Основы хозяйственной жизни человека.
методическая разработка по обществознанию (10 класс)

Камалова Ирина Ирековна

Учебно-методическая разработка по обществознанию   посвящена теме  «Основы хозяйственной жизни человека». Урок актуальный, так как каждое задание требует от обучающихся активной мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и доказательств. Результатом учебно-познавательной деятельности учащихся является формирование финансовой грамотности, воспитание экономичности, бережливости, самостоятельности.  Основное содержание урока направлено на приобретение новых знаний на базе систематизации и обобщения, переосмысления имеющихся знаний по разделам «Экономика потребителя», «Экономика фирмы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_hozyaystvennoy_zhizni.docx45.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Основы хозяйственной жизни человека.

Класс: 10

Цель урока: Приобретение новых знаний на базе систематизации и обобщения, переосмысления имеющихся знаний сфере финансовой грамотности, закрепление изученных способов действий - понятий, алгоритмов.

Задачи урока:

1.Обобщить и систематизировать полученные знания, раскрыть новые связи и закономерности, помочь учащимся от знания отдельных фактов перейти  к обобщению.

2.Совершенствовать навыки учащихся и расширять их границы при решении экономических  задач. Научить видеть проявления изученных закономерностей в экономической  жизни.

3.Продолжить формирование умения работать в группах, парах по решению различного рода задач. Развивать коммуникативные способности обучающихся.

4.Подчеркнуть познавательное и мировоззренческое, практическое значение экономической жизни.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся овладеют целостными представлениями об основах экономической жизни; научатся объяснять ключевые понятия; научатся понимать значимость рационального поведения, роль финансовой грамотности; анализировать и оценивать реальные экономические ситуации.

Познавательные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, в паре; определять собственное отношение к явлениям современной экономической жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий.

Личностные: формирование понимания важности рационального поведения в экономической жизни;  развитие интуиции, самостоятельности, гибкости мышления.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Основные методы и приёмы: эвристическая беседа, работа с текстом, выдвижение гипотезы, анализ ситуаций, решение задач, работа с алгоритмами, в группах, парах.

На уроке используются:

- образовательная платформа «Открытая школа»:

https://2035school.ru/htmllesson/ekonomika_v_zhijni/ https://2035school.ru/htmllesson/market_func/

- презентация:

https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2020/03/12/osnovy-hozyaystvennoy-zhizni-0

Материально-техническое обеспечение:  цветная бумага,  ножницы, шаблоны, экран, ПК, медиапроектор (урок проводится в кабинете информатики).

Ключевые понятия урока: Экономика, производительность труда, ограниченность ресурсов, потребитель, фирма, доход, сбережения, рыночное равновесие, дефицит, избыток, спрос, предложение, доходность, ликвидность, инфляция,  рациональное поведение потребителя.

План урока:

1. Мотивационно-целевой этап.

2. Актуализация основных   знаний: выполнение заданий на правильность  суждений (блиц-опрос).

3. Этап включения изученного в систему знаний.

а) Производительность труда и ограниченность ресурсов.

б) Рынок и его функции.

в) Экономические условия деятельности фирмы.

г) Дефицит и избыток в моделях рыночного равновесия.

д) Сбережения.

е) Рациональное поведение потребителя.

4.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся,  объяснение форм работы, необходимых средств (учебник, словари, раздаточный материал (рабочий лист). Настрой учащихся на позитивный характер работы.

II. Мотивационно-целевой этап

1) Учащимся предлагается рассмотреть иллюстрации (слайд 1) и ответить на вопросы (2 мин):

1. Что вы видите?

2. Что вы думаете об этом?

3. О чем это заставляет вас задуматься?

Учащимися будут предложены разные варианты ответов, среди  них выбираем те, которые связаны с темой урока (экономика, экономическая жизнь, хозяйственная жизнь).

2) Ребята  определите тему нашего урока (слайд 2).  Какие задачи необходимо решить сегодня? (2 мин.)

Девизом нашего урока сегодня будут  слова П.А. Гольбаха «Недостаточно быть богатым, чтобы быть счастливым, надо еще уметь пользоваться богатством».

3) Работа с текстом (3 мин.):

         По оценкам экспертов ООН, Россия сейчас находится  в группе стран с высоким уровнем развития, занимая 61-место в общем списке стран мира. Наша страна находится между Шри-ланкой и Вьетнамом.  За минувшие 5 лет Россия сумела подняться на четыре строчки вверх.  Всего в рейтинг вошли около 142-ти государств. В первой пятерке лидеров рейтинга Норвегия, Швейцария, Канада, Швеция, Австралия, Новая Зеландия. Замыкают рейтинг Конго, ЦАР, Чад.  При определении  данного уровня учитывались: продолжительность жизни, уровень здравоохранения, доступ к образованию природные ресурсы страны, достигнутый масштаб производства экономических благ.

Поскольку наши природные ресурсы неуклонно убывают, то удержаться на этом малопочетном месте Россия сможет, только увеличив масштабы производства полезных людям экономических благ и сохранив степень образованности своих граждан.

По мнению специалистов, решить эту задачу можно единственным способом - овладеть искусством рациональной организации экономической деятельности. Именно благодаря такому искусству достигнут высокий уровень благосостояния граждан развитых стран мира - даже тех, которые обделены природными богатствами.

Сегодня россияне  -  жители страны с огромными нефтегазовыми месторождениями и всемирно знаменитыми черноземными почвами - могут лишь мечтать о таком уровне благосостояния, который существует, скажем, в Голландии.  Между тем это страна с прохладным климатом, не имеющая месторождений многих полезных ископаемых и отвоевывающая земли для фермеров у моря (почти половина территории этой страны лежит ниже уровня моря и защищена от затопления лишь дамбами). Зато голландцы добавили к своему трудолюбию прекрасное владение современными методами организации экономической жизни, и именно это обеспечивает им высокое качество жизни.

 Вопросы:

-  Какое место Россия занимает в рейтинге стран? (61 место)

- Благодаря каким показателям Россия наша страна поднялась в рейтинге на три строчки? (Рост продолжительности жизни, уровня здравоохранения, доступ к образованию достигнутый масштаб производства экономических благ).

- Какая проблема является важной для современной России? (Овладение искусством рациональной организации экономической деятельности).

4) Совместно с учащимися определяем гипотезу нашего урока: «Чтобы жить благополучно и в достатке, необходимо овладеть искусством рациональной поведения в экономической жизни» (1 мин.).

II. Актуализация основных   знаний.

1 группа учащихся (базовый уровень) - выполняют задания образовательной платформы «Открытая школа» (https://2035school.ru/htmllesson/ekonomika_v_zhijni/),  с помощью текста проходят тестирование по теме «Значение экономики в жизни общества», осуществляют самопроверку (3 мин., вход в систему по ссылке, ознакомление с текстом, выполнение заданий и самопроверка, анализ собственной работы).  

2 группа учащихся (повышенный уровень) – проходят блиц-опрос, выполнение заданий на правильность  суждений (3 мин., слайд 3)

1. Экономическая наука изучает сущность правового государства (нет).

2. Экономика семьи относится к макроэкономике (нет).

3. Ресурсами в экономике считаются труд, земля и капитал (да).

4. В современном мире в развитых государствах преобладает смешанная  экономика (да).

5. В рыночной экономике проблемы «Что производить?», «Как производить?», «Для кого производить?» решаются с помощью ценового механизма (да).

6. Закон спроса утверждает, что когда цена товара растет, спрос на этот товар уменьшается (да).

7. Импорт – вывоз за границу национальных товаров (нет).

8. Кооперация – это экономическая категория, отражающая право владения имуществом (нет).

9. Капитал акционерного общества  образуется за счет выпуска и продажи акций (да).

10. Экономические издержки представляют сумму постоянных и переменных издержек (нет). 

После выполнения данных заданий осуществляется самопроверка (Слайд 4).

- Выводы по проделанной работе  (Что вспомнили?  Как справились с заданиями? Какие возникли проблемы при их выполнении?).

III. Этап включения изученного в систему знаний.

а) Производительность труда и ограниченность ресурсов.

Деловая игра (5 мин.): 

Класс разбит на 4 команды. Каждая команда получает набор необходимых средств: 4 цветных листа бумаги (формат А4),  набор шаблонов из картона   (круг с диаметром 2 см),  ножницы (1шт.).

Описание игры:

- Предлагаем командам заработать деньги в летний период в районе, а именно собрать грибы в лесу (белые грибы, рыжики, маслята, опята – 4 цветных листа).

Вопрос: Какой тип фирмы вы выберете для организации данной деятельности? Почему? (Возможны варианты ответов: кооператив, артель – объединяют мелких производителей, имущество делится на паи, члены кооператива обычно вносят свой личный трудовой вклад  и т.д.).

Сообщаем, что каждая команда должна собрать определенное количество грибов (4 вида). Для этого, команды должны «раскроить» лист бумаги, обводя шаблон ручкой (количество ручек неограниченно). У каждой команды будет считаться число полных  заготовок (круг).  Время «производства» ограниченно и равно  трем минутам.

Работа прекращается по сигналу. После окончания «производства»  команды считают количества грибов  (круг) разных видов.

Далее учащиеся отвечают на вопросы (4 мин.):

1. У кого больше собрано грибов?

2. Что такое производительность труда?  (Количество продукта, производимого за единицу времени).

2.Производительность труда,  какой команды выше и почему? (Возможные вар анты ответов: быстрее работали, рационально использовали средства,  технологию).

2.Ограничены ли были ресурсы при сборе грибов? (Да, 4 листа бумаги, ножницы – 1шт.)

3. Рассмотрите цены на грибы (слайд 5)?

Белые грибы – 500 рублей, рыжики – 400 рублей, маслята – 350 рублей, опята – 300 рублей.

- Какие грибы будут пользовать большим спросом и почему?  При ответе учащиеся вспоминают неценовые факторы спроса:  вкусы и предпочтения потребителей, число покупателей на рынке, цены на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары, изменения в доходе потребителей,  ожидание будущего изменения цен и доходов.

Предлагаем учащимся сделать выводы по проделанной работе: Производительность труда зависит от многих факторов. Эффективное использование ограниченных ресурсов – такое использование,  которое приносит максимальную отдачу, наибольшее число благ и услуг.  Ограниченность заставляет людей делать выбор относительно использования ресурсов для удовлетворения потребностей. Благодаря тому,  что люди способны распоряжаться своими ресурсами наилучшим образом,  экономика может и должна быть эффективной.

б) Рынок и его функции.

Выполнение заданий на образовательной платформе «Открытая школа»: (https://2035school.ru/htmllesson/market_func/) по теме «Рынок и его функции». Работа в парах за компьютерами, выполнение задания согласно алгоритму (вход в систему по ссылке, ознакомление с текстом, ответ на вопросы, составление кластера, представление работы).  

Задание: 

1. Прочитайте текст по теме «Рынок и его функции».

2. Составьте кластер ответив на вопросы:

-  Что  такое рынок?

- Назовите основные функции рынка.

- Назовите варианты классификации рынков.

- Какие типы рыночной конкуренции вам известны? Назовите их признаки.

Представление  кластера. Анализ  проделанной работы. Какие проблемы возникли при выполнении заданий? Почему?

в) Экономические условия деятельности фирмы:

Предлагаем учащимся рассмотреть экономические условия деятельности фирмы, для этого необходимо самостоятельно решить экономическую задачу (5 минут).

а) Б.А. Цирюльников открыл небольшую парикмахерскую. Там в течение восьмичасового рабочего дня трудятся 5 парикмахеров. Если часовая ставка заработной платы парикмахера составляет 5 рублей, то каковы будут ежедневные затраты господина Цирюльникова на оплату труда парикмахеров?  200 рублей (8*5*5).

б) Предположим, что Цирюльников решил расширить дело и нанять еще пять парикмахеров. Каковы будут теперь дневные издержки на наем работников?

400 рублей (200*2)

в) Предположим далее, что рыночная цена услуг труда парикмахеров выросла и составляет 6 рублей в час. Сколько денег теперь должен платить господин Цирюльников, чтобы пользоваться услугами труда десяти парикмахеров? 480 рублей (8*6*10)

Организуется  самопроверка по образцу (слайд 6). Какие проблемы возникли при решении задачи? Почему?

г) На основании результатов, полученных при решении данной задачи, сделайте  вывод о том, какие факторы влияют на величину издержек фирмы.

- Как можно увеличить производительность труда?  

(Повышения квалификации работников, укрепление трудовой дисциплины, сокращение текучести кадров, материальное и моральное стимулирование, совершенствование оплаты труда,  внедрение прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование управления и организации труда, использование достижений научно-технического прогресса).

г) Дефицит и избыток в моделях рыночного равновесия.

1. Какие ситуации могут возникнуть на рынке?  Слайд 7.

2. Выполнение учащимися  следующего задания в парах (5 минут):

Спрос населения на  шариковые ручки описывается уравнением:

Qd = 7 - Р

Функция предложения шариковых ручек:

Qs = -5 +2 * Р,

где Qd – объем спроса;

Qs – объем предложения;

Р -  цена одной шариковой ручки (руб.).

Постройте графики спроса и предложения данного товара, откладывая  на оси абсцисс количество шариковых ручек (Q), а на оси ординат – цену шариковой ручки (Р). Прокомментируйте построение.

Чему равняется равновесная цена и объем продаж ручек? (решить графическим путем). Определите объем дефицита (или избытка), который будет иметь место при Р = 6 р. за  один ручку. Можно ли решить данную задачу иным путем? Каким? Объясните.

д) Сбережения (4 мин.).

         Люди обычно стараются не тратить сразу весь свой доход, а отложить часть его в виде сбережений.  

- Что такое сбережения?  (Добровольный отказ от удовлетворения сегодняшних потребностей в пользу будущих).

-  Для чего нужны сбережения? (Сберегают часть денег все запасливые люди. Сбережения в будущем  можно потратить на многое, например, чтобы купить что-нибудь дорогое, ценное, поехать в отпуск).

- В какой форме можно хранить сбережения?  (Наличные рубли, валюта, вклады в коммерческий банк, ценные бумаги, золото, драгоценности, недвижимость).

- Какой из видов сбережений вам кажется прибыльным? Какой вид самый стабильный? Что предпочитают ваши родители или знакомые?

- Задание: «Варианты вложения денежных средств». Рассмотрите рисунок  (слайд 8) и ответьте на следующие вопросы (работа в парах):

1. Какое решение предстоит принять персонажам?

2. Что означает каждая из изображенных на рисунке дорог?

3. Что символизирует горизонт?

4. Представьте, что вас просят дать совет относительно выбора кратчайшего пути к финансовому благополучию. Объясните свой выбор, пользуясь такими терминами, как безопасность (риск), доходность, ликвидность.

5.Согласны ли вы со следующим утверждением: «Рисунок упрощает ситуацию, так как продвигаться к финансовому благополучию можно разными путями одновременно». Дайте развернутый ответ.

Во время выполнения  данного задания  учащимися с высоким уровнем успешности  решается  задача. Организуется  самопроверка по образцу (2-3 мин., слайд 9).

Предположим, что вначале года вы поместили свои сбережения в банк под 14%  годовых.  В конце года вы снимаете свои сбережения вместе с начисленными 14% их прироста.  Годовой темп инфляции составил 7%. Определите реальную процентную ставку, используя уравнение Фишера (I = R + П, где I -  номинальная ставка процента, R – реальная ставка процента, П – темп инфляции).

После ответа на вопросы первого задания, предлагаем учащимся, решавшим задачу, объяснить  ее решение на доске с объяснением последовательности действий (1 мин.).

е) Рациональное поведение потребителя (3 мин).

- Что называют рациональным поведением потребителя? (Рациональное поведение потребителя – это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами).

Рассмотрим  рациональное поведение потребителя на примере  покупки ноутбука?

Допустим, вы хотите приобрести современную ноутбук. С чего начать?

Учащиеся могут предложить следующие ответы:

- необходимо оценить рынок данного товара;  

- изучить рекламные объявления: каков ассортимент товара, где и по какой цене его можно купить;

- выбрать специализированный магазин, где можно получить сведения о свойствах и качестве товара от квалифицированного специалиста (менеджера);

- выяснить информацию о гарантийном сроке обслуживания;

-  следить за объявлениями о днях распродаж, скидках на товары.

Просим учащихся обобщить  полученные данные:  

Анализ всех факторов позволяет сделать рациональную, т. е. с наибольшей выгодой для себя, покупку. Речь идет о суверенитете потребителя (Суверенитет потребителя – право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжениями этими ресурсами и их использованием).

Рациональное поведение потребителя при выборе товара или услуги предполагает, как правило, определённую последовательность действий: осознание необходимости покупки, поиск информации о товаре или услуге, оценка возможных вариантов покупки, принятие решения о покупке (слайд 10).

IV. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

1. Продолжите высказывания (обучающимся дается возможность проявить творчество, необходимы оригинальность и креативность):

- Чтобы жить благополучно и в достатке, необходимо овладеть ________________________________ (искусством рациональной поведения в экономической жизни).

- Недостаточно быть богатым, чтобы быть счастливым, ____________________________

(надо еще уметь пользоваться богатством).  

- Вывод по уроку формируют сами учащиеся (2 мин.).

Просим учащихся подвести итог, сделать выводы по уроку, оценить свою работу, одноклассников   с использованием  технологии ПОПС (слайд 11):

П – позиция: «Я считаю, что…»

О – обоснование: «Потому, что…»

П – пример: «Например…»

С – следствие: «Поэтому …»

Совместно с обучающимися подводим общий  итог урока. Современному человеку необходимо знать основы хозяйственной жизни, быть рациональным потребителем, обладать финансовой грамотностью.

- Домашнее задание на выбор:

1.  Пройдите тестирование на образовательной платформе «Открытая школа» по ссылке  (ссылка отправляется на электронные адреса учащихся выбравших данное задание)  по теме «Рынок и его функции» (https://2035school.ru/htmllesson/market_func/). Разработайте мини проект «Верные и неверные утверждения» (5-10 утверждений).

2. «Недостаточно быть богатым, чтобы быть счастливым, надо еще уметь пользоваться богатством» ( П.А. Гольбах).

Раскрыть смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы. При аргументации   своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознание, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Список литературы и источников

1.Автономов  В.С. Экономика. 10-11 классы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2.Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по экономике. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2011.

3.Гарифуллин К.М. и др. Финансово-экономические  и юридические термины. Толковый словарь. – Казань: Изд-во КФЭИ, 1996.

4.Золотогоров В.Г. Экономика: Энциклопедический словарь. – Мн.: Книжный Дом, 2004.

5.Липсиц И.В. Экономика. 10-11 классы. Книга 1. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2006.

6.Медведева О.И. Экономика. 10-11 классы: контрольные задания. – Волгоград: Учитель, 2009.

7.Прикладная экономика. Учебное пособие/ Межрегиональная общественная организация «Достижения молодых –Junior Achievement Russia». –М.: Артель-сервис, 2003.

8.Прикладная экономика. Сборник заданий/ Межрегиональная общественная организация «Достижения молодых –Junior Achievement Russia». –М.: Артель-сервис, 2003.

9.Ремчукова И.Б. Экономика. 10 класс: поурочные планы по учебнику И.В. Липсица. – Волгоград: Учитель, 2008.

10.Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике: №1, №2. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.

Интернет-ресурсы:

11.http://www.be.economicus.ru «Основы экономики: вводный курс».

12. https://2035school.ru/htmllesson/ekonomika_v_zhijni/

13. https://2035school.ru/htmllesson/market_func/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Семья - нравственная основа жизни человека. Быт поместного дворянства в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого"

Разработка урока литературы в форме круглого стола с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". В методическом описании урока указаны цель урока, задачи, планиру...

Труд-основа жизни человека.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что одним из важнейших средств гармоничного развития личности является труд. В нем человек выражает свою духовную сущность, видит себя как в зеркале. О...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ И БИОЛОГИИ: "Влияние хозяйственной деятельности человека на природные ресурсы и организм человека."

В данной разработке представлен конспект урока, который проводится совместно учителями физики и биологии. Для проведения такого урока требуется предварительная подготовка. Учащиеся заранее готовя...

ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВА ОБЩЕСТВА.

Статья посвящена актуальной проблеме воспитания духовных ценностей как важной части жизни человека и основы общества....

Презентация "Основы хозяйственной жизни"

Данная презентация является приложением к учебно-методической разработке  урока  по теме  «Основы хозяйственной жизни человека»....