урок обществознания 7 класс
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Музраева Юлия Владимировна

урок обществознания в 7 классе по теме Обмен.Торговля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_obshchestvoznaniya_v_7_klasse.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

        Открытый урок обществознания в 7 классе «Обмен и торговля»

Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения обмена между людьми, экономической выгоды обмена для всех его участников, роли торговли и рекламы в жизни современного общества;

Задачи:

 а) образовательная – ознакомление учащихся с экономическим содержанием понятий – обмен, торговля, реклама, опираясь на их жизненный опыт.

б) воспитательная – воспитывать у учащихся стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, уважение к экономической сфере в жизни общества;

в) развивающая – продолжить развитие умения анализировать полученную информацию, выделять главное из полученной на уроке информации, приводить примеры, относящиеся к теме урока, устанавливать причинно-следственные связи.

Форма проведения: комбинированный.

Используемые технологии: критического мышления, диалогового общения.

Методы:

Словесные – объяснение нового материала, беседа;

Наглядные –  тематическая презентация «Обмен, торговля, реклама»;

Практические – тематический тест по пройденной теме, карточки – задания с дополнительным материалом.

Проблемный – задания с проблемной ситуацией.

Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 7 класс, тематическая презентация «Обмен, торговля», тематический тест по пройденному материалу, карточки – задания с дополнительным материалом, поурочная разработка для преподавателя по обществознанию по учебнику Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 7 класс.

Новые понятия: обмен, экономический продукт, товар, рынок, конкуренция, стоимость, цена, бартер, торговля, ассортимент, оптовая и розничная торговля, продавец, потребитель.

 

Ход урока:

l.  Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, приветствие.

2. Введение в тему урока.

Учитель: Ребята, прежде чем мы приступим к изучению новой темы  я предлагаю вам просмотреть видеоролик. (Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»). Скажите, пожалуйста, о чем этот мультфильм? Где старик продавал корову? Почему старик не мог продать корову? Кто ему помог? Почему старик не захотел отдавать свою коровенку? (эвристическая беседа с детьми).

Учитель: Ребята, а как вы думаете, о чем мы с вами поговорим на этом уроке исходя из нашей беседы? (учащиеся предлагают свои варианты).

Запишем тему урока на доске: «Обмен, торговля».

Дети, давайте определим цель и задачи на этот урок. (слайд на экране).

О чем мы сегодня должны узнать?

Для чего нам необходимы эти знания?

Сегодня мы с вами ознакомимся с экономическим содержанием понятий – обмен, торговля, реклама, опираясь на ваш жизненный опыт. Разберём причины возникновения обмена между людьми, узнаем об экономической выгоде обмена для всех его участников, о роли торговли и рекламы в жизни современного общества. Эти знания помогут вам при изучении следующей темы, а также в будущем вы сможете применить эти знания на практике в нашем современном мире.  Но прежде чем мы с вами приступим к изучению нового материала, мы должны вспомнить, что изучали ранее по разделу экономика.

3 Проверка домашнего задания.

(Индивидуально-дифференцированный подход):

  1. 2 учащихся  получают  тематические тесты по пройденному материалу
  2.  2 учащихся карточки

Карточка №1

 Учащемуся предлагается термин или понятие, значение которого он должен раскрыть. (экономика, производитель, заработная плата, прибыль);

Карточка №2

Учащемуся предлагается значение термина, но сам термин не оглашается, его должен  назвать сам ребёнок (бизнес, производство, квалификация работника);

Карточка №3

Учащемуся предлагается решить задачу. (Производство. Задача: одна мастерица связала шерстяной плед и продала его за 500 р. Она потратила 5 мотков шерсти по 60 р. за моток. Другая мастерица изготовила кружевную скатерть и продала её за 700 р. Она потратила на нитки 300р. и на бисер 120р. Какую прибыль получила каждая мастерица? Объясни, почему её размеры различаются.)

Посмотрите на доску. Здесь размещены пословицы и поговорки: «Дорожиться – товар залежится, продешевить – барыша не нажить», «Без ума торговать – долги наживать», «Хороший товар сам себя кормит», «Купил не купил, а поторговаться можно», «Лучше торговать, чем воровать», «Меняю шило на мыло». О чем эти пословицы и поговорки? А как вы думаете, зачем вам нужны знания о торговле? А хотели бы вы узнать по этой теме больше? Давайте разберемся вместе.

Просмотр видеоролика Ералаш «Давай меняться».

О чем этот ролик? Зачем люди меняются?

Экскурс в прошлое. Рассказ учителя о бартере в древние времена, о появление денег.

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ

  1. Как вы относитесь к поговорке «Не обманешь – не продашь»? Всегда ли обмен бывает справедливым и равным? Кто выигрывает от торговли – продавец или покупатель?

Зачем люди обмениваются?

Вы уже знаете, что человек может удовлетворить свои потребности двумя способами: изготовить всё необходимое для жизни самостоятельно или обменять часть излишков, созданных своим трудом, на необходимые вещи, изготовленные другими. С появлением общественного разделения труда начал бурно развиваться обмен, и люди убедились в преимуществах этого способа.

В чём преимущества обмена? Во-первых, человеку при обмене не нужно было всё добывать или делать самому. Во-вторых, в результате можно получить в своё пользование больше разнообразных благ. Это побудило людей сделать обмен основой своей жизни.

Что необходимо, чтобы обмен состоялся? Произвести экономический продукт и вывести его на рынок для продажи, т. е. сделать его товаром. Но этого недостаточно. Любая продукция, чтобы стать товаром, должна обладать ещё двумя свойствами: потребительной стоимостью, т. е. быть полезной, нужной людям, и меновой стоимостью, т. е. способностью обмениваться на другие экономические продукты.

Работа с термином – ОБМЕН, БАРТЕР. Перед вами термин, подумайте и попробуйте сами сформулировать к нему определение. Сверимся с текстом учебника.

         Обмен и рынок тесно связаны между собой. Из обмена появляется торговля, а из нее - рынок. Он может принимать самые разные формы и размеры: от местного до международного, от небольшого рыночка до охватывающей весь земной шар системы обменных отношений. Склонность к обмену – одна из черт человеческой природы, отличающая человека от других живых существ земли. Она играет огромную роль в экономическом механизме. Обмен создаёт богатство в каждой из торговых сделок.

Учащиеся делятся на пары (можно по партам). Каждой паре выдается карточка с наименованием товара. (Приложение 3)

Задание: У вас есть товар (Книга, Карандаш, Куртка, Велосипед, Рюкзак, Пальто, Ручка, Фотоальбом, Сапоги, Костюм, Телевизор, Магнитофон, Шарф, Лыжи, Кроссовки, Утюг, Фен, Косынка). Вам нужно его обменять на другой товар. У вас есть 3 минуты.

Беседа по вопросам: 

  • У кого произошел обмен?
  • Какой товар вы обменивали?
  • Какой товар приобрели в результате обмена?
  • Почему у вас произошел обмен?
  •  Что вы предприняли для этого? У кого не произошел обмен? Почему?

Прочитайте материал рубрики «Жил на свете человек» и ответьте на вопрос: Какую роль, по мнению А. Смита, в экономике играет обмен? Согласны ли вы с автором? Свой ответ аргументируйте.

      2.  Регулярный обмен товарами и услугами стал основой ещё для одного вида экономической деятельности и сотрудничества людей  - торговли.

Работа с термином. Точный ответ, что такое торговля мы найдём в учебнике на стр. 130. Давайте прочитаем и выпишем.  Торговля – обмен товарами и услугами путём купли-продаджи.

 Ребята, а как вы считаете почему возникла торговля ?  

        Люди для удовлетворения своих потребностей стремятся получить как можно больше разнообразных товаров и услуг, но каждый при этом может изготовить лишь ограниченный набор видов продукции. Это противоречие и позволяет разрешить торговля. Люди постепенно убедились в её преимуществе, ведь возможность торговать позволяла получить не только большее количество благ, но и быстрее, и в большем ассортименте. Торговля, как и обмен возникла на рынке ещё в древности в V в. до н.э., на границах расселения различных племён. Что же изменилось сейчас?  Где происходит  торговля?

Виды торговли:

  • Оптовая
  • Розничная
  • Внутренняя
  • Внешняя

       Торговля играет огромную роль в жизни общества. Она всегда выступает важным источником экономического благополучия страны, роста её доходов и богатства граждан. Она заставляет народы дружить или враждовать, способствует их разорению или обогащению.

      Без чего не может существовать  торговля? Загадка:  Угадай, как то зовётся, что за деньги продаётся.

Работа с термином. Товар – продукт труда, произведённый для обмена (продажи)

       Без товаров торговли просто не может быть. Люди удовлетворяют свои потребности с помощью торговли. При этом цели у покупателя и продавца совершенно разные. Покупатель стремиться приобрести как можно больше качественных товаров и за меньшую стоимость, продавец же стремиться продать свой товар подороже и побольше. Продажа товаров должна быть выгодна как покупателю, так и продавцу.

       Различают следующие виды товаров. Потребительские, производственные, краткого и длительного пользования и …. дополните самостоятельно, приведите примеры к каждой из групп товаров (работа с учебником стр    ).

3. Закрепление изученного. (фронтальный опрос).        

Сегодня мы на уроке работали с тремя понятиями: обмен, торговля, реклама. Как они связаны между собой?

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

  1. Что такое обмен? Зачем он нужен?
  2. Что необходимо для выгодного обмена?
  3. Что такое торговля? Зачем люди и страны торгуют?
  4. Почему торговлю считают источником богатства страны?
  5. ?

4. Рефлексия. Подведение итогов, оценивание.

Закончи предложения:

Мне понравилось на уроке…

Я хотел бы…

Я начал задумываться….

Постараюсь никогда….

Vll. Домашнее задание: параграф № 16  , подготовить рекламные проекты товаров для школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение теоретических знаний на практике через интеграцию экономики и обществознания на примере урока обществознания в 7 классе»

«Применение теоретических знаний на практике через интеграцию экономики и обществознания на примере урока обществознания в 7 классе» И.Н. КуренковаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учре...

Тема предлагаемого методического проекта: «Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М., Просвещение, 2

Тема предлагаемого методического проекта:«Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под...

Формирование и развитие УУД на уроках обществознания в основной школе (на примере урока обществознания в 6 классе «Закон на страже природы» по УМК Л.Н. Боголюбова)

Данная методическая разработка позволяет на практике реализовать основное требование ФГОС - формирование и развитие универсальных учебных действий через организацию самостоятельной познавательной деят...

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.

На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...

Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...