Подготовка к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс)

Кудряшова Светлана Анатольевна

материалы содержат конспекты для выполнения задания 28 - составление плана. Содержание адаптировано для учащихся 11 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 28 задание к ЕГЭ19.88 КБ

Предварительный просмотр:

  1. 1Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции- биосоциальная сущность человека

1.Понятие «биосоциальная сущность человека» - совокупность биологических и социальных качеств  человека( для зад.32)

2. Биологические особенности человека:

а)  физиология, Б) анатомия, в) инстинкты.

 3.Социальное в человеке: а) подавление и регулирование инстинктов;

Б) Формируется в обществе: речь, мышление, навыки ;  в) Не мыслит себя все общества

4.Биологические особенности человека, позволяющие ему социализироваться:

1) прямостояние;2) прямохождение;3) свободные верхние конечности, используемые для употребления и изготовления орудий, высокое развитие средств общения.

5. Сложность человеческой сущности:

а) человек как индивид;

б) человек как индивидуальность;

в) человек как личность.

1.2 Мировоззрение, его виды и формы

35.1. Понятие «мировоззрение» -  совокупность взглядов человека на мир, который его окружает( 32) ;

  2.Основные элементы: а) знания, б) убеждения, в) установки, г) принципы, д) духовные ценности, идеи и идеалы.

3.Субъекты (носители) мировоззрения:      1) отдельный человек;     2) группы людей (социальные, национальные, профессиональные, религиозные);     3) общество в целом.

5. Особенности мировоззрения:

А) исторично б) носит оценочный характер  в) связано с убеждениями

4.Формы мировоззрения:

А) мифология Б) религия В) философия

5. Виды  мировоззрения, особенности      

1) Обыденное мировоззрение:

     Формируется преимущественно стихийно;  опирается на непосредственный жизненный опыт человека;  мало использует опыт других людей, опыт науки, культуры, религии.

     2) Религиозное мировоззрение:     тесная связь с мировым культурным наследием; ориентация на удовлетворение духовных потребностей человека; стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей; непримиримость к другим жизненным позициям; недостаточное внимание к достижениям науки.

     3) Научное мировоззрение:     прочная научная обоснованность; реальность целей и идеалов; связь с производственной и социальной деятельностью людей; недостаточно внимания уделяется изучению духовного мира человека.

6. Роль мировоззрение  в деятельности людей

     1) Мировоззрение даёт ориентиры и цели для человеческой деятельности.

     2) Мировоззрение позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей.

     3) Человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать важное от иллюзорного.    

 

  1.3. Виды знания.

1) Миф – (от греч. mythos – предание, сказание) – повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.

     2) Религия (от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

     3) Практическое знание – знание о том, как действовать в ходе преобразования природного и социального мира, какими свойствами обладают материалы, предметы, каков порядок операций в повседневной и специализированной деятельности.

     4) Народная мудрость, здравый смысл.

    Здравый смысл (англ. – common sense) – общее, присущее в той или иной мере каждому человеку чувство истины и справедливости, приобретаемое с жизненным опытом.

     5) Искусство – специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

     Специфика искусства как формы художественного познания.

     1) Образность и наглядность.     2) Специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов     3) используется воображение и фантазия познающего субъекта;

     6) Паранаука (от греч. para около, возле, при) – околонаучное знание.

     (грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми она оперирует,  отличается претензией на универсальность:)

  1. Научное познание- :
  1. Уровни:

Эмпирический уровень: основа- чувственный опыт;

методы: наблюдение, измерение,  описание, эксперимент, систематизация, классификация;

  особенности эмпирического уровня: преобладание чувственного познания, исследуется внешняя сторона, выявление конкретных свойств

Теоретический уровень:

методы: гипотеза, моделирование, мыслительный эксперимент, формулирование законов, концепций; анализ, синтез, аналогия- мыслительные операции; особенности: преобладание рационального познания, исследуются внутренние связи, выявляются общие признаки, тенденции

  6.4.  Понятие  истины, её критерии.

35.1. Понятие «истина» - то, что соответствует предмету познания. ( 32)

        2) Виды истины:

а) абсолютная истина (полное, исчерпывающее достоверное знание о мире);

б) неполное, ограниченное знание о предметах и явлениях материального мира.

3) Свойства истины:

А) конкретность   б) объективность по содержанию  в) относительность

4. Формы подачи истины:

А) теория  б) суждения  в) умозаключения

5) Критерии истины:

а) практика;

б) система теоретических доказательств;

в) очевидность, соответствие здравому смыслу;

г) компетентное мнение экспертного сообщества ученых.

       Заблуждение – уклонение от истины, принимаемое нами за истину.  

  1. Мышление и деятельность

1. Понятие «мышление».– активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях ; познавательная сособность благодаря которой человек получает знания о мире и о себе)

 2. Типы мышления: а) образное мышление. б) понятийное (теоретическое) мышление в) знаковое мышление

 3. Этапы мыслительной деятельности: 1) Наличие потребности 2) Формулирование задачи (вопроса) – определение предмета мышления и направления мыслительного процесса.

3) Решение поставленной задачи (т.е. мыслительный процесс) с использованием методов анализа и синтеза, путем осуществления различных умственных операций: сравнения, классификации, систематизации, обобщения, абстрагирования, конкретизации.

4) Достижение нового знания, которым раньше человек не владел.

  1. Понятие   «деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование»  ()  .

2. Признаки а) продуктивность, б) преобразующий в) общественный характер.

3. Структура деятельности:

1) цель;2) средства;3) продукты (результаты); 4) мотивы;5) действия.

4. Виды деятельности: 1) труд;2) учение (учёба, познание); 3) игра;

4) общение.

Или  ( 1) практическая: материально-производственная (преобразование природы), социально-преобразовательная (преобразование природы);2) духовная (познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая).

1.6 Потребности и интересы  

1.Понятие «потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности( для 32) .

2.Виды потребностей:

1) биологические потребности (переживание нужды в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека);

2) социальные потребности (нужда личности в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании её достоинств);

3) идеальные потребности (познание окружающего мира в целом и в его частностях, осознание своего места в этом мире, поиски смысла своего существования).

3. Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

  1. Понятие «интерес- целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.( для 32)  
  2. Виды интересов: а) индивидуальные  б) групповые  в) всего общества
  3. Потребности и интересы лежат в основе деятельности.

1.7Свобода и необходимость в человеческой деятельности

  1. Понятие «свобода- философская категория, означающая возможность человека сделать выбор( для 32)

Различные трактовки понятия:

а) свобода выбора б) свобода воли в) « осознанная необходимость»

          2.Природа необходимости: а) абсолютная предопределённость б) объективные законы в) свобода выбора с учётом  объективных законов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...