Технологическая карта к уроку "Конкуренция в рыночной экономики"
план-конспект урока по обществознанию (9, 10, 11 класс)

Урок получения нового знания с использованием игровых технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку «Экономическая конкуренция»

Тема урока

Экономическая конкуренция

Тип урока

Освоение новых знаний

Дата урока

Образовательные

ресурсы

  • учебник А.Киреев «Экономика» 10-11 класс. Базовый уровень 9-е изд.-М, изд.Вита-Пресс,2018 г.-304 с
  • Мультимедийная презентация “Экономическая конкуренция”

План урока

План урока:

1.Понятие конкуренции

2.Типы конкуренции (раздаточный материал Приложение 1. «Характерные черты рынка по типу  конкуренции»)

3.Положительное и отрицательное влияние конкуренции (Раздаточный материал Приложение 2  текст по Р. Строуп, Дж. Гвартни «Конкуренция так же важна для рыночной экономики, как кровь для человеческого организма…»

4.Закрепление пройденного материала

5.Домашнее задание

Цели урока

Создать условия для формирования представлений о конкуренции в экономике;

типах конкуренции, их отличиях и сходствах;

  Положительных и негативных сторонах экономической конкуренции

Методы и формы обучения

Методы: интерактивный

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа

Образовательные технологии

Здоровьесберегающие, игровые технологии, обучение в сотрудничестве (групповая работа), информационно-коммуникативные технологии.

Основные понятия

Конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, монопсония, совершенная(чистая)конкуренция

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность

Научатся: определять, чем совершенная конкуренция отличается от несовершенной конкуренции, выявлять их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и экономическими терминами, делать выводы.

Получат возможность научиться: анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Целостно-смысловая компетенция

Умеют: определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности; вступать в речевое общение; работать с определениями; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы

урока

Время (мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I. Мотивация к учебной деятельности

3

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Предлагает обсудить цитаты известных экономистов и философов. Направляет обсуждение, задает наводящие вопросы

Организует. формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и самостоятельно их формулируют

тему

Фронтальная

работа

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Записи в тетради

II. Актуализация знаний

5

Беседа по теме “Экономическая конкуренция”

Вопросы:

- Что такое конкуренция?

- В каких сферах жизни общества она встречается?

Просит привести примеры проявления конкуренции в каждой из сфер жизни общества

Высказывают свои суждения о конкуренции, отвечают на вопросы учителя, актуализируют имеющиеся знания по теме.

Фронтальная

работая

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения

Устный опрос

III. Изучение нового материала

27

1. Презентация “Экономическая конкуренция”.

Раздаточный материал таблица «Характерные черты рынка по типу конкуренции»

1.Делит учащихся на группы- фирмы 1,2,3,4

Ставит задачу.

Каждая группа-фирма будет конкурировать друг с другом за получение прибыли, которую символизируют фишки.

За каждый правильный ответ, группа-фирма получает фишку.

1. Знакомятся с новой информацией, отвечают на вопросы учителя, задают уточняющие вопросы, обсуждают увиденное, делают записи.

1. Индивидуальная2.Групповая

Познавательные: умеют находить нужную информацию, выделять главное; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о предпринимательской деятельности.

1. Записи в тетради, устные ответы.

2.Интерактивная часть урока

2.

Организует работу в группах.

Показывает на примерах, как работают фирмы в условиях конкуренции. Дает пояснения.

Задает вопросы для обсуждения (вопросы выведены на слайдах

- Какими неценовыми способами производители могут привлечь внимание покупателей к своему товару?

- в чем недостатки монополии?

- Приведите пример олигополии

2.Обсуждают, заданные учителем вопросы в своей группе, отвечают на поставленный учителем вопрос,

Дополняют ответы своих товарищей.

2.Групповая работа

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, слушают друг друга.

2. Устные

Ответы.

Заполнение таблицы

3.Работа с наглядными примерами рынков конкуренции.

3. Предлагает учащимся определить какой вид конкуренции представлен на фотографиях

3.Рассматривают фотографии, анализируют увиденное.

Делают выводы.

3.Индивидуальная работа.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; составляют план последовательности действий.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу

3. Устные ответы.

4. Работа с текстом

 Р. Строуп, Дж. Гвартни «Конкуренция так же важна для рыночной экономики, как кровь для человеческого организма…»

4.Просит прочитать текст, выписать из него, какие положительные в стороны конкуренции названы в тексте.

Выводит на слайд Положительное и отрицательное влияние конкуренции.

Просит учащихся сопоставить, выписанные положительные свойства конкуренции с информацией представленной на слайде.

сделать вывод: «Чем конкуренция важная для экономики». Обсудить отрицательные стороны конкуренции.

Формулирует задание, проводит обсуждение.

4.Читают текст, анализируют его

Выписывают положительные стороны конкуренции,

перечисленные в тексте. Сопоставляют прочитанное в тексте со слайдом «Положительное влияние конкуренции».

Отвечают на вопрос учителя.

Обсуждают отрицательные стороны конукренции.

4.Индивидуальная работа.

4.устные ответы.

IV. Итоги урока.

Рефлексия

8

Закрепление пройденного материала на тестовых заданиях.

Предлагает проанализировать, заполненную на уроке таблицу с правильными ответами.

Предлагает учащимся ответить на вопросы заданий. Обсуждает ответы.

Задает вопросы по форме проведения урока, по подаче материала: «На сколько понравилась форма проведения урока (что было интересно, а что нет», «Были ли затруднения с запылением таблицы? Если, да, то какие?»

«С каким настроением ребята уходят с урока»

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешно) деятельности на уроке

Оценивание

учащихся за работу на уроке

Домашнее

задание

2

Домашнее задание на, письменные ответны на вопросы

1.Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «Конкуренция?» Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах конкуренции, и второе предложение, характеризующее положительное влияние конкуренции

2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль конкуренции в рыночной экономике». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Конкретизирует домашнее задание

Записывают

домашнее

задание

Индивидуальная

Приложение 1.

«Характерные черты рынка по типу  конкуренции»

Характерная черта

Тип конкуренции

совершенная

конкуренция

монополия

олигополия

монополистическая

конкуренция

Число фирм

Тип продукта

Контроль над ценой

Условия вступления в отрасль

Примеры

Приложение 2

Конкуренция так же важна для рыночной экономики, как кровь для человеческого организма. Конкуренция оказывает давление на производителей, побуждая тех эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей. Она устраняет тех участников, которые доказали собственную неэффективность: фирмы, не способные предоставлять потребителям качественные товары по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Удачливым конкурентам приходится вести дела лучше, чем это делают фирмы-соперники. Добиваться этого можно различными способами: высоким качеством выпускаемой продукции, привлекательностью её внешнего вида, отличным сервисом, удобством расположения офиса, рекламой и ценами, но при этом необходимо предлагать потребителям услуги, по ценности уж никак не меньшие, чем у ваших конкурентов. Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешёвые способы производства. Никто точно не знает, какой именно продукт потребители захотят иметь в недалёком будущем или какая технология поможет свести к минимуму удельные издержки на единицу продукции. Конкуренция помогает найти ответ на этот вопрос. Потребители являются окончательными судьями успешности нововведений и удачливости бизнеса. Производители, которые хотят выжить в конкурентной среде, не могут позволить себе благодушия. Продукт, обеспечивающий успех сегодня, может не выдержать испытания конкуренцией завтра. Чтобы преуспевать на конкурентном рынке, фирмы должны уметь предвидеть, распознавать и быстро внедрять плодотворные идеи и вводить новые технологии. То же самое относится и к размеру фирмы. Благодаря рыночной конкуренции издержки и потребительский спрос определят оптимальные тип и размер фирмы на каждом отдельном рынке. В конкурентной среде даже самые алчные в своём стремлении к получению прибыли вынуждаются служить интересам других и предоставлять потребителям блага, по крайней мере равноценные тем, какие может предоставить им кто-либо ещё. Каким бы парадоксальным это ни казалось, своекорыстие является мощнейшим источником экономического прогресса, если только оно направляется конкуренцией.

(по Р. Строуп, Дж. Гвартни)

Приложение 3.

Домашнее задание

Задание 25

Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «Конкуренция?» Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах конкуренции, и второе предложение, характеризующее положительное влияние конкуренции

Задание28
 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль конкуренции в рыночной экономике». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - конференция "Рыночная экономика"

Урок для 6 класса по теме "Рыночная экономика" готовят и проводят ученики 10 класса после завершения изучения темы "Экономика". Ребята показывают как усвоили этот раздел и в доступной форме рассказыва...

Технологическая карта урока. Тема: Фирма в экономике.

Технологическая карта урока. Тема: Фирма в экономике....

Технологическая карта урока обществознания 8 класс "Экономика и ее роль в жизни общества"

Технологическая карта урока обществознания в 8 классе "Экономика и ее роль  в жизни общества"...

Технологическая карта урока обществознания на тему "Экономика и ее основные участники" 7 класс

Знакомство учащихся с отдельными сторонами экономических отношений,  формирование представления об экономике, как сфере жизни общества, ее основных проявлениях и участниках...

Технологическая карта открытого урока "Человек и экономика: открой свой бизнес"

применение методов и приемов технологии развития критического иышления и проблемного обучения на практике...