Статья "Формирование правовой культуры студентов на уроках обществознания"
статья по обществознанию (10 класс)

Гулянская Валентина Александровна

В Концепции модернизации российского образования  на период до  2010 года  также говорится о необходимости  усиления гражданско-правовой составляющей:

«Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в  сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского  общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой».

Актуальна данная проблема и для нашего района. Высокие показатели по правонарушениям и состоящим на учете в подразделении по делам несовершеннолетних говорят о несформированности правовой культуры, а порой,  о недостаточности правовых знаний, так как частая причина правонарушений – незнание закона. Подобные факты имели место и в нашем учебном учреждении.

Перед  нашим техникумом встала  важная задача: повышение  правовой культуры для изменения ситуации по правонарушениям среди обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_po_metodicheskoy_teme_2017-2018.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТАЦИНСКИЙ КАЗАЧИЙ КАДЕТСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 «Формирование правовой культуры студентов на уроках обществознания»

Преподаватель Гулянская В.А.

2017-2018 учебный год

Введение.

Сегодня в нашей стране много говорят  и пишут о построении правового государства, а  одним из необходимых условий  является  законность и правопорядок, социальная активность граждан, высокий уровень их правовой  культуры. К сожалению, в настоящее время общество сталкивается  с таким явлением, как  низкий уровень правового самосознания.  У большинства населения, в том числе у студентов, слабое знание правовых норм. Число правонарушений и  преступлений, совершаемое детьми школьного возраста, растет.

О необходимости формирования правовой культуры  было заявлено  в решении  коллегии Министерства образования (24/1 от 28.12.04г.),  в информационных письмах (№15/11 от 16.02.05 г., №358/11 от 07.01.05г.), о гражданско-правовом воспитании говорилось в Послании Президента Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года.

В Концепции модернизации российского образования  на период до  2010 года  также говорится о необходимости  усиления гражданско-правовой составляющей:

«Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в  сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского  общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой».

Актуальна данная проблема и для нашего района. Высокие показатели по правонарушениям и состоящим на учете в подразделении по делам несовершеннолетних говорят о несформированности правовой культуры, а порой,  о недостаточности правовых знаний, так как частая причина правонарушений – незнание закона. Подобные факты имели место и в нашем учебном учреждении.

Перед  нашим техникумом встала  важная задача: повышение  правовой культуры для изменения ситуации по правонарушениям среди обучающихся.

Несмотря на наличие довольно обширной научно-методической  литературы по проблемам воспитания правовой культуры, не все его теоретические и практические аспекты разработаны в равной степени.  Так, например,  при подготовке методической разработки  я узнала об определенных проблемах.

Основной проблемой является разрешение противоречия между традиционными подходами в правовом образовании и воспитании к отбору содержания, методов, системы работы и задачами развития личности в условиях становления демократического общества.

 

В соответствии с концепцией социально – гуманитарного (обществоведческого) образования совершенствования требуют формы и методы обществоведческого  образования и правового воспитания.

Изучение научно-методической  литературы по воспитанию правовой культуры школьников  помогло мне структурировать в первую очередь мою деятельность в качестве преподавателя обществознания и представить видение системы  по воспитанию правовой культуры  в курсе обществоведческих дисциплин.

Авторы Б.А. Кистяковский, Л.И. Петражицкий отмечали в своих исследованиях взаимосвязь нравственности и права в формировании личности, что убедило меня в необходимости формировать не только  правовую грамотность школьников, но и основанные на ней  правовые чувства. Понять сущность  правовой культуры, ее структуру помогли  работы юристов Е.В. Аграновской, Е. А. Зорченко, В.И.Каминской, А. Р.Ратинова, они также  включают в структуру правовой культуры правосознание. Понять особенности правосознания различных категорий молодежи помогла работа А.И.Долговой «Правовой статус молодежи». О проблемах правового воспитания  говорится в работах Н.П.Вербицкого, И.Ф.Рябко, Е.В.Татаринцевой, В.В. Тишенко. Особенно близки к теме моего  исследования работы А. Ф.Никитина, В.М.Обухова, Я.В.Соколова, Певцовой Е.А., Бордовского Г.А., Гороховатой Н.В., Морозовой С.А., Жихаревой М.Е.  и других авторов  по воспитанию правовой культуры.

Я встретила различные подходы к пониманию правовой культуры, и единого определения термина «правовая культура» в трудах ученых нет. А. Ф. Никитин,  автор наиболее полных исследований и публикаций на эту тему, отмечает, что  о правовой культуре  можно говорить только  в том случае, когда сформированы  три базовые части: знания, отношения, поведение.

На  основе изученной  научно-методической литературы я выделила для себя следующие позиции:    

-  «Правовая культура» может быть определена как часть общей культуры человека и включает  знание законов и норм права, внутреннее осознание, целенаправленное стремление по выполнению правовых норм, соблюдение законов, защиту позиций права, реализацию своих прав и свобод, установленных законодательством.

- Правовая культура формируется в процессе  правового воспитания, которое  представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения.

- Значительное место в формировании правовой культуры отводится курсу обществознания, т.к. цель обществознания в современном образовании – социализация школьника, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества. Через познание студент включается в современную жизнь, учится разбираться во многих явлениях, принимать самостоятельные решения.

Обществознание включает в себя учебные и внеклассные курсы, связанные с получением знаний о нормах и правилах, общественных отношениях и их закономерностях, процессах общественного развития, месте себя и своей страны в окружающем мире. Данная мысль была озвучена на Всероссийской конференции в Москве «Актуальные вопросы преподавания истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях и разработка государственного стандарта общего образования второго поколения» (18-22 июня 2007 года).

Исходя из современных целей обществоведческого образования,  возрастает роль правовой культуры в воспитании студентов как граждан России. Именно поэтому, на мой взгляд, правовая культура  является значимой  в развитии компетенций  современного человека, в том числе социально-правовых. Вместе с тем,  приобретению компетенций в социально-правовой сфере способствуют учебные предметы «Обществознание», «История», «Право», «Экономика» и ряд других, так как при изучении учебных тем на этих уроках происходит ссылка на законы и нормативные документы.

Программа по обществознанию предлагает рассматривать основные сферы жизнедеятельности общества: духовную, экономическую, социальную и  политико-правовую. Как видим, социальная и политико-правовая сферы относятся к числу значимых.

Анализ содержания учебников привел меня  к выводу о том, что основу  правовых знаний учащиеся могут получать при изучении большей части учебного материала. Именно  предмет «Обществознание» является оптимальным  для ознакомления студентов с правовыми документами, регулирующими жизнедеятельность человека в обществе. В курсе обществознания большое внимание уделяю  правам ребенка и документам, их провозглашающим, содержанию статей Конституции, знакомлю студентов с Гражданским, Семейным, Уголовным кодексами Российской Федерации и другими документами. Таким образом, на мой взгляд, повышается роль обществоведческого образования в воспитании правовой культуры.  Работа в данном направлении способствовала накоплению определенного методического материала, сотрудничеству с коллегами.

Поэтому цель  данной методической разработки: систематизация опыта  работы  по воспитанию правовой культуры студентов техникума.

Задачи:

·   Изучить и проанализировать научно- методическую  литературу  по данному вопросу, проанализировать практический опыт деятельности учителей   гимназии.

·   Выявить и обосновать систему факторов, способствующих эффективности  воспитания  правовой культуры студентов  техникума.

·   Обосновать эффективность использования современных педагогических технологий, применяемых в воспитании  правовой культуры студентов техникума.

Глава I. Система работы по воспитанию правовой культуры при изучении  обществоведческих дисциплин.

Правовую культуру (правовое  сознание и поведение) детей и подростков нельзя формировать обособленно, исключительно на предмете обществознания. Необходима система её формирования при изучении, прежде всего, обществоведческих дисциплин.

В толковом словаре слово система  (греческого происхождения) трактуется как план, порядок, расположение частей целого, ход чего-либо   в последовательном, связанном порядке. Мы ведем речь о воспитании правовой культуры.

Воспитание – органически связанная с обучением деятельность, ориентированная как на формирование социально-значимых качеств, установок  и ценностных ориентаций личности, так и на создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного духовного, интеллектуального и физического развития, самосовершенствования и творческой социализации личности в обществе.

Исходя из вышесказанного, мы определили систему работы по воспитанию правовой культуры в гимназии, которая  включает в себя следующие элементы:

Урочная система: получение правовых знаний, изучение правовых документов,  по принципу концентрического построения программы.

Взаимосвязь урочной и внеклассной деятельности, активное включение студентов и других  участников  образовательного процесса  в социально-значимую деятельность, что на мой взгляд, является  ведущей идеей повышения эффективности воспитания правовой культуры.

Индивидуальный подход в работе с  детьми группы «риска», состоящими на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в подразделении по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел.

Формирование  пространства в техникуме  для воспитания правовой культуры с участием всех субъектов образовательного процесса и социального окружения.

Созданное пространство является важным психолого-педагогическим условием для воспитания   правовой культуры студентов. Здесь ребенок получает опыт позитивного правомерного поведения, получает систему знаний, отвечающих потребностям, интересам и возрастным особенностям обучающихся. Поэтапное,  с учетом возраста и психологических особенностей, включение студентов в социально значимую деятельность, позволяет им приобрести первый опыт правомерного поведения и постепенное его обогащение, что влияет на повышение уровня самооценки, утверждение в коллективе, его социализацию.

Воспитание правовой культуры в рамках учебной деятельности.

Исходя из задач обществоведческого образования, руководствуясь программами обучения по предмету «Обществознание», учитывая программы по другим обществоведческим предметам, руководствуясь принципом преемственности между ступенями образования, выстраиваю работу по правовому воспитанию следующим образом:

   Программа по обществознанию построена по концентрической системе и предполагает изучение следующих  разделов: экономическая сфера, политическая сфера, духовная сфера, социальная сфера, правовая сфера. Правовые вопросы  рассматриваются при изучении каждой темы, так как любая сфера жизнедеятельности человека  определяется законодательством. Для того, чтобы наиболее полно рассмотреть правовые вопросы и детально проработать законодательную базу, составила перечень законов и правовых документов для обязательного ознакомления на уроках, а  для  старших классов  мною  разработаны темы семинарских занятий, на которых старшеклассники  изучают правовые документы.

Учитываю, что учебная деятельность по воспитанию правовой культуры проходит  не только на уроках обществознания, но и на других обществоведческих предметах через ознакомление студентов с правовыми документами по различным сферам деятельности человека, обращаю внимание на межпредметные связи. Воспитывая правовую культуру, взаимодействую с учителями истории, обществознания, права с целью углубления правовых знаний, формирования практико-ориентированных правовых знаний. Для этого мы предъявляем единые требования к изучению правовых документов.

Использую имеющиеся правовые знания, полученные на уроках географии, биологии, основам безопасности жизнедеятельности, экономики в учебной деятельности. Сотрудничаю с учителями русского языка и литературы, мировой художественной культуры с целью формирования общеучебных умений и подтверждения взаимосвязи правовых и нравственных законов жизни, что реализуется через проведение интегрированных мероприятий с учителями-предметниками и классными руководителями. Творческой группой под моим руководством  разработана программа семинарских занятий для педагогов и  классных руководителей, которая, кроме воспитания правовой культуры, способствует и повышению правовой грамотности учителей.

  Мною подготовлены тематические папки с набором законов и других правовых документов, регулирующих жизнедеятельность людей в современном обществе.

  Важную роль в усилении практической направленности воспитания правовой культуры играют компетентные в правовой сфере педагоги и специалисты.

1.2 Взаимосвязь урочной и внеклассной деятельности по воспитанию правовой культуры.

Очевидно, что рамки уроков не всегда дают возможность детям  реальной пробы себя в социально-правовых ситуациях.

Опыт работы по воспитанию правовой культуры твердо убедил меня в  том, что только взаимосвязь урочной и внеклассной деятельности повышает эффективность их воспитания.

Мною подготовлены методические материалы для классных часов,  проводятся консультации  классных руководителей и студентов.

1.3 Создание пространства для воспитания правовой культуры студентов.

Интеграция  деятельности субъектов  позволяет сформировать оптимальное пространство по воспитанию правовой  культуры.

При организации учебной и внеклассной работы по правовой культуре акцентирую свое внимание на вопросах практического права, осуществляю тесное сотрудничество с социальными партнерами. Это позволяет перейти от знаниевой к развивающей компетенции.

Организую экскурсии в районный суд, администрацию района, центр «Гармония» и т.д. Приглашаю на уроки специалистов из налоговой инспекции, центра занятости населения, правоохранительных органов, суда и прокуратуры.

Работа по воспитанию правовой культуры нашла  поддержку со стороны родителей, которые заинтересованы в повышении правовой грамотности своих детей.

Воспитание правовой культуры - сложный, длительный и, главное, непрерывный процесс, требующий творческого подхода всех субъектов образовательного процесса.

Пространство, в котором происходит воспитание правовой культуры, включает:

-Интегрированную систематическую деятельность учителей-предметников и воспитателей по формированию правовой грамотности, правового сознания, правомерного поведения.

-Привлечение специалистов правоохранительных органов, суда и прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, и т. д.

-Активное участие студентов в образовательном процессе.

- Сотрудничество с родителями.

Глава 2. Использование современных педагогических технологий  в воспитании  правовой культуры.

Основываясь на вышесказанном, к факторам повышения эффективности воспитательно-правовой культуры учащихся в общеобразовательном учреждении можно отнести:

- сотрудничество педагогических работников в данном направлении,

- взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности,

- сотрудничество с партнерами,

- пространство для воспитания правовой культуры обучающихся.

Учитывая, что  в ходе модернизации образования современная школа призвана формировать ключевые компетенции, которые включают не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, осуществляю компетентностный подход. Этому способствует  применение  современных педагогических  технологий, что позволяет  вовлечь каждого ученика в активный образовательный процесс, основанный на познавательной деятельности каждого, применение им на практике этих знаний и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

И в учебной, и во внеклассной работе приоритет отдаю дискуссионным формам работы с целью актуализации выбранной темы, развитию критического мышления.

На уроках обществознания с целью повышения эффективности правовой культуры широко использую игровые технологии. Они являются универсальными, пригодными для любого возраста учащихся. Феномен игры в том, являясь развлечением, она способна перерасти в обучение, творчество. Игровые технологии удачно вписываются в любой этап урока, классного часа, внешкольного мероприятия.

При подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям обучаю детей использовать возможности библиотечного фонда, ресурсов Интернет, что также влияет на развитие компетенций современного человека.

Применение вышеназванных педагогических технологий способствует формированию компетентности современного человека в социально-правовой сфере и повышает шансы в их социализации и конкурентоспособность выпускников.

Глава 3. Эффективность работы для воспитания правовой культуры.

Для определении эффективности деятельности по воспитанию правовой культуры определены следующие критерии:

Дидактический, анализ показателей которого дает представление об отношении школьников к правовым вопросам, уровне их осведомленности в правовых вопросах.

Воспитательный, который отражает динамику активности в социльно-значимой деятельности, их правомерное поведение в школе и в социуме. Использованы методы диагностики: анкетирование, наблюдение, опрос, изучение успеваемости по учебным предметам.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания Правовая культура 6 класс

Урок обществознания по теме "Правовая культура". 6 класс. По учебнику А.Ф. Никитина Обществознание. 6 класс. М.Дрофа.. ММ ...

Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и внеклассной работе.

Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и внеклассной работе. ...

Из опыта работы по формированию информационной компетентности студентов на уроках обществознании

Из опыта работы по формированию информационной компетентности студентов на уроках обществознании...

Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реализации ФГОС СПО

Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реальзации ФГОС СПО...

тема самообразования «Воспитание правовой грамотности учащихся на уроках обществознания».

Гражданско-правовое воспитание школьников имеет большое значение в современном обществе. Проведение регулярных правовых занятий в рамках уроков обществознания благоприятствует росту правосознания сред...

Формирование правовой культуры школьников на уроках технологии

В данной статье рассмотрено такое понятие, как правовая культура школьников. Ее основные составляющие, а также возможность осуществления междисциплинарного синтеза двух образовательных дисциплин ...

Формирование мировоззренческой культуры учащихся на уроках обществознания

Актуальность изучения общественных дисциплин для современного поколения школьников  – это возможность уже со школьной скамьи определить свою профессиональную направленность  как ответс...