конспект к уроку "На пути к успеху"
методическая разработка по обществознанию (6 класс)

Янкова Ирина Владимировна

Данный урок относится к 1разделу «Человек в социальном измерении». Цель данного урока познакомить обучающихся со слагаемыми жизненного успеха, какие факторы могут этому способствовать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Авторы, разработчики:

Янкова И.В.

Предмет

Обществознание

Класс

6 класс

Тип урока

Урок изучения нового знания (открытия нового знания)

Технология урока

Технология развития критического мышления

Тема

На пути к жизненному успеху

Дата проведения

15.11.2017

Цель

Познакомить со слагаемыми жизненного успеха;

Обсудить факторы, способствующими успеху

Предполагаемые результаты

Предметные результаты:

- сформулируют понятие «успех», определят составляющие жизненного успеха;

Метапредметные результаты:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры-действия в новом учебном материале; работают в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют цель урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют умение взаимодействовать в ходе выполнения парной работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

 Личностные УУД: определяют целостный, социально – ориентированный выбор позитивного программирования своего жизненного пути.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вводный этап.

Вызов.

Взаимное приветствие учителя и учащихся;

проверка подготовленности учащихся к уроку;

организация внимания и внутренней готовности – 2 мин.

Слайд 1.

На экране фотографии известных людей.

- Как вы думаете, что объединяет эти фотографии? (Известные люди)

- Кто может сказать, чем знамениты люди, которых вы видите на фотографиях?

Слайд 2. Цитаты

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

Значит тема нашего сегодняшнего урока?  - 5 минут

Записывают тему в тетрадь

Итак, тема урока связана с движением к успеху. Подумайте, что может стать целью нашего урока, или, пути?

- Определить, что такое успех.

Обсуждение каких вопросов поможет нам это сделать?

Давайте посмотрим на слайд и выполним задание.

(На слайде варианты вопросов для обсуждения, из которых надо выбрать правильные варианты)

 (слайд 10)

(- Что может способствовать успеху?

- Кого можно считать успешным человеком?) – 5 минут.

1. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.

2. Поочередно высказывают свое мнение,  формулируют тему урока.

3. Определяют цель урока и выделяют вопросы, которые помогут выполнить цель урока.

 

Основной этап. Осмысление.

 Поднимите руку, кто хочет быть успешным в жизни человеком? 

- Все (Почти все). А как можно достичь успеха? Что надо для этого сделать?

Попытаемся разобраться.

На слайде и у вас на партах вы видите диаграмму с результатами опроса, проведенного в городе Z в 2005, 2010 и 2015 гг. рассмотрите диаграмму и работая в парах, ответьте на вопрос.

Слайд 12

Работа в парах. Обсуждение и ответы.

(Примерные ответы:

Ответ на вопрос – на протяжении 15 лет стабильно увеличивается количество людей, которые считают, что успех человека зависит от него самого;

            Итак, большая часть опрошенных, считают, что успех зависит от самого человека.

Тем не менее, данные опроса не могут дать ответ на вопрос о том, как же человек может этого добиться. Давайте попробуем разобраться. – 5 минут

Задание: У вас на партах лежит дополнительный материал, в котором рассказаны истории реальных людей. Ваша задача, работая в парах познакомившись с ними постараться определить, что в жизни этих людей сыграло важную роль в достижении успеха. Определить, что может помешать.

Для обобщения результатов нашей работы – составим таблицу.

Работа с дополнительным материалом.

По окончании работы опрос и составление таблицы

Составление таблицы.

помогут

помешают

Наличие цели

Поддержка близких

Способности

Упорство

Вера в себя

Трудолюбие

Отсутствие цели

Страх неудачи

Лень, бездействие

Неверие в свои силы

(– 15 минут)

- Успех наших героев во многом связан с тем, что они смогли выбрать дело, которое приносило им удовлетворение. Это замечательно, но далеко не каждый может этим похвастаться.

Да и сам успех каждый понимает по- своему. Для одних успех – это хорошая семья, любимая работа, преданные друзья. Для других – карьера, богатство. Есть люди, для которых успех – это достижение известности любым путем. Вы знаете, историю Герострата, имя которого связано со стремлением добиться славы любым путем. Является ли такая слава успехом?

- Так что же такое успех?

Задание:

Я предлагаю вам составить формулу успеха.

 Обсудите друг с другом формулу. Выбрать надо четыре элемента, самые важные с вашей точки зрения. Для этого вы можете воспользоваться вариантами, которые предложены на слайде.

 Обсуждение и предложение своих вариантов. Давайте попробуем дать определение успеху. Что у нас получилось?

Высказывают предположения, корректируем и записываем определение

Успех – достижение поставленных целей, состояние удовлетворения, положительный результат чего-либо, понимание и поддержка окружающих - 7 минут

Как видите к успеху ведут разные пути, но все, что вы делаете всегда должно быть нужно   людям.

Выполняют задания, работая в парах.

1.Знакомятся с информацией, которая содержится на диаграмме. Выполняют задание.

1. Работают с дополнительным материалом. Обсуждают, выделяют факторы успеха и неуспеха.

2. Записываю информацию в виде таблицы.

Ответы учеников.

Составляют формулу. Озвучивают свои варианты.

Высказывают предположения.

 

Заключительный этап. Рефлексия.

Оценка деятельности на уроке:

.Сегодня я узнал (а) __________________________________

2. Сегодня я задумался (задумалась) __________________________

3. Сегодня я понял (а)   _____________________________________

4.Какую роль я выполнял (а) на уроке: слушателя, участника обсуждения главных вопросов темы (нужное подчеркнуть)

1. Формулируют определение.

2. Делают выводы о том, что нового узнали на уроке.

3. Делают вывод о практической значимости знаний по теме.

 

Домашнее задание

§5, написать небольшое сочинение «Это для меня и есть успех»

Записывают домашнее задание.

Приложение  1

Социологическая служба страны Z в 2005 г., в 2010 г. И в 2015 г. Провела опрос совершеннолетних граждан, задавая им вопрос: «От чего в большей степени зависит благополучие человека?»

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) представлены на диаграмме.

Какую тенденцию по результатам данных опросов можно отметить?

Приложение 2

Дополнительный материал

  Александр Васильевич Суворов

       Александр Васильевич Суворов родился в 1730 г. В семье генерала, чьи взгляды и привычки сформировались на службе у Петра 1. Рассказы отца о Петре и войне со шведами очаровали мальчика, и он, несмотря на слабость здоровья, малый рост и тщедушную фигуру, мечтал о военной карьере. Родственники весьма в этом сомневались. Но Суворов в 18 лет стал военным и прошел путь от гвардейского капрала до генералиссимуса. Он участвовал в Семилетней войне и дослужился до чина полковника. В ходе первой и второй русско-турецких войн в царствование Екатерины II (1768-1774 и 1787-1791 гг.) Суворов прославился как один из лучших боевых генералов.

      Свой взгляд на военное искусство А.В. Суворов изложил в книге «Наука побеждать». Суворов считал, что войска должны быть прекрасно выучены. «Тяжело в учении – легко на походе!» - не раз повторял он. Суворов не признавал шаблонов. Признавал только наступательную стратегию и тактику. Это последнее отличало его и всех русских полководцев «екатерининского века» от их предшественников.

     Выросший в век громких российских побед, Александр Васильевич имел все основания гордиться своей родиной. «Природа произвела Россию только одну, она соперниц не имеет, - говорил он. – Мы, русские, все одолеем!».


     Томас Эдисон

      Будущего изобретателя в школе охарактеризовали, как «ограниченный». Учителя сочли его абсолютно неспособным учеником, учитывая его малый рост и слабое телосложение, после трех месяцев обучения попросили родителей забрать Эдисона из школы. На что мать категорически не согласилась с учителями, но ребенка все же из школы забрала и обучила самостоятельно. Мать Томаса Эдисона являлась дочерью священника и имела хорошее образование.

    Однажды он волей случая спас жизнь сыну начальника одной из станций. Этот случай стал счастливым для Эдисона, ведь начальник в качестве благодарности обучил Эдисона телеграфному делу. Впоследствии Эдисон устроился на должность телеграфиста в компанию «Вестерн Юнион».

     Томас Эдисон продолжал изобретать, но его попытки продать устройства не увенчались успехом. До того момента, когда его усовершенствованную систему телеграфирования не приобрела одна богатая компания. Эдисон заработал 40 000 долларов за изобретение, тогда, как его зарплата составляла лишь 300 долларов.

     За вырученные деньги Томас Эдисон оборудовал лабораторию и продолжил кропотливую работу. Он стал автором множества изобретений, но самым популярным из них стала электрическая лампочка, которой пользуются, и по сей день.

Задание:  работая с материалом, обсудите в парах и назовите, что по вашему способствовало достижению успеха героев.

Лист 2

Дополнительный материал

Ник Вуйчич

     Родился в Австралии, в 1982 г. В семье медсестры и священника без рук и ног. Представьте, он ничего не мог делать самостоятельно, 24 часа в сутки за ним вынуждены были ухаживать родные и близкие. Детство Ника было очень тяжелым и физически, и психологически, потому что у него почти не было друзей, а вокруг постоянно звучали насмешки. Однако молодой человек сумел получить высшее образование, сейчас все делает самостоятельно и даже… плавает! А скорость его печатания на компьютере 43 слова в минуту. Но это только верхушка айсберга. Он опередил многих физически полноценных людей, проводит семинары и помогает таким же, как он, инвалидам и людям, у которых проблемы, начать ценить жизнь, бороться и идти вперед. Казалось бы, человек без рук и без ног, а вдохновляет обычных людей: жить, не сдаваясь, жить для близких.

Мария Кюри

     Мария Склодовская-Кюри - польская ученая, открывшая химические элементы радий и полоний.

Мария родилась в 1867 г. в Варшаве. Является пятым и младшим ребенком учителей Брониславы и Владислава Склодовского. 

     В 10 лет Мария стала посещать школу-интернат, а затем гимназию для девочек, которую она окончила с золотой медалью. Мария не могла получить высшее образование, так как в университеты Польши принимали только мужчин. Тогда Мария с сестрой решили пойти на курсы подпольного Летучего университета, куда принимали и женщин. Мария предложила выучиться по очереди, помогая друг другу деньгами. Первой в университет поступила сестра, а Мария устроилась гувернанткой. В начале 1890 года Бронислава, вышедшая, замуж за врача, пригласила Марию переехать к ней в Париж.

В конце 1891 года Склодовская переехала во Францию. В Париже Мария (или Мари, как ее будут назвать позже) арендовала чердак в доме недалеко от Парижского университета, где девушка изучала физику, химию и математику. Жизнь в Париже была нелегкой: Мария часто недоедала, теряла от голода сознание и не имела возможности купить теплую зимнюю одежду и обувь. Днем Мария училась, а вечером преподавала, зарабатывая на жизнь сущие копейки.

     Впечатленная двумя важными открытиями Вильгельма Рентгена и Анри Беккереля, Мари решила изучить урановые лучи как возможную тему для диссертации.

В 1911 году Мари получила Нобелевскую премию по химии и стала первым в мире дважды лауреатом этой премии. Также Мария была удостоена 7 медалями за научные открытия.

Задание:  работая с материалом, обсудите в парах и назовите, что по вашему способствовало достижению успеха героев.

Лист 2

Дополнительный материал

Лев Семенович Понтрягин

       Выдающийся математик. Ослеп, когда ему было 14 лет. Сделали операцию, но она прошла неудачно. И Лева навсегда остался в темноте. Он перестал ходить в школу. Вся его семья пережила настоящее горе. Не было ответа на вопрос, что делать дальше.

И тут на помощь пришли одноклассники: всем классом решили помогать ослепшему товарищу. У родителей появилась надежда, они стали приводить мальчика в школу, а там его окружали вниманием и заботой. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал Леве о том, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Каждый вечер кто-нибудь из одноклассников приходил к Понтрягину домой делать вместе с ним уроки, читать учебники и книги. И не было случая, чтобы задание осталось невыученным.

Мальчик очень старался. Нелегко ему было учиться, но он проявил мужество, развил свои способности и память. Он научился писать с помощью листа картона, в котором прорезали узкую щель, а потом ему купили машинку, на которой он научился очень быстро печатать.

Друзья вместе с Левой проводили и свободное время… С помощью друзей он не только с отличием окончил школу, но и поступил в Московский университет. И здесь нашлись товарищи, которые помогали незрячему юноше учиться.

Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 27 лет стал профессором, а позднее – академиком.

Авраам Сергеевич Норов

      Родился в 1795 г.  семье отставного майора С.В. Норова – саратовского губернского предводителя дворянства, «человека умного и с благородным сердцем». Авраам Сергеевич получил хорошее домашнее образование, затем учился в Благородном пансионе при Московском университете, но, не окончив курса, был определен родителями на военную службу.

Участвовал в Отечественной войне 1812 г. В 16 лет потерял ногу на поле боя. Казалось бы, жизнь кончилась… Но, едва оправившись от ранения, А.С.Норов «учился непрерывно, ревностно», много читал, пополняя свое образование. В результате он владел немецким, английским, французским и испанским языками, великолепно знал европейскую литературу, освоил латынь и греческий, а для того чтобы читать Библию в подлиннике, выучил древнееврейский язык. В Европе не было библиотеки, которая могла бы сравниться по полноте с его собранием работ по Востоку.

В 1821 г. Норов совершил большое путешествие по Европе, побывал в Палестине, а затем в Египте и Нубии. Все виденное он описал в книге «Путешествие по Египту и Нубии в 1834 – 1835 гг.» Позднее А.С. Норов стал членом Петербургской академии наук. В 1854 г. Был назначен министром народного просвещения.

Задание:  работая с материалом, обсудите в парах и назовите, что по вашему способствовало достижению успеха героев.

Приложение 3

Дополнительный материал

Все, что нам нужно для достижения успеха, находится не в заморских далях, а в нашей собственной голове – именно там нужно искать все требуемое. Роберт Стивенсон

Интересно, если все, что надо для успеха, находится в нашей голове, то почему большинство людей успеха не добиваются? Что мешает достижению успеха? Что мешает человеку стать успешным?

1. Жизнь, как река, находится постоянно в движении, и если вы не предпринимаете осознанных, целенаправленных действий, чтобы выплыть туда, куда вам надо, вы окажетесь в полной зависимости от ее течений и водоворотов.  Энтони Роббинс

Если спросить любого человека, что он хочет добиться в жизни, то  можно услышать примерно такие ответы:

  • Стать богатым,
  • Иметь много денег и не работать,
  • Чтобы денег было много,
  • Стать успешным и т.д.

Таких формулировок можно привести множество, но вот, что удивительно – ни одна из них не способствует достижению успеха.  Почему? Да потому, что они очень размыты, не конкретны и трактовать  их можно по-разному.  Это получается, как в сказке: «Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю, что».

Ваша задача – создать в себе образ той действительности, которую вы хотели бы прожить, как можно конкретнее, с мелкими деталями и точными цифрами.  Нельзя достичь чего-то, не имея внутреннего представления об этом. Вот когда появится четкая картина желаемого, тогда ваше подсознание приведет Вас к нему. 

 2. Согласитесь, страшно начинать что-то новое, незнакомое. И в голове, даже против вашей воли, часто возникают сомнения, «а что, если не получится», «а вдруг провалюсь», «что скажут другие?» Такие мысли на подсознании тормозят любое дело,  создают установку на неудачный исход.

Тот, кто страшится неудачи, ограничивает свои возможности. Неудача – это только шанс начать с начала, действуя более разумно. Генри Форд

3.  Если вы хотите чего-либо добиться в материальном мире, вы должны действовать. Но ваши действия должны быть продуманными и спокойными. Лиз Бурбо

От простых представлений и мечтаний на закате солнца, успех не появится. Его надо создавать.  Только действия могут привести нас к достижению успеха, к своей заветной мечте. Но эти действия необходимо совершать, а не представлять. 

4. Прежде чем попасть в новую жизнь, вы должны поверить в ее возможность.  Орисон Марден 

Неверие сродни страху, но здесь человек уже действует.  И в то же время он не верит, сомневается в своих силах. Это внутреннее сомнение и блокирует достижение успеха.

Секрет успеха – в упорных действиях. Везение случайно, а упорство стабильно.

Задание: Обсудите в парах и назовите факторы, которые могут помешать успеху.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнёрство - путь к успеху!

Социальное партнёрство одна из важных проблем в современном процессе воспитания. Родители заинтересованы в образовании своего ребёнка, но сложно заинтересовать их проблемами самого учреждения, в данно...

Социальное партнёрство - путь к успеху!

Главное в наше время - найти единомышленников, сотрудничество с которыми будет взаимополезным и приятным!...

Диплом за печатную работу "Путь к успеху"

Данный диплом был выдан мне издательством "1сентября", сегодня получила его по почте. 14.06.11г. А также к нему был приложен сертификат, удостоверяющий публикацию моей статьи....

Адаптированная программа кружка "Путь к успеху"

Адаптированная программа кружка "Путь к успеху", разработанная в рамках Международной образовательной программы Intel "Путь к успеху", расчитанная на 144 часа...

Родительское собрание "Путь к успеху. Перспектива успеха"

Данная презентация поможет вам совместно с родителями составить формулу "успеха" школьника...

ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА НАШЕГО КЛАССА

Статья к международной научно-практической конференции (19-21 мая 2016 год)"Детская литература и образование в мультикультурном мире"...

Путь к успеху как путь к себе

материал предназначен для учащихся 8 классов...