Открытый урок
материал по обществознанию (11 класс)

Права и обязанности членов семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._ur_prava_obyaz._i_otv._chl._semi.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

               средняя общеобразовательная школа №1 с.Средняя Елюзань

                         Городищенского района Пензенской области

Методическая разработка урока права

в 11-В классе по теме: 

Права, обязанности и ответственность родителей и детей.

                                                                                Подготовила и провела:

                                                                               

                                                                                 учитель истории и права

                                                                     

                                                                          Кленкова Хавва Габдулловн

                             

                                              2016 год

Цель урока: ознакомить с правовыми основами взаимоотношений родителей и        

                     детей(личными и имущественными правами); юридическими  

                      мерами, применяемым к родителям, уклоняющимся от выполнения      

                      своих обязанностей; формами устройства детей, оставшихся без

                      попечения родителей.

Задачи урока:

Образовательная: способствовать усвоению правовых основ взаимоотношений  

                               родителей и детей(личными и имущественными правами);

                               юридическими мерами, применяемым к родителям,

                               уклоняющимся от выполнения своих обязанностей;

                               формами устройства детей, оставшихся без попечения  

                               родителей

Воспитательная: формировать определенную положительную позицию к  

                              выполнению обязанностей в семье ;

Развивающая: помочь обучающимся проектировать себя в роли «идеального    

                         мужа», «идеальной жены», «идеального ребенка».

Форма урока: урок-практикум.

Оборудование: Семейный кодекс РФ, Конституция РФ, презентация «Права и обязаннсти членов семьи», примерный текст «Брачного договора».

                                               

                                       План урока.

1.Проверка домашнего задания. Анализ домашнего задания

2.Правоотношения родителей и детей.

3.Юридические меры, применяемые к родителям, уклоняющимся от своих обязанностей.

4.Формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей.

5.Закрепление нового.Тестовое задание

6.Рефлексия.                    

                                                Ход урока.

1.Приветствие.

2.Проверка домашнего задания.По итогам пройденной темы. «Правовое регулирование отношений супругов» дома по желанию подготовлены вами должны быть примерный  «Брачный договор», Портреты «идеального мужа», «идеальной жены».Будьте внимательны, нужно будет анализировать проделанную работу

а) ознакомление с Брачным договором, подготовленным Абузяровой М  анализ Пукаевой А.;

б) Портрет «идеальной жены».Презентация Бахтеевой Марьям «Моя бабушка –идеальная жена»,

в) Портрет «идеального мужа». Презентация Тугушева Кязыма Адельшиновича

1.Приветствие.

2.Проверка домашнего задания.

По итогам пройденной темы «Правовое регулирование отношений супругов» дома предложено подготовить примерный тест  Брачного договора или Портреты «идеального мужа», «идеальной жены» по желанию. Давайте заслушаем. Будьте внимательны, нужно будет проанализировать проделанную работу.

а) ознакомление с Брачным договором, подготовленным Абузяровой М.  (анализ Пукаевой А.) Будет ли подписан нотариусом составленный договор? Аргументируйте;

Примерный ответ: данный договор определяет имущественные права и обязанности супругов в браке и в случае его расторжения. Установлен режим совместной собственности на личное имущество друг друга, режим долевой  собственности на общее имущество, режим раздельной собственности, порядок несения расходов на повседневные нужды. Предусмотрено и наказание за недостойное поведение в браке в случае расторжения его по вине одного из супругов. Нотариус подпишет, так как нет условий, ставящих одного из супругов в крайне неловкое положение, не ограничивается дееспособность и имущественная правоспособность одного из супругов.

Брачный договор  в свое время заключили Наполеон Бонапарт, Амадей Моцарт.

Современная мода на брачные контракты началась на Западе в 1980-е годы. До этого вся собственность обычно отходила тому, на кого была записана. Но в один прекрасный день нью-йоркский суд постановил, что брак- это тоже форма деловых отношений и при его расторжении обе стороны имеют равные права при разделе нажитого имущества.

      Такой подход к браку постепенно стал общепринятым, и чтобы обезопасить себя, состоятельные граждане принялись заключать брачные контракты.

      Возможность заключения брачного контракта в России появилась в 2001 году, когда был принят новый Семейный кодекс.

б) Портрет «идеальной жены». На  эту роль Бахтеева Марьям выдвигает свою бабушку «Моя бабушка –идеальная жена», Просмотр презентации

Как вы считаете, Марьям сделала правильный выбор.

Примерный ответ: Бабушка свою жизнь посвятила выстраиванию взаимоотношений в семье: при совместной жизни в молодые годы со свекровью, потом с мужем во всем помогая ему, иногда поправляя, даже наставляя, делала это ненавязчиво. Так, что  он эти решения считал своими, хотя он занимал ответственную на то время должность-заготовителя. Всегда в семье был порядок. Дети аккуратно одеты, приветливы, спокойны, доброжелательны, в школе активисты. После смерти мужа, во время продолжительной болезни всегда предупредительна, полностью приняла груз домашних забот и по работе на себя. Не поддалась горю ,поддержала и направила на правильный путь младшего сына, тогда еще несовершеннолетнего. И теперь у нее прекрасные отношения со снохами и внуками, в духе нашего народа: учит, что старших следует уважать, младших поддерживать, все проблемы нужно решать сообща, поэтому  дочери и сыновья теперь уже в роли отцов и матерей дают своим детям должное воспитание по традиции передавая своим детям уроки жизни

в) )На портрет «идеального мужа»-выдвигают Тугушева Кязыма Адельшиновича

Примерный ответ: Достоин. Дома  всегда был примером для детей, всегда показывал предупредительное отношение к жене, к родителям, которые жили вместе с ним , хотя в семье росло 8 детей. С женой всегда советовался. Никогда не принимал решения опрометчиво и в одиночку. Проработал в школе учителем сорок лет.Вел здоровый образ жизни. Принимал участие в домашних делах, распределял поручения с самого младшего возраста, у каждого в семье были поручения, занимался воспитанием детей , помогал делать домашние задания. Поддерживает и сейчас свою сестру.У всех  его дети сейчас прекрасные семьи. Воспитывает Кязым Адельшинович внуков, особенно внучку, которая вместе с родителями живет с ним в одном доме. Недавно о его семье  была публикация в нашей районной газете «Городищенский вестник»

 3.Работа над темой.

Правоотношения родителей и детей.

Игра «Ассоциация»

- Слова «Семья, родители дети» какие ассоциации вызывают

- Счастье покой, доброта, тепло, тишина, умиротворение.

- Вы правы, ребята. Не всегда дети бывают счастливы в семье! Это бывает редко, но есть, к сожалению, семьи, где родители  забывают о детях. Сегодня мы будем говорить о детях, оставшихся по каким-либо причинам без родителей, т. е. об институте взаимоотношений родителей и детей, об их правах и обязанностях

В основе взаимоотношений родителей и детей лежит  происхождение детей от родителей(кровное родство),  в органах ЗАГСА   удостоверяемое  на основании справки от медицинского учреждения- происхождение  ребенка от матери; при рождении вне роддома- на основании свидетельских показаний.

Происхождение  ребенка от отца- на основе свидетельства о браке  супругов. Если супруги в  разводе, то бывшего супруга, если ребенок родился в течение 300 дней (ст.48 СК),а также ст. 47,49-52 СК, сопровождается выдачей свидетельства о рождении. Права и обязанности родителей и детей разделяются на 2 группы: личные (неимущественные) и имущественные(по поводу имущества и алиментных обязательств) По ходу рассказа педагога демонстрируется презентация.(Прилагается)

Особенности прав родителей:

1.Оба родителя имеют равные права.

2.Осуществление прав должно сочетать интересы родителей и детей.

3.Ограничены во времени.

4.Родительские права являются и обязанностью.

Личные (неимущественные) права родителей и детей.

Отчет группы «ЗАГС» по итогам изучения Семейного кодекса РФ статей 54-59, 63- 68

Информация

                                Права и обязанности родителей по отношению к детям.

  1. Родители ответственны  за воспитание своих детей.(ст.63 ч1)
  2. Обязаны обеспечить получение детьми образования.(ст. 63ч 2)
  3. Обязаны защищать интересы детей.(ст.64)
  4. Родители, проживающие отдельно от ребёнка, имеют право на общение с ним, на участие в воспитании ребёнка.(ст.55)
  5. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
  6. В случае неисполнения родительских прав  и обязанностей возможно привлечение родителей к административной и уголовной ответственности (к уплате алиментов)

Алименты -это средства, выплачиваемые на содержание определённого лица  (детей, родителей) по решению суда или добровольно. Обязательный размер алиментов 1/4 часть заработной платы на 1 ребёнка; на 2-х-1/3 часть; на более-50%.)

     Права несовершеннолетних детей

              1. Право ребёнка жить и воспитываться  в семье.(ст.54)

              2. Право ребёнка на общение с родителями и другими родственниками.(ст.55)

              3. Право ребёнка на защиту.(ст. 56)

              4. Право ребёнка выражать своё мнение.(ст. 57)

              5. Право ребёнка на имя, отчество, фамилию.(ст. 58)

              6.Имущественные права ребёнка.(ст. 60 )

                7.Право знать своих родителей.(ст. 47-52)

              8.Право на обращение в суд с 14 лет, в органы опеки и попечительства .(ст.56)

              9.Взрослые дети обязаны заботиться о престарелых родителях.

Имущественные права родителей и детей.

Отчет группы «Социальные работники» по итогам изучения Семейного кодекса РФ статей 60-79.

Информация

1. Право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи.

2.Право собственности на имущество, полученное в дар, в порядке наследования,

3.Раздельность имущества родителей и детей.

                                                               

Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

 Алиментные права. (ст.80-86)

Алименты – денежные средства на содержание несовершеннолетних детей или совершеннолетних нетрудоспособных членов семьи.

Родители обязаны содержать своих детей. Уклонение от этого влечет уголовную ответственность. Если родитель живет отдельно, то он уплачивает ¼ часть своего дохода на одного ребенка, на двух детей- 1/3 , на трех и более -50% заработка. Размер алиментов может быть уменьшен с учетом материального состояния сторон. Нетрудоспособные совершеннолетние дети тоже имеют право на алименты. Когда дети становятся взрослыми, они должны заботиться о родителях.

Юридические меры, применяемые к родителям, уклоняющимся от своих обязанностей.

Лишение родительских прав(ст.69)

Правовые последствия лишения родительских прав.(ст.71)  

Порядок лишения родительских прав.(ст.70)

Основания для лишения родительских прав.(ст.69)

Ограничение родительских прав - отобрание ребенка у родителей без лишения родительских прав.

Отчет группы «Суд.» по итогам изучения Семейного кодекса РФ.

Основания ограничения, порядок ограничения, последствия ограничения, круг лиц, особенности (ст.73-76)

Восстановление родительских прав (ст. 72).

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

опеки и попечительства.(ст. 121-152)

Отчет группы «Опека и попечительство» по итогам изучения Семейного кодекса РФ

                      -Что такое опека?

                     - Что такое попечительство?

                      -Кто может быть опекуном или попечителем?

                      -Какая новая форма попечения над детьми стала распространённой?                      

                         Ваше отношение к ней?

   

Информация.

1.Усыновление.

2.Опека. Попечительство.

Опека- это правовая форма защиты личных имущественных прав  несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей над детьми до 14 лет, также над лицами недееспособными.

Попечительство - это правовая форма защиты личных имущественных прав  несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей над детьми от 14 лет до 18 лет, также над лицами с ограниченной дееспособностью.

          Приемная семья.

 Закрепление.

Прошу на основе услышанного, увиденного назвать семейные ценности. Объяснение смысла эпиграфа «Вступающие в брак должны глядеть во все глаза до брака, и держать их полузакрытыми после. » (М. Скюдери.)

           -Назовите права и обязанности родителей по отношению к детям.

         -В каких случаях родителей лишают родительских прав?

          -Какой правовой документ определяет права несовершеннолетних детей?

         - Назовите права детей в семье.

         -Назовите обязанности детей по отношению к родителям.

         -Что такое алименты?

          - Назовите формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 

-Сейчас я вам раздам тесты по изученному кругу вопросов. Попробуйте быстро на них ответить.

Тестовые задания, решение задач.

«Семья и право».

  1. Расположите этапы формирования семьи в нужной последовательности

Образование малой группы на эмоциональной основе

1.

Рождение детей

2.

Встреча

3.

Обязанности по отношению к детям

4.

Обязанности относительно друг друга

5.

Брак

6.

2.  Закончите предложение. Юридическое оформление брака невозможно, когда…

              А) нет обоюдной любви между мужчиной и женщиной

              Б) существует значительная разница в возрасте

              В) женщина не желает менять свою девичью фамилию на фамилию мужа

              Г) желающие вступить в брак являются родными братом и сестрой.

             

3.  Вставьте пропущенное слово:

Добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные права и обязанности, называется…

А) договор

        Б) помолвка

        В) брак

Г) сватовство

4.  Выберете из списка то, что относится к правам ребенка:

А) жить и воспитываться в семье

Б) самостоятельно  распоряжаться полученным в дар имуществом

В) общаться с родственниками

Г) распоряжаться имуществом родителей

Д) самостоятельно распоряжаться своей стипендией

Е) получать содержание от родителей

5.  Какое из приведенных  ниже действий нарушает нормы семейного права?

А) супруга без согласия мужа подала на развод

Б) супруг не допускал свою жену к обсуждению вопросов семейного бюджета

В) супруг при вступлении в брак поменял свою фамилию на фамилию жены

Г) супруги проживали в разных городах.

6. Супруги при вступлении в брак составили брачный договор, согласно которому все предметы роскоши, подаренные мужем жене, будут принадлежать ей и останутся за  ней в случае развода. После трех лет совместной жизни супруги развелись, и муж потребовал, чтобы подаренные им жене дорогостоящие украшения и картины были поделены поровну. При этом он ссылался на нормы Семейного кодекса РФ. Правомерны ли притязания мужа? Какой из приведенных ответов является верным?

А) притязания мужа правомерны, т.к. предметы роскоши по закону относятся к совместной  собственности супругов, и делятся в случае развода поровну

Б) притязание  мужа неправомерны, т.к. в законе не оговариваются имущественные права супругов, и раздел имущества имеет лишь нравственную, а не  правовую основу

В) притязание мужа правомерны, т.к. договорный режим имущества, согласно закону, не имеет юридической силы

Г) притязания мужа неправомерны, ибо законный режим имущества супругов был изменен ими по взаимному согласию на договорный режим их имущества.

     

7.  Выберите верные ответы

Совместной собственностью супругов, не заключивших брачного договора, являются…

А) квартира малолетнего сына, полученная им по завещанию деда

Б) заработная плата жены

В) дачный участок,  приобретенный во время брака на средства мужа

Г) подаренная жене до брака машина, которая используется мужем для  нужд семьи.

Д) гонорары мужа за изобретательскую деятельность

Е) денежные вклады жены в сбербанке

   

   Рефлексия         

Ребята, а теперь я хотела бы , чтобы вы поделились своими впечатлениями от нашего урока, высказали свое отношение к теме семьи и брака.

Что узнали нового?  

Что ожидали узнать?  

В чем ваши ожидания оправдались?

Что на уроке было самым интересным, полезным, научным, неприятным, ярким,  неожиданным .        

Современный российский социолог И. Бестужев- Лада считает, что не так трудно создать семью, как ее сохранить. Сегодня на нее обрушились «четыре джинна», которые были и раньше, но держались в определенных рамках вековыми традициями, нравами.

      К этим разрушающим силам социолог относит:

      - пьянство супруга;        

      - совместное проживание с родителями;

      - бытовой паразитизм мужа;

      - бытовое хамство.

- Согласны ли вы с социологом в оценках причин распада семей?

- Что, на ваш взгляд, может обуздать четырех  «джиннов»?

Подведение итогов урока

. Итак, вы восстановили в памяти основные положения семейного законодательства. Теперь приступим к решению практических задач.

Домашнее задание

1.Составить Синквейн         со словом «Семья»

2.Решение задач (Рабочая тетрадь  по праву 10-11 кл., с.79 №21, №27, №29)

Ну, вот и подошел к концу наш урок. Я довольна вашей работой, видела заинтересованность в ваших глазах и искренний отклик на стоящие перед вами проблемные вопросы.

         Очень надеюсь, что данная тема заставит вас о многом задуматься, и , быть может, в недалеком уже будущем у вас хватит сил, мудрости и терпения, для того, чтобы сохранить свои будущие семьи и правильно подойти к решению правовых вопросов.

Приложения:

  1. тест;
  2. мультимедийная презентация
  3. презентации учащихся

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...