Главные вкладки

    "Семейные традиции""Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда хранит меня"
    план-конспект урока по обществознанию (6, 7 класс)

    Тема открытого занятия по внеурочной деятельности 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_vneurochki_semeynye_tsennosti_-_kopiya.docx30.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема открытого занятия  по внеурочной деятельности «Семейные традиции».

    «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда хранит меня».

                        Учитель истории и обществознания:

                       Овчинникова Надежда Ивановна

                        МБОУ  «Вашутинская ООШ»

    Цели: 
    1. Формировать нравственную культуру детей и родителей. 
    2. Воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи, к традиции семьи. 
    3. Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях учащихся. 


    Форма - проведения: собрание-праздник 
    Оформление: 
    1. «Дерево жизни» (на ветках дерева прикреплены листочки, на которых фотографии каждой семьи). 
    2. Коллажи учащихся и родителей на тему «моя семья» (на листах формата А-3). 
    3. Веселые «рожицы» (мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка) 
    4. Пословицы и поговорки о семье (плакаты). 
    1). Вся семья вместе, так и душа на месте. 
    2). На что клад, коли в семье лад. 
    3). Дружная семья гору свернет.
     ,

     выставка старинных предметов, семейные фотографии 

    Тема занятия: Семейные традиции

    Цель занятия: Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям,

     способствовать воспитанию чувства любви и гордости за свою семью

    Основные термины, понятия: Семья, генеалогическое древо, династия, семейный альбом,традиции

    Планируемый результат:

    Личностные УУД:

     - воспринимать речь учителя;

     - выражать положительное отношение к процессу познания;

     - проявлять уважение к одноклассникам.

     Регулятивные УУД:

    - планировать учебное сотрудничество;

     - уметь работать на компьютере по алгоритму;

     - оценивать результаты деятельности.

    Познавательные УУД:

     - ставить проблему, аргументировать её актуальность;

     - аргументировать свои суждения;

     - осуществлять реализацию исследовательской деятельности;

     - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек, сети Интернет, жизненный опыт родственников

      Коммуникативные УУД:

     - уметь вести диалог;

     - слушать и понимать речь других;

     - применять навыки делового сотрудничества в группе;

     - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Экранно-звуковые пособия: презентация в  Power Point.

    Ход занятия

    I.Мотивационный этап

    Учитель: Отгадайте загадку:

    Два дедушки,
    Две бабушки,
    Плюс папа, мама, я.
    Сложили? Получается семь человек,
    Семь «Я»!        (М. Швар 

    Здравствуйте уважаемые родители и дети! Мы рады видеть вас! У нас сегодня необычное мероприятие. За одним большим столом собрались родители и ученики 5 класса.

    Ребята послушайте притчу «Тепло семейного очага»

    Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.

    «Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.

    Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.

    Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.

    Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.

    И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».

    И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!

    II.Актуализация знаний Мы живём в интересное и удивительное время. Нас окружает большой мир, наполненный событиями, происходящими в разных местах нашей планеты. Каждый день приносит что-то новое. Мы постоянно думаем о будущем, мечтаем о счастье и благополучии. Где как не в семье мы можем соприкоснуться с историей, с традициями. От поколения к поколению передают наши деды и отцы, всё то, что было накоплено нашими предками. Нить поколений не прерывается. И сегодня, мы попытаемся разобраться, откуда тянется эта нить поколений. Поэтому тема нашего мероприятия «Традиции и обычаи русской семьи».

    Сегодня мы поговорим с вами о семье, семейных традициях. Готовясь к занятию, вы получили задание по группам провести исследовательскую работу на определённую тему.
    Думаю, что нам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказать.

     Наше занятие мы проведём в форме устного журнала « Семейные традиции».

    III.Этап защиты работ групп по определённой теме

    Первая страница нашего журнала: Что такое семья, традиция?
    1 группа: 

    Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.
    Каждому человеку, маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы его успехам радовались и в первую очередь, родные люди; чтобы он мог развиваться и реализовать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя.

    Семья-это те, кто дорог вам больше всего на свете.

     И мы согласны с вашими ответами, что семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас есть замечательные семьи, есть родительский дом- начало всех начал». Песня «Родительский дом»

    В семейном кругу мы с вами растем.
    Основа основ - родительский дом.
    В семейном кругу все корни твои,
    И в жизни ты входишь из семьи.
    В семейном кругу мы жизнь создаем,
    Основа основ - родительский дом».

    Сегодня пришли мамы и папы, бабушки и дедушки. Ведь семья - это не только люди, живущие под одной крышей. Их объединяет любовь и дружба, восхищение и уважение, тепло и уют, радость и понимание, взаимопомощь и сопереживание, а еще семейные традиции, которые помогают стать крепкой и дружной семьей. 
    Ведь недаром народная мудрость гласит: 
    «Чти своего отца и свою мать. Знай свой род, своих дедов, предков, родственников. Продолжай их начинания. Цени свой дом, свой сад, свой двор, свои родные места, свою Родину». 
    Но все семьи разные, разнятся они своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.

     Традиция – в переводе с латинского «передача». Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

    Традиции постоянно меняются. Но они необходимы для прочных семейных отношений, для передачи культурных ценностей.

    Традиции в семье бывают разными. В семьях нашего класса тоже существуют традиции: 

    по воскресеньям готовить любимые блюда, свободное время, праздники проводить вместе с семьёй.

    Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что связывает нас со своими корнями».

    Одной из таких традиций- традиция составления родословной.(Алакин К.)

     Вторая страница журнала: «Генеалогическое древо»,,,,,,,

    Чудесное дерево есть у меня.
    Оно мне — семья,
    И оно мне — родня.

    И  мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не тысячи исторических имен, как в родословных известных людей, например, уА.С.Пушкина. У кого-то на дереве 9, 12, 16 и больше листочков. А самое роскошное дерево или больше всего родственников смог написать Алакин Кирилл со своим дедушкой АлакинымА.А..

    Династия — гордое слово!
    Сплелись поколения в нём.
    Мы славу труда наших предков
    Достойно сквозь годы несём.
    Не просто несём — умножаем.
    Их труд путеводной звездой
    С потомками в ногу шагая,
    Стал в жизни желанной судьбой!
    Потомственный врач иль учитель.
    Как славно и громко звучит!
    И в русле семейного счастья
    Дух единенья кипит. (
    Ирина Веренчик)

    Ученица: Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии: Алакиных, Гущиных.

     Есть в доме любом
    Семейный альбом.
    Как в зеркале,
    Мы отражаемся в нём.
    Пускай не всегда мы красивы,
    Зато эти фото – правдивы.
    Хранится альбом в нашем доме,
    И снимки хранятся в альбоме.

     Выставка «Загляните в семейный альбом». Как вы думаете, почему она здесь? С какой связана традицией?

    С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, когда снимок получился довольно высокого качества, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
    Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. Так Юрий Алексеевич Гагарин, впервые в истории человечества полетев в неизведанный космос, взял с собой фотографию семьи..

     Здесь на нашей выставке представлены ваши семейные альбомы.

    Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.

    Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – ни будь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

    (Учащиеся, которых назвали в честь кого – либо из родственников, рассказывают о своих родственниках.)

    У многих дома хранятся станинные вещи. Человека уже нет, а вещи, принадлежащие ему, живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.

     что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.

    Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция.

    Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших семьях.

    Родители учеников рассказывают о своих родителях, бабушках и дедушках.

    Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья. 

    Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем. .

    Раньше в почёте были щи и каша, репа, дичь, рыба. Из ягод - клюква, мочёная брусника.Из напитков – пиво, квас.

    Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

    Родители показывают блюда, традиционные в их семьях.

    Отмечать семейные праздники – то же традиция.

    Какие праздники отмечают в вашей семье?

    Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники

    Учитель: Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?
    - Верно, традиции объединяют и сплачивают членов семьи.

    Дом, как известно всем давно, —
    Это не стены, не окно,
    Это не стулья со столом:
    Это не дом.
    Дом — это то, куда готов
    Ты возвращаться вновь и вновь,
    Яростным, добрым, нежным, злым,
    Еле живым.
    Дом — это там, где вас поймут,
    Там, где надеются и ждут,
    Где ты забудешь о плохом, —
    Это твой дом.                
    (Е. Куменко)

    IV.Этап закрепления

    Магическое слово- семья. Теперь попробуйте к каждой букве подобрать слово, относящееся к семье.

    С- счастье, сын, согласие, совместно, смех, союз

    Е – единство, единогласие, ежедневно, естественно

    М – мир, много, младенец, мама, малыш, материнство, мечта, милый, мудрость.

    Ь – веселье, радость, любовь, переживать, растить

    Я – ясный, яркий, ячейка общества.

    - Мы с вами дали прекрасную характеристику семье, что в ней должно быть, какой она должна быть.

    Учитель читает стих:

    Семья – это счастье, любовь и удача,
    Семья – это летом поездки на дачу.
    Семья – это праздник, семейные даты,
    Подарки, покупки, приятные траты.
    Семья – это труд, друг о друге забота,
    Семья – это много домашней работы.
    Семья – это важно!
    Семья – это сложно!
    Но счастливо жить одному невозможно!  
    (М. Лангер)

    Дети называют пословицы: Семья – опора счастья.

    На что клад, когда в семье лад.

    Семья в куче, не страшна и туча.

    Семья сильна, когда над ней крыша одна.

    В хорошей семье хорошие дети растут.

    Когда все вместе,    то и душа на месте

    При солнышке тепло,  при матери - добро

    Семья в куче –   не страшна и туча. 

    На что клад,  когда в семье лад.

     Не будет добра,  коли в семье вражда. 

    Семья сильна,  когда над ней крыша одна. 

    Не красна изба углами,  а красна пирогами.

    Я расскажу вам одну сказку: 
    (Звучит музыка к песне «Маленький принц».) 
    Давным-давно, много веков тому назад, так много звезд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звездочки: «Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный»? 
    Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! 
    «А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат»? 
    «Ты узнала тайну спешащих странников»? - спросила Луна. 
    «Да, - ответила Звездочка. - Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел изможденным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза...» 
    «А какими были его глаза?» - недоуменно спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости» — ответила, тяжело вздохнув, звездочка и продолжила. - Чему ты радуешься, странник»? 
    И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота и сердечность моей семьи - жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». 
    Звездочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самом норы я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». 
    Луна посмотрела на Звездочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми»? 
    «А разве это возможно»? - с надеждой спросила Звездочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звездочке, как будто говорили. «
    Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь одна Семья»! 


    V. Рефлексия

     

    Учитель: Наш класс - тоже семья. И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает весь класс – вся наша семья!

    Все поют Песенку о нашей семье  

    Где-то на белом свете наша семья живет,
    Горя и бед не знает, дружною слывет.
    Вместе читаем книги, вместе в кино идем,
    В праздник поем и пляшем, в будни дела найдем!
    Ла-ла-ла... Дружная у нас семья!
    Мама белье стирает, сын подметает пол,
    Папа обед готовит, слушая футбол.
    Спорится вмиг работа, каждый к труду привык.
    И отдыхать умеем, жарим в лесу шашлык!
    А что такое
    семейные ценности?

    Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

    - Что же может объединять семью?  (Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи). Это и есть семейные ценности.

    Ла-ла-ла... Дружная у нас семья!

    Учитель.

    -Если представить семью в виде дерева, то крона – это вы, наше будущее, то что радует глаз, ветви – ваши родители, ствол - ваши предки. А корни - это, что держит крону, это традиции. Как вы думаете, какие традиции вы бы взяли для нашего дерева?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как хорошо, что есть семья

    сценарий  внеклассного мероприятия о семье...

    Семья, которая любит читать

    КВН, конкурс семей с целью привлечь внимание детей к книге...

    Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ» старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Образовательные задачи: расширя

    Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...

    ВНЕКЛАСсНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: «КАК ХОРОШО, ЧТО ЕСТЬ СЕМЬЯ»

    Тема:   «Как хорошо, что есть семья». Цель:  Формировать первичные ценностные представления о семье,...

    Выступление на родительском собрании на тему "Как хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня"

    Цель: Способствовать формированию нравственной культуры родителей, развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье. (Выступление на общешкольном родительском собрании)...

    фрагмент проекта "Как хорошо, что есть семья"

    каждый работал над своим минипроектом «Я и моя семья» по плану:о себе;мои родители;мои бабушки и дедушки;мои родные;родословное дерево;наши семейные праздники;наши увлечения;наши традиции....