Рабочая программа по Обществознанию 5-9 классы
рабочая программа по обществознанию (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Настоящая рабочая программа по обществознанию для основной  общеобразовательной школы (5 – 9 классы) составлена на основе:

  • Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), утвержденного приказом Министерством образования  и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
  • Примерной программы по обществознанию  5-9 классы;
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Волковичская основная школа».

 

Реализация рабочей программы основана на использовании УМК Л.Н. Боголюбова, обеспечивающего обучение курсу обществознания в соответствии с ФГОС. Основу УМК составляют  учебники завершенной предметной линии для 5-9 классов, включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования  и науки Российской Федерации:

  • Обществознание : учебник для 5 класса, Л.Н. Боголюбов. Просвещение, 2013
  • Обществознание: учебник для 6 класса, Л.Н. Боголюбов Просвещение, 2014
  • Обществознание: учебник для 7 класса, Л.Н. Боголюбов Просвещение, 2015
  • Обществознание: учебник для 8 класса, Л.Н. Боголюбов Просвещение, 2016
  • Обществознание: учебник для 9 класса, Л.Н. Боголюбов Просвещение, 2017

 

 

В Учебном плане школы на изучение предмета «Обществознание» отводится:

в 5 классе -  34 часа, 1 час в неделю,

в 6 классе – 34 часа, 1 час в неделю,

в 7 классе – 34 часа, 1 час в неделю,

в 8 классе – 34 часа, 1 час в неделю,

в 9 классе – 33 часа, 1 раз в неделю.

 

 

Итоговая промежуточная аттестация проводится в форме тестовой работы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5-9_klass_obshchestvoznanie.docx71.35 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Волковичская основная школа»

РАССМОТРЕНО

Педсовет №  1

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора УВР

________ Филипенкова О.В.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_________Скрипкин А.В.

30.08.2017 г.

30.08.2017 г.

30.082017 г.

Приложение № 2

к основной образовательной программе

основного общего образования (ФГОС)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТ: Обществознание

                                                    КЛАСС:  5– 9

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:5 лет

Составитель: учитель Туркова Наталья Владимировна

2017 год

Настоящая рабочая программа по обществознанию для основной  общеобразовательной школы (5 – 9 классы) составлена на основе:

  • Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), утвержденного приказом Министерством образования  и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
  • Примерной программы по обществознанию  5-9 классы;
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Волковичская основная школа».

Реализация рабочей программы основана на использовании УМК Л.Н. Боголюбова, обеспечивающего обучение курсу обществознания в соответствии с ФГОС. Основу УМК составляют  учебники завершенной предметной линии для 5-9 классов, включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования  и науки Российской Федерации:

  • Обществознание : учебник для 5 класса, Л.Н. Боголюбов. Просвещение, 2013
  • Обществознание: учебник для 6 класса, Л.Н. Боголюбов Просвещение, 2014
  • Обществознание: учебник для 7 класса, Л.Н. Боголюбов Просвещение, 2015
  • Обществознание: учебник для 8 класса, Л.Н. Боголюбов Просвещение, 2016
  • Обществознание: учебник для 9 класса, Л.Н. Боголюбов Просвещение, 2017

В Учебном плане школы на изучение предмета «Обществознание» отводится:

в 5 классе -  34 часа, 1 час в неделю,

в 6 классе – 34 часа, 1 час в неделю,

в 7 классе – 34 часа, 1 час в неделю,

в 8 классе – 34 часа, 1 час в неделю,

в 9 классе – 33 часа, 1 раз в неделю.

Итоговая промежуточная аттестация проводится в форме тестовой работы.

РАЗДЕЛ 1. Планируемые предметные результаты освоения предмета

Обществознание

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности  с научных позиций;  рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
  1. использование    элементов   причинно-следственного анализа;
  2. исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  5. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  6. подкрепление изученных положений конкретными примерами;
  7. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  8. определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

- относительно  целостное  представление  об  обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной социальных ролей в пределах своей дееспособности;

- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать.

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления  жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
  • - относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах  деятельности людей;
  • - знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
  • - знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • - умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей:
  • - знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  • - знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности  человека, основных видов трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
  • - знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  • - понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • - понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • - умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать свою точку зрения;
  • - ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности4 на признанию равноправности народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

 

Человек. Деятельность человека.

Выпускник научится:

  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
  • характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
  • в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
  • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
  • приводить примеры основных видов деятельности человека;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
  • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
  • оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Общество

Выпускник научится:

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
  • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
  • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
  • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
  • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
  • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
  • конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Выпускник получит возможность научиться:

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
  • осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы

Выпускник научится:

  • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
  • различать отдельные виды социальных норм;
  • характеризовать основные нормы морали;
  • критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
  • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
  • характеризовать специфику норм права;
  • сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
  • раскрывать сущность процесса социализации личности;
  • объяснять причины отклоняющегося поведения;
  • описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
  • оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

  • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
  • описывать явления духовной культуры;
  • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
  • оценивать роль образования в современном обществе;
  • различать уровни общего образования в России;
  • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
  • описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
  • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
  • учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
  • раскрывать роль религии в современном обществе;
  • характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

  • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
  • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
  • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера

Выпускник научится:

  • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
  • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
  • характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
  • выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
  • приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
  • описывать основные социальные роли подростка;
  • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
  • характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
  • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
  • характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
  • раскрывать основные роли членов семьи;
  • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
  • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
  • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
  • находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:

  • объяснять роль политики в жизни общества;
  • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
  • давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
  • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
  • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
  • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
  • характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
  • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство

Выпускник научится:

  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
  • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
  • раскрывать достижения российского народа;
  • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
  • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
  • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
  • характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Выпускник получит возможность научиться:

  • аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
  • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства

Выпускник научится:

  • характеризовать систему российского законодательства;
  • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
  • характеризовать гражданские правоотношения;
  • раскрывать смысл права на труд;
  • объяснять роль трудового договора;
  • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
  • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
  • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
  • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
  • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
  • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
  • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

  • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
  • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

Экономика

Выпускник научится:

  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
  • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;
  • характеризовать функции денег и их роль в экономике;
  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
  • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет

РАЗДЕЛ 2. Содержание тем учебного курса

5 класс (34ч)

Человек в социальном измерении

Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.

Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.

Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».

Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.

Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.

Тендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.

Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности?

Гражданско-правовая сторона социального положения личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

Ближайшее социальное окружение

Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Человек в малой группе. Межличностные отношения. Общение. Стили общения. Межличностные конфликты.

6класс (34ч)

Введение 1ч

I. Человек в социальном измерении 12ч

Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.

Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.

Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».

Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.

Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.

Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.

Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.

Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

II. Человек среди людей 10ч.

Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.

Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

III. Нравственные основы жизни (8 ч)

Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.

Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.

Мораль, ее основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.

Повторение 2ч.

Резерв 1ч.

7 класс (34ч)

Введение 1 час

Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году.

Как добиваться успехов в работе в классе и дома.

Регулирование поведения людей в обществе 11 часов.

Что значит жить по правилам. 1 час

Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуал, традиции, этикет,  манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм. Социальные нормы в процессе общественных отношений. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и обязанности граждан. 2часа

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребенка и их защита. Международные правовые документы о правах ребенка. Особенности правового статуса несовершеннолетних

Почему важно соблюдать законы. 2 часа

Необходимость соблюдения законов. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита Отечества. 2 часа

Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество. Священный долг гражданина – защита Отечества. Военная служба. Основные обязанности военнослужащих. Важность подготовки к исполнению воинского долга военнослужащих. Важность подготовки к исполнению воинского долга.

Для чего нужна дисциплина. 1 час

Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Дисциплина общеобязательная и специальная. Правомерное поведение. Дисциплинарные взыскания. Внешняя и внутренняя дисциплина.

Виновен – отвечай. 1 час

Виды нормативно – правовых актов. Система законодательства Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности.

Кто стоит на страже закона. 1 час

Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Полиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан. Какие задачи решает полиция. Кто стоит на страже защиты прав несовершеннолетних.

Практикум по теме «регулирование поведения людей в обществе» 1 час

Права и обязанности граждан. Механизмы реализации прав и свобод

Человек в экономических отношениях 13 часов.

Экономика  и ее основные участники.2 часа

Экономика и ее роль в жизни общества. Основные сферы экономики. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители

Мастерство работника 1час

Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда. Слагаемые профессионального успеха. Взаимосвязь количества и качества труда.

Производство, затраты, выручка, прибыль. 2 часа

Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль. Развитие производства. Затраты производства. Что и как производить. Роль разделения труда в развитии производства.

Виды и формы бизнеса 2 часа

Предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль предпринимательства в развитии экономики. Этика предпринимателя. Условия успеха в предпринимательской деятельности.

Обмен, торговля, реклама 1час

Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Торговля – источник       богатства страны. Реклама в современной экономике.

Деньги, их функции 1 час

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег.

Экономика семьи 2 часа

Экономика современной семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы денежных сбережений граждан. Страховые услуги. Прожиточный минимум.

Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» 2 часа

Человек и природа 5 часов.

Человек – часть природы 1 час

Человек – часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды.

Охранять природу – значит охранять жизнь 1 час

Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Что значит, относится к природе по -человечески. Экологическая мораль

Закон на страже природы 1 час

Законы РФ, направленные на охрану окружающей среды. Природа нуждается в охране. Что может сделать гражданин для защиты природы. Проблема загрязнения окружающей среды.

Практикум по теме «Человек и природа» 2 часа

Итоговый тест. Заключительный урок. 2 часа

Резерв. 2 часа. Итоговое повторение

8 класс (34ч)

Введение 1ч. Вспомнить основные итоги прошлого года. Познакомиться с основным содержанием курса 8кл.

Личность и общество 6ч.

Что делает человека человеком 1ч.

 Отличие человека от других живых существ. Мышление  и речь. Как человек реализует себя.

Человек, общество, природа 1ч.

 Природа – естественная среда обитания человека. Биосфера, ноосфера, моральные нормы.

Общество как форма жизнедеятельности людей 1ч.

 Жизнь – высшая ценность. Основные сферы жизни общества. Характеристика общества.

Развитие общества 1ч.

 Ступени развития общества. Общественные отношения. Сферы общественной жизни.

Как стать личностью 1ч.

 Что такое личность. Сильная личность. Индивидуальность. Сознание. Общение.

Практикум по теме «Личность и общество» 1ч.

Сфера духовной культуры 8ч.

Сфера духовной жизни 1ч

Право человека на духовную свободу. Что значит быть духовно богатым, цельным человеком. Духовная жизнь.

Мораль 1ч

Мораль.  Нормы морали. Золотое правило морали

Долг и совесть 1ч

нравственные установки личности. Две этические системы.

Моральный выбор – это ответственность 1ч Ситуация морального выбора. Две морали. Нравственный закон. Аморальность.

Образование 1ч

 Образование в жизни человека. Образование и самообразование. Формы самообразования. Новые возможности.

Наука в современном мире 1ч

Наука. Функции науки. Наука в современном мире.

Религия как одна из форм культуры 1ч

Религия. Мировоззрение. Вера. Атеизм. Причины религиозных конфликтов.

Практикум по теме «Сфера духовной культуры» 1ч

Социальная сфера  5ч

Социальная структура общества 1ч

 Социальные группы. Социальная структура и социальное неравенство.

Социальные статусы и роли 1ч

 Положение человека в обществе. Социальный статус. Социальная структура. Социальные связи. Социальный конфликт.

Нации и национальные отношения 1ч

Этнос. Нации. Национальность. Народность. Культура межнациональных отношений. Толерантность. Международные отношения в современном обществе.

Отклоняющееся поведение 1ч

 Привычки. Вредные привычки. Культура. Правила поведения. Нравственная культура.

Практикум по теме «Социальная сфера» 1ч

Экономика  13ч

Экономика и ее роль в жизни общества 1ч

 Как рождается экономика. Техника и технология. НТР.

Главные вопросы экономики 1ч.

Главные вопросы экономики. Экономическая система. Экономические блага.

Собственность 1ч

Рыночная экономика 1ч

  Рынок. Характерные черты рынка. Спрос. Предложение. Невидимая рука рынка.

Производство – основа экономики 1ч

 Главный источник жизнеобеспечения. Фундамент экономики. Факторы производства.

Предпринимательская деятельность 1ч

Роль государства в экономике 1ч

Зачем экономике государство. Налоговая система. Государственный бюджет. Средства государственного регулирования экономики.

Распределение доходов 1ч.

 Доходы. Семейный бюджет. Распределение доходов.

Потребление 1ч

Потребности и ресурсы. Виды производственных ресурсов. Норма потребления.

Инфляция и семейная экономика 1

Семейный бюджет. Инфляция. Причины инфляции.

Безработица, ее причины и последствия 1ч

 Безработица.

Причины безработицы. Последствия безработицы.

Мировое хозяйство и международная торговля 1ч

Торговля. Внутренняя и внешняя торговля. Мировое хозяйство.

Практикум по теме «Экономика». Промежуточная аттестация 1ч

Заключительный урок 1ч

9 класс (33ч)

Вводный урок 1ч

Политика 9ч.

Политика и власть 1ч  

  Что такое политика. Политическая власть. Роль политики в жизни  общества. Политическая жизнь и средства массовой информации.

Государство 1ч  

Происхождение государства. Признаки государства. Формы государства. Гражданство  

Политические режимы 1ч  

 политический режим. Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Демократия.

Правовое государство 1ч

Понятие правового государства. Соединение силы и справедливости. Власть в правовом государстве Принципы правового государства. Разделение властей.

Гражданское общество и государство 1ч

  Что такое гражданское общество. Местное самоуправление. Общественная палата.

Участие граждан в политической жизни 1ч  

Выборы, референдумы. Право на равный доступ к государственной службе. Обращение в органы власти. Другие пути влияния на власть. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения 1ч

   Общественно-политические движения. Политические партии. Роль политических партий и общественных движений в современном мире.

Гражданин – человек, имеющий права 1ч

Практикум  по теме «политика» 2ч

Право 18ч

 Роль права в жизни общества и государства 1ч.

 Что такое право. Право и его роль в жизни общества и государства. Мера свободы, справедливости,   ответственности. Система законодательства. Право и закон

Правоотношения и субъекты права 1ч  

Сущность и особенности правоотношения. Субъекты правоотношения. Система права. Понятие нормы и права.

Правонарушения и юридическая ответственность 1ч.

  Правонарушения и его признаки. Виды правонарушений. Юридическая  ответственность. Виды юридической ответственности

Правоохранительные органы 1ч

 Правоохранительные органы. Суд. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ 2ч  

 Этапы развития конституции. Закон высшей юридической силы. Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина. Основные принципы правового государства

Права и свободы человека и гражданина 2ч

Что такое права человека. Юридические нормы. Правовые и юридические документы. Права и свободы человека и гражданина. Система защиты прав. Права ребенка

Гражданские правоотношения 1ч

Право на труд. Трудовые правоотношения 1ч  

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовая дисциплина

Семейные правоотношения 1ч.

Юридические понятия семьи и брака. Потребность человека в семье. Правовые основы семейно – брачных отношений. Принципы счастливого детства. Права и обязанности супругов.

Административные правоотношения 1ч

Административное право. Понятия и черты административного правоотношения. Административные правонарушения

Уголовно – правовые отношения 1ч  

Особенности уголовного права и уголовно – правовых отношений. Понятие преступления. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних. Основания для привлечения и освобождения от уголовной ответственности

Социальные права 1ч

Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Международно – правовая защита жертв вооруженных конфликтов 1ч

Международное гуманитарное право. Значение международного гуманитарного права

Правовое регулирование отношений в сфере образования 1ч

Закон РФ «Об образовании». Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ о праве на образование. Дополнительное образование детей

Практикум по теме «Право»2ч.

Заключительный урок 1

Резерв 3ч.


Раздел III

Тематическое  планирование

Обществознание 5 класс

№ п/п

Раздел, учебная тема

Всего часов

1

Вводный урок

1

2

Глава 1. Человек

5

3

Глава 2. Семья

5

4

Глава 3. Школа

6

5

Глава 4. Труд

6

6

Глава 5. Родина

Промежуточная аттестация

10

7

Итоговое повторение

1

Итого

34

Обществознание 6кл.

п/п

Наименование главы

Всего  часов

1.

Введение

1

2.

Человек в социальном измерении

12

3.

Человек среди людей

10

4.

Нравственные основы жизни

Промежуточная аттестация

8

5.

Повторение

2

6.

Итого

34

Обществознание 7 класс

№п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Введение.  Вводный урок              

1

2

Регулирование поведения людей в обществе

11

3

Человек в экономических отношениях

13

4

Человек и природа

5

5

Промежуточная аттестация.

Заключительный урок

1

1

6

Итоговое повторение

2

7

Итого

34

Обществознание 8 класс

№п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Введение

1

2

Личность и общество

6

3

Сфера духовной культуры

8

4

Социальная сфера  

5

5

Экономика  

Промежуточная аттестация

13

6

 Заключительный урок

1

Итого

34

Обществознание 9 класс

№п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Вводный урок

1

2

Политика

9

3

Право

18

4

Промежуточная аттестация

1

5

Заключительный урок

1

6

Резерв

3

Итого

33


Календарно – тематическое планирование. Обществознание 5 класс

п/п

Раздел, учебная тема

Количество часов

Дата

План                

Факт

1

Вводный урок

1

Тема 1. Человек

5

2-3

Загадка человека.п.1

2

4-5

Отрочество – особая пора жизни.п.2

2

6

Практикум по теме «Человек».

с.24-25

1

Тема 2. Семья

5

7

Семья и семейные отношения.п.3

1

8

Семейное хозяйство.п.4

1

9

Свободное время.п.5

1

10-11

Практикум по теме «Семья»

2

Тема 3. Школа

6

12-13

Образование в жизни человека.п.6

Промежуточный мониторинг.

2

14-15

Образование и самообразование.п.7

2

16

Одноклассники, сверстники, друзья.п.8

1

17

Практикум по теме «Школа»

1

Тема 4. Труд

6

18-19

Труд – основа жизни.п.9

2

20-21

Труд и творчество.п.10

2

22-23

Практикум по теме «Труд»

2

Тема 5. Родина

10

24-25

Наша Родина – Россия.п.11

2

26-27

Государственные символы России.п.12

2

28-29

Гражданин России.п.13

2

3031

Мы – многонациональный народ.п.14

Промежуточная аттестация

2

32

33

Практикум по теме «Родина».

2

34

Итоговое повторение

1

Календарно – тематическое планирование. Обществознание 6 класс

№ урока

Тема урока

Дата

План

Факт

Введение 1 час

1

Введение

Человек в социальном измерении  12 час.

2-3

Человек – личность

4-5

Человек познаёт мир

6-7

Человек и его деятельность

8-9

Потребности человека

10-11

На путик жизненному успеху

12-13

Практикум  по теме

«Человек в социальном измерении»

Человек среди людей 10 час.

14-15

Межличностные отношения

16-17

Человек в группе

18-19

Общение

20-21

Конфликты в межличностных отношениях

22-23

Практикум  по теме «Человек среди людей»

Нравственные основы жизни 8 час.

24-25

Человек славен добрыми делами

26-27

Будь смелым

28-29

Человек и человечность

30

31

Промежуточная аттестация.

Практикум  по теме «Нравственные основы жизни»

Повторение  2 ч.

32

Практикум по теме «Человек и общество»

33

Человек в системе общественных отношений

Резерв 1 час

34

Итоговое повторение


Календарно – тематическое планирование. Обществознание 7 класс

п/п

Тема урока

Дата

Введение.  1 час

Вводный урок

Регулирование поведения людей в обществе 11час.

Что значит жить по правилам

3-4

Права и обязанности граждан

5-6

Почему важно соблюдать законы

7-8

Защита Отечества

9

Для чего нужна дисциплина

10

Виновен - отвечай

11

Кто стоит на страже закона

12

Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе»

13-14

Экономика и ее основные участники

15

Мастерство работника

16-17

Производство, затраты, выручка, прибыль

18-19

Виды и формы бизнеса

20

Обмен, торговля, реклама

21

Деньги, их функции

22-23

Экономика семьи

24-25

Практикум по теме «Человек в экономических отношениях»

Человек и природа 5 час.

26

Человек – часть природы

27

Охранять природу – значит охранять жизнь

28

Закон на страже природы

29-30

Практикум по теме « Человек и природа»

31

Промежуточная аттестация

32

Заключительный урок

Резерв 2 часа

33-34

Итоговое повторение


Календарно – тематическое планирование. Обществознание 8 класс

№ П/п

Тема урока

Дата

план

факт

Введение 1 ч.

1

Вводный урок

Гл. 1 Личность и общество 6ч.

2

Что делает человека человеком

3

Человек, общество, природа

4

Общество как форма жизнедеятельности людей

5

Развитие общества

6

Как стать личностью

7

Практикум по теме «Личность и общество»

Сфера духовной жизни 8ч.

8

Сфера духовной жизни

9

Мораль

10

Долг и совесть

11

Моральный выбор – это ответственность

12

Образование

13

Наука в современном мире

14

Религия как одна из форм культуры

15

Практикум по теме «Сфера духовной культуры»

Социальная сфера 5ч.

16

Социальная структура общества

17

Социальные статусы и роли

18

Нации и национальные отношения

19

Отклоняющееся поведение

20

Практикум по теме «Социальная сфера»

Экономика 13ч.

21

Экономика и ее роль в жизни общества

22

Главные вопросы экономики

23

Собственность

24

Рыночная экономика

25

Производство – основа экономики

26

Предпринимательская деятельность

27

Роль государства в экономике

28

Распределение доходов

29

Потребление

30

Инфляция и семейная экономика. Безработица, ее причины и последствия

31

Промежуточная аттестация

32

Мировое хозяйство и международная торговля

33

Практикум по теме «Экономика». Промежуточная аттестация

34

Заключительный урок

Календарно – тематическое планирование. Обществознание 9 класс

№ п\п

Тема урока

Дата

план

факт

Введение 1 час

1

Вводный урок

Политика 9 час.

2

Политика и власть

3

Государство

4

Политические режимы

5

Правовое государство

6

Гражданское общество и государство

7

Участие граждан в политической жизни

8

Политические партии и движения

9-10

Практикум по теме «Политика»

Право 18 час.

11

 Роль права в жизни общества и государства

12

Правоотношения и субъекты права

13

Правонарушения и юридическая ответственность

14

Правоохранительные органы

15-16

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ

17-18

Права и свободы человека и гражданина

19

Гражданские правоотношения

20

Право на труд. Трудовые правоотношения

21

Семейные правоотношения

22

Административные правоотношения

23

Уголовно – правовые отношения

24

Социальные права

25

Международно – правовая защита жертв вооруженных конфликтов

26

Правовое регулирование отношений в сфере образования

27-28

Практикум по теме «Право»

29

Промежуточная аттестация

30

Заключительный урок

Резерв 3 ч.

31-33

Итоговое повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса по программе Л.Н. Боголюбова

Рабочая программа является методической разработкой учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии № 498 Павловича Романа Сергеевича. Состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планиро...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...