Урок №1 "Роль науки в общественном развитии" Презентация к уроку №1
презентация к уроку по обществознанию

Адащенкова Татьяна Кирилловна

Тема "Роль науки в  общественном развитии" изучается на 2-х уроках. На первом уроке(школьная лекция) рассматриваются вопрсы о сущности науки, об общих универсальных законах развития мира, о современной научной парадигме. На втором уроке (лабораторный урок с использованием фрагментов повести братьев Стругацких "Малыш") рассматриваются вопросы об уровнях и методах научного познания, об особенностях социального эксперимента и этике учёных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Роль науки в общественном развитии».

( Слайд 2)  «Главной целью всех исследований внешнего

                                                                     мира  должно быть открытие рационального порядка

                                                                     и гармонии, которые Бог ниспослал миру…»

И. Кеплер, немецкий астроном

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков, технология развивающего мышления

Вид урока: лекция с элементами лабораторной работы (работа с учебником)

Цели урока:

 Познавательная:

  -создать условия для усвоения знаний о значениях понятия «наука» и их сущности, функции науки и её роль в развитии  общества, проблемы развития современной науки;

 - о понятиях «научная революция» и «НТР», их сходстве и отличиях

 - о современной научной парадигме; об универсальных принципах развития мира, используемых наукой;

Развивающая:

-   -создать условия для развития логического мышления,  умения правильно обобщать факты и применять мыслительные приёмы к анализу текста; умения формулировать и аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию.

Воспитательная:

 - создать условия для формирования навыков работы в группе, толерантного отношения к чужой точке зрения, адекватного оценивания своей работу и работы товарищей. .

Оборудование: Учебник, раздаточный материал, презентация.

Ход урока

  1. Актуализация знаний. Особенности научного познания.

По прогнозам учёных через 30 лет Земля может столкнуться с астероидом. 30 лет – срок достаточный, чтобы подумать о возможных последствиях и путях их предотвращения. Предположите как религия, наука и искусство  - способы познания мира - отразят это событие. Обсуждение в группах   (Религия – кара божья, молиться. Искусство – триллер. Наука – искать научно обоснованные варианты). 

Наука будет изучать суть явления, закономерности, связанные с ним. Её цель истина.

Вспомните, что это такое? (Достоверное знание, отражающее суть явления).

Религия основана на вере. Художественный образ несёт в себе отпечаток личности своего творца. Портреты Рембрандта позволяют определить, что любил этот художник, как он относился к запечатлённым на полотнах персонажам. Законы Ньютона не позволяют судить о том, что он любил и что ненавидел. Они вычленяют объективные, устойчивые причинно-следственные связи.

Понятие «наука» имеет несколько значений, о которых мы говорили ещё в 9 классе. Давайте вспомним. Какие ассоциации вызывает понятие «наука»? (запись на доске и обсуждение)

(Слайд 3)

А) Наука – это особая система знаний (научное мировоззрение)

Б) Какие еще понятия этого термина вам известны? (Вспомните материал предыдущего урока).

способ познания мира.

В) Какое понятие науки отражено в словосочетании «научное исследование? – род деятельности.   Когда мы говорим о развитии науки в какой-либо стране, в какой-либо период, мы подразумеваем самое широкое понятие науки как социального института.

Разумеется, все они между собой связаны, деление условно.

II.  Формулирование целей урока. Из этих определений вытекают и цели урока.

План изучения нового материала.

1.Наука как особая система знаний. Виды наук и их классификация.

2. Современная научная парадигма.

3.Универсальные мыслительные приёмы и универсальные законы, лежащие в основе развития мира

4. Наука как социальный институт и её функции.

III. Изучение нового материала.

  1. Наука как особая система знаний. Классификация наук

А)  Работа с учебником, с. 179.  Классификация Аристотеля. Что положено в основу его классификации?

Б) Френсис Бэкон:  свойства человеческого ума: память – история, воображение  - поэзия, и рассудок – философия.

В) основы современной классификации заложили Анри Сен-Симон (18 век) и Огюст Конт (XIX век). Эта классификация вам знакома. В учебнике даётся ещё ряд классификаций на с.180

 (Работа с учебником, с.180, схема)

 На данной схеме отражен ещё один критерий – по основному направлению. Например: молекулярная физика – термодинамика;  философия – социология. Определите, какая наука к какому назначению (прикладные и теоретические) относится. Это деление носит исторический характер и может меняться по мере развития общества. Так,  например, ещё в XX веке ядерная физика носила теоретический характер, в наше время она уже частично прикладная (ядерная энергетика).

Задание по группам: сгруппируйте перечисленные науки по объекту изучения ( слайд 4,5).

Докажите, что деление условно - многие науки на стыке, многие можно отнести к нескольким группам одновременно.  Экономическая география и т.д.)

 Какие классификации ещё вам известны? – естественно-математические и т. п. (запись критериев в технологическую карту)

Можете ли вы привести свои варианты классификации? (Например: трудные и лёгкие, нужные и ненужные). В чём принципиальная разница в этих классификациях? – научные и бытовые критерии.

 2) Современная научная парадигма

А) История науки.

Б) Понятие парадигмы (слайд  6).

В)  Накопление знаний путём «кирпичиков» (слайд 7)

 Г) Понятие научной революции, в результате которой происходит смена парадигмы. Попробуйте изобразить смену пардигм с помощью символов. (Задания по группам) (слайд 7. Второй рисунок)

Д) Современная физическая картина мира (слайд № 8) Окончательна ли эта парадигма?

Какие законы диалектики можно использовать для объяснения смены парадигм?

Герой произведений Конан Дойля  знаменитый сыщик Шерлок Холмс считал, что научные знания человеку не очень нужны, если нужную информацию он свободно может найти (задание №2 в учебнике, с.190) Это персонаж XIX века. Что же тогда говорить о современном человеке, который с помощью интернета может найти ответ на любой вопрос? Попробуем разобраться.

3) Универсальность научных знаний

Любой мыслительный процесс предполагает универсальные мыслительные   приёмы. Давайте вспомним их (слайды 8,9,10)

Б) Универсальные принципы (законы), лежащие в основе наук.

     В современной школе изучаются основы различных наук. Почему вам порой так сложно учиться? (слайд №11)   (Много предметов, не связанных друг с другом, большой объём информации). Каким образом, на ваш взгляд, можно решить эту проблему?

Уже с конца XIX века ученые разных стран начали поиск универсальных законов, лежащих в основе всех наук. Давайте обратимся к высказываниям №№ 4 и 5.   

Высказывание № 4. «Самый глубокий фундамент науки – это уверенность в том, что в природе одинаковые явления наступают при одинаковых условиях»  (Нильс Бор, датский физик).

Высказывание № 5. «Природа работает небольшим числом общих принципов»                                                 (Альберт Сент-Дьерди, американский биохимик)

Значит, для объяснения различных явлений, изучаемых различными науками, используются  не только универсальные мыслительные приёмы, но и универсальные принципы, или законы. Сейчас мы с вами рассмотрим эти принципы. Вы записываете их по мере изучения  в технологическую карту

Слайд 12 (заставка)

 1.    Общее направление развития (слайд 13)

           Как мы уже выяснили, процесс познания идет по спирали. А как идёт процесс развития? (Также    по спирали). И. Гёте считал её «сущностью жизни». Спираль – одна из форм проявления движения, роста и развития жизни. По закону спирали развивается Галактика и живой организм. По спирали вытягиваются стебли растений, раскрываются лепестки некоторых растений, например, флоксов.

Где еще в живой природе встречается спираль?

·        рост  тканей в стволах деревьев

·        ракушка

·        шишки

·        паутина (фото)

·        семечки в подсолнухе

·        усики растений

·        сворачивающиеся листья

·        рост листьев вокруг ствола

·        осиное гнездо

·        Галактика

·    Молекула ДНК имеет форму двойной спирали и полностью генетический код выстраивается за 19 витков спирали.

«В живой природе явствует спираль,

      Как символ жизни, проявленье нормы,

      У всех улиток общая деталь

      С Галактикой – спиральность формы» (В.Брюсов)

   Вывод: развитие мира идёт по спирали, то есть наблюдается повторяемость событий, процессов и   явлений, но уже на другом, качественно новом витке. Именно от нас зависит, в каком направлении пойдет общество, на какой виток они перейдет – вверх или вниз. И у отдельного человека, и у человеческого общества в целом всегда есть свобода выбора.  Спираль придает конструкции жесткость и устойчивость в пространстве. Завиваются, приобретая при этом дополнительную жесткость, тонкие и длинные стебли огурцов или тыквы, тонкие ножки грибов. Благодаря спирали раковины выдерживают большое гидродавление при погружении на глубину.

 Закрученная форма природных конструкций, как способ достижения большой устойчивости в пространстве подсказала архитекторам новую форму спиралевидной основы здания – турбосомы.

Турбосомы. (слайд  14)

Турбосомы подсказаны живой природой. Привлек, например, внимание такой момент, как закручивание стеблей растений с граненной или овальной поверхностью. Однако поворот (мысленно представленных) сечений вокруг оси стебля, которая может быть не только прямолинейной, но и криволинейной, придает стеблю живописную форму. По такому же принципу формируются трубчатые кости опорного скелета животных, человека – они как бы закручены, что придает им дополнительную прочность и жесткость, а, кроме того, лучшую приспособляемость к движению и управлению мышцами. Если перенести этот принцип в архитектуру, то можно получить дополнительные резервы поисков формы зданий и их сочетаний, гармонизации в градостроительных комплексах.

Принцип «турбосом» особенно благоприятно использовать в высотных зданиях башенного типа, испытывающих большие ветровые нагрузки.

Какой закон диалектики здесь отражается?

  2. Принцип рациональности (15)

Он выражается в наиболее экономичной и удобной организации пространства.

  • Соты пчел в виде плотно сомкнутых правильных шестигранников являются самой экономичной организацией  пространства, поскольку при одинаковом объеме для строительства шестигранных ячеек требуется меньше всего материала. Конструкция пчелиных сот легла в основу изготовления «сотовых панелей» для строительства жилых зданий.
  • Кристаллическая решетка атома представляет собой принцип рационального распределения положительно и отрицательно заряженных частиц.
  • Взмахи крыльев птиц, летящих в стае, создают поток энергии и облегчают движение более слабых птиц. Все птицы связаны воздушной волной, и работа их крыльев совершается в резонанс. Если воображаемой линией соединить концы крыльев птиц в определенный момент времени, то получится синусоида. Птицы летят так, чтобы обеспечить стае наиболее благоприятный «воздушный режим». Полет стаи птиц демонстрирует еще один важный принцип – принцип цикличности.
  • Примеры из физики (стебли растений внутри полые)

3.   Принцип цикличности (ритма) (слайд 16)

   Приведите примеры различных ритмов из окружающей вас жизни.

  • Природные ритмы: смена времен года, времени суток (день и ночь), работа сердца, циклы дыхания и кровообращения, морские приливы и отливы и др.
  • Использование этого принципа животными: например, медведи уходят в спячку, весенняя  линька животных и др.
  • Социальные ритмы: цикл экономической активности, цикл развития и упадка мировых цивилизаций и т.д. (Слайд  «волны экономического развития»)
  • Стихи, музыка: ритм, размер, тональность.

  4. Принцип полярности (слайд 17)

· Всё имеет противоположность. Приведите примеры, иллюстрирующие этот принцип.

   (Китайский символ Инь-Янь, жизнь и смерть, сон и бодрствование, здоровье и болезнь, тепло и хо  лод, высокое и низкое, черное и белое, молодость и старость и т.п.). С одной стороны, это принцип противоположности, но с другой стороны, - это принцип дополнительности.

  Синтез двух противоположностей – не механическое объединение, а создание чего-то совершенно   нового. Например, родившийся ребенок уникален по сравнению со своими родителями.

  «Закон маятника»: китайская поговорка гласит: «Вещи, достигнув своего предела, переходят в противоположность».

Какой закон диалектики отражается в этих примерах?

 Прокомментируйте следующее стихотворение:

    Кто сказал: «Наша жизнь не игра», тот не прав,

    Это как неоконченный матч,

    Где по правилам завтра сменяет вчера,

    Чередуя сезоны удач.

   Жить на свете легко, если быстро поймёшь:

   Ни паденье навек, ни полёт.

   Утешайся, дружок, если плохо живёшь

   Тем, что завтра тебе повезёт.

   5.  Принцип подобия (слайд 18)

   Он отражает сходные принципы устройства объектов, которые являются предметом изучения са мых разных наук. Часто природа унифицирует конструкции, то есть строит их из элементов одной и той же формы: лепестки цветов, семена злаков, головка чеснока, ягоды малины, ежевики, чешуйки рыб, змей, шишек, панцири животных и т.д. Прожилки на листе клёна идентичны водоразделу рек  и кровеносной системе.

   При формировании сложных систем также применяются сходные принципы:

  • Биология: атомы – молекулы – клетки – организмы – экосистемы
  • Языкознание: Звук – буква – слог – слово – фраза – предложение – абзац – текст – произведение
  • Физика: планетарная модель атома.

Вывод: повторяемость однотипных элементов в природе – это закономерное явление.

6. Принцип причины и следствия (слайд 19).

   Всё в мире происходит по естественным (пусть и не всегда познанным людьми) законам. У каждо  го события существуют видимые или невидимые (и, следовательно, непознанные) причины. В свою очередь любое событие имеет последствия – как ближайшие, так и отдаленные во времени и пространстве. Иногда эти последствия проявляются через достаточно длительный промежуток времени. Приведите примеры таких последствий (например, загрязнение окружающей среды).

           

    Вывод: Какой вывод можно сделать на основе рассмотренных нами принципов? (Взаимосвязь,   взаимозависимость всех процессов и явлений в мире). Давайте познакомимся с высказываниями двух французских ученых – Клода Бернара и Рене Декарта.

   Высказывание № 6. «Я убеждён, что придёт время, когда физиолог, поэт и философ будут разговаривать на одном языке» (Клод Бернар, французский физиолог).

   Высказывание № 7. «Тот, кто стремится к познанию истины, не должен избирать какую-либо одну науку, ибо все они находятся во взаимной связи и зависят одна от другой» (Рене Декарт, французский философ, математик, физик, физиолог).

Объясните, что имел в виду поэт серебряного века Валерий Брюсов, написавший следующие строки (высказывание № 8):

   «Всё в мире связано в единое начало:

   В движеньи волн – шекспировский сонет,

   В симметрии цветка – основы мирозданья,

   А в пеньи птиц – симфония планет»

   Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Что подразумевал Иоганн Кеплер под Божественным рациональным порядком и гармонией?  - Это универсальные принципы, лежащие в основе наук.

Вернёмся к нашему вопросу: как же избежать перегрузки в школе?? (рационально и гармонично распределять нагрузку, составлять расписание и т.д.)

4) Наука как  социальный институт и её функции.

Ещё одно значение слова «наука» - социальный институт.

Работа с учебником, с.178-179, выписать определение и функции в технологическую карту.)

А) получение, накопление, распространение и использование новых знаний.

Б) мировоззренческая функция.

В) наука превратилась в решающую производительную силу общества (НТР). (Не путайте с научной революцией!)

Г) прогностическая функция.  

Некоторые функции требуют пояснения.

 Наука неотделима от производства, она превращается в ведущий фактор его развития – одна из функций науки (схема: этапы развития общества, превращение индустриального общества в постиндустриальное)

- таблица « разрыв между изобретением и внедрением», раздаточный материал

Этапы НТР (работа с учебником, с. 181-182), запись в технологическую карту

  - автоматизация производства;

 - компьютеризация производства;

 - появление глобальной сети интернет и генная инженерия;

 - следующий этап должен быть связан с науками, изучающими человека: физиологии, психологии, педагогики. Какая функция науки проявляется? (слайд №19) (прогностическая)

   Д) Дополнение учителя – социальная функция. Сегодня, в условиях научно-технической ре  волции, у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна группа функций — она начинает выступать и в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития. В этом качестве наука оказывает комплексное воздействие на общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое развитие, социальное управление и те социальные институты, которые участвуют в формировании мировоззрения.

IV. Рефлексия.

1. Анализ работы в группах., обсуждение технологической карты урока

2. Выберите из предложенных вариантов начало предложения, которое вам сегодня больше всего подходит и закончите фразу.  (слайд 20)

V. Домашнее задание. § 32. Записи, ответ Холмсу; задания № 1, 3,4 с.184;

Раздаточный материал по универсальным мыслительным приёмам.

Самостоятельно разобрать вопрос об этапах НТР

Технологическая карта к уроку №1

1. Наука – это

2. Наука -  особая система знаний

А) Классификация наук.

Основные критерии:

  • по …
  • по …

Б) Научная революция  -

В) Парадигма  -  

Г) Пути смена парадигм –

3. Универсальность научных знаний.

А) Универсальные мыслительные приемы:

Б)  Универсальные научные принципы

3. Наука как  социальный институт.

А) Наука как социальный институт включает в себя…

Б) Функции науки:

4.  НТР.

А) НТР – это…

Б) Этапы НТР:

5. Наш ответ Холмсу:

Научные знания человеку (не) нужны, так как …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока с использованием ЭОР "общественный прогресс"

В разработке представлены различные виды ЭОР, которые можно использовать на всех стадиях урока....

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....

Презентация по всеобщей истории 10 кл. "Наука и общественно-политическая мысль"

Данная презентация может служить иллюстративным материалом для проведения урока истории в 10-м классе...

урок №2 по теме "Роль науки в общественном развитии"

Второй урок по теме "Роль науки в общественном развитии.Это лабораторный урок с использованием фрагметов повести братьев Стругацких "Малыш"...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"...

XIX Областная научно-практическая конференция студентов и обучающихся «Шаг в науку».Секция «Общественно-полезная деятельность».,2019

Областная научно-практическая конференция студентов и обучающихся «Шаг в науку - 2019» Секция «Общественно-полезная деятельность» Волонтер – кто он?Автор:Косаре...