Технологическая карта урока «Гражданская война как итог борьбы за политическую власть в обществе».
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Сафрыгин Борис Борисович

     Цель урока: Сосредоточить внимание обучающихся на вопросах Гражданской войны, требующих глубокого осмысления: Гражданская война как итог борьбы за политическую власть в обществе, как пример решения политических, экономических, социальных вопросов силовыми методами, основой которых стал террор.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehn.karta_9_klass.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя: САФРЫГИН БОРИС БОРИСОВИЧ
  2. Место работы: МБОУ «Перхляйская ООШ»
  3. Предмет: история
  4. Класс: 9
  5. Тема  урока: «Гражданская война как итог борьбы за политическую власть в обществе».
  6. Базовый учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. ХХ век.
  7. Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений
  8. Педагогическая технология: технология развития критического мышления – создание ментальной карты (интеллект-карты)

  1. Цель урока: Сосредоточить внимание обучающихся на вопросах Гражданской войны, требующих глубокого осмысления: Гражданская война как итог борьбы за политическую власть в обществе, как пример решения политических, экономических, социальных вопросов силовыми методами, основой которых стал террор.

  1. Задачи:
  • Образовательная: обобщение и систематизация знаний учащихся о событиях и последствиях Гражданской войны в России;

в результате исследования источников сформировать представление о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа. Опираясь на источники, дополнительный материал учащиеся должны дать оценку красному и белому движению.

  • Развивающая:

развивать учебно-информационные умения:

   -  работать с документами, различными источниками информации;

              развивать учебно-интеллектуальные умения:

   -  определять причинно-следственные связи;

   -  оценивать исторические процессы и явления, обобщать, сравнивать и делать выводы; 

   -  способствовать развитию памяти, мышления, речи, умению аргументировать свои ответы.

  • Воспитательная: воспитание неприятия террора, силовых методов решения проблем; дальнейшее развитие нравственных и коммуникативных качеств личности.


Планируемые результаты:

  • Личностные:
  • реализация готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
  • развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

  • Метапредметные:
  • формирование познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся;
  • формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
  • умения управлять своей познавательной деятельностью.

  •  Предметные: 
  •    развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
  •  освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий,   объяснения фактов;
  •    рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты

Методы и формы учебной деятельности.

по источнику передачи и восприятия учебной информации:

- словесные, наглядные;

по степени активности познавательной деятельности:

- объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый;

Виды учебной ситуации деятельности учителя:

-  учитель-коллега, учитель-соавтор

Деятельность ученика: 

- индивидуальный вклад в создание коллективного продукта (ментальной карты)

Оборудование:  компьютер

Этап   урока

Формируемые УУД

          Деятельность учителя/ используемые ЭОР

  Деятельность ученика

  1. Ориентировочно - мотивационный

1.Формирование мотива действий.

УУД:

Познавательные:

(умение строить логическую цепь размышлений);

Коммуникативные:

(умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации);

Личностные:

(Формирование учебной мотивации);

 

1. Урок начинается с музыкального вопроса.

В какой период истории нашего государства могли звучать такие песни 

2. Что позволило вам сделать такие умозаключения 

3. А если вы прослушаете поэтическую подсказку, то уверен, определите тему сегодняшнего урока.

Поливает колос спелый 
Кровушка кубанская, 
Кто-то красный, кто-то белый, 
Ох, война гражданская. 
           Уезжали два сыночка — 
           Родные головушки. 
           Уезжали темной ночкой 
           В разные сторонушки. 

Не прощались — обнимались, 

Будто и не братушки, 

Непонятными остались 

В добром сердце матушки. 
            Словно злости пригубили — 
            Разошлись недобрыми, 
            И на третьи сутки были 
            Мертвыми подобраны. 
Кто был красным, кто был белым, 
Кровь обоих — на поле. 

Мать по-равному отпела, 
Поровну оплакала.


 Проверяют свою

   готовность        к  уроку

1. Прослушивают музыкальный вопрос, возможные варианты ответа (в период революции, в период войны, в период Гражданской войны).

2. Анализируют и отвечают - (текст песен, музыкальная композиция, жанр музыки – боевой, революционный, маршеровой)

3. Высказывают свои

     предложения по

     содержанию

     вопросов:

     размышляют,

отвечают на вопрос, аргументируют ответ

2.Актуализация знаний.

УУД:

Познавательные:

(Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта);

Регулятивные:

(осознание, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; умение вступать в диалог);

Коммуникативные:

Умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе коллективной работы)

1. Обращение к учащимся:

Как бы вы определили тему урока

2. Обращение к учащимся:

Я предлагаю обозначить тему следующим образом

Гражданская война – трагедия русского народа.

Обратите внимание, тема без знака препинания.

Какой бы вы поставили знак в конце данной темы?

Почему? Что обозначал бы этот знак с исторической точки зрения?

!  знак  трагедия Гражданской войны  

Как ответим на этот вопрос:

  • Гражданская война разделила общество на своих и врагов;
  • Гражданская война – это братоубийственная война;

?   знак -  чья правда была в этой войне – белых или красных?

… знак – не было в этой войне ни победителей, ни проигравших.

   

 

 1. Высказывают предположения

2. Высказывают свои

     предложения по

     содержанию

     вопросов:

     размышляют,

отвечают

на вопрос,

аргументируют ответ

2. Составляют алгоритм самостоятельно

3. Построение учебной задачи

УУД:

Регулятивные:

- умение слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- строить понятные для соучастников высказывания;

Личностные:

- формирование учебной мотивации

1. Обращение  к  учащимся: 

Но Гражданская война не может длиться вечно.

В 1920 году закончилась война победой красных.

Что способствовало тому, что красные смогли одержать вверх в этой схватке – это задача, которую вам нужно будет решить на уроке.

ИТАК: я конкретизирую задачу:

Докажите, почему белые проиграли и благодаря  чему красные победили в Гражданской  войне.

Это задача, которую вам нужно будет решить в течение 10-15 минут.

Для решения задачи вам предлагается составить ментальную группу.

Мы заранее определили группы. Задача для каждой группы поставлена.

Группа «Красные»  

благодаря чему победили красные

Составление визуальной ментальной карты

Группа

«Белые»

почему проиграли белые

Составление визуальной ментальной карты

Группа «Красные»  

благодаря чему победили красные

Составление ментальной карты в электронном варианте

Группа

«Белые»

почему проиграли белые

Составление ментальной карты в электронном варианте

Общая группа

Общая задача: почему проиграли белые и благодаря чему победили красные

Составление геополитической карты. Акцентировать внимание на:

 -экономических условиях (пути сообщения, связи, промышленные регионы, концентрация населения в центральных регионах)

-географических условиях.

1.Ученики

   подтверждают

   готовность к работе

2. Ученики размышляют, отвечают на вопрос, аргументируют ответ

  1. Операционно - исполнительский

4. Решение учебной задачи

УУД:

Познавательные:

(овладение  способами решения проблем; структурировать найденную информацию в нужной форме; умение осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную; умение вести поиск и выделять необходимую информацию)

Личностные:

(формирование учебной мотивации;

проявлять в конкретных ситуациях доверие, доброжелательность, внимательность, помощь и др.)

Коммуникативные:

(умение создавать устные  высказывания; умение осуществлять продуктивное взаимодействие с учителем  и со сверстниками;

   

1. Участники создают ментальную карту. Принципы работы в данной технологии детям знакомы из предварительных уроков.

2.  В случае необходимости учитель конкретизирует деятельность учащихся в группах. 

 

1. Ученики работаю в группах, выполняют творческую работу.

2. Каждой группе предложен пакет с иллюстративным материалом, документы

3. Возможно привлечь дополнительные источники информации (Интернет, энциклопедии)

III.    Рефлексивно - оценочный

 5. Подведение предварительных итогов урока.

УУД

Познавательные:

(Осуществлять анализ  объекта; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме);

Коммуникативные:

(Уметь формулировать собственное мнение и позицию);

Регулятивные:

(Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания);

   1. По истечении времени, учащиеся представляют свои результаты.

Группы аргументируют подтемы, которые они включили в ментальную карту, чтобы решить поставленную задачу.

2. Учитель акцентрирует внимание на том, что две группы предстаили субъективные причины победы и проигрыша, а объективные причины отражены в работе  Обобщенной группы:

 

1. Ребята  представляют работу в группах.

 

 2. Проводят анализ высказываний, делают свой выбор.

3. Определяют наиболее сложные моменты.

 

6. Итоговая самооценка

 УУД

Регулятивные  (осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); формирование адекватной самооценки).

1. Учитель предлагает  оценить свою работу, используя рефлексивную карту.

 

1. Заполняют рефлексивную карту.

7. Домашнее задание

УУД:

Регулятивные - формирование навыков результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.

Домашнее задание:

1. В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать эссе (сочинение-рассуждение) на тему «Трагедия Гражданской войны: мой взгляд».

         

2. Составить презентацию по теме «Гражданская война»

2. Домашнее задание выведено в электронный дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории "Войны Рима с Карфагеном". 5 класс

19 марта 2013 года на базе нашей школы прошел областной семинар "ФГОС ООО: актуальные вопросы реализации",  в рамках которого я проводила открытый урок в 5 классе. Представляю вариант технологиче...

Методическая разработка . Технологическая карта урока "Северная война" 7 класс

Технологическая карта урока "Северная война" История России 7 класс...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Интегрированный урок по истории и обществознанию в 11 классе на тему «Гражданская война как итог борьбы за власть»

ЦельСоздать условия для развития ценностных ориентаций, сформировать представление о том, что гражданская война стала национальной трагедией народаЗадачиОбразовательные: Через рассмотрение таких пробл...

Технологическая карта урока обществознания 8 класс "Экономика и ее роль в жизни общества"

Технологическая карта урока обществознания в 8 классе "Экономика и ее роль  в жизни общества"...

Технологическая карта урока в 5 классе "Образы борьбы и победы в искусстве « О, душа моя, ныне Бетховен с тобой"

осмысление способности искусства влиять на человека, заставлять бороться и побеждать на примере симфонии № 5 Бетховена...