план -конспект урока
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Варыпаева Ирина Алексеевна

План - конспект урока по обществознанию в 10 классе (профиль) "Свобода и необходимость в деятельности человека" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-_konspekt_uroka_svoboda_i_neobhodimost_v_deyat_chel.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Свобода и необходимость в деятельности человека

Ф.И.О

Варыпаева Ирина Алексеевна

Место работы

Саратовская обл., г. Петровск, МБОУ СОШ №2

Должность

Учитель истории и обществознания

Предмет

 обществознание

Класс

10

Базовый учебник

 Боголюбов Л.И  Обществознание

Просвещение, 2014.

Цель урока: организация работы по усвоению нового понятия темы, выявление его сущностных характеристик.

Задачи:

• раскрыть различные смыслы и аспекты понятия «свобода», показать практическую связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»;

• развивать умение анализировать учебный материал, рассуждать, объяснять понятия, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения;

• способствовать процессу социализации учащихся посредством воспитания необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.

 Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок-практикум с элементами дискуссии

 План изучения нового материала

1. Понятие «свобода»

2. Внешние и внутренние регуляторы поведения

3. Может ли человек быть абсолютно свободным?

4 Ценности свободного общества

Ход урока:

Эпиграф:

Ты называешь себя свободным.

Свободным от чего и свободным для чего?

Ф. Ницше, нем. философ втор. пол. XIX в.

(Перед уроком учащиеся делятся на группы, результаты выполнения заданий группы фиксируют на ватманах).

1. Вступительное слово учителя:

 В основу нашего занятия я предлагаю положить принцип  "свобода лучше, чем несвобода".

Как вы понимаете смысл данного выражения? А вы можете назвать себя свободными людьми? (ответы учащихся; обратить внимание на эпиграф).

Учитель: Вы знаете, что в современном обществе вы обладаете определенным набором свобод, который и подкрепляет ваше ощущение раскованности.

Попробуем смоделировать следующую ситуацию. Я – чиновник, бюрократ, бумажный червь, вы – редакционный коллектив газеты с названием «Мы – не рабы!». Я недовольна названием вашей газеты. В конце концов, крепостное право в нашей стране отменили еще в 1861 г., и, по моему мнению, название абсолютно не соответствует духу времени, а только дополнительно раздражает общественное состояние умов. Приведите, пожалуйста, три аргумента, которые бы убедили меня в возможности существования газеты с таким названием.

Слово каждой группе. (интересно посмотреть, появится ли Конституция в аргументах).

Учитель: А есть ли какой-то конкретный официальный документ, который подтверждает ваше ощущение свободы? (да, Конституция). Глава 2. Права и свободы человека. (То есть, чтобы доказать мне, что вы на самом деле свободные люди можно просто открыть, например, статью 18 Конституции РФ, в которой написано: «Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание законов и обеспечиваются правосудием»).

Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Учитель: Итак, мы называем себя свободными людьми. Но что такое свобода в вашем понимании? Человек один – он свободен и счастлив? Человек в обществе – он свободен или зависим? (постановка проблемных вопросов).

(работа с источником – стихотворение Л. Филатова):

Когда ворюга, шастая в толпе,

Свой выбор остановит на тебе, -

Ты можешь, протянув ему баул,

Вполне свободно крикнуть: караул!..

Когда на зов твой явится сержант

И тоже намекнет насчет деньжат, -

Ты можешь, протянув ему браслет,

С угрозой поглядеть ему вослед!..

Когда и же судья, закон поправ,

Наложит на тебя разбойный штраф, -

Ты можешь, протянув ему кольцо,

С презреньем помолчать ему в лицо!..

При эдаком обилии свобод

Ты можешь жить буквально без забот,

А коль тебе свобода надоест –

Ты вправе молча выразить протест!..

Учитель:У каждого человека свое собственное видение этого понятия. Представьте себе пирата. Для него свобода заключается в возможности захватывать корабли… Для заключенного, возможность выйти из тюрьмы, для школьника – каникулы. Но нам с вами надо попробовать найти такие ассоциации, которые будут отражать общие признаки этого понятия.

Работа с ассоциациями (все вместе): на слайде - СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА

Предложить готовый перечень ассоциаций и попросить проранжировать по степени важности: альтернатива, выбор, возможность, желание, активность, независимость, необходимость.

Работа по группам. Задание – в теч. 1 минуты – закончите предложение: Свобода – это…, используя те признаки, которые выделены на доске.

(русский философ и социолог де Роберти как-то шутя заметил, что тот, кто сможет дать точное определение понятия свобода достоин Нобелевской премии).

Ответы групп (зафиксированы на ватмане).

Учитель: Спасибо, я принимаю ваши варианты ответа и позвольте предложить вам свой:

Свобода – это возможность правильного выбора.

Но всегда ли мы можем сделать свой выбор?

Работа в группах (каждой группе предложены по 2 листа формата А 4, при этом они или одного цвета, или разных цветов). Задание – в теч. 1 мин. докажите мне, что один из листов лучше по своим характеристикам, а, значит, вы выбираете именно его.

(Обычно с аргументами затрудняется та группа учащихся, у которой листы одинакового цвета и формата). Поменять листы, попросить в новых условиях показать достоинства того или иного листа.

Прокомментировать. Рассказать о буридановом осле – философский парадокс, который приписывается французскому философу Жану Буридану, жившему в XIV веке: осел, помещенный на равном расстоянии от двух одинаковых охапок сена, должен умереть от голода, ибо не сможет избрать ту или иную охапку. (Так называют человека, нерешительного в выборе или колеблющегося между двумя равноценными выборами).

Вывод: Осуществляемая свобода предполагает наличие свободного выбора между разными возможностями.

2. Обладая свободой выбора, человек может выбрать лучшее из того, что предлагает мир. Но человек не один. Он живет в обществе себе подобных. А значит его желания, желания одного могут войти в противоречие с желаниями другого человека. Тут-то человек и сталкивается с ограничением свободы. Давайте попробуем выделить эти ограничители = зависимости, которые существуют в жизни большинства из нас.

Кластер – зависимости (работа вместе со всеми): на слайде - ЗАВИСИМОСТЬ

(предположительные ответы учащихся: от мнения окружающих, привычек, пороков, родителей, оценки окружающих, правил поведения, денег).

Пожалуй, достаточно. А теперь подумаем, что лежит в основе этих зависимостей? (ответы учащихся). Страх! Мы боимся показаться глупыми, смешными, неловкими, немодными и т.д. Страх трансформируется в штампы: меня не поймут, что обо мне подумают, вдруг кто-то увидит.

Работа с источником «Диалог о свободе»: чтение по ролям:

Автор: Стоя в кругу, ученик колдуна принес жертву и стал призывать демона страха. Но как мальчишка не старался, ничего не происходило. Он уже хотел было выйти из круга, как вдруг увидел перед собой огромного кота.

Мальчик: Ты кто???

Демон: Что значит «кто»? Ты ж демона звал, вот он я. Чего хотел-то? Говори, у меня настроение хорошее сегодня.

Мальчик: Ты – демон страха?

Демон: Ну, был им на протяжении нескольких столетий…

Мальчик: А как мне стать свободным от страхов? Я хочу обрести свободу!

Демон: А что для тебя свобода мальчик?

Мальчик: Умение самостоятельно принимать решения, не зависеть от страхов. Быть свободным, в общем.

Демон: Ты не объяснил мне, что для тебя «свобода», и кто у тебя, ее отнял. Почему я должен отвечать тебе на вопрос, смысл которого тебе самому не ясен?

Мальчик: Что значит «кто отнял»? Люди, конечно.

Демон: Да неужели? Как?

Мальчик: Ну, так… Они установили свои правила в этом мире, и все должны по ним жить.

Демон: Разве? А как они могут заставить что-то принять, если ты этого не хочешь?

Мальчик: У них много способов. Например, посадить в тюрьму.

Демон: Неужели потерять возможность передвигаться дальше, чем четыре стены страшнее, чем потерять самого себя в серой массе ныне живущих? Не понимаю я тебя, малыш, ой, не понимаю.

Мальчик: Да что ж тут непонятного? Сделал не так – садись в тюрьму или погибни.

Демон: Дитя, я не могу и не хочу вколачивать в твою пустую голову знания. Если тебе это действительно нужно, дойдешь сам. Я дал тебе подсказку. Я и так потратил на тебя слишком много времени.

Автор: Демон исчез. Мальчик еще некоторое время постоял в кругу и побрел домой. Чем больше паренек обдумывал слова демона, тем стройнее у него получалась цепочка мыслей.

И, наконец, его осенила мысль: «Быть свободным в обществе – это значит …

Задание: Предположите, как это выражение заканчивает автор.

Ответы учащихся.

Озвучить версию автора: «Быть свободным – это значит оставаться собой, не потерять себя, жить свою жизнь».

Поставить проблему: что значит жить СВОЮ ЖИЗНЬ? (моя хата с краю?).

Ответы учащихся.

3. Как общий вывод предыдущих рассуждений: Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя!

 4 Прослушайте притчу и ответьте на вопрос: о каких ценностях свободного общества идёт речь?

Притча. Странник, путешествуя по свету, попал в город Счастья. Все жители этого города были счастливы. Внимание странника привлекла башня на окраине города. Войдя в неё, странник увидел ребёнка, прикованного цепями и умирающего от голода. В шаге от него стоял стакан с водой и корка хлеба. Желание странника накормить ребёнка остановил «голос»: накормив этого ребёнка, ты обрекаешь всех жителей города на голод, болезни, несчастья. Что делать? Накормить или нет? Трудно представит себя на его месте. Ещё труднее принять решение

  Беседа по услышанной притче:

• О каких ценностях свободного общества идёт речь? (О независимости, он был свободен в принятии решения: принцип свободы)

В случае затруднения ставятся наводящие вопросы:

• Кто-нибудь указывал на то, что ему делать?

• Сколько в данной ситуации могло быть решений? (минимум два: у него был выбор)

• Решение принять было трудно, т.к. последствия любого из решений очень серьёзные. И странник понимал, что на него возлагается ответственность за принятое решение.

Ценности свободного общества записываются на доску: СВОБОДА, ВЫБОР, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

• А какие ещё ценности должны присутствовать в свободном обществе?

   (предполагаемые ответы: законность, честность, уважение).

  . Работа с основными понятиями урока: СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

   Я предлагаю вам остановиться более подробно на двух из них: СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  

Определим их место, роль в нашей жизни.

1 группа работает с понятием СВОБОДА. Задания:

1. Дать определение слову. Свобода – это … (Используйте словарь, раздаточный материал).

2. Какова роль этого понятия в жизни человека? (Ваше мнение озвучьте).

3. Изобразите слово «свобода» на рисунке. (Нарисуйте на чистом листе).

4. Как может звучать лозунг, связанный с данным словом? (Напишите на чистом листе).

5. Подберите 2-3 термина, близко связанных с данным. (Напишите на чистых листах).

2 группа работает с понятием ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Задания:

1. Дать определение слову. Ответственность – это … (Используйте словарь, раздаточный материал).

2. Изобразите слово «ответственность» на рисунке. (Нарисуйте на чистом листе и оформите на доску).

3. Подберите 2-3 термина, близко связанных с данным. (Напишите на чистых листах и оформите на доску).

3 группа работает с понятием ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Задания:

Выберите фотографии известных людей в сфере политики, спорта, культуры и приготовьте сообщение по плану (см. на экран):

1. Кто изображён на данном фото.

2. Почему выбрано данное фото.

3. В чём ответственность этого человека (ответственность за себя, других, страну,

планету …; ответственность в каких сферах жизни: экономической, политической, духовной …).

4. Назовите конкретные примеры из его жизни, подтверждающие это.

5. Что происходит, если он не в полном объёме проявляет это качество.

Итог урока

Запись в тетрадь основных понятий урока

Свобода – важнейшая общечеловеческая ценность, связанная с выбором, ограниченная правами других людей, закрепленных в законах, нормах морали и традициях.

Свободное общество – общество, где нет слежки за личностью, нет ограничений для самоопределения, самовыражения, самореализации, деятельность которого направлена на создание совместных благ.

Ответственность – социально-филосовское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом,обществом с точки зрения сознательного оскществления предъявляемых к ним взаимных требований.

 

В качестве проверки усвоения изученного материала учащиеся выполняют задание: в чем смысл выражения древнегреческого философа Платона - «Дать свободу человеку, который не умеет ею пользоваться, значит погубить его».

(Варианты выполнения этого задания: 1. ПОПС-формула (сильные учащиеся); 2. Записать образы-ассоциации, возникающие в процессе анализа данного выражения (менее подготовленные учащиеся).

(Примерные ответы учащихся: у человека рождается ощущение вседозволенности; далее происходит вырождение личности, деградация, духовный упадок; для государства – тоталитарный режим).

  Общий вывод: Свобода - одно из самых больших богатств человека, но и очень большая ответственность, т.к. свобода выбора и действий одного человека может означать произвол в отношении других людей. Не быть подчиненным никакому закону – значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других , н и от самих себя, - отмечал Г. Гейне. Итак, чтобы стать истинно свободным человеком – это значит жить по законам общества и государства , по принципу «Не навреди себе»

Домашнее задание: параграф 16; написать мини-эссе по теме: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего и свободным для чего?» (Ф. Ницше).

Список использованной литературы

1. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений:профильный уровеньуровень; под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2009.

2. Большая книга афоризмов. Изд. 2-е, исправленное. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

3. Филатов Л.А. Про Федота-стрельца, удалого молодца: Стихи, сказки, пародии. – м.: Изд-во Эксмо, 2006.

4. Источник «Диалог о свободе» - автор неизвестен.

5. Е.Н. Сорокина Поурочные разработки по обществознанию профильный уровень 10 кл. М., «ВАКО» 2008г.

6  http://www.shkul.su/31.html

7  uchportal.ru http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-589 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План-конспект урока английского языка в 6 классе УМК «Английский в фокусе» авторы Н.И.Быкова, Дж.Дули и др. Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы.

Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы. Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок по теме «Holiday plans» , 1 урок по разделу «Holiday time»...

План конспект урока. Требования к плану урока.

План конспект урока математики. Требования к плану урока.Система планирования урока включает:-годовое и полугодовое планирование;-тематическое планирование;-поурочное планирование.Необходимо уделять б...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Ориентирование в задании по чертежу. Разбор чертежа. Составление плана работ изготовления скамейки».

Изучение  план изготовления скамейки, научить самостоятельно изготавливать скамейку по плану;  Развитие моторики рук, глазомер, связную речь, развить образную память, логическое мышление; Ко...