Мировая экономика
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Соян Чодураа Александровна

Презентация по теме "Мировая экономика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryty_urok_po_teme_mirovaya_ekonomika.docx29.77 КБ
Файл mirovaya_ekonomika_11_kl.pptx248.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 11-м классе по теме "Мировая экономика"


При изучении данной темы хорошо прослеживаются внутрикурсовые и межпредметные связи. Внутрикурсовые:  процессы глобализации, роль экономики в жизни общества и ее связь с другими сферами общественной жизни, экономическая политика государства, факторы экономического роста в условиях экономического развития страны, измерители и показатели национальной экономики. Межпредметные: история (экономическое развитие России и зарубежных стран в XX веке; экономические реформы 1980-1990-х годов в России); география (международное разделение труда, экономическая интеграция, международная торговля, глобальные проблемы и т.д.). Все это позволяет опереться на полученные ранее знания учащихся, привлечь разнообразный дополнительный материал, в том числе и подготовленный самими учениками, а также значительное время уделить самостоятельной работе в течение урока.

Урок строится  на основе деятельностного похода,  активной и интерактивной стратегии взаимодействия и сотрудничества учащихся, учителя и учеников. Школьники пользуются разнообразными источниками информации – словарями, электронными ресурсами, текстовыми и статистическими материалами, реализуют компетенции ИКТ (составление презентаций в Power Point, поиск необходимых данных в Интернете). Учащиеся в процессе групповой работы вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, учатся грамотно оформлять результаты своей деятельности и представлять их. Все включены в учебный процесс.

Урок позволяет применить  индивидуальный подход к обучающимся (выделение группы экспертов, распределение ролей внутри групп), реализовать в полной мере сформированные у них информативно-коммуникативные и деятельностные компетенции.

Занятие предназначено для школьников, изучающих обществознание на базовым уровне.

Используемые технологии: групповая работа, ИКТ, самостоятельная работа.

Занятие рассчитано на два часа.

Цели урока:

  • сформировать понятие «мировая экономика»;
  • раскрыть значение интеграции отдельного государства в мировую экономику как фактора его экономического развития;
  • формировать информационно-коммуникативные и деятельностные компетенции

Задачи урока:

  • охарактеризовать основные составляющие системы международных экономических отношений;
  • проанализировать как преимущества, так и негативные стороны внешнеторговой политики государства;
  • обосновать противоречивость влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства;
  • развивать  логические умения учащихся  в процессе  выполнения учебных заданий;
  • развивать умения работать с различными источниками информации, грамотно оформлять, представлять и оценивать продукты своей деятельности;
  • учиться сотрудничать и взаимодействовать в группе.

Новые понятия: «теория абсолютных преимуществ» и  «теория сравнительных преимуществ» во внешней торговле«фритредерство»,  «квотирование», «эмбарго», «демпинг»

Оборудование:

  • Школьный словарь по обществознанию, экономический словарь
  • Интерактивная доска, мультимедийный комплекс
  • Ноутбуки
  • Раздаточный материал (пакеты с заданиями)
  • Оценочные листы

Тип урока: изучения нового материала с элементами обобщения и систематизации знаний

План.

1. Что такое мировая экономика?

а) понятие «мировая экономика» 
б) международные экономические отношения и их составляющие;
в) международное разделение труда: причины и последствия,
г) мировой рынок труда, международное движение капиталов, мировая валютная система;

2. Экономическая интеграция.

3. Международная торговля:

а) понятия «экспорт», «импорт», «сальдо»;
б) теория абсолютных и  теория сравнительных преимуществ  во внешней торговле;
в) особенности  развития российской торговли.

4. Государственная политика в области международной торговли:

а) «протекционизм» и «фритредерство» (свободная торговля);
б) методы протекционистской политики;
в) Всемирная торговая организация.

5. Глобальные проблемы экономики: глобализация мировой экономики, ее положительные и отрицательные последствия, противоречия

(План, как вы заметили, составлен в развёрнутом виде как задание 28 ЕГЭ по обществознанию, согласно которому план должен иметь не менее 3-х пунктов 2 и более из них детализированы в подпунктах, макс 4 балл).

Класс разделяется на 3 группы:

1 – «эксперты» (выступают экспертами, оценивают продукты их деятельности);
4-5  группы работают по предложенным учителем вопросам, используя для анализа соответствующий текст параграфа, раздаточный материал, Интернет, словари. 
В начале урока учитель сообщает о целях изучения данной темы, подчеркивает ее интегрирующий, систематизирующий характер и ставит 
учебную задачу:

 Тема нашего урока «Мировая экономика», она касается всего мира.  Мы знаем, что мировым языком является английский язык. В условиях глобализации экономических отношений, для ведения деловых переговоров, международных связей  нужно знать английский язык. Наш урок интегрированный. Будет проведён совместно с учителем английского языка Шончалай Евгеньевной.
Форма работы на уроке групповая «В результате работы по предложенным  проблемам каждой группе составить мини-проект и комментарии к ней» (конечный продукт будет оформлен на листах ватмана цветными фломастерами). Оценивать работу групп будут наши эксперты Шенне и Кудер.

I.  Актуализации опорных знаний

1. Беседа:

1) Мы на прошлом уроке изучали основные ?
2) Из курсов экономической географии и обществознания  вспомните, что  мы называем «международным разделением труда», «экономической интеграцией»?

Международное разделение труда – это специализация стран на производстве той или иной продукции.

Экономическая интеграция (integration, от лат. integratio — восстановление) — взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию.
(Учащиеся заранее получают задание повторить данные понятия из курса обществознания и экономической географии).
Материал закрепляется посредством презентации (
Приложение 2)

2.  Используя метод «корзина идей», учитель при помощи учеников формулирует пункты плана урока (план выводится в виде слайдов, Приложение 2)

II. Изучение нового материала

 1. Информация учителя

Учитель напоминает учащимся о процессе формирования мирового хозяйства. (Возникло в середине 19 века с развитием крупной машинной индустрии и появлением в связи с этим международного разделения труда. К началу 20 века мировое хозяйство становится всемирным, поскольку в него оказываются включенными все страны мира)
3.  Беседа по вопросу: Каковы его основные предпосылки международного разделения труда?

  • природные условия страны – климат, географическое положение, наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов, например, страны, располагающие теми или иными полезными ископаемыми (вспомните из географии размещение полезных ископаемых), продают их тем странам, где их нет, а взамен покупают ту продукцию, которую сами не производят;
  • уровень экономического и научно-технического развития (из раздела об экономическом росте вы знаете, что страны развиваются неравномерно: экономически развитые страны, как правило, специализируются на производстве готовых изделий, а развивающиеся страны – на производстве сырья);
  • сложившиеся традиции в производстве тех или иных товаров (например, Франция славится своей косметикой, а Бразилия – своим кофе).

4. Беседа учащихся по темам: «Международное движение капиталов», «Мировой рынок труда», «Мировая  валютная система»

Международное движение капиталов – это помещение и функционирование капиталов за рубежом с целью его возрастания; капитал вывозится в ссудной и предпринимательской форме.

Мировой рынок труда – свободное перемещение рабочей силы между странами.

Мировая валютная система – совокупность экономических и правовых отношений, связанных с функционированием валюты.

5. Работа в группах.

1  группа («Мировая экономика. Экономическая интеграция»)

 Проанализируйте  раздаточный материал (пакет  с заданиями №1, Приложение 1), соответствующие статьи экономического словаря, Интернет-ресурсы и ответить на вопросы:
1) Назовите основные причины интеграционных процессов в мире, виды интеграции
2) Охарактеризуйте  наиболее крупные региональные  интеграционные объединения
3) Назовите основные  этапы развития интеграционных процессов в Европе. Как расширялось Европейское экономическое сообщество?

2  группа («Международная торговля»)

 Прочитайте  текст параграфа (пункт 2) и ответьте на вопросы:

1) Что такое международная торговля,  экспорт, импорт, сальдо торгового баланса?
2) Что страны выбирают объектом международного обмена?
3) В чем суть теорий абсолютного и относительного преимуществ во внешней торговле?

4) Какие страны занимают ведущие позиции в международной торговле на современном этапе? 

3 группа («Глобальные проблемы экономики»)

Прочитайте  текст параграфа (с.122-124), раздаточный материал (пакет с заданиями №3, Приложение 1), Интернет-ресурсы и ответьте на вопросы:

1) Что такое глобализация экономики?
2) Каковы предпосылки глобализации? Роль ТНК в этом процессе.
3) Положительные и отрицательные последствия глобализации.

6. Представление результатов работы (на каждую группу не более 5-6 минут). Примерные результаты работы отражены в презентации (Приложение 2).

Учитель: Учащимся заранее даны домашние задания по разным 3 темам в виде сообщений. Сообщения не будут оценены экспертами, это будет вне зачёта.

 Сообщение учащегося  по теме ВТО (Начын). Показ слайда

7.Всем группам  («Государственная политика в области международной торговли»). Задание на английском языке. Выступает учитель английского языка.

8. Сообщение учащегося по теме «ТНК» (Олзей) на английском языке. Показ слайда.

III. Закрепление изученного материала

Самопроверка усвоенного материала (тест, Приложение 3)

Пока эксперты проверяют тест, подводят итоги Сообщение учащегося о мировой торговле России (Алдын). Презентация.

IV. Рефлексия и подведение итогов урока

 Выступление экспертов, оценка работы групп
Работу экспертов оценивает учитель.

V. Домашнее задание

1. Параграф 10  (всем)

2. написание эссе по выбору:  «Мысли мудрых» (с.127)  или «Выгодно ли России вступление в ВТО?»

Приложение 1

Пакет с заданиями для группы 2

1. Текст «Экономическая интеграция в современном мире

2. Таблицы:  

  • Ступени развития региональной экономической интеграции
  • Этапы расширения стран-участниц ЕЭС/ЕС
  • Сравнительные характеристики ЕС, НАФТА и АТЭС

Пакет с заданиями для группы 3

Таблицы:

  • Изменение в ХХ в. товарной  структуры мировой торговли, в %
  • Удельный вес отдельных стран в мировом экспорте и импорте, в %
  • Удельный вес важнейших торговых партнеров в общем объеме экспорта и импорта России, 2003
  • Товарная структура внешней торговли Российской Федерации, 2003

Пакет с заданиями для группы 5

1. Тексты «Основные этапы развития транснациональных корпораций», «Темпы и особенности развития экономики на рубеже 20-21 вв.»
2. Таблицы:

  • Крупнейшие  ТНК мира их рыночной стоимости
  • Крупнейшие ТНК в мире на 2007 г.
  • Внешний долг наиболее крупных стран-должников  (млн. долл. США)

Вопросы к заданию 1 группы

«Мировая экономика. Экономическая интеграция»

1) Назовите основные причины интеграционных процессов в мире, виды интеграции
2) Охарактеризуйте  наиболее крупные региональные  интеграционные объединения
3) Назовите основные  этапы развития интеграционных процессов в Европе. Как расширялось Европейское экономическое сообщество?

Вопросы к заданию 2 группы

«Мировая торговля»

1) Что такое международная торговля,  экспорт, импорт, сальдо торгового баланса?
2) Что страны выбирают объектом международного обмена?
3) В чем суть теорий абсолютного и относительного преимуществ во внешней торговле?

4) Какие страны занимают ведущие позиции в международной торговле на современном этапе?

Вопросы к заданию 3 группы

«Глобальные проблемы экономики»

1) Что такое глобализация экономики?
2) Каковы предпосылки глобализации? Роль ТНК в этом процессе.
3) Положительные и отрицательные последствия глобализации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мировая экономика Обществознание, 11 класс

Слайд 2

План урока 1. Что такое мировая экономика? а) понятие «мировая экономика» б) международные экономические отношения и их составляющие; в) международное разделение труда: причины и последствия; 2. Экономическая интеграция. 3. Международная торговля: а) понятия «экспорт», «импорт», «сальдо»; б) теория абсолютных и теория сравнительных преимуществ во внешней торговле; в) особенности развития российской торговли.

Слайд 3

План урока 3. Государственная политика в области международной торговли: а) «протекционизм» и «фритредерство» (свободная торговля); б) методы протекционистской политики; в) Всемирная торговая организация. 4. Глобальные проблемы экономики: глобализация мировой экономики, ее положительные и отрицательные последствия, противоречия

Слайд 4

Мировая экономика совокупность экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений на основе международного разделения труда

Слайд 5

Международные экономические отношения

Слайд 6

Международное разделение труда - специализация стран на производстве той или иной продукции

Слайд 7

Международные экономические отношения

Слайд 8

Экономическая интеграция взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств отдельных стран, ведущее к их постепенному слиянию Международное разделение труд а Международная производственная кооперация Интернационали - зация производства Интеграция

Слайд 9

Экономическая интеграция Этапы Зона свободной торговли Таможенный союз Общий рынок Экономический союз Отмена таможенных пошлин Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран Либерализация движения ресурсов Координация экономической политики

Слайд 10

Экономическая интеграция Европа Азия Северная Америка ЕС (1958), ЕАСТ (1960) АТЭС (1989), ЕАЭС (2000) НАФТА (1988)

Слайд 11

Международная торговля Экспорт - товары и услуги, вывозимые за границу с целью их продажи на мировом рынке Импорт - товары и услуги, ввозимые в страну с целью их продажи на внутреннем рынке Сальдо торгового баланса - разность между стоимостью экспорта и импорта за определенный период

Слайд 12

Международная торговля

Слайд 13

Международная торговля

Слайд 14

Международная торговля Россия в мировой торговле

Слайд 15

Государственная политика в области международной торговли Международная торговля для страны выгодна потребители, как правило, получают качественные товары по более низким цена не выгодна: товары отечественных производителей не выдерживают конкуренции, не имеют спроса, производство их сокращается, люди теряют зарплату, работу, а значит, их платёжеспособность сокращается Цель: обеспечить наиболее благоприятные условия для развития национальной экономики

Слайд 16

Государственная политика в области международной торговли Протекционизм (фр. protectionisme от лат. protectio – букв. «прикрытие») – политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов . « + » « - »

Слайд 17

Государственная политика в области международной торговли Свободная торговля (фритредерство) – это политика государства, ориентированная на свободное развитие международной торговли. «+» « - »

Слайд 18

Государственная политика в области международной торговли

Слайд 19

Государственная политика в области международной торговли

Слайд 20

Глобальные проблемы экономики Глобализация - объединение стран в единое мировое хозяйство (с 1960-х гг. ХХ века). Предпосылки

Слайд 21

Глобальные проблемы экономики Последствия глобализации «+» «-»

Слайд 22

Глобальные проблемы экономики ЦЕНТР: США, Великобритания, Германия, Япония и др . противоречие между Центром и Периферией Периферия . Беднейшие страны: Африка, арабо-мусульманские Полупериферия Восточная и Юго-Восточная Азия, Восточная Европа, Индия, Латинская Амери ка Соотношение доходов 1/5 богатейших стран земного шара и одной 1/5 беднейших стран составляло к концу XX в. 74 : 1, первая группа стран производила 86% мирового ВВП, а вторая – только 1%.

Слайд 23

Глобальные проблемы экономики Проблемы: увеличение разрыва между бедными и богатыми странами усиление неравномерности развития стран рост задолженности (около 1,8 трлн. дол) « порочный круг бедности»

Слайд 24

Место России в мировой экономике ПОЛУПЕРИФЕРИЯ ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕМЫ "МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА" ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕМЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ : ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ИСТОРИЯ, СТРУКТУРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ...

Россия в мировой экономике

Роль России в мировой экономике...

Разработка модульного урока по теме "ЭГП России. Место России в мировой экономике" 9 класс

Разработка содержит в себе необходимые для модульного урока информационные материалы, маршрутный лист, приложения и лист самооценки....

Разработка модульного урока по теме "ЭГП России. Место России в мировой экономике" 9 класс

Разработка содержит в себе необходимые для модульного урока информационные материалы, маршрутный лист, приложения и лист самооценки....

Урок новейшей истории в 9 классе "Основные тенденции мировой экономики на рубеже XX-XXI веков".

Урок составлен  в соответствии с требованиям ФГОС. Ученики, работая в группах, сами определяют тенденции мировой экономики: постиндустриализация, перегруппировка стран по экономическим показателя...

Мировая экономика

Презентация по обществознанию. 11 класс....

Экономика. Урок на тему: "Мировая экономика"

При изучении этой темы прослеживаются внутрикурсовые и межпредметные связи. Всё это позволяет опереться на полученные ранее знания учащихся, привлечь разнообразный материал, а также значительное время...