Технологическая карта урока обществознания в 7 классе по теме "Защита Отечества"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Шаронова Татьяна Александровна

Урок изучения нового материала. Разработан к линейке учебников "Обществознание" под редакцией Л.Н.Боголюбова. Использована технология организации учебно-группового сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт урока обществознания в 7  классе

Тема урока:

Защита Отечества

Учитель

Шаронова Татьяна Александровна

Образовательная цель

Формирование социальной культуры личности, развитие коммуникативных способностей 7-классников на основе осмысления конституционной обязанности и долга гражданина по защите Отечества.

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР-1: проявляет уважительное отношение к стране, закону, российской армии и воинскому долгу;

ЛР-2: проявляет готовность к служению Отечеству, его защите;

ЛР-3: проявляет навыки сотрудничества со сверстниками в учебной деятельности;

ЛР-4: проявляет способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

КУД-1: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

КУД-2: умение аргументировать свою точку зрения

РУД-1: умение самостоятельно определять цели деятельности;

РУД-2: умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

ПУД-1: умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

ПУД-2: владение навыками учебно-группового сотрудничества;

ПУД-3: умение составлять кластер, таблицу;

ПР-1: знать содержание понятий конституционная обязанность  , воинский долг, военная служба;

ПР-2: знать , в чем заключается роль армии в истории государства и общества;

ПР-3: знать основные обязанности военнослужащего;

ПР-4: знать об ответственности за нарушение правил военной службы;

ПР-5: знать отличия военной службы по призыву от военной службы по контракту;

ПР-6: знать, в чем заключается подготовка к выполнению воинского долга.

Программные требования к образовательным результатам раздела «Регулирование поведения людей в обществе»

Ученик научится:

раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

различать отдельные виды социальных норм;

критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;

 применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

характеризовать специфику норм права;

сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

Ученик получит возможность научиться:

использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Программное содержание

   Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга.

Мировоззренческая идея

«Защита Родины есть защита и своего достоинства» И.К.Рерих

Чтобы победа над врагом была достигнута без больших потерь, к защите Родины нужно готовиться заранее.

Ценностно-смысловые ориентиры

 Патриотизм. Гражданственность. Честь. Долг. Обязанность .

План изучения учебного материала

1) Защита Отечества: долг или обязанность?

2) Военная служба. Порядок прохождения военной службы.

3) Воинская обязанность. Обязанности военнослужащих.

4) Ответственность за нарушения правил военной службы.

5) Готовить себя к выполнению воинского долга.

Основные понятия

Родина, патриотизм, долг, обязанность, военная служба, регулярная армия.

Тип урока

Изучение нового материала

Форма урока

урок-практическая работа

Образовательная технология

технология организации учебно-группового сотрудничества

Оснащение урока

Учебник «Обществознание» 7 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой; видео из фильма «Офицеры», текст Конституции РФ; слайды презентации, рабочие папки 5 штук.

Мизансцена урока

5 групп по 3 человека

Домашнее задание

На выбор: прочитать § 4, составить план параграфа; прочитать § 4, выполнить задание 6; прочитать § 4, ответить на вопросы.

Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин.)

Приветствие. Деление на группы. Повторение правил учебно-группового сотрудничества.

Выбор лидера.

КУД-1

ВВОДНЫЙ ЭТАП (7 мин.)

Просмотр отрывка из к/ф «Офицеры».

Коллективная дискуссия.

- Чему посвящен этот отрывок?

- Что такое Родина?

- Подберите синонимы к слову «Родина».

- Как называют людей, которые любят свою Родину и готовы ради нее на серьезные поступки?

- Как вы думаете, способна ли нынешняя молодежь повторить подвиг наших предков?

Работа с пословицами.

- На слайде показаны начала пословиц. Подберите к ним окончания.

«Тяжело в учении,…», «За правое дело,…», «Где тревога,…», «Кто Родине верен,…». (легко в бою, стой смело, туда и дорога, тот в бою примерен)

- На какую тему подобраны пословицы?

- Объединив сюжет фильма и тему пословиц, определите тему урока.

Главный вопрос урока

Защита Отечества долг или обязанность?

 Моделирование:

  1. Постановка цели: раскрыть содержание конституционной обязанности граждан по защите Отечества через организацию работы групп с правовыми источниками и текстом учебника.
  2. Распределение заданий между группами, знакомство групп с заданиями

Задача 1 группы: выяснить значение понятия «Защита Отечества»; сравнить долг и обязанность как нравственные и юридические категории.

Задача 2 группы: выяснить значение понятия «военная служба», определить условия прохождения военной службы (возраст, срок): сравнить службу по призыву и службу по контракту.

Задача 3 группы:  выяснить значение понятия «воинская обязанность»; сравнить общие, специальные и должностные обязанности военнослужащих.

Задача 4 группы: выяснить виды нарушений правил военной службы (уклонение от призыва на военную службу, самовольное оставление места службы, дезертирство, уклонение от исполнения обязанностей) и определить виды ответственности.

Задача 5 группы: выяснить, в чем заключается обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.

Приложение 1.

Смотрят фильм,

Отвечают на вопросы.

Приложение 2

Слайд презентации. Работают с пословицами.

Рабочие папки (Приложение 3), учебник, Конституция РФ.

ЛР-1

КУД-1

КУД-2

РУД-1

ОСНОВНОЙ ЭТАП (15 минут)

Моделирование:

  1. Продуктом деятельности групп является кластер
  2.  Распределение заданий в группе,

Практическая работа в группе: выполнение заданий, оформление продуктов деятельности

Работа 1 группы

Задание 1: Прочитай текст, выясни, что такое долг, обязанность?

Задание 2: Прочитай материалы учебника  на стр. 31-33:

1. Составь кластер на тему «Защита Отечества – это»

 2. Ответь на вопросы:

 - Всем ли людям присуще чувство долга?

- Приведи примеры из истории нашего государства, демонстрирующие патриотизм и выполнение своего долга.

Задание 3: Прочитай ст.59 Конституции РФ. Ответь на вопросы:

- Почему защита Отечества в основном законе нашей страны названа и долгом и обязанностью?

- Почему слова «долг» и «обязанность» стоят в Конституции рядом?

Работа 2 группы

Задание 1: Прочитай текст учебника на стр. 33. Составь кластер «Военная служба-это».

Задание 2: Прочитай выдержки из Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Ответь на вопросы:

 - Кем и как осуществляется военная служба в РФ?

-  Сравни военную службу по призыву и по контракту. В чем различие?

Внутригрупповая дискуссия: выработка общей позиции, распределение обязанностей при презентации результатов деятельности

Работа 3 группы

Задание 1: Прочитай текст учебника на стр. 35-36, выясни, чем отличаются общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.

Задание 2: Составь кластер «Обязанности военнослужащих».

Задание 3: Прочитай выдержки из Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Ответь на вопросы:

- Каковы основные обязанности военнослужащего?

- Какие моральные и личностные качества составляют суть воинского долга? Составь перечень таких качеств.

Работа 4 группы

Задание 1: Прочитай выдержки из Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Составь кластер «Виды нарушений правил военной службы»

Задание 2: Прочитай выдержки из Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», ответь на вопросы:

- Какая ответственность наступает за нарушение правил военной службы?

- Почему эти правонарушения считаются преступлениями, а не проступками?

Работа 5 группы

Задание 1: Прочитай текст учебника на стр. 36-37. Составь кластер «Как готовить себя к выполнению. Воинского долга».

Задание 2: Прочитай выдержки из Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и ответь на вопросы:

- Как гражданин готовится к исполнению воинского долга?

-  Назови особенности обязательной и добровольной подготовки. Приведи примеры, опираясь на личный опыт или опыт знакомых тебе людей.

Материалы рабочих

папок, учебник, Конституция РФ

Индивидуально и в группе

Итоговый продукт деятельности

ЛР-1

ЛР-3

ЛР-4

КУД-1

КУД-2

РУД-1

РУД-2

ПР-1

ПР-2

ПР-3

ПР-4

ПР-5

ПР-6

ПУД-1

ПУД-2

ПУД-3

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (12 мин.)

Презентация итоговых продуктов деятельности групп

Презентация 1 группы

Презентация 2 группы

Коллективная дискуссия

- Вернемся к нашему вопросу, поставленному в начале урока: «В Конституции РФ записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ». Почему защита Отечества названа и долгом, и обязанностью?»

- Может быть, идея обязанности служения отечеству устарела и следует ввести в нашей стране как в некоторых зарубежных государствах (США, Великобритания) профессиональную армию и отказаться от всеобщей воинской повинности?

Обобщение, вывод

Для защиты страны от проявления агрессии, для того, чтобы ни у кого в мире не возникло соблазна посягнуть на её независимость, для охраны населения, материальных и духовных ценностей нужна регулярная армия. Родина - одна для всех. Родная земля кормит нас хлебом, поит из своих родников, удивляет своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может. Долг и обязанность защитить родную землю всегда лежали на тех, кто ест её хлеб, пьет её воду, любуется её красотой, на тех, кто силён и отважен.

Итоговый продукт деятельности

Ответы групп

ЛР-2

КУД-2

РУД-2

ПР-1

ПР-2

ПР-3

ПР-4

ПР-5

ПР-6

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (4мин.)

Коммуникативная рефлексия

- Какую ценность для вас имеет приобретённое знание?

- Где и когда вы сможете воспользоваться этими знаниями?

- Что определило успешность деятельность?

- С какими трудностями столкнулись? Почему?

Содержательная оценка и самооценка деятельности и её результатов

Оценочные листы

КУД-2

РУД-2

ЛР-4

КУД-2

Приложение 3

Раздаточные материалы

РАБОЧАЯ ПАПКА ГРУППЫ №1

Защита Отечества: долг или обязанность?

  1. Прочитай текст, выясни, что такое долг, обязанность?

Слова долг и обязанность близки по значению. Первое обозначает, что требования Конституции носят не только юридический, но и глубоко нравственный характер, т.е. подчёркивается моральная обязанность перед Родиной, перед народом, перед близкими людьми. Человек совершает добровольный поступок, который характеризует его как достойного гражданина. Слово «обязанность» имеет юридический смысл, оно подкрепляется правовыми средствами в виде юридической ответственности за её неисполнение или ненадлежащее исполнение.

  1. Прочитай материалы учебника  на стр. 31-33, выполни задания.

1. Составь кластер на тему «Защита Отечества – это»

      2. Ответь на вопросы:

- Всем ли людям присуще чувство долга?

- Приведи примеры из истории нашего государства, демонстрирующие патриотизм и выполнение своего долга.

3. Прочитай ст.59 Конституции РФ. Ответь на вопросы:

- Почему защита Отечества в основном законе нашей страны названа и долгом и обязанностью?

- Почему слова «долг» и «обязанность» стоят в Конституции рядом?

РАБОЧАЯ ПАПКА ГРУППЫ №2

Военная служба. Порядок прохождения военной службы.

  1.  Прочитай текст учебника на стр. 33. Составь кластер «Военная служба-это».
  2. Прочитай выдержки из Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Ответь на вопросы.

Статья 2. Военная служба. Военнослужащие

     2.Прохождение военной службы осуществляется: гражданами - по призыву и в добро     вольном порядке (по контракту);

Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу

1. Призыву на военную службу подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе

Статья 38. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

1. Срок военной службы устанавливается:

д) для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 года, - 12 месяцев;

Статья 32. Контракт о прохождении военной службы

1. Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

2. В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта.

3. Условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать: граждане в возрасте от 18 до 40 лет;

Вопросы и задания:

 - Кем и как осуществляется военная служба в РФ?

-  Сравни военную службу по призыву и по контракту. В чем различие?

РАБОЧАЯ ПАПКА ГРУППЫ №3

Воинская обязанность. Обязанности военнослужащих.

  1. Прочитай текст учебника на стр. 35-36, выясни, чем отличаются общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.

 Составь кластер «Обязанности военнослужащих».

  1. Прочитай выдержки из Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Ответь на вопросы.

Статья 1. Воинская обязанность

1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает:

воинский учет;

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

1. Общие обязанности военнослужащих

16. Военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего:

• быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;

• строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);

• совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

• быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну;

• дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа Российской Федерации;

• соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

17. Военнослужащий должен быть честным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу, защищать командиров (начальников) в бою, оберегать Боевое знамя воинской части.

18. Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, способствовать укреплению мира и дружбы между народами, предотвращению национальных и религиозных конфликтов.

19. Военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, удерживать от недостойных поступков, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Он должен соблюдать правила воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия.

Вопросы и задания:

-  Каковы основные обязанности военнослужащего?

- Какие моральные и личностные качества составляют суть воинского долга? Составь перечень таких качеств.

РАБОЧАЯ ПАПКА ГРУППЫ №4

 Ответственность за нарушения правил военной службы.

Прочитай выдержки из Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

  1.  Составь кластер «Виды нарушений правил военной службы».
  2. Ответь на вопросы

1. Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 337

1. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, -

наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

Статья 338

1. Дезертирство, то есть самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу -

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

2. Дезертирство с оружием, вверенным по службе, а равно дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

статья 339

1. Уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни, или причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), или подлога документов, или иного обмана -

наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное в целях полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы, наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Вопросы и задания:

 - Какая ответственность наступает за нарушение правил военной службы?

- Почему эти правонарушения считаются преступлениями, а не проступками?

РАБОЧАЯ ПАПКА ГРУППЫ №5

 Готовить себя к выполнению воинского долга.

  1. Прочитай текст учебника на стр. 36-37. Составь кластер «Как готовить себя к выполнению. Воинского долга».
  2. Прочитай выдержки из Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и ответь на вопросы.

Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет

1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе

1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

получение начальных знаний в области обороны;

подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;

военно-патриотическое воспитание;

Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе

1. Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

занятие военно-прикладными видами спорта;

обучение по дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военные оркестры);

обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования;

обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования.

Вопросы и задания: 

- Как гражданин готовится к исполнению воинского долга?

-  Назови особенности обязательной и добровольной подготовки. Приведи примеры, опираясь на личный опыт или опыт знакомых тебе людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе. Вводный урок.

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе.Вводный урок с целью создания условий для определения  значимости изучения предмета обществознания, через формирование суждений о возможности...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...

Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...

Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...

Технологическая карта урока обществознания _ тема урока: «Общение»_6 класс

Урок обществознания по теме «Общение» позволяет сформировать универсальные учебные действия: 1.Личностные:  понимание значения общения; осмысление отношения к искусству общения.2...

Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»

Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»...