Адаптированная рабочая программа по обществознанию для 7 класса
рабочая программа по обществознанию (7 класс)

Сталина Наталья Сергеевна

рабочая программа для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvoznanie2.docx48.18 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • 2 версии ФГОС - приказы Минобрнауки РФ от 19.12.2014
  • № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» (далее ФГОС НОО ОВЗ)  с 4 вариантами возможных адаптированных основных образовательных программ (АООП)
  • № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС О уо) с 2 вариантами возможных АООП.
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2015 №81 № «О внесении изменений №3 в СанПин 2.4.2.2821 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с изменениями (приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
  • Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897»
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования // Приказ Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014. № 253» от 08.06.2015 №576
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
  • На основе авторской Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание: рабочие программы для общеобразовательных учреждений: 5-9 классы – М.: Дрофа, 2013.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Никитин А., Обществознание. 7 класс. М.: Дрофа, 2015
  • Дополнительная литература для учеников:
  • Практикум по обществознанию. М.: Рольф, 2002.
  • Боголюбов Л.Н. Рабочие тетради по обществознанию. 5-9 класс. М., 2010.
  • Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. — М., 1997.
  • Драчук B. C. Рассказывает геральдика / B. C. Драчук. — М., 1977.
  • Кишенкова О. В. Путешествие юного гражданина: 5 кл. М., 1997.
  • Коломинский Я. Л. Человек: психология: кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1986.
  • Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М., 2001. — Ч. 2.
  • Сухомлинский В. А. Хрестоматия по этике. М., 1990. — Разд. Гармония труда, счастья и долга.
  • Что такое. Кто такой. В 3 т. — М.: Педагогика-Пресс, 1994.
  • Шведова И. Т. Азбука для детей и взрослых. М., 1992. — Вып. 1. Экономика.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Целью школьного курса обществознания является формирование условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формировать познавательный интерес, критическое мышление в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции. Удовлетворить потребность государства в развитие личности подростка, с общероссийской идентичностью, патриотизмом, гражданской ответственностью, готового к социальной адаптации.

Задачи изучения истории в основной школе:

  • воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;
  • овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;
  • формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ:

Требования к уровню подготовки учащихся:

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у учащихся специфических нарушений.

Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей иразвивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Развитие и коррекция восприятия.

Учащиеся на каждом уроке истории знакомятся с разнообразными событиями, явлениями, деятелями, все это рассматривается в непрерывном движении (каждый урок – новая тема), поэтому история относится к предметам, где очень важно полноценность восприятия происходящего (без этого нельзя усвоить процесс развития общества, особенности жизни в разные эпохи). Учитывая имеющиеся у учащихся нарушения восприятия, прежде всего, сообщаю конкретные, образные сведения, отделяя главное от второстепенного. При подготовке к уроку учитываю, что плохо воспринимаются и утомляют зрение мелкие и неразборчивые записи на доске, демонстрация пособий, которые трудно рассмотреть, поэтому тщательно подхожу к наглядному оформлению уроков истории.

Развитие и коррекция памяти.

Учащиеся должны помнить изучаемые события, место и время их совершения, участников (факты, географические названия, имена) и воспроизводить имеющиеся знания. Поэтому тщательно подхожу к изложению материала на уроке, веду работу по его разбору, обобщению и закреплению непосредственно на уроке.

Развитие и коррекция речи.

Учащимся бывает очень трудно выразить свою мысль, связно передать содержание рассказа. Нередко, зная материал, ученик, тем не менее, не может последовательно и связно изложить его. Поэтому работа над коррекцией речи учащихся занимает на уроках истории большое место. Для этого использую внешние опоры, облегчающие ученику рассказ (исторические картины, иллюстрации учебника, схемы, опорные слова).

На уроках истории веду работу по развитию таких качеств речи учащихся:

а) содержательность (по возможности правильное, полное, конкретное освещение темы);

б) логичность (последовательность изложения, обобщение фактов, формулирование выводов);

в) богатство речи (образное и яркое выражение мыслей и чувств);

г) правильность (соблюдение норм литературного языка, чистота речи);

д)специфические для истории качества речи (стиль изложения и терминология должна соответствовать изучаемой эпохе);

е) различные виды изложения (описание, объяснение, повествование);

ж) умения отвечать на вопросы кратко и развернуто (задавать их, составлять план, обсуждать прочитанное).

Необходимо развивать и письменную речь учащихся. Это связано с тем, что на уроках истории они ведут записи в тетрадях (записывают темы, даты, важные выводы; составляют текстовые таблицы; ведут словарную работу; выполняют небольшие письменные работы). На каждом уроке проводится словарная работа. Цель ее формирование умения активно и правильно пользоваться историческими терминами. Называю и записываю новые исторические термины, выражающие понятия, над которыми предстоит работать; объясняю эти понятия, добиваюсь от учащихся правильного произношения, написания употребления исторических терминов.

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы.

В фактах прошлого учащиеся учатся видеть борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости; различают тружеников и бездельников, защитников Отечества и его врагов. При правильной подаче и дозировке материала, эмоционально насыщенного и подкрепленного наглядными средствами, у учащихся возникает свое отношение к событиям и их участникам: ненависть к угнетателям, сочувствие угнетенным, уважение к результатам человеческого труда, гордость за великие достижения, любовь к Родине. Это значит, что ученики не только понимают материал, но и эмоционально откликаются на него, проявляют желания узнать, что будет дальше.


Личностные результаты:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты:

  • в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
  • в овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
  • использование элементов причинно-следственного анализа;
  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудивизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
  • первичного анализа и использования социальной информации

Ученик научится:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

Ученик получит возможность научиться:

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • основам коммуникативной рефлексии;
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

2.  ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

7 класс (34 часа)

Тема I. Регулирование поведения людей в обществе

Роль социальных норм в жизни общества. Какие бывают нормы? Социальные нормы и их виды. Общие признаки социальных норм. Нормы обычаев - ритуалы, обряды, обычаи, традиции, мифы. Нормы: религиозные, моральные, правовые, деловые. Что регулируют нормы гражданских, экономических, политических, культурных, межнациональных и международных отношений? Что главное в человеке? Понятие морали. Добро - основа нравственности. Добро и зло. Мораль. Аморальное поведение. Неизбежность торжества добра над злом. Что можно, нельзя, нужно. Десять библейских заповедей. Правила поведения в обществе. Моральные (нравственные) нормы. Моральная позиция. О совести. Совесть - «человек в тебе». Происхождение слова «совесть». Совесть и вера в Бога. Кому мешает совесть? Жизнь - высшая ценность. Смысл жизни. Конечность жизни и бессмертие. Что заставляет людей жертвовать жизнью ради высоких целей? Почему люди любят Родину? Российская идентичность. Понятие патриотизма. Патриотизм и национализм. Нация. Патриоты и националисты. Интернационализм. Правовые нормы. Понятие «право», что оно означает? Как соотносятся право и мораль? Общие черты. Отличие правовых норм. Правовые нормы. Их особенности и виды.

Тема II. Твои неотъемлемые права 

Понятие государства. Государственные органы. Каждый человек хочет быть свободным! Блага свободы. Свобода в рамках закона и морали. Тоталитарное государство. Проявления свободы. Права и свободы человека. Анархия. Гражданин и государство. Ответственность государства перед гражданином. Ответственность гражданина перед государством. Обязанности граждан по Конституции РФ. Права ребенка. Как связаны права ребенка с правами человека. Документы о правах ребенка. Основные группы прав ребенка. Как организована правовая защита детей. Международные организации, защищающие права детей. Уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации. Право на жизнь. Право на благополучную жизнь. Право на имя и гражданство. Право на создание семьи. Право на здоровый образ жизни. Право на квалифицированную медицинскую помощь. Право на образование. Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Право на свободу слова. Свобода слова - условие свободного развития личности. Цензура. Право свободно высказывать свое мнение. Корректное использование этого права. Право на объединение. Право на создание детских организаций. Нужна ли для этого помощь взрослых? Где уместно создавать эти организации? Право мыслить и верить свободно. Что такое свобода совести? Чем отличается человек верующий от человека неверующего? Свобода в выборе веры. Религия. Приверженность вере отцов. Право на защиту: задержание. Административное задержание. Административное правонарушение. Уголовное преступление. Права несовершеннолетних. Адвокат. Как вести себя в процессе задержания. Права сотрудников правоохранительных органов. Права задержанного. Право на защиту: тюрьма. Лишение свободы - уголовное наказание за преступление. Условия пребывания в тюрьме или колонии. Гуманность. Чувство достоинства. Условия содержания в заключении несовершеннолетних в соответствии с их правами. Право на защиту: война. Война и дети. Дети - жертвы войны. Право на защиту детей в военное время. Дети на войне. Конвенция о правах ребенка защищает детей от войны. Право на защиту: наркотики. Наркомания - чума XXI века. Дети и наркотики. Эксплуатация детей наркодельцами. Защита детей от наркотиков. Право на защиту: эксплуатация несовершеннолетних. Предпринимательство. Рыночная экономика и эксплуатация труда. Безработица. Закон защищает детей от эксплуататоров. Трудовое законодательство. Где права, там и ответственность. Единство прав и обязанностей. Моральная ответственность. Правовая (юридическая) ответственность. Понятие «ответственность».

Тема III. Под защитой права

Суд - защитник прав человека. Деятельность судов. Судебная защита прав и свобод человека. Как действует суд? Стоит ли бояться суда? Презумпция невиновности. Функции прокуратуры. Прокурор. Чем занимается прокурор? Обвинение и надзор. Участники судебного уголовного процесса. Полиция на страже правопорядка. Органы внутренних дел. Полиция. Чем занимается полиция? Нужно ли помогать полиции? Структура полиции. Участковые инспекторы, ГИБДД. Федеральный закон «О полиции». Права необходимо знать всем. Умение пользоваться правами. Правовая защита. Государство защищает граждан с помощью закона. Право на необходимую оборону.



  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Планируемые результаты

УУД

Форма контроля

Дата план

Дата факт

предметные

метапредметные

Регулирование поведения людей в обществе (9 часов)

Роль социальных норм в жизни общества. Нормы.

Вид деятельности учащихся:

Получение новых знаний; повторение; обобщение.

Характеризовать понятие «норма», нормы, виды. Характеризовать понятие «социальные нормы», их признаки. Классифицировать социальные нормы по видам. Рассказывать о нормах обычаев. Объяснять, что регулируют деловые нормы. Показывать значение моральных норм в обществе. Объяснять, зачем существуют и что регулируют нормы политических (гражданских, экономических, культурных и международных) отношений. Рассказывать о религиозных нормах.

Уметь объяснять явления и процессы; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности;

адекватно использовать речевые средства; владеть устной и письменной речью; формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; давать определение понятиям; структурировать тексты; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Беседа, анализ фрагмента источников информации

Регулирование и поведение людей в обществе

Вид деятельности учащихся:

Получение новых знаний; повторение; обобщение.

Объяснять значение слов «норма», «традиция», «закон». Характеризовать значения слов, их признаки. Объяснять, зачем существуют и что регулируют нормы по литических (гражданских, экономических, культурных и международных) отношений.

Уметь объяснять явления и процессы; приводить конкретные примеры; работать с информацией в форме схем и диаграмм; обосновывать собственное мнение; анализировать реальные социальные ситуации, осуществлять адекватный выбор;

адекватно использовать речевые средства; владеть устной и письменной речью; формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; давать определение понятиям; структурировать тексты; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Беседа, анализ фрагмента источников информации

тестирование

Что главное в человеке?

Вид деятельности учащихся:

Получение новых знаний; повторение; обобщение.

Характеризовать понятия «мораль», «нравственность». Определять, какую роль мораль играет в обществе. Описывать проявления добра и зла. Объяснять смысл слова «нравственный». Формулировать определение понятия «аморальное (безнравственное) поведение». босновывать собственное мнение, почему доброму человеку жить труднее, чем злому. Приводить примеры из русских сказок образов, олицетворяющих добро и зло.

Приводить конкретные примеры из жизни, литературы, кинофильмов проявления добра (зла) людьми. Анализировать конкретные ситуации аморального поведения людей. Оценивать собственное поведение с позиции нравственности, корректировать его.

адекватно использовать речевые средства; владеть устной и письменной речью; формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; давать определение понятиям; структурировать тексты; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Беседа, сообщение по теме

Что можно, нельзя, нужно?

Вид деятельности учащихся:

Проектирование; получение новых знаний; повторение; обобщение.

Характеризовать понятие «моральные нормы». Объяснять, для чего они нужны. Рассказывать о библейских заповедях. Объяснять, что такое моральная позиция.

Характеризовать значение правил поведения в обществе.

Обосновывать собственное мнение о необходимости соблюдения норм в семье, коллективе, обществе. Приводить конкретные примеры общепринятых правил по ведения в обществе. Оценивать свои поступки, корректировать собственное поведение. Использовать дополнительную информацию из разных источников. Формулировать несколько собственных правил поведения (в классе, дома, на улице).

формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; структурировать тексты; устанавливать причинно-следственные связи; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Мини-проект

О совести

Вид деятельности учащихся:

Получение новых знаний; повторение; обобщение.

Характеризовать понятие «совесть». Рассказывать о происхождении этого слова. Объяснять смысл понятия «вера». Объяснять, как понимают совесть верующие люди. Характеризовать общечеловеческие ценности.

Приводить примеры из жизни, литературы и кинофильмов, как поступают люди по совести. Анализировать конкретные ситуации, когда вы совершали поступки, продиктованные совестью. Показывать на примерах, как связаны вера и совесть. Формулировать и обосновывать собственное мнение о том, нужна ли совесть в современном мире.

адекватно использовать речевые средства; владеть устной и письменной речью; формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; давать определение понятиям; структурировать тексты; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Беседа, анализ фрагмента источников информации

Высшая ценность.

Вид деятельности учащихся:

Получение новых знаний; повторение; обобщение.

Объяснять смысл понятия «жизнь». Определять, почему жизнь является высшей ценностью. Формулировать, в чем люди видят смысл жизни. Характеризовать понятие «долг».

Приводить конкретные примеры, когда люди совершали подвиги, жертвовали жизнью ради своей Родины. Формулировать собственное мнение, в чем состоит смысл жизни, в чем вы его видите. Характеризовать собственное поведение с точки зрения того, как вы цените собственную жизнь, следите за здоровьем, интересно ли живете; делать выводы и корректировать свое от ношение к себе.

адекватно использовать речевые средства; владеть устной и письменной речью; формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; давать определение понятиям; структурировать тексты; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Беседа, анализ фрагмента источников информации

Почему люди любят Родину?

Вид деятельности учащихся:

Проектирование; получение новых знаний; повторение; обобщение.

Формулировать определение понятия «российская идентичность», из чего она складывается. Характеризовать патриотизм и его проявления. Сравнивать понятия «интернационализм» и «патриотизм». Определять, что такое нация. Характеризовать национализм, чем он опасен.

Приводить конкретные примеры из современной жизни и нашей истории проявления патриотизма. Приводить конкретные примеры интернационализма. Описывать, какие народы входят в нацию нашей страны и называются россияне. Обосновывать собственное мнение, почему опасен национализм, приводить примеры из истории. Формулировать собственное определение понятия «российская идентичность»; определять, как это чувство проявляется в вас.

формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; структурировать тексты; устанавливать причинно-следственные связи; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Мини-проект

Правовые нормы.

Вид деятельности учащихся:

Получение новых знаний; повторение; обобщение.

Характеризовать понятие «право», его функции. Определять правовые нормы и их отличительные черты, от ношения в обществе, которые они регулируют. Сравнивать моральные и правовые нормы. Определять место и роль правовых норм в системе социальных норм.

Использовать свои знания по истории Древнего мира и рас сказывать о возникновении права. Систематизировать в таблице общие черты и отличия правовых и нравственных норм. Приводить конкретные примеры регулирования общественных отношений правовыми нормами. Обосновывать собственное мнение, почему правовые нормы являются общеобязательными, устанавливаются и охраняются государством.

адекватно использовать речевые средства; владеть устной и письменной речью; формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; давать определение понятиям; структурировать тексты; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Анализ фрагментов источников, беседа

Практикум 1

Вид деятельности учащихся:

Практическая работа: обобщение и ситематизация.

Предметные результаты:

Работать совместно в группе. Принимать участие в дискуссии, формулировать, обосновывать и аргументировать собственное мнение. Делать собственные выводы из прочитанного. Комментировать мнения известных ученых, писателей. Работать с информацией в табличном виде.

Классифицировать и систематизировать информацию в виде схемы. Работать с текстами или документами. Составлять план, формулировать и обосновывать собственные выводы.

формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; структурировать тексты; устанавливать причинно-следственные связи; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Практикум

Твои неотъемлемые права (17 часов)

Каждый человек хочет быть свободным!

Вид деятельности учащихся:

Получение новых знаний; повторение; обобщение.

Характеризовать понятие «свобода». Называть документ, в котором зафиксированы права и свободы граждан РФ. Классифицировать по видам основные права и свободы граждан России. Перечислять основные конституционные права и свободы. Характеризовать тоталитарное государство. Определять понятие «анархия».

Работать с информацией, представленной в схеме. Приводить конкретные примеры конституционных гражданских и политических прав граждан в России, комментировать и показывать их проявление в жизни. Рассматривать и анализировать конкретные ситуации, когда вы используете свои социальные права.

адекватно использовать речевые средства; владеть устной и письменной речью; формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; давать определение понятиям; структурировать тексты; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Беседа, анализ фрагмента источников информации

Обязанности гражданина

Вид деятельности учащихся:

Получение новых знаний; повторение; обобщение.

Характеризовать понятие «государство», что оно включает. Перечислять государственные органы власти в РФ. Формулировать определение понятия «гражданин».

Характеризовать ответственность государства перед гражданами. Называть документ, где зафиксирована эта ответственность. Перечислять обязанности граждан перед государством по Конституции РФ.

Использовать свои знания по истории Древнего мира и рас сказывать о возникновении первых государств. Работать с информацией, представленной в схеме «Обязанности граждан по Конституции РФ», комментировать конкретные обязанности и приводить примеры из жизни. Обосновывать собственное мнение, почему обязанности граждан и ответственность государства перед гражданами зафиксированы в Основном Законе страны. Использовать дополнительные источники, в том числе Интернет, называть налоги и обосновывать, почему их надо платить.

адекватно использовать речевые средства; владеть устной и письменной речью; формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; давать определение понятиям; структурировать тексты; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Беседа, анализ фрагмента источников информации

тестирование

Практикум 2

Вид деятельности учащихся:

Практическая работа: обобщение и ситематизация.

Работать совместно в группе. Принимать участие в дискуссии, формулировать, обосновывать и аргументировать собственное мнение. Делать собственные выводы из прочитанного. Комментировать мнения известных ученых, писателей. Работать с информацией в табличном виде.

Классифицировать и систематизировать информацию в виде схемы. Работать с текстами или документами. Составлять план, формулировать и обосновывать собственные выводы.

формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; структурировать тексты; устанавливать причинно-следственные связи; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Практикум

Права ребенка

Вид деятельности учащихся:

Получение новых знаний; повторение; обобщение.

Называть основной международный документ, в котором закреплены права человека. Характеризовать понятие «дети». Показывать связь прав взрослого человека и ребенка. Называть международные документы, где закреплены права ребенка. Перечислять основные группы прав ребенка, закрепленные в Конвенции о правах ребенка.

Рассказывать об истории принятия и о содержании основных документов о правах ребенка. Обосновывать собственное мнение, зачем детям нужно знать свои права. Работать с информацией, представленной в виде схемы «Права ребенка», классифицировать права ребенка по видам. Обосновывать свое мнение, в какой стране легче обеспечить права ребенка (богатой или бедной) и почему. Приводить конкретные примеры из жизни нарушения прав ребенка. Рассказывать на конкретных примерах, как соблюдаются права ребенка в вашем регионе.

адекватно использовать речевые средства; владеть устной и письменной речью; формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; давать определение понятиям; структурировать тексты; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Беседа, анализ фрагмента источников информации

Твои неотъемлемые права

Вид деятельности учащихся:

Получение новых знаний; повторение; обобщение.

Называть основной международный документ, в котором закреплены права человека. Характеризовать понятие «ребенок». Показывать связь прав взрослого человека и ребенка. Называть международные документы, где закреплены права ребенка. Перечислять основные группы прав ребенка, закрепленные в Конвенции о правах ребенка.

Рассказывать об истории принятия и о содержании основных документов о правах ребенка. Обосновывать собственное мнение, зачем детям нужно знать свои права. Работать с информацией, представленной в виде схемы Приводить конкретные примеры из жизни нарушения прав ребенка. Рассказывать на конкретных примерах, как соблюдаются права ребенка в вашем регионе.

адекватно использовать речевые средства; владеть устной и письменной речью; формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; давать определение понятиям; структурировать тексты; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Беседа, анализ фрагмента источников информации

Как организована правовая защита детей

Вид деятельности учащихся:

Получение новых знаний; повторение; обобщение.

Называть международные организации, защищающие права ребенка.

Перечислять российские организации, защищающие права ребенка, и их функции. Характеризовать функции Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ. Объяснять, как осуществляется правовая защита детей в нашей стране.

Рассказывать подробно о деятельности одной из международных организаций, защищающих права ребенка, использовать для этого ресурсы Интернета. Приводить конкретные примеры деятельности Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ. Приводить конкретные примеры обеспечения правовой за щиты ребенка в вашем городе, поселке

адекватно использовать речевые средства; владеть устной и письменной речью; формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; давать определение понятиям; структурировать тексты; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Беседа, анализ фрагмента источников информации

тестирование

Право на благополучную жизнь

Вид деятельности учащихся:

Проектирование; получение новых знаний; повторение; обобщение

Объяснять, что такое детская благополучная жизнь. Рассматривать права, которые призваны обеспечить ребенку благополучную жизнь, и ее составляющие. Характеризовать право на жизнь. Характеризовать права ребенка на имя и гражданство.

Работать с информацией и классифицировать составляющие понятия «детская благополучная жизнь» в виде таблицы. Использовать ресурсы Интернета и приводить примеры жизни детей в разных странах, сравнивать показатели качества их жизни. Обосновывать собственное мнение по поводу важности и необходимости прав ребенка на имя и гражданство. Использовать информацию из разных источников для подготовки реферата или доклада о праве детей в нашей стране на пользование богатствами культуры

формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; структурировать тексты; устанавливать причинно-следственные связи; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Мини-проект

Право на свободное слово

Вид деятельности учащихся:

Получение новых знаний; повторение; обобщение

Объяснять, какую роль в жизни человека играет свободное слово. Называть документы, в которых впервые было закреплено право на свободу слова. Рассказывать, что говорится в Конвенции о правах ребенка о свободе слова. Определять смысл понятия «цензура».

Приводить конкретные примеры использования вами права свободно выражать свое мнение. Приводить примеры цензуры в истории нашей страны. Обосновывать собственное мнение, что свобода слова возможна только в демократических государствах

адекватно использовать речевые средства; владеть устной и письменной речью; формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; давать определение понятиям; структурировать тексты; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Беседа, анализ фрагмента источников информации

Право на объединение. Политика

Вид деятельности учащихся:

Проектирование; получение новых знаний; повторение; обобщение

Характеризовать право детей на объединение. Определять понятие «ассоциация». Характеризовать понятие «политика». Рассказывать об истории детских организаций в России. Объяснять роль и назначение детских организаций. Рассказывать на конкретном примере о деятельности детских организаций. Обосновывать собственное мнение о том, нужны ли сейчас детские и молодежные организации и почему.

Иллюстрировать конкретными примерами участие детей и молодежи в политике страны. Использовать информацию из разных источников, в том числе Интернета, и подготовить сообщение или реферат о детских и юношеских организациях, существовавших в нашей стране и за рубежом. Рассказывать, в какой детской организации вы участвуете и почему или хотели бы принять участие в создании новой организации

формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; структурировать тексты; устанавливать причинно-следственные связи; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Сообщение, реферат

Право ребенка мыслить и верить свободно

Вид деятельности учащихся:

Получение новых знаний; повторение; обобщение

Объяснять, почему право на свободу мысли, совести и религии является одним из основных прав человека и ребенка. Давать определение понятия «совесть». Показывать, как связаны вера и совесть. Рассказывать, каким ограничениям может подвергаться свобода совести.

Использовать свои знания по истории Средних веков и рас сказывать о религиозных войнах в Европе, причинах их возникновения. Приводить конкретные примеры ограничения свободы со вести ребенка. Иллюстрировать конкретными примерами из жизни право ребенка на свободу мысли (или религии) в нашей стране сегодня. Сравнивать характеристики понятий «атеист» и «верующий». Оценивать себя, как вы используете свое право мыслить и верить свободно

адекватно использовать речевые средства; владеть устной и письменной речью; формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; давать определение понятиям; структурировать тексты; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Беседа, анализ фрагмента источников информации

тестирование

Практикум 3

Вид деятельности учащихся:

Практическая работа: обобщение и ситематизация.

Работать совместно в группе. Принимать участие в дискуссии, формулировать, обосновывать и аргументировать собственное мнение. Делать собственные выводы из прочитанного. Комментировать мнения известных ученых, писателей. Работать с информацией в табличном виде.

Классифицировать и систематизировать информацию в виде схемы. Работать с текстами или документами. Составлять план, формулировать и обосновывать собственные выводы

адекватно использовать речевые средства; владеть устной и письменной речью; формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; давать определение понятиям; структурировать тексты; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Практикум

Право на защиту: задержание

Вид деятельности учащихся:

Получение новых знаний; повторение; обобщение

Характеризовать административное правонарушение и уголовное преступление. Объяснять, какие права есть у человека при задержании, о чем ему следует помнить. Рассказывать, каковы условия допроса несовершеннолетнего.

Классифицировать и сравнивать функции адвоката и прокурора.

Приводить конкретные примеры административного задержания Проанализировать конкретную ситуацию из кинофильма, литературы допроса несовершеннолетнего, соблюдения его права на защиту. Сравнивать в табличной форме признаки административного правонарушения и уголовного преступления. Называть органы правопорядка, приводить их функции. Использовать информацию из разных источников и формулировать собственное определение понятия «презумпция не виновности». Обосновывать собственное мнение, почему право на защиту возможно только в демократическом, правовом государстве

адекватно использовать речевые средства; владеть устной и письменной речью; формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; давать определение понятиям; структурировать тексты; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Беседа, анализ фрагмента источников информации

Право на защиту: тюрьма

Вид деятельности учащихся:

Получение новых знаний; повторение; обобщение

Рассказывать, за что несовершеннолетние могут попасть в места заключения. Характеризовать условия содержания осужденных несовершеннолетних в колониях. Приводить положения Конвенции о правах ребенка, защищающие права несовершеннолетних, лишенных свободы. Характеризовать понятия «гуманность» и «чувство достоинства». Показывать, в чем проявляется гуманность уголовного закона по отношению к несовершеннолетним.

Анализировать конкретные ситуации, за что несовершенно летние попадают в места лишения свободы. Использовать дополнительные источники информации и рассказывать о воспитательных колониях для несовершеннолетних.

Приводить конкретные примеры из жизни, кинофильмов, кто защищает права несовершеннолетних, когда они нарушены. Иллюстрировать конкретными примерами из жизни, кино фильмов, как можно перевоспитать несовершеннолетнего подростка. Обосновывать собственное мнение, почему к детям не применяются смертная казнь и пожизненное заключение

адекватно использовать речевые средства; владеть устной и письменной речью; формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; давать определение понятиям; структурировать тексты; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Беседа, анализ фрагмента источников информации

Право на защиту: война

Вид деятельности учащихся:

Проектирование; получение новых знаний; повторение; обобщение

Рассказывать, как Конвенция о правах ребенка защищает детей от войны. Объяснять, с какого возраста по Конвенции дети могут принимать участие в боевых действиях. Характеризовать понятие «терроризм», рассказывать, почему он является глобальной проблемой XXI в.

Показывать на конкретных примерах, какие страдания приносят людям, и в первую очередь детям, войны. Использовать дополнительные источники информации и подготовить рассказ о детях — героях Великой Отечествен ной войны. Рассказывать о терактах, совершенных на территории на шей страны, в которых пострадали дети. Рассказывать об известных вам из новостей современных военных конфликтах и участии в них детей

формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; структурировать тексты; устанавливать причинно-следственные связи; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Мини-проект

Право на защиту: наркотики

Вид деятельности учащихся:

Проектирование; получение новых знаний; повторение; обобщение

Рассказывать, что такое наркотики, в чем их опасность. Объяснять, почему наркоманию называют «чумой XXI века». Приводить положения Конвенции о правах ребенка, защищающие детей от наркотиков. Характеризовать меры защиты детей от наркотиков.

Приводить конкретные примеры из жизни профилактической работы с детьми о вреде наркотиков, как уберечься от наркодельцов.

Использовать дополнительные источники информации, в том числе Интернет, и приводить статистику роста детской наркомании и числа детей, погибших от наркотиков. Делать для себя выводы. Рассказывать на конкретных примерах, чем опасна наркомания, к чему она приводит. Обосновывать свое мнение, почему подростки, осознавая всю опасность наркомании, пробуют и употребляют наркотики.

адекватно использовать речевые средства; владеть устной и письменной речью; формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; давать определение понятиям; структурировать тексты; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Сообщение

Право на защиту: эксплуатация несовершеннолетних

Вид деятельности учащихся:

Получение новых знаний; повторение; обобщение

Характеризовать эксплуатацию детского труда. Объяснять, что требует Конвенция о правах ребенка от государств, подписавших ее, для защиты детей от эксплуатации, в том числе сексуальной. Рассказывать, как российское трудовое законодательство защищает права несовершеннолетних, какие льготы они имеют.

Объяснять, с какого возраста могут работать дети в России. Формулировать определение понятия «предпринимательство».

Приводить конкретные примеры из истории, литературы, современной жизни эксплуатации труда детей. Анализировать статьи Трудового кодекса РФ, регламентирующие работу несовершеннолетних.

Приводить конкретные примеры из жизни, когда подростки занимаются предпринимательством.

Обосновывать собственное мнение, как знание прав в области трудового законодательства помогает подросткам защитить себя от эксплуатации. Систематизировать информацию в таблице «Права и льготы несовершеннолетних по ТК РФ»

адекватно использовать речевые средства; владеть устной и письменной речью; формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; давать определение понятиям; структурировать тексты; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Беседа, анализ фрагмента источников информации

тестирование

Где права, там и ответственность

Вид деятельности учащихся:

Получение новых знаний; повторение; обобщение

Объяснять, как связаны права и обязанности человека. Характеризовать понятие «моральная ответственность». Давать определение понятия «правовая ответственность». Показывать, как влияет нравственное воспитание человека на его отношение к своим обязанностям.

Приводить конкретные примеры из жизни моральной ответственности человека.

Анализировать конкретную ситуацию правонарушения и, используя дополнительные источники информации, показывать правовую ответственность за его совершение. Объяснять, как вы лично понимаете ответственность гражданина (или свою) перед Родиной. Обосновывать собственное мнение, в чем состоит моральная ответственность человека

адекватно использовать речевые средства; владеть устной и письменной речью; формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; давать определение понятиям; структурировать тексты; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Беседа, анализ фрагмента источников информации

Практикум 4

Вид деятельности учащихся:

Практическая работа: обобщение и ситематизация.

Работать совместно в группе. Принимать участие в дискуссии, формулировать, обосновывать и аргументировать собственное мнение. Делать собственные выводы из прочитанного. Комментировать мнения известных ученых, писателей. Работать с информацией в табличном виде.

Классифицировать и систематизировать информацию в виде схемы. Работать с текстами или документами. Составлять план, формулировать и обосновывать собственные выводы

формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; структурировать тексты; устанавливать причинно-следственные связи; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Практикум

Под защитой права (6 часов)

Суд-защитник прав человека

Вид деятельности учащихся:

Получение новых знаний; повторение; обобщение

Характеризовать, что такое суд и зачем человек идет в суд. Описывать, как происходит рассмотрение дел в суде.

Объяснять, что такое презумпция невиновности. Рассказывать, кто защищает человека в суде.

Приводить конкретные примеры случаев, когда человек обращается в суд. Анализировать конкретную ситуацию из кинофильмов, литературы рассмотрения дел в суде. Использовать дополнительные источники информации и подготовить выступление об одном из известных российских адвокатов, его громком деле. Обосновывать собственное мнение, почему принцип презумпции невиновности действует только в демократическом, правовом государстве

адекватно использовать речевые средства; владеть устной и письменной речью; формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; давать определение понятиям; структурировать тексты; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Беседа, анализ фрагмента источников информации

Функции прокуратуры

Вид деятельности учащихся:

Получение новых знаний; повторение; обобщение

Характеризовать деятельность прокурора и его функции. Объяснять, какова роль прокурора в суде. Характеризовать прокуратуру и ее функции. Объяснять, что такое надзор. Давать определение понятия «обвинение», объяснять, кто и как поддерживает обвинение в суде. Описывать некоторые виды преступлений, например бандитизм и разбой.

Приводить конкретные примеры из жизни, литературы, кинофильмов деятельности прокурора. Использовать дополнительные источники информации и систематизировать материал в таблице. Обосновывать собственное мнение, способно ли уголовное наказание исправить преступника.

Систематизировать информацию о функциях прокуратуры в виде схемы. Приводить из новостей конкретные примеры бандитизма или разбоя. Использовать дополнительную литературу и называть виды наказаний, следующие за эти преступления

адекватно использовать речевые средства; владеть устной и письменной речью; формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; давать определение понятиям; структурировать тексты; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Беседа, анализ фрагмента источников информации

Полиция на страже правопорядка

Вид деятельности учащихся:

Получение новых знаний; повторение; обобщение

Объяснять, зачем в государстве нужна полиция. Рассказывать об истории создания полиции и о милиции в России. Характеризовать функции полиции. Называть, какие подразделения входят в органы внутренних дел России и чем они занимаются. Рассказывать, какой закон регулирует деятельность полиции, когда и почему он был принят.

Рассказывать о работе полиции (милиции) на конкретных примерах из кинофильмов или новостей. Приводить конкретные примеры работы сотрудников ГИБДД. Обосновывать собственное мнение по поводу того, что нужно сделать, чтобы преступники боялись полицейских и у российских полицейских был бы такой же авторитет, как у их американских коллег.Показывать на конкретных примерах из жизни работу участковых инспекторов; рассказывать, знаете ли вы своего участкового

адекватно использовать речевые средства; владеть устной и письменной речью; формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; давать определение понятиям; структурировать тексты; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Беседа, анализ фрагмента источников информации

Права необходимо знать всем

Вид деятельности учащихся:

Получение новых знаний; повторение; обобщение

Описывать, что означает правовая защита. Объяснять, какие возможности защиты своих прав и законных интересов имеются у граждан. Называть, в каком документе констатируется гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина РФ. Характеризовать понятие «необходимая оборона», объяснять, когда она применяется, каковы ее пределы и ответственность.

Приводить конкретные примеры из жизни самостоятельной защиты граждан своих прав. Обосновывать собственное мнение, почему человек должен знать свои права и уметь ими пользоваться. Анализировать конкретную ситуацию из жизни применения человеком права на необходимую оборону, ответственность за превышение ее пределов. Приводить конкретные примеры из жизни, кинофильмов, какой вклад могут внести простые граждане в борьбу с преступностью.

Использовать дополнительные источники информации и формулировать собственное определение понятия «моральный вред», каково наказание за его нанесение, приводить примеры из жизни

адекватно использовать речевые средства; владеть устной и письменной речью; формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; давать определение понятиям; структурировать тексты; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Беседа, анализ фрагмента источников информации

тестирование

Практикум 5

Вид деятельности учащихся:

Практическая работа: обобщение и ситематизация.

Работать совместно в группе. Принимать участие в дискуссии, формулировать, обосновывать и аргументировать собственное мнение. Делать собственные выводы из прочитанного. Комментировать мнения известных ученых, писателей. Работать с информацией в табличном виде.

Классифицировать и систематизировать информацию в виде схемы. Работать с текстами или документами. Составлять план, формулировать и обосновывать собственные выводы

формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; структурировать тексты; устанавливать причинно-следственные связи; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Практикум

Под защитой государства

Вид деятельности учащихся:

Получение новых знаний; повторение; обобщение

Описывать, что означает правовая защита. Объяснять, какие возможности защиты своих прав и законных интересов имеются у граждан. Называть, в каком документе констатируется гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина РФ. Характеризовать понятие «необходимая оборона», объяснять, когда она применяется, каковы ее пределы и ответственность.

Приводить конкретные примеры из жизни самостоятельной защиты граждан своих прав. Обосновывать собственное мнение, почему человек должен знать свои права и уметь ими пользоваться. Анализировать конкретную ситуацию из жизни применения человеком права на необходимую оборону, ответственность за превышение ее пределов. Приводить конкретные примеры из жизни, кинофильмов, какой вклад могут внести простые граждане в борьбу с преступностью. Использовать дополнительные источники информации и формулировать собственное определение понятия «моральный вред», каково наказание за его нанесение, приводить примеры из жизни

адекватно использовать речевые средства; владеть устной и письменной речью; формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; давать определение понятиям; структурировать тексты; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Беседа, анализ фрагмента источников информации

Итоговое повторение

Итоговый письменный тестовый контроль по изученному в курсе обществознания материалу

Тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная рабочая программа по физике 7 класс с учетом программы для детей ЗПР

Адаптированная рабочая программа по физике составлена для обучающегося 7 класса согласно рекомендациям ПМПК с учетом программы для детей ЗПР...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся 11 классов (для 10 классов массовой школы) по алгебре и началам математического анализа.

Адаптированная рабочая программа по алгебре и началам математического анализа для 11 класса (для 10 класса массовой школы) составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основ...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся 12 классов (для 11 классов массовой школы) по алгебре и началам математического анализа.

Адаптированная рабочая программа по алгебре и началам математического анализа для 12 класса (для 11 класса массовой школы) составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ФГОС ООО ОВЗ 6-9

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ. С ТЕМАТИЧЕСКИМ ПЛАНИРОВАНИЕМ....

 Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none}  Адаптированная рабоча...

Адаптированная рабочая программа по обществознанию для обучающихся с ОВЗ, 6 класс

Адаптированная рабочая  программа  для обучающихся 6 класса VII вида составлена на основе требований ФГОС основного общего образования, примерной программы основного общего образования по об...