопо- лучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14.  — Ст.  1650.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ  РФ. —

2002. — № 2. — Ст.  133.

Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. —

1995. — 4 мая.

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. —

1999. — № 18.  — Ст.  2222.

Указ Президента РФ  от 16.05.1996 № 724  «О поэтапном сокращении применения смерт- ной  казни в связи с вхождением России в Совет  Европы» // Российские вести. — 1996. —

18  мая.

Указ Президента РФ  от 07.05.2012 № 596  «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.

Приказ Министерства образования и  науки РФ от  17.05.2012 №  413  «Об  утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего обра- зования» (зарегистрирован в Минюсте РФ  07.06.2012 № 24480).

Приказ Минобрнауки России от  29.12.2014 №  1645 «О  внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413  “Об утверж- дении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики  в  сфере подготовки рабочих кадров и  ДПО  Министерства образования и  наука РФ от  17.03.2015 №  06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на  базе  основного общего образования  с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М.,  2014.

Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы.  Общество- знание. — М.,  2016.

Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ.  — М.,  2016Ф.

                                   

                                       Интернет- ресурсы

www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).

wwww. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).

www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).

www. globalteka. ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).

www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).

www. st-books. ru (Лучшая учебная литература).

www. school. edu. ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).

www. ru/book (Электронная библиотечная система).

www. yos. ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...