рабочая программа
методическая разработка по обществознанию (6 класс)

Белкова Галина Алексеевна

Рабочая программа по обществознанию, 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshch_6.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  
«Сюрбей-Токаевская основная  общеобразовательная школа» Комсомольского района Чувашской Республики

Рассмотрена на заседании ШМО учителей
Протокол №__ от _____________ г.

Утверждаю
Директор:  _________________       Ф.И.О.
Приказ № __от ________ г.

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса
на 2019-2020 учебный год

(предметная область «Общественно-научные предметы»)

                                                                             Рабочую программу разработала

                                                                                  учитель истории и обществознания

Белкова Г.А.

                                         

д. Сюрбей-Токаево, 2019         

Планируемые результаты

освоения предмета  обществознание для 6 класса:

Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:

 -мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;

 -ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются:

-в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

 -в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

 -в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;

 -в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.

Предметными результатами освоения данного курса являются:

- относительно целостное представление о человеке;

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

-знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;

-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.

Содержание предмета обществознание для 6 класса

Тема 1. Человек в социальном измерении. (11 ч). Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

        Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.

        Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.

        Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.

        Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

Тема 2. Человек среди людей (9 часов). Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

        Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

        Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими, младшими.

        Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Тема 3. Нравственные основы жизни (13 часов). Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.

        Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.

        Человечность. Гуманизм -  уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

        Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 6 КЛАСС

№п/п

Тема урока

Количество часов

Виды деятельности учащихся

1

2

3

4

1

Введение. Инструктаж по ТБ

1

Формируют  представление о связи обществознания с другими науками

Глава I. Человек  в социальном измерении (12 часов)

2-3

Человек – личность

2

Раскрывают на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность».

Используют элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности

4-5

Человек познает мир

2

Характеризуют особенности познания человеком мира и самого себя.

Оценивают собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику.

Сравнивают себя и свои качества с другими людьми.

Приводят примеры проявления различных способностей людей

6-7

Человек и его деятельность

2

Характеризуют деятельность человека, её отдельные виды.

Описывают и иллюстрируют примерами различные мотивы деятельности.

Используют элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности.

Выявляют условия и оценивают качества собственной успешной деятельности

8-9

Потребности человека

2

Характеризуют и иллюстрируют примерами основные потребности человека, показывают их индивидуальный характер.

Описывают особые потребности людей с ограниченными возможностями.

Исследуют несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств

10

На пути к жизненному успеху

1

Характеризуют и конкретизируют примерами роль труда в достижении успеха в жизни.

Формулируют свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха.

Показывают на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты.

Находят и извлекают информацию о жизни людей, нашедших своё призвание в жизни и достигших успеха.

11

Практикум

1

12

Контрольная работа

1

Глава II. Человек среди людей (9 часов)

13-14

Межличностные отношения

2

Описывают межличностные отношения и их отдельные виды.

Показывают проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах.

Описывают с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе.

Оценивают собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения.

Исследуют практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание

15-16

Человек в группе

2

Описывают большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводят примеры таких групп.

Характеризуют и иллюстрируют примерами групповые нормы.

Описывают с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе.

Оценивают собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения.

Исследують практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание.

Исследуют практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства

17-18

Общение

2

Характеризуют общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей.

Иллюстрируют с помощью примеров различные цели и средства общения.

Сравнивают и сопоставляют различные стили общения.

Выявляют на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивают собственное умение общаться

19

Конфликты в межличностных отношениях

1

Описывают сущность и причины возникновения межличностных конфликтов.

Характеризуют варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснют, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта.

20

Практикум

1

21

Контрольная работа

1

Глава III. Нравственные основы жизни (7 часов)

22-23

Человек славен добрыми делами

2

Характеризуют и иллюстрировать примерами проявления добра.

Приводят примеры, иллюстрирующие золотое правило морали.

Оценивают в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали

24-25

Будь смелым

2

На конкретных примерах дают оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях.

Оценивают предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла

26-27

Человек и человечность

2

Раскрывают на примерах смысл понятия «человечность».

Дают оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках.

На примерах конкретных ситуаций оценивают проявления внимания к нуждающимся в нём

28-29

Повторительно-обобщающий урок по теме «Нравственные основы жизни»

2

30

Итоговая контрольная работа

1

31

Практикум

1

32-34

Итоговое повторение и обобщение.

Наша Родина – Россия.

Субъекты РФ.

Герб. Флаг. Гимн.

3

35

Резерв

1

Итоговая контрольная работа за курс обществознания.                  6 класс

  1. Время выполнения работы.

На выполнение контрольной работы отводится (45 минут)

  1. Критерии  оценки.

«5» - 14 - 18б

«4» - 11- 13б

«3» - 7 – 10 б.

           «2»-  0 – 6  б

80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»

60% - оценка «4»

40% - оценка «3»

0-40% - оценка «2»

Контрольная работа по обществознанию  (6 класс)

I вариант

Часть А

  1. Что отличает человека от животных?
  1. Воспитание потомства        3) объединение в группы
  2. способность к творчеству   4) использование природных материалов
  1. Понимание человеком того, что он делает, как живет, о чем мечтает:
  1. Эмоции       2) инстинкт       3)деятельность       4) сознание
  1. Индивидуальные особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности:
  1. способности   2) самооценка   3) самосознание    4) творчество
  1. К социальным потребностям человека относится:

1) потребность в отдыхе   3) потребность в общении

2) стремление познать окружающий мир    4) необходимость в воде и пище

       5.   Что является главным предназначением семьи как части общества?

             1) физическое развитие человека        3) появление новых поколений

             2) организация совместного труда      4)  получение образования

       6.    Где отражены основные права несовершеннолетнего ребенка в нашей стране?

             1) в Конституции РФ                            3) в Трудовом Кодексе РФ

             2) в гражданском Кодексе РФ             4) в Семейном кодексе РФ

       7.    Время, которое остается после выполнения основных дел:

             1) свободное    2) каникулы     3) выходной     4) рабочее

       8.    Люди, близкие по возрасту:

             1) друзья    2) родственники      3) однофамильцы     4) сверстники

       9.    Что является источником всякого богатства?

             1) деньги    2) золото     3) труд     4) серебро

      10.  Верны ли суждения о понятии «патриот»: а) патриот – человек, который любит свою Родину;  

             б) уважение к другим народам – черта патриота?

              1) верно только а    2) верно только б   3) оба ответа верны  4) нет верного ответа

      11.   В каком символе России есть двуглавый орел?

              1) флаг     2) герб     3) гимн    4) знамя

      12.   Неповторимость и  своеобразие каждого человека  определяется  понятием:    

              1) талант      2) личность           3)  индивидуальность          4) нравственность

Часть В

 В1.  Найдите в приведенном списке обязанности гражданина

  1. Платить налоги
  2. Защищать Родину
  3. Посещать театры и музеи
  4. Участвовать в митингах и демонстрациях
  5. Беречь природу
  6. Заниматься благотворительностью

В2. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «Этапы жизни человека». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

  1. Детство                                           г)  работоспособность
  2. Отрочество                                     д)  старость
  3. зрелость

В3.   Соотнесите:

1) Игра

А).  Вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата

2)Общение

Б). Особый вид деятельности, целью которого является развлечение, отдых

3)Учение

В). Вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиям

4)Труд

Г).Вид деятельности,  целью которого является приобретение человеком знаний и умений

Контрольная работа по обществознанию  (6 класс)

II вариант

Часть А

  1. Способность к интеллектуальной деятельности:
  1. Инстинкт        2) речь        3) разум         4) эмоция
  1. Оценка человеком своих качеств, способностей, возможностей:
  1. Деятельность         2) сознание      3) самооценка      4) потребность
  1. На чем основаны действия животных?
  1. На сознании    2) на инстинкте     3) на мышлении    4) на разуме
  1. Процесс, в результате которого человек начинает понимать собеседника, самого себя, учится беседовать, уважать чужое мнение:
  1. Труд               2) игра                      3) общение            4) работа
  1. Для государства и общества главной обязанностью семьи является:
  1. Совместный труд                                3) объединение доходов
  2. проживание в одном городе              4) воспитание детей
  1. В Семейном кодексе Российской Федерации закреплено право ребенка:
  1. На содержание семьи                           3) на труд вместе с членами семьи
  2. На общение с обоими родителями     4) на получение образования
  1. Примером использования свободного времени может быть:
  1. Выполнение домашнего задания        3) уборка комнаты
  2. Занятие спортом                                   4) школьный урок
  1. Люди, родившиеся в один год:
  1. Одноклассники          2) сверстники             3) друзья         4) ровесники
  1. Продукт труда, выставленный на продажу:
  1. Заработная плата       2) товар                       3) земля           4) премия
  1.  Верны ли суждения л понятии «патриот»:  а) черта патриота – уважение к другим народам;   б) настоящий патриот видит не только достоинства, но и недостатки своей страны?

       1)  Верно только а    2) верно только б   3) оба ответа верны   4) нет верного ответа

 11. Назовите правильное чередование цветов на флаге Российской Федерации?

       1) белый, красный, синий                           3) белый,  синий, красный

       2) красный, белый, синий                           4) синий, красный, белый

      12. Сергей делится по телефону с Александром впечатлениями о просмотренном кинофильме. Это пример:      

          1) игры            2) общения              3) учения             4) труда

Часть В

 В1.  Найдите в приведенном списке примеры проявления человеком смелости.

  1. Школьник отказался от сигареты, предложенной старшим
  2. Подросток грубо ответил на замечание мамы
  3. Ученик помог младшему пройти мимо большой собаки
  4. Солдат поднялся в атаку
  5. Ученик обманул родителей, чтобы избежать наказания

В2. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «образование». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

  1. Школа    
  2.  Религия  
  3. Урок    
  4.  Знания    
  5.  Умения                            

В3.   Соотнесите:

1) Труд

А) деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей

2) творчество

Б)  высокое природное дарование, выдающиеся способности  к деятельности в какой-либо области – научной, художественной, практической

3) мастер

В)  деятельность человека,  в процессе которой он создает предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей  

4) талант

Г)  человек, достигший высокого мастерства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...