Главные вкладки

    Выступление на родительском собрании на тему "Как хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня"
    статья на тему

    Батина Надежда Александровна
    Цель: Способствовать формированию нравственной культуры родителей, развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье. (Выступление на общешкольном родительском собрании)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_26.11.doc54.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание

    «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня»

    Цель: Способствовать формированию нравственной культуры родителей, развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье.

    Лучшие умы человечества искали и ищут ответ на вопрос: «В чём смысл жизни?»

    Если задуматься, то приходишь к выводу, что главное на Земле – семья и любовь. Любовь к ребёнку, к мужу, к матери, к отцу,… Всё остальное, как бы оно ни было красиво и важно - одежда, мебель, деньги, машины, успех в делах, лишь прилагается к главному - к семье, в которой царят любовь, нежность, милосердие.

    На сегодняшний день наблюдается резкое падение популярности семьи, усиление дезорганизации жизни семей, которая выражается в том, что рушатся нравственно-этические традиции и нормы, растет конфликтность в отношениях между супругами, родителями и детьми. Браки становятся более нестабильными, снижается роль семьи в воспитании детей, поведение которых оставляет желать лучшего. С каждым днем растет число неполных семей, семей с родителями алкоголиками; брошенными, предоставленными себе детьми. Очень редко бывает, когда из плохой неблагополучной семьи выходят самодостаточные личности. Все, что происходит в семейных отношениях, накладывает отпечаток на становление и развитие любого человека. Семья оказывает большое влияние на формирование личности ребенка. Именно семья определяет нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Опыт взаимоотношений ребенка с родителями, близкими взрослыми, детьми в значительной степени определяет характер его дальнейшей жизни.

    Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети…  Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

    Жизнь каждой семьи непосредственно связана с удовлетворением определенных потребностей ее членов,  т.е. семья должна выполнять определенные функции. Функций семьи столько, сколько потребностей она удовлетворяет.

    Основная, первая функция семьи — репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения и удовлетворение потребности в детях. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации в обществе.

    2.экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов.

    3.сфера первичного социального контроля — контроль за соблюдением моральных норм поведения членов семьи в различных сферах жизни,   ответственность  и выполнение обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

    4.социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и формируя образ жизни;

    5.эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки.

    6. защитная — во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.

    7.досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов. Члены семьи, как правило, знают об интересах друг друга, разделяют их. Часто в семье существует какое-либо хобби, любимое дело, объединяющее ее членов;

    8.воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание его культурного уровня. Говоря о воспитательной функции семьи, следует также отметить, что демографический фактор показывает, что структура и состав современной семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей, а, следовательно, влияют на воспитание  детей по-разному. Испокон веков считалось, что полная семья, в которой заботу о потомстве, о его разностороннем развитии несут и мать и отец, — залог успешного воспитания ребенка. И, наоборот, в неполной семье хорошо воспитать ребенка весьма проблематично.

    Особое значение придается структуре семьи: наличию отца, числу поколений, позиции ребенка в семье как единственного, младшего или старшего. Но главное внимание исследователи уделяют особенностям поведения родителей, их отношению к ребенку, манере общения с ним, воспитанию. Родители дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным.

    К сожалению, семьи не всегда выполняют свои функции. В таких случаях возникает проблема асоциальной роли семьи. Не выполняют своих функций семьи, которые не в состоянии обеспечить своим членам безопасность, необходимые условия быта и взаимопомощь, если в семье неправильно преподнесены некоторые ценности.

    Гармоничное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий. Кроме того, когда согласие между родителями нарушается, когда самые близкие ребенку люди, лица, являющиеся его опорой, находятся в ссоре, да к тому же он слышит, что это происходит по причинам, касающимся его, то он не может чувствовать себя уверенно и в безопасности. А отсюда и детская тревога, страхи и даже невротические симптомы. Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему.

    Процесс становления человеческой личности длится всю жизнь. И человек становится человеком только в обществе себе подобных. Как труден и тернист бывает этот процесс….

    ^ Рассказ-сказка «Птенец»


    Большое белое яйцо лежало на траве, а внутри у него билось маленькое сердце. Птенец, который должен был вот-вот появиться на свет, находился еще там, но уже испытывал непонятное беспокойство. Скорлупа, просторная прежде, вдруг стала тесной. Теплый дом, который защищал от холода, ветра и дождя, охранял от косых взглядов и острых когтей, начал мешать. Птенец вдруг почувствовал, что не может расправить крылья и взлететь, не знает, что находится за тонкой и прочной стенкой, хотя звуки и голоса, доносившиеся оттуда, он слышал постоянно.

    - Я хочу увидеть, что там, - подумал птенец и тронул крылом скорлупу.

    Она осталась невредимой, но недовольно сказала:

    - Что ты делаешь, глупый птенчик? Зачем покидать родной дом, который вырастил и воспитал тебя? Окружающий мир суров, он не будет заботиться о тебе так, как забочусь я. Тебе самому придется искать себе пищу и кров. Хотя, если хочешь, можешь сломать меня. Не тебе ведь будет больно.

    Птенец растерялся: как же он раньше не подумал о скорлупе? Там, за стенкой, был неизвестный мир, который звал и манил. Неведомая сила влекла его туда, влекла так, что сидеть взаперти было уже невозможно. Но скорлупа… Она всегда охраняла его от опасностей и согревала.

    - Какой я неблагодарный, - подумал птенец, - как я мог решиться на такое?

    И он притих, а затем сказал:

    - Попробую жить, как прежде. Ведь было же мне раньше хорошо, тепло и уютно. А неизвестный мир? Может быть, он действительно холодный и колючий?

    И птенчик остался в скорлупе.

    Но беспокойство почему-то не проходило, с каждым днем птенцу становилось все труднее дышать. – Если я останусь здесь, то никогда не научусь летать, - вдруг громко сказал птенец и почувствовал силу в крыльях.

    Он посмотрел на скорлупу и добавил:

    - Прости, но моя жизнь не должна пройти здесь. Ты помогла мне вырасти, но сейчас я хочу увидеть новый мир, жить в нем и, конечно, летать. А с трудностями, которые встретятся на моем пути, я справлюсь сам.

    Скорлупа молчала. Наконец она сказала:

    - Ты прав, мой птенец. Из-за большой любви к тебе я даже не заметила, как ты вырос и окреп. Лети же, и пусть удача будет с тобой!

    Птенец расколол клювом скорлупу и вышел в незнакомый, удивительный и такой желанный мир.

    Соприкосновение с жизнью каждый переживает по- своему. От этого не убережешь. И здесь могут быть обиды, неудачи, разочарования. Одних они выбивают из седла. Других неудачи бросают в бой, учат силе и мужеству, делают настоящими людьми. Люди эти умеют смотреть жизни в лицо. Они стойкие. Их этому научили в семье.

    1 - Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

    2- Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

    3- Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

    4- Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины.

    5- Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

    6- Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

    7-Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

    8- Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

    9- Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

    10-Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

    11-Если ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.

    Человек за свою жизнь проходит через большое количество коллективов. Каждый из них оставляет след в душе, оказывает большее или меньшее влияние на личность. В одних коллективах человек находится продолжительное время, а значит и влияние при этом испытывает сильное. Влияние других непродолжительно и незначительно. И лишь один коллектив – семья – влияет на нас всю жизнь. Мы проходим в нем школу разных социальных ролей: от сына или дочери вырастаем до дедушки или бабушки, из воспитанников превращаемся в воспитателей.

    Уважение к личности подростка делает вас действительно нужным своему ребёнку. К сожалению, некоторые родители представляют это только так: обеспечить материально, дать образование, оградить от неприятностей.

    «Разбор различных житейских ситуаций».

    СИТУАЦИЯ № 1: Мальчик поздно возвращается домой. Родители, заждавшись, налетают на него с упрёками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям.

    Позже раздаётся телефонный звонок, и родители узнают, что их ребёнок задержался по очень уважительной причине.

    Реальная ситуация?

    В чём сложность данной ситуации?

    В том, что мальчик опоздал, не позвонил, есть, конечно, его вина, но надо понять, что в этот момент было что-то важное для него.

    Всё это вполне реально можно обсудить со своим ребёнком, но не в стиле указания, а в стиле совета, обсуждения, чтобы ребёнок сумел понять, почему вы волнуетесь в данной ситуации, к чему это может привести. И ещё: умейте прощать даже то, что прощать трудно. Любовь и справедливость – вот что надо нашим детям постоянно.

    СИТУАЦИЯ № 2: Девочки идут из школы, обсуждают, что будут делать дома. Одна из них говорит, что мама только приехала, и сейчас девочка сообщит ей новости за три дня.

    Но как только девочка входит домой, мама быстро спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость.

    Огорчённая девочка уходит в свою комнату.

    Многим из нас хорошо знакомы чувства, которые мы с радостью несём домой в семью. Кого-то из нас повысили в должности, кого-то наградили или ещё что-то в этом роде. Как хочется в этот момент с кем-нибудь поделиться, быть выслушанным. Сама домашняя среда объективно способствует возникновению доверия и искренности. Но, разумеется, не во всех семьях складывается ситуация доверительного общения. Нам, взрослым, часто кажется, что только наши новости достойны того, чтобы о них узнали все члены семьи. А часто ли мы слушаем новости других?

    Важно не упустить момент, когда мы нужны детям, когда они тянутся к нам, хотят обсудить с нами важные для них вопросы. И это не должно становиться причиной семейного раздора.

    СИТУАЦИЯ № 3: Девочка обращается к матери с вопросами, которые её интересуют. Мать, хотя и не отказывается отвечать на них, но постоянно поглядывает в интересную книжку, которую читала до прихода дочери.

    Не вникая в проблемы дочери, считая их надуманными, мама отправляет дочку играть с младшей сестрой, хотя у девочки проблемы со сверстниками.

    Надо ли вникать в такие ситуации? Всегда ли они кажутся нам важными?
    Пытаемся ли мы перевести «детские проблемы» на свой взрослый уровень?

    А ведь ещё одна задача родителей – создать вокруг ребёнка такую живительную среду, чтобы ребёнок мог развиваться сам, активно строя свою уникальную личность.

    Принципы отношения родителей с детьми.

    1. «Я хочу, чтобы меня всегда любили. Поэтому я буду открыт любящим детским сердцам».

    2. « Я сам люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребёнку и ценить его».

    3. « Я единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребёнка».

    4. « Я забываю часто о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выход из тупиковой ситуации ».

    5. « Я знаю многое об окружающем нас мире. Поэтому я буду стараться, чтобы мой ребёнок тоже нашёл себя в этом мире».

    6. « Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования ребёнка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчать удары судьбы».

    7. « Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребёнка с добротой, лаской и нежностью».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Информация для выступления на родительском собрании о роли семьи в системе образования

    Информация для выступления на родительском собрании «Хорошая семья – основа успешного обучения ребенка в школе»...

    Выступление на родительском собрании на тему: "Первоклассник - новый этап в жизни Вашего ребенка и Вашей семьи"

    Материалы содержат описание адаптационного периода первоклассников, признаки переутомления и рекомендации родителям...

    Выступление на родительском собрании "Влияние семьи на развитие личности ребенка"

    текст статьи для выступления на родительском собрании...

    Выступление на родительском собрании по теме:"Проблемы детей в семьях, в которых родители злоупотребляют алкоголем"

    Выступление на родительском собрании по теме:"Проблемы детей в семьях, в которых родители злоупотребляют алкоголем"...