Технологическая карта урока Власть и общество
методическая разработка по истории (8 класс)

Сербен Лидия Корнеевна

Урок в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8kl_tehn_karta_vlast_i_obshchestvo.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: власть и общество  в эпоху петровских преобразований.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока : создать условия для формирования представления  об изменениях произошедших в общественной жизни России в эпоху Петра I. 

задачи  урока:

-раскрыть особенности социальной политики при Петре  Первом, обусловленной модернизацией государства.

Обучающая – Определить изменения в правовом статусе дворянства, городского населения и крестьянства в период преобразований в российском государстве в первой четверти XVIII века как условия эффективности модернизации.

Развивающая: Раскрытие умений и навыков аналитического мышления, умения работать в паре.

Воспитательная: формирование основ гражданственности на примере исторических фактов.

Этапы урока

Методические, учебные

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Доска

Оргмомент

Создание

проблемной ситуации

Актуализация знаний

Поиск решения проблем, открытие новых знаний

Изменения в положении основных сословий

Домашнее задание

Приветствие учеников.

Продолжаем изучать18 век-- эпоху Петра Великого, которая изменила весь ход исторического процесса в России. Его действия были смелыми, решительными, бескомпромиссными. «...Современникам его казалось, что царь перевернул вверх дном всю старую жизнь, не оставил камня на камне от старого порядка» (С.Ф.Платонов)

И, конечно, век в котором он жил отображен в творчестве деятелей искусства.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Какие задачи урока?

Что нам необходимо дл того, чтобы решить задачи?

Учитель:

18 век-эпоха раннего нового времени, главным содержанием которой стало рождение черт будущего индустриального общества. Как чувствует себя европейский человек, как изменилась роль государства?

Давайте вспомним,какой была Европа в 18 веке?Как изменилась власть,человек?

Да,возникает совершенно новая проблема ,взаимоотношение человека и государства.

Все слои общества заинтересованы в том, чтобы государственная политика учитывала их интересы. Все чаще звучат слова о том,

государство  создано для блага людей.   Какую проблему мы поставим сегодня на уроке?

 Ответ на эти вопросы мы постараемся сегодня  получить .

1 Что мы знаем о Петре Великом как о человеке, о личности? Давайте составим синквейн  на рабочих листах, которые вы сдадите в конце уроке. Работаем в паре.

2 )вы получили задание  подготовить характеристику Петра данную современниками и историками.

 Вы видите ,  что оценка неоднозначна. Как вы думаете ? Почему?

В чем же суть спора?

 

Петру необходимы помощники ,опора,а общество России разобщено ,оно сословное

бояре которых петр ненавидит ему не нужны, ему нужны авантюрные смелые рискованные, но преданные петру на кого можно опереться

Учитель Бояре и дворяне всегда были ближе всех к власти, крестьяне всегда были источником дохода для высших сословий. Поэтому наибольшие изменения коснулись именно этих сословий. Каким же образом поменялась их жизнь?  

Учитель :работаем в парах. Вы будете заполнять таблицу, где отметите,  что положительного и отрицательного несли реформы  основным сословиям 1 четверти 18 века.

Что вы можете сказать о положении  бояр?

Ему нужен фундаметА россия остается сословны общ

9 бояре которых петр ненавидит ему нкужны авантюрные смклые рискован но преданные петру на кого опирреться на бояр

На шерем меньшик темный низкого происх

Учитель: Анализируем документ.

Какие различия между вотчиной и поместьем  были упразднены в 1714 г.? Для чего, по вашему мнению, это было сделано?

Что означала на практике возможность «отчуждать» наследуемые имения?

Какие еще служебные повинности ПетрI ВОЗЛОЖИЛ НА ДВОРЯН?( смотрим 2 документ)

(док 3)

КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДАВАЛ «ТАБЕЛЬ О РАНГАХ»

Сделаем вывод: как изменилось положение дворянского сословия?

Давайте ознакомимся с положением крестьян? Какие тяготы пришлось испытать простому народу в годы петровских рефрм? Заполняем  оценочный лист

Стр52-53 –анализ документа

На основе уже имеющихся знаний попробуйте ответить на вопрос, как реформы Петра изменили жизнь крестьянского сословия.

На основе ваших суждений , сделайте вывод о характере изменений в жизни этих сословий. Думал ли царь Петр о людях? Можно ли было обойтись без преобразований общества?

 

«Была ли российская модернизация неизбежна или она была осуществлена лишь благодаря воле Петра?»

Задание: в начале урока вы сказали о том ,что

В исторической науке существуют различные точки зрения на реформы Петра I. Вот одна из них.

«Реформа Петра была неизбежна, но он совершил её путём страшного насилия над народной душой и народными верованиями».

(А.Н. Толстой, писатель) 

Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются очень различно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключение урока мне бы хотелось привести слова С.М.Соловьева о Петре I, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: “То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение... пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”.

В Петровскую эпоху центром внимания становится человек, в котором перестали видеть только источник греховности (как считала церковь), его начали воспринимать как активно действующую личность, ценность
которой определялась прежде всего приносимой Отечеству пользой. Не богатство и знатность предков, а ум, храбрость, личные качества могли помочь человеку занять
достойное место в обществе.

Самодержавие, проповедуя идеи общественного объединения, гражданского долга

Обучающиеся смотрят фрагменты х/ф А Митты которое должно навести их на мысль о теме урока

Формулируют тему: общество и власть

 

Ставят задачи урока

1. узнать какие изменения произошли

в положении основных сословий

2.какие тяготы пришлось испытать народу в годы реформ?

3.изучитьисторические документы,хронологию

 4.сделать выводы о том, заботился ли  Петр I о народе, проводя такие масштабные реформы в стране

-Анализ исторических документов;

-материалы учебника;

-обобщение знаний полученных ранее;

Свобода выбора и действий становится одной из главных жизненных ценностей. Человек эпохи Просвещения рационально ведет хозяйство, рационально использует рабочее и свободное время

Ученики: жизнь европейского человека беспрестанно меняется, он активный ,,мобильный, воспринимает себя  уже не как часть отдельной религиозной  или цеховой общины, а осмысляет себя как отдельная личность. Появляется идея, что граждане должны служить на благо своей страны.

Государство усиливается, оно не просто обеспечивает справедливый суд и безопасность, НО и вмешивается в экономику, поощряет промышленность, покровительствует торговле ,ремеслам, искусству. Политика просвещенного абсолютизма была направлена на проведение реформ, модернизации общества. Сутью этого процесса стало устранение остатков средневекового строя и постепенное утверждение капиталистических отношений.

Думал ли царь Петр о людях? Или они были лишь средством достижения цели?

Примерные ответы.

Целеустремленный, требовательный, трудолюбивый, жестокий(деспотичный),не боялся никакой работы, не жалел сил для дела, хотел сделать Россию великой державой.

( документ стр.39,современник о Петре1)

Ответы  учеников 

Реформы Петра, с одной стороны, укрепляли государство, экономику, с другой стороны, меняли привычный уклад жизни. Поэтому отношение к деятельности Петра было различным, от полного неприятия до восторженного одобрения.

я считаю в том, что страна не готова была к таким изменениям, народ не понимал всю суть петровских реформ(естественно, политики и приближенные понимали, а простому люду было не очень понятно зачем их заставляют все делать.

2.Вывод :отношение к петру1 неоднозначное: современники дают отрицательную характеристику царю

Ученики заполняют оценочные листы.

Позиции бояр еще с конца 17 века были сильно подорваны .Основным хозяином земли и крепостных стало дворянство. Бояр осталось около  30 семей, новых  титулов  царь не давал. Им  принадлежало около 10% крестьянских дворов, дворянам -60%

Начиная с 1701 г. все государственные дела вершились в Консилии министров. В1711 г. был издан новый указ, Боярская дума,где заседали бояре  вообще перестала существовать.  Высшим правительстенным учреждением стал Сенат. Боярство, в большинстве своём не принявшее петровских преобразований, утратило прежние позиции. Сильный удар по престижу боярских родов Москвы нанёс перевод в 1712 г. столицы России в Санкт-Петербург, построенный как западноевропейский город по проекту талантливых зодчих. Таким образом, в Новое время стали разрушаться основы традиционного общества, принцип «крови» был заменён на возможность выслужиться перед государством.

взамен прекратившей свое существование Боярской думы высшим совещательным органом при императоре Петре I стал Сенат (с 1711 г.). Это был государственный орган, который формировался из высших чиновников, пользовавшихся наибольшим доверием у императора. Главной задачей Сената являлся контроль и ревизии деятельности нижестоящих органов, для чего Сенат имел особый штат фискалов. Хотя в дальнейшем и сам Сенат являлся объектом постоянного присмотра со стороны специально организованной прокуратуры (с 1722 г.);

  Петр  был очень озабочен внешним видом знати, над которой во всех цивилизованных странах Европы просто насмехались. Это было связано с ношением бороды боярами.

Петр I в сентябре 1698 г. принимал у себя бояр, после этого разговора все бояре ушли безбородыми. Конечно, были и исключения среди них, некоторым боярам разрешили носить бороду, но за это они уплачивали большой годовой оброк. Ведь на Руси считалось, что чем длиннее и объемней борода, тем богаче боярин

Петр ненавидел бояр,ему нужны смелые,умные  ,рискованные, соратники готовые идти за ним.

.вывод; Однако и при Петре старая знать- бояре сохранили свои земли ---бывшие вотчины и по-прежнемуДолгоруковы,Трубецкие,Голицыны,Салтыковы, занимали  высшие должности в армии и в системе управления.

Анализ док.. Указ о единонаследии 1714 года. Ученики:

  • Поместья признавались равными с боярскими вотчинами. НЕ существовало разницы между боярским и дворянским землевладением.
  • Российская знать получила равные права.
  • Лишившись наследства, дворяне были вынуждены были служить на военной и гражданской службе.

Указ 1714 г. о единонаследии приравнивал поместье к вотчине и вводил принцип майората: поместье должен был наследовать старший сын. Таким образом Пётр I предотвратил дробление крупной земельной собственности и обеспечил армию и государственный аппарат пополнением за счёт дворянских детей. И готовил опору и поддержку власти в лице дворянства ,как фундамента власти. Петр I в первую очередь предпринимал шаги по стабилизации и укреплению положения правящего сословия – дворянства.

Возможность отчуждать наследуемые имения – это право их продавать, дарить, закладывать, сдавать в аренду.

Кроме служебной повинности, Петр возложил на дворян совершенно новую учебную повинность. Он посылал сотню молодых дворян за границу учиться главным образом военному и морскому делу. Всех дворянских детей мужского пола велено было (в 1714 году) учить грамоте, арифметике и геометрии.

(СООБЩЕНИЕ ОБ УЧЕБЕ ДВОРЯН)

Работа в парах,.заполняют  рабочие листы.

СТАРАЯ И НОВАЯ АРИСТОКРАТИЯ УРАВНИВАЛАСЬ В ПРАВАХ и служебном положении  и.дослужившись до  8чина всякий становился потомственным дворянином. Служебный рост шел независимо от положения и состояния.

Выводы учеников:1.

  • Завершение процесса формирования дворянского сословия
  • Введение обязательной службы
  • Новое деление на 14 классов по Табели о рангах (1722)
  • Учреждение майората, т.е. принципа отмены деления имения при наследовании.
  • Окончательное правовое слияние поместий и вотчин

2.Реформы сделали  дворянское общество более мобильным, они ездят за границу учится, быстрее продвигаются по службе в силу личных заслуг. Перемены в жизни дворян такие большие, что понадобилось специальное пособие с правилами хорошего тона, книга »Юности честное зерцало»

Но некоторые царские указы противоречили

давним традициям, поэтому дворяне им противились, встретили враждебно.

Работа с учебником стр 50п.3

1.новые сборы;

2. новые налоги;

3.перевоз казенных грузов;

4.сроительство Санкт-Петербурга;

5.работа приписных крестьян на казенных заводах;

5 .рекрутская повинность;

6.Содержание войска на постое:

7.усиление  крепостного гнета;(!70 тыс человек было подарено в собственность

8.холопы приравниваются к крепостным и становятся собственностью владельца.

«Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря» – принадлежащая Троице-Сергиеву монастырю. Как известно, Андрей Рублев написал свою знаменитую икону «Троицы Живоначальной» в «похвалу Преподабоного Серигия» (Радонежского).

  • «покормитца» – за пропитанием, припасами
  • «в пополнительных сказках писан» – записан ревизских сказках, учтен в материалах переписи населения
  • «черною работою, по миру не ходить» – зарабатывать в качестве чернорабочего, физическим трудом, а милостыню (подаяние) не просить

2. Для кого предназначался этот документ?.

Документ предназначался представителям местной власти, «превысшим господам во градех каментантом и камисаром, или кому сие ведать надлежит».

3. Почему в тексте особо отмечается, что Матвей в «солдатех и в драгунех, и в матрозах» не бывал?

Тем самым подчеркивалосьЧто он не военный ,не дезертир

Выводы:

Отрицательное:

Нелегко  живётся.Они не понимают  новых обычаев в одежде, привычках; да ещё появилась подушная подать и налоги увеличилась, появились дополнительные поборы (за наличие бань, ульев, лодок), сыновей в рекруты отправляют,  на работы  на заводах и мануфактуры,  они становятся теперь приписными крестьянами ,  часто к ним применяют телесные наказания и даже некоторых  казнят, холопы превратились в крепостных, их не  жалеет  ни государство ни дворяне,  старообрядцев преследуют Крестьянам живётся не легко.  

Положительное:Одно только радует, что дети крестьян  ушедшие в рекруты могут дослужиться до чина или титула, используя личные заслуги хотя это и редкость, но надежда есть, некоторые из них  поднялись и стали предпринимателями

Отвечают на вопросы, заданные в начале урока. Примерный ответ: нет, не думал. Проблемы каждого человека в отдельности не имели значения в масштабах государства. Реформы Петра не только не улучшили жизнь ни одного из тех сословий, которые мы рассматриваем, но и сделали ее гораздо сложнее. Произошла ломка старых представлений и ценностей, замена их европейскими. Обойтись без общественных реформ было нельзя, так как менялись основы государственной и экономической жизни, значит и люди должны были измениться. 

Петр  видел  в  обществе  лишь  необходимый  социальный  материал, который  целиком  должен  был  идти  на  пользу  государству. Никто  не  мог  избежать  «государева  тягла», все  должны  были  быть  прикреплены  к  своим  сословным  обязанностям.  На  рубеже  XVII  и  XVIII столетий  прежний  крепостной  строй  общественной  жизни  еще  более  усилился, под  влиянием  все  усложнявшихся  государственных  потребностей. Петр  остро  нуждался  в  людях  и  денежных  средствах.

Петровская эпоха знаменовалась не только грандиозными сдвигами в экономике, внешней политике, но и в социальной структуре Российского государства. Идет процесс унификации сословий, сословная структура упрощается, становится ясной и четкой.

Приведите два примера, которые подтверждают данную точку зрения, и два -  опровергают её.

Аргументы в подтверждение:

  • 1.Реформы проводились насильственно, многое буквально насаждалось в обществе
  • 3.Церковь стала полностью зависеть от государства
  • 4.Значительно снизился уровень жизни большей части населения, погибли многие тысячи людей.

Аргументы в опровержение:

  • Реформы Петра I отражали объективную необходимость России того времени
  • Стране была необходима сильная армия, флот, чтобы укрепить международное положение
  • Реформы привели к развитию экономики, повсеместному открытию мануфактур, увеличению производства
  • Россия смогла выйти к Балтийскому морю, тем самым не только «прорубив окно в Европу» для торговых отношений, но и обретя статус великой европейской державы.
  • Заложены основы светской культуры и образования.

Выводы:обобщения:

Однако-- 

Тема записывается на доске

 На доске схема «Изменения в положении основных сословий: боярство, дворянство, крестьянство».

Слайд 3,4,5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Гражданская война как итог борьбы за политическую власть в обществе».

   Цель урока: Сосредоточить внимание обучающихся на вопросах Гражданской войны, требующих глубокого осмысления: Гражданская война как итог борьбы за политическую власть в обществе, к...

Технологическая карта урока отработки умений и рефлексии "Окончание Смутного времени: последствия, восстановление власти"

Цель урока – формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы на примере темы «Окончание Смутного времени: последствия, восс...

Технологическая карта урока по теме "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"

Познакомить с источниками обогащения церкви, определить причины усиления власти церкви, объяснить причины борьбы церкви против еретиков. Создать условия для формирования представлений о возросшей роли...

Технологическая карта урока "Социальная структура общества"

Предмет: ОбществознаниеТема урока: Социальная структура обществаТип урока: Урок систематизация знанийПрогнозируемые результатыличностные:- мотивированность на посильное участие в жизни общес...

Технологическая карта урока по обществознанию:Общество как форма жизнедеятельности людей.

Создать условия для формирования представлений об основных сферах жизни общества, роли в жизни общества и человека социальных норм...