Технологическая карта урока в 5 классе "Образы борьбы и победы в искусстве « О, душа моя, ныне Бетховен с тобой"
методическая разработка по музыке (5 класс)

Мария Александровна Дашкина

осмысление способности искусства влиять на человека, заставлять бороться и побеждать на примере симфонии № 5 Бетховена

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya-karta-uroka_5_rk.docx22.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Дашкина Мария Александровна

ГБОУ СОШ № 469, Выборгский район г. Санкт- Петербург

Предмет: музыка

УМК: Музыка. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Класс: 5

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы обучения: технология проблемно-диалогового обучения

Образовательные технологии: наглядно-иллюстративный метод, методы побуждающего и подводящего диалога, метод размышления о музыке, метод ассоциаций, практический метод, метод сравнения.

Организация пространства:

Тема года

(тема раздела)

Музыка и изобразительное искусство

Тема урока

Образы борьбы и победы в искусстве « О, душа моя, ныне Бетховен с тобой»

Художественно

-педагогическая идея урока

Подвести учащихся к осмыслению способности искусства влиять на человека, заставлять бороться и побеждать.

Цель

Цель урока для учащихся

Педагогическая цель урока

осмысление способности искусства влиять на человека, заставлять бороться и побеждать на примере симфонии № 5 Бетховена

Создание условий для осмысления учащимися понятия искусства как отражение жизни, его способности влиять на человека на примере симфонии № 5 Бетховена

Задачи

Задачи урока для учащихся

Педагогические задачи урока

1.Посмотреть произведения искусства связанные с борьбой и победой.

2.Рассуждать о том ,что является вдохновляющей силой создавать произведения искусства.

3.Прослушать музыкальные фрагменты ,связанные с героической темой, проанализировать и, раскрывая образный и содержательный смысл произведения, попытаться выявить причины эмоционального воздействия на слушателя.

4.Прослушать симфонию № 5 Бетховена и определить, в чем состоял авторский замысел произведения.

5.Узнать биографические моменты жизни Бетховена ,когда создавалась симфония №5

Воспитательные – содействовать достижению личностных результатов:

  • Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально- эстетического характера.
  • Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Развивающие – способствовать достижению метапредметных результатов (УУД):

  • Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов.
  • Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы.

Образовательные – обеспечить достижение предметных результатов:

  • Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанных с театром, кино, литературой и живописью.
  • Сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры…

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

(содержание заданий)

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. Самоопределение к деятельности (орг.момент, включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне)

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение)

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на деятельность, предлагает посмотреть и прослушать песню В.Высоцкого «Баллада о борьбе», фрагмент балета « Спартак» А.Хачатуряна, картина « Битва за Севастополь» А. Дейнека, картина « Победа» П. Кривоногого  и просит детей ответить, кому они посвящены и что их объединяет.

Приветствуют учителя. Включаются в деятельность: слушают, отвечают на вопросы и обосновывают свои ответы:

-Каких жанров произведения вы посмотрели?

-В чём сходство и различия этих произведений?

Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, живописью.

Регулятивные (саморегуляция – способность к мобилизации на учебную деятельность); Личностные (интерес к различным видам искусства, мотивация к обучению).

  1. Постановка учебной задачи (формулирование темы урока, целеполагание)

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), методы подводящего и побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение).

Подводит учащихся к формулированию темы урока: 1.Посредством подводящих вопросов помогает школьникам сформулировать тему урока; 2.Посредством побуждающего диалога выносит на обсуждение цель и задачи

1.Отвечая на вопросы учителя:

-Что заставляет людей проявлять бесстрашие и смелость?

-Что такое борьба и в чём её сущность?

-Как тема борьбы находит отражение в искусстве?

Формулируют тему урока.

2. Осмысливают и принимают цель и задачи урока

Осмысление значимости борьбы в жизни человека

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия); коммуникативные (умение аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с другими детьми в поиске информации).

  1. Актуализация знаний Цель-повторение изученного материала, необходимого для открытий новых знаний

Презентация «Образ борьбы и победы в искусстве»

Прослушивание фрагмента симфонии «Богатырская А.Бородина, сравнение с картиной В.Васнецова « Богатыри»

Прослушивание хора «Вставайте люди русские» из кантаты С.Прокофьева «Александр Невский» ,вспомним кем был А. Невский и что он сделал для своей родины. Проведём аналогию с песней Великой Отечественной  войны «Вставай страна огромная»

Эти песни звучали по радио во время войны, поднимали боевой дух и настраивали людей на победу.

Отвечают на вопросы учителя:

О каком времени идёт речь?

Это герои мирного времени или нет?

Какие душевные качества передаёт музыка?

В каких жанрах воспевают русских богатырей?

Какие чувства вызывает эта музыка?

Какой у неё характер?

Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, живописью.

Регулятивные (готовность выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность); коммуникативные (умение работать во взаимодействии с классом и учителем); личностные (эмоциональная отзывчивость на музыку, выражение личностного отношения к музыкальным произведениям через музыкально-творческую деятельность)

  1. Рефлексия учебной деятельности

Физкультминутка, «Богатырская разминка»

Участвуют в рефлексии

Сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры.

Регулятивные (готовность выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность); коммуникативные умение работать во взаимодействии с классом и учителем

  1. «Открытие» учащимися новых знаний

Гений Л.Бетховена.

Во всём мире известна Симфония № 5 Л.Бетховена. Она посвящена судьбе Земли, судьбе человечества. В годы написания симфонии частичная потеря слуха завершилась полной глухотой. Однако Бетховен преодолел удары судьбы, он не сломлен.В ответ на её вызов композитор бросается в битву со всей силой своего могучего духа и действительно берёт, по его собственному выражению,»судьбу за глотку», создавая одно за другим произведения, полные волевого порыва, радости жизни и веры в светлые идеалы.

Прослушивание и анализ фрагментов Симфонии №5 Л.Бетховена

Отвечают на вопросы учителя, анализируют, рассуждают :

-Что вы помните о Л.Бетховене?

-Какие его произведения вам нравятся?

-Что такое судьба, как вы понимаете значение этого слова?

-Какими словами вы можете выразить общий смысл симфонии?

-Каким вы представляете героя симфонии?

-Какие чувства у вас вызвала прослушанная музыка?

-Какой финал у симфонии?

Овладение способности эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: симфония, героизм.

Воспитание эстетического отношения к миру.

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; развитие монологической речи, умение находить ответы на вопросы); коммуникативные (умение сотрудничать с другими детьми в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, развитие умения координировать свои действия с позициями партнеров; развитие навыков суждения об основной идее произведения, интерпретации информации с опорой на имеющийся жизненный опыт);

познавательные (умение работать с информационными источниками, умение анализировать литературные тексты с целью выделения главного; умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера);

личностные (эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание ценности индивидуальности человека, связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора; проявление интереса к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия творчества композитора.

  1. Обобщения и систематизация новых знаний

Пришло время повести итог нашего урока и обобщить тему

-Как тема борьбы находит отражение в искусстве?

-Как искусство может вдохновлять на борьбу и победу?

-Какая главная мысль Симфонии №5 Л.Бетховена?

-Чему учит это произведение?

Закрепление полученных знаний

Регулятивные (умение объективно оценивать себя и других ребят в учебном процессе); личностные (осознание своей принадлежности к мировой музыкальной культуре);

  1. Домашнее задание

Написать о любом произведении Л.Бетховена

Записывают домашнее задание и задают уточняющие вопросы.

Закрепление изученных произведений

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия);

личностные (выражение своего отношения к изученному на уроке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Образ героизма, борьбы и победы в искусстве» 5 класс. 2 полугодие, 3 четверть, урок № 25.

Цель: средствами музыки, живописи, литературы раскрыть значение образа борьбы и победы, защиты Отечества; развивать умение слышать и видеть образы в произведениях искусства, развивать навыки выр...

Технологическая карта урока для 5 класса по предмету "Изобразительное искусство" по теме "Древние образы в современных народных игрушках"

Представленный материал - технологическая карта урока для 5 класса по учебному предмету "Изобразительное искусство" раздел "Связь времён в народном искусстве" по теме "Древние образы в современных нар...

Технологическая карта урока для 5 класса по предмету "Изобразительное искусство" по теме Хохлома

Представленный материал - Технологическая карта урока для 5 класса по предмету "Изобразительное искусство" раздел "Связь времен в народном искусстве" по теме "Хохлома", разработанный по ФГОС ОО....

Технологическая карта урока по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями".

Технологическая карта урока по истории России для 6 класса с использованием технологии прблемно-диалогического обучения и информационно-коммуникативной технологии....

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Искусство Древнего Египта" 5 класс

Технологическая карта урока по всеобщей истории в 5 классе по теме «Искусство Древнего Египта» по УМК  Вигасина А.А.,  Годер Г.И., Свенцицкой И.С. «Всеобщая истор...

Технологическая карта урока изо в 4 классе по теме: "Искусство народов гор и степей"

Цели урока: создание условии для формирования представлении о символике украшения костюмов,показать отличия в одежде разных сословии Китая. Планируемые результаты обучения:Личностные: осозна...