Урок по теме "Правоохранительные органы" 9 класс
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Башилова Ксения Олеговна

Разработка урока по теме "Правоохранительные органы"  ,которая изучается в 9 классе на уроках обществознания.Данное занятие расчитано на изучение нового материала с помощью работы в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Приложение 119.43 КБ
Файл Конспект урока73.54 КБ

Предварительный просмотр:

1 группа

Полиция

Вопросы:

1. Основные направления деятельности полиции.

2. Принципы деятельности полиции.

3. Обязанности.

4.Права.

5. Отношение общества к полиции.

Учебник: с 88-90.

2 группа

Суд.

Вопросы:

1. Определение и функции.

2.Структура российского суда.

3. Мировые судьи и их функции.

4.Суд присяжных.

5.Принципы правосудия.

Учебник: с 90-92.

3 группа

Прокуратура Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации — это единая централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Главными задачами Прокуратуры являются: обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Систему органов Прокуратуры РФ возглавляет Генеральный Прокурор РФ, который назначается и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с субъектами. Все нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором. Срок полномочий прокуроров всех уровней — 5 лет.

Высшим звеном в системе органов прокуратуры является генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ. В систему органов прокуратуры помимо Генеральной прокуратуры РФ входят: прокуратуры субъектов Федерации, районные, городские прокуратуры. В крупных городах в целях более оперативного руководства создаются прокуратуры городов, которые подчинены прокурору субъекта Федерации, а сами, в свою очередь, имеют в подчинении районные прокуратуры. Они осуществляют главным образом организационные функции.

Органы прокуратуры представляют единую систему, основанную на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, и осуществляют свои полномочия независимо от каких-либо органов и организаций. Запрет на вмешательство в деятельность прокурора закреплен в ст. 5 Закона РФ "О прокуратуре РФ".

Выделяются направления деятельности прокуратуры:

отрасли прокурорского надзора

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

Свои правозащитные функции прокурор выполняет путем вынесения протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые их издали; вынесением представления должностному лицу с требованием об устранении нарушений закона; рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, содержащих сведения о нарушении закона; издания постановления о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. В определенных случаях для защиты интересов граждан, общества и государства прокурор вправе обратиться в установленном порядке в суд.

Все требования прокурора об устранении нарушений закона подлежат безусловному исполнению в установленный срок. За неисполнение требований прокурора виновные должностные лица и граждане привлекаются к юридической ответственности.

Вопросы:

1. Определение и функции прокуратуры.

2. Роль прокуропа в судебном процессе.

3.Надзор за соблюдением прав и свобод.

4. Особые качества прокурора.

Учебник: с 92-93.

4 группа

Адвокатура.

Адвокатура – это организованное особым образом объединение юристов-профессионалов, главной функцией которого является оказание квалифицированной юридической помощи всем, кто в ней нуждается.

Порядок приема в коллегию состоит в следующем: в члены коллегии адвокатов принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Прием в члены коллегии указанных лиц может быть обусловлен прохождением испытательного срока продолжительностью до трех месяцев. Лица, окончившие высшие юридические учебные заведения, не имеющие стажа работы по специальности юриста или имеющие такой стаж менее двух лет, могут быть приняты в коллегию после прохождения стажировки в коллегии сроком от шести месяцев до одного года.

Члены коллегии адвокатов и стажеры не могут состоять на службе в государственных и общественных организациях. Исключение может быть допущено президиумом коллегии адвокатов для лиц, занимающихся научной и педагогической деятельностью, а также для членов коллегии, работающих в районах, в которых объем адвокатской работы, является недостаточным.

В наши дни перед адвокатурой официально поставлены задачи:

- содействия охране прав и законных интересов всех физических и юридических лиц,

- отправлению правосудия,

- соблюдению и укреплению законности,

- воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов,

- уважения к правам, свободам, чести и достоинству других лиц.

Осуществлению этих задач подчинены основные направления деятельности адвокатуры:

- дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, устных и письменных справок по действующему законодательству;

- представительство в судах и других государственных органах по гражданским и административным делам;

- составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;

- участие адвокатов при производстве по уголовным делам и качестве защитников подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков;

- оказание правовой помощи трудовым коллективам.

Являясь членом общественной самоуправляющейся организации, адвокат имеет право: избирать и быть избранным в органы коллегии адвокатов; ставить перед органами коллегии адвокатов вопросы, касающиеся деятельности коллегии; вносить предложения по улучшению ее работы и принимать участие в их обсуждении; принимать личное участие во всех случаях обсуждения органами коллегии его деятельности или поведения; выйти из состава коллегии адвокатов.

Принадлежность к адвокатуре накладывает на лицо, состоящее в ней, обязанность в своей деятельности точно и неуклонно соблюдать требования действующего законодательства, использовать все предусмотренные законом средства и способы защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обратившихся к нему за юридической помощью. Адвокат обязан добросовестно оказывать юридическую помощь, должен быть образцом моральной чистоты и безукоризненного поведения, постоянно повышать свою деловую квалификацию.

Вопросы:

1. Вкаких случаях прибегают к помощи адвоката.

2.Особенности деятельности адвоката.

3. Юридическая помощь адвокатов.

4.В каких случаях назначается бесплатный адвокат.

Учебник: с 93-94

5 группа

Понятие и функции нотариата

Нотариат обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Необходимость в актах нотариальных действий возникает при реализации права собственности, в предпринимательской деятельности, в семейных и наследственных отношениях. Роль нотариата значительно возросла, а его деятельность расширилась в условиях рыночной экономики.

Деятельность нотариата регламентируется Основами законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г, законами, постановлениями Правительства РФ и иными правовыми актами. В соответствии с Основами нотариальные действия в России от имени государства совершают:

— государственные нотариальные конторы;

— должностные лица, наделенные правом выполнять нотариальные действия;

— нотариусы, занимающиеся частной практикой.

И государственные, и частные нотариусы назначаются на должность государством, совершают нотариальные действия от имени государства и несут личную ответственность за обеспечение законности. Минюст России ведет Реестр государственных нотариальных контор и частных нотариусов.

При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

Нотариальная деятельность осуществляется на основании лицензии, которая выдается уполномоченными на то органами юстиции в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена.

Нотариальной деятельностью могут заниматься граждане России, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку не менее одного года в нотариальной конторе, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности. Нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли.

Нотариус является должностным лицом, в своей деятельности и руководствуется Конституцией РФ, конституциями республик в составе России, Основами законодательства РФ о нотариате, законодательными актами России и субъектов Федерации, а также международными договорами. Нотариусу при исполнении служебных обязанностей запрещено разглашать сведения, оглашать документы, которые стали ему известны в связи с совершением нотариальных действий.

Все нотариальные действия регистрируются в реестрах, и нотариальное производство осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными Минюстом России и Федеральной нотариальной палатой. Нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской, оказывать посреднические услуги при заключении договоров. Он не может совершать нотариальные действия на свое имя, от своего имени, на имя и от имени супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков).

Основы о нотариате определяют перечень нотариальных действий, совершаемых нотариусами и уполномоченными на это должностными лицами. Перечень нотариальных действий, совершаемых частными нотариусами, содержит 18 наименований и не является закрытым.

Нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с российским законодательством и присягой. Он обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству России или международным договорам. Нотариус обязан по решению суда возместить ущерб, причиненный его противоправными действиями при исполнении должностных обязанностей.

Вопросы:

1. Определение нотариата.

2. Ситуации, в которых обращаются к нотариусу.

3. Функции нотариусов.

Учебник: с 94-95



Предварительный просмотр:

Цели:

- познакомить учащихся с правоохранительными органами, их функциями, целями их деятельности, требованиями, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов.

- развивать навыки использования правовой терминологии, а также различать, в какую структуру должен обратиться гражданин для защиты своих прав;

- воспитывать правовое самосознание, активную гражданскую позицию, уважительное отношение к правоохранительным органам.

Основные понятия темы: правоохранительные органы, адвокатура, суд, прокуратура, презумпция невиновности, полиция общественного порядка

Организационный момент Учащиеся заходят в класс, занимают места, учитель приветствует учащихся,отмечает отсутствующих в журнале, если таковые имеются.

Ребята несколько уроков назад мы начали изучать с вами главу «Право», включающую в себя достаточное количество правовой информации, а на предыдущем уроке нами были изучена тема «Правонарушения и юридическая ответственность». Чтобы перейти к изучению нового материала нам необходимо закрепить знания, полученные на предыдущем уроке.

Фронтальный опрос домашнего задания

1. Дайте определения и приведите примеры

- Преступление (виновно-совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания)

-Проступок (виновное, общественно опасное, противоправное деяние.

-Чем проступок отличается от преступления? (От преступления проступок отличается меньшей степенью общественной опасности (вредности). Пьянство и дебоши в общественных местах, безбилетный проезд, мелкие хищения, провоз неоплаченного багажа, повреждение телефонов-автоматов, причинение вреда чужому имуществу, незаконные сделки, невыполнение договора, нарушение авторских прав, прогул, опоздание на работу и т. д)

-Действие (активное деяние)

-Бездействие (пассивное не деяние)

- Юридическая ответственность (это мера государственного воздействия, применяемая к лицу, совершившему правонарушение)

-Виды юридической ответственности (уголовная, административная, дисциплинарная, гражданская)

2. Определите, к каким видам правонарушений (преступлению или проступку) относится деяние и какая ответственность последует:

1. Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок).

2. Ирина не выполняет свои договорные обязательства о найме жилья, не выплачивала деньги за квартиру в течение 2 месяцев (гражданские проступок).

4. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (уголовное преступление).

5. Дядя Сережа опоздал на работу (дисциплинарный проступок)

3. Из предложенных ситуаций выберите те, за которые наступает уголовная ответственность.

- Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. (+)

- Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.

- На перемене подросток зашел в раздевалку, забрал понравившуюся чужую шапку. (+)

- Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору и сообщил, что в школе заложена бомба. (+)

- Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег. (+)

- Подростки курили в туалете школы.

4. С какого возраста наступает уголовная ответственность (Преступниками могут быть признаны граждане, достигшие 16 лет, а по ряду преступлений – 14 лет. За такие преступления, как убийство, умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, кража, грабёж, вымогательство, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, угон автомобиля или другого транспортного средства, умышленное уничтожение или повреждение имущества, терроризм, захват заложника, ложное сообщение об акте терроризма, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, уголовная ответственность в соответствии со статьёй 20 Уголовного кодекса Российской Федерации наступает с 14-летнего возраста.)

 Тема сегодняшнего урока «Правоохранительные органы», запишем ее в тетради.

Работа в группах

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Домашнее задание

-прочитать параграф,

-письменно ответить на вопрос 1 в классе и дома

-выучить термины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....