Парламенский урок
методическая разработка по обществознанию (9 класс)

Новикова Альбина Артуровна

«Становление парламента ТАССР».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Становление парламента ТАССР»41.02 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Кошки-Новотимбаевская ООШ им. И.Я.Яковлева»

Тетюшского  муниципального района

Республики Татарстан

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Внеклассного мероприятия  в рамках

Парламентский урок - 2019.

Тема:

«Становление парламента ТАССР»

8-9 классы

Автор разработки: учитель

истории и обществознания

Новикова А.А.

Тема: «Становление парламента ТАССР»

Цели и задачи урока:

Обучающие:

  • Продолжить формирование у учащихся представлений о понятие «парламент» и его работе, о развитии парламента  Республики Татарстан.

Развивающие:

  • Формировать навыки, умения работы с дополнительными источниками, работы в группах, развитие кругозора и культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы;

Воспитательные: 

  • закладывать основы политической культуры, формировать активную гражданскую позицию учащихся.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация РОWER POINT по заданной теме, запись «Гимны РФ и РТ».

Форма работы: групповая

Приемы: синквейн , беседа.

План урока.

1. Приветствие. Вступительное слово учителя

2. Прослушивание Гимна России и Гимна Республики Татарстан.

3. Работа с терминологией (парламент, общество, гражданин)

4. Выступление учащегося о деятельности Государственного Совета Республики Татарстан.

5. Работа в группах. Составление синквейна.

6. Подведение итогов работы в группах.

7. Итог урока. Рефлексия. Заключение.

Ход парламентского часа.

1.Приветствие учеников. Вступительное слово учителя

     В нашей школе, как и по всей стране, традиционным стало проведение парламентского урока. Впервые в Татарстане парламентский урок прошел в 2009 году. С этого момента проект стал ежегодным. В разные годы парламентский урок посвящался разным темам: «Где рождаются законы», «Гражданин и выборы», «Я-ребенок! Я – гражданин!», «Конституционные права и обязанности человека и гражданина», «Государственные символы России и Татарстана» и т.д.

  Эти уроки ребята особенно важны сегодня, когда в стране и мире сложилась непростая экономическая и политическая ситуация.

В этом году тема парламентского урока: « Парламент, общество и я»

2. Прослушивание Гимна России и Гимна Республики Татарстан.

3. Работа с терминологией (парламент, общество, гражданин).

Историческая справка:

     Парламент (англ. parliament, от фр. раrler — говорить) — высший представительный, законодательный орган государства. Впервые однопалатный парламент был образован в Великобритании в ХШ в. (1265 г.), а с середины XIV в. он стал двухпалатным.

    Реальное значение как законодательное собрание, он приобрел после буржуазных революций XVII — XVIII вв.

    Парламент под разными названиями существует почти во всех странах мира. Законодательное собрание в Великобритании и Италии называют парламентом; в США — конгрессом; Израиле — Кнессетом; в Швеции — риксдагом; в России — Федеральным собранием; в Беларуси — Национальным собранием. 

    Парламент бывает одно- (Дания, Швеция, Финляндия и другие страны) и двухпалатным (США, Канада, Германия, Великобритания, Франция, Россия, Беларусь и др.

       Конгресс США состоит из палаты представителей и сената, парламент Франции — из Национального собран и сената, в Великобритании — формально из монарха: двух палат (палаты общин и палаты лордов), в России из Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы.(нижняя палата).     

  Нижняя палата, ответственна за решение всех повседневных вопросов внутренней и внешней политики. Она обычно обладает менее продолжительным сроком полномочий. Во многих государствах верхняя палата выступает своеобразным экспертом работы нижней палаты, рассматривая принятые законопроекты с точки зрения их соответствия, конституции.

     Законотворческая работа требует от членов парламента высокого уровня образованности, профессионализма.  
      Основным элементом в каждой из палат являются комиссии, или комитеты, разрабатывающие основы законопроектов. Они бывают постоянными и временными и отвечают за определенное направление политики.

     Важную роль в работе парламента играют фракции (фр. fraction — разламывание — организованная по политическим интересам группа).  Она участвует в формировании органов палаты (в частности постоянных комиссий). Как правило, представитель фракции излагает позицию всей своей группы, что способствует сокращению времени прений. 
Таким образом, в число руководителей представительного органа входят спикер, председатели комиссий и комитетов, лидеры партийных фракций.

Члены обеих палат имеют парламентские привилегии:

1) иммунитет, т.е. парламентская неприкосновенность, означающая, что депутат не может быть привлечен к ответственности и вызван в суд в качестве свидетеля без принятия соответствующего решения парламентом;

2) индемнитет, т.е. депутат не несет ответственности за выступления в парламенте и те меры, которые он поддерживал голосованием

Беседа с учащимися:

  Итак, как Вы уже слышали тема нашего парламентского урока: «Парламент, общество и я»

 Как Вы понимаете содержание этих понятий?

Предполагаемые ответы учащихся:

1. Парла́мент — высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей. 

2.Понятие общество мы знаем в разных значениях, как узком, так и в широком. Но здесь, ввиду такой темы, правильнее будет сказать, что общество – это население страны, то есть население России, население Республики Татарстан

3.Быть гражданином, значит иметь устойчивую политико – правовую связь с государством. Это выражается в том, что мы имеем права и свободы и несем обязанности.

Учитель: Правильно ребята. А в чем, конкретно, выражается эта связь между гражданами и государством.

Предполагаемый ответ учащихся:

Из статьи 32, 33 Конституции РФ

   Взаимосвязь между государством и обществом, гражданами осуществляется следующим образом:

  • Во – первых, граждане участвуют в формировании государственных

органов власти, выбирают президента страны и депутатов Государственной Думы, депутатов региональных законодательных собраний. У нас эта возможность появится, когда нам исполнится 18 лет. Также мы в будущем сами можем быть избранными, то есть используем свое пассивное избирательное право. Граждане имеют равный доступ к государственной службе.

  • Во – вторых, по Конституции граждане имеют множество прав

государство должно создать условия для реализации этих прав. А мы в свою очередь пользуемся правами, но и в тоже время несем обязанности.

  • В - третьих, граждане, хотя и не имеют законодательной инициативы, но

могут обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления как лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения.

4. Работа в группах. Составление синквейна.

Учитель знакомит учащихся с технологией составления. Учащиеся получают карточки, на которых в процессе беседы они должны написать синквейн.

Учащиеся делятся на три группы. Каждая группа составляет по своей теме. Дается памятка.

1 группа – гражданин.

2 группа – общество

3 группа – парламент.

Памятка

Правила составления синквейна.

Синквейн (в переводе с франц.) – пятистишие.

1. Указывает тему и пояснение к теме существительным.

2.​ Описание темы с помощью прилагательных (какой? какая?) 3-5 слов

3.​Описание действия глаголами (3-5 слов)

4.​ Фраза из четырех слов – отношение автора к теме, его чувства.

5.​ Вывод – одно-два слова, выражающие главный смысл.

Учитель: совершенно верно, для нас очень важна деятельность парламента, так как здесь принимаются законы, по которым мы живем.

О Государственном Совете Республики Татарстан нам расскажут учащиеся 9 класса .

5. Выступление учащихся 9 класса 

с показом презентации «Государственный Совет Республики Татарстан 5 созыв/201402019» (материал взят из Интернета)    

 Государственный Совет Республики Татарстан (тат. Татарстан Республикасының Дәүләт Советы) — парламент Республики Татарстан, является постоянно действующим высшим представительным, законодательным органом государственной власти Республики Татарстан. Государственный Совет Республики Татарстан избирается сроком на пять лет. Государственный Совет Республики Татарстан состоит из 100 депутатов. Депутатом Государственного Совета Республики Татарстан может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года. Возглавляется Председателем Государственного Совета Республики Татарстан.

      К ведению парламента относится принятие и внесение изменений в Конституцию Республики Татарстан, законодательное регулирование по предметам ведения Республики Татарстан и предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов в пределах полномочий Республики Татарстан, установление административно-территориального устройства Республики Татарстан и порядка его изменения, установление порядка организации и деятельности республиканских и местных органов власти и управления, утверждение государственного бюджета и другие.[1]

История парламентаризма

 СТАНОВЛЕНИЕ НАРОДОВЛАСТИЯ В ТАТАРСТАНЕ: ВЕКОВОЙ ОПЫТ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА.

1 учащийся:

 Свои представления о демократии люди связывают с собственной реальной возможностью участвовать в управлении государством.    История становления народовластия в нашей республике протекала в неразрывной связи с общим развитием российского парламентаризма. 

     На пике Первой российской революции 1905-1907 годов император Николай II подписал 6 августа 1905 Манифест «Об учреждении Государственной Думы» и 17 октября 1905 года Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (Октябрьский манифест), в соответствии с которыми прошли первые выборы, а 23 апреля 1906 года состоялась торжественная церемония открытия первого российского представительного учреждения парламентского типа .

    C самого начала депутатский корпус Государственной Думы был всесословным, многонациональным и поликонфессиональным. Активно проявляли себя в работе и депутаты, избранные от Казани и Казанской губернии. Именно в стенах Таврического дворца Санкт-Петербурга впервые прозвучали речи татарских депутатов – представителей мусульманской фракции Государственной Думы. 

   В 1917 - 1918 годах энергия и политическая инициатива широких масс татар нашла свое выражение в деятельности Всероссийских мусульманских съездов и Милли Меджлиса, провозгласившего создание автономного Урало-Волжского штата ("Идель-Урал"). 
     Одновременно в Казани полным ходом шло формирование представительных институтов советского типа.

2 учащийся:

Обратимся к хронологии событий тех дней: 

  2 марта 1917 года состоялось ОБЪЕДИНЕННОЕ СОБРАНИЕ СОВЕТОВ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ. 

  14 марта 1917 года создан первый орган представительной власти народа в Казанской губернии - ГОРОДСКОЙ СОВЕТ. 

  6 мая 1917 года в Казани начал работу ПЕРВЫЙ ГУБЕРНСКИЙ СЪЕЗД крестьянских депутатов. На нем был избран ГУБЕРНСКИЙ СОВЕТ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕПУТАТОВ. 

  8 мая 1917 года на ОБЪЕДИНЕННОМ СОБРАНИИ СОВЕТОВ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ СНК России возвестил об образовании ТАТАРСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ТАССР). С этого времени власть в республике осуществлялась Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. 

  25 июня 1920 года Казанский губисполком передал властные полномочия Временному революционному комитету ТССР. Это событие вошло в историю как ДЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ. Главной задачей ВРК стала подготовка Учредительного съезда Советов Татарской АССР. 

  26 сентября 1920 года в Казани состоялся I съезд Советов автономной ТССР. В его работе участвовало 348 делегатов. Эта дата может считаться формальным днем рождения собственно татарстанского парламентаризма.

     Всетатарский Съезд Советов в пределах своей компетенции принимал законы и осуществлял общее руководство республикой по вопросам политической и экономической деятельности, национальной политики, социально-культурного строительства, административно-территориального устройства. Принимал и изменял Конституцию ТАССР, которая затем утверждалась высшим органом власти РСФСР. 
Съезд сформировал систему постоянно действующих высших органов власти республики - Центральный Исполнительный Комитет ТАССР в составе 56 членов. На первом пленарном заседании ТатЦИКа был избран его президиум из семи человек во главе с Бурханом Мансуровым и образовано правительство республики - Совет народных комиссаров.

До 1929 года съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов ТАССР созывался ежегодно, а с 1929 года - раз в два года. За период с 1920 по 1937 годы состоялось 11 съездов. Каждый съезд представлял знаменательное событие в жизни республики. Особое значение имели съезды 1926 и 1937 годов: на них были приняты Конституции ТАССР.

  В период между сессиями ЦИК Татарской АССР высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти являлся его президиум. Он избирался из состава ЦИК и был ему подотчетен. 

3 учащийся:
Согласно 
Конституции ТАССР 1937 года Верховный Совет ТАССР: 
- являлся высшим органом государственной власти; 
- избирался гражданами республики путем тайного голосования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права по избирательным округам сроком на четыре года по норме: один депутат на 20 тысяч населения; 
- был наделен широкими полномочиями по принятию и изменению Конституции ТАССР с последующим внесением ее на утверждение Верховного Совета РСФСР; 
- осуществлял законодательную власть, утверждал народнохозяйственные планы и бюджет республики; 
- избирал, учреждал и контролировал работу Президиума Верховного Совета, Верховного суда, Совета народных комиссаров; 
- контролировал соблюдение законов СССР, РСФСР и ТАССР на территории республики. 

  26 - 29 июня 1938 года в Казани состоялась первая сессия Верховного Совета ТАССР первого созыва. На ней были избраны: 
- Президиум Верховного Совета республики в составе Председателя и 14 членов; 
- сформированы три постоянных комиссии (Законодательных предложений, Бюджетная и Мандатная); 
- образовано правительство республики - Совет народных комиссаров ТАССР. 
К началу 1940 года перестройка системы государственной власти и управления Татарской АССР на основе новой Конституции республики была завершена. 

  С 1957 года на сессиях Верховного Совета стали рассматриваться годовые народнохозяйственные планы. Увеличилось число постоянных комиссий - к трем существующим добавилось еще четыре новые: по промышленности и транспорту, по сельскому хозяйству, по народному образованию и культуре, по здравоохранению и социальному обеспечению. 

  В 60 - 70-е годы ХХ века Верховный Совет интенсивно развивал законодательную базу республики. Именно в этот период были приняты законы: 
- о бюджетных правах ТАССР и местных Советов депутатов трудящихся; 
- о порядке отзыва депутатов Верховного Совета ТАССР и депутатов районных, городских, сельских, поселковых Советов депутатов трудящихся.  

С начала 1970-х годов Верховный Совет утверждал государственные пятилетние планы экономического и социального развития ТАССР; заслушивал отчеты о работе Совета Министров республики. 
4  учащийся:
Конституция ТАССР 1978 года расширила полномочия автономной республики. Это сказалось и на возможностях Верховного Совета. В частности, парламент получил право окончательного принятия Основного закона республики и внесения в него изменений; самостоятельного решения ряда территориальных вопросов. Республика стала принимать участие в решении вопросов, отнесенных к ведению РСФСР и СССР: 
- 11 депутатов ТАССР были избраны в Совет Национальностей Верховного Совета СССР; 
- Председатель Президиума Верховного Совета ТАССР входил в состав Президиума Верховного Совета РСФСР в качестве заместителя Председателя; 
- республике - в лице ее высших органов государственной власти - принадлежало право законодательной инициативы в Верховном Совете РСФСР.

  В 1978 году на основе Конституции республики были приняты: 
- законы о выборах в Верховный Совет ТАССР и местные Советы депутатов трудящихся; 
- закон о Совете Министров ТАССР; 
- Регламент работы Верховного Совета ТАССР; 
- образовано 14 постоянных комиссий по основным отраслям народного хозяйства и сферам государственной деятельности. 

Особое место в системе органов управления ТАССР было отведено Комитету народного контроля. Согласно Конституции ТАССР, весь состав Комитета народного контроля формировался непосредственно Верховным Советом.

5 учащийся:
В 1990 году впервые в истории республики выборы в Верховный Совет ТАССР и местные Советы народных депутатов проводились на альтернативной основе.

  30 августа 1990 года, - исходя из неотъемлемого права народа на самоопределение, закрепленного в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, - Верховным Советом республики была принята ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ. 

 Декларация о государственном суверенитете Татарской ССР.

Этот ориентированный в будущее шаг положил начало кардинальным преобразованиям национально-государственного устройства Татарстана, стал своеобразной точкой отсчета в проведении самостоятельной политики глубоких социальных преобразований. 
6 учащийся:

  Важным этапом в укреплении государственного суверенитета стало учреждение в 1991 году ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА в Татарстане. 

  С 1991 года ряд депутатов, в том числе председатели четырнадцати постоянных комиссий Верховного Совета, стали заниматься законодательной деятельностью на постоянной основе. В Верховном Совете впервые появились депутатские группы и фракции: "Народовластие", "Суверенитет", "Татарстан", "Согласие" и другие.

  В марте 1992 года по решению Верховного Совета был проведен РЕСПУБЛИКАНСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ о государственном статусе Татарстана. 

6 ноября 1992 года ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ Татарстана принял НОВУЮ КОНСТИТУЦИЮ.

Значение принятой Конституции, прежде всего, заключалось в том, что она:

  закрепила основополагающие идеи и принципы Декларации о государственном суверенитете;

  сформулировала такие важные принципы правового государства как верховенство законов, их неуклонное соблюдение, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей;

  впервые законодательно оформила основные права и свободы личности, сформулированные во Всеобщей декларации прав человека;

  закрепила взаимную ответственность гражданина и государства при приоритете прав человека как высшей социальной ценности;

  стала надежным гарантом стабильности, гражданского согласия и доверия между людьми разных национальностей и вероисповедания, возрождения культур, языков и традиций народов республики;

  позволила сформировать собственные органы власти, новые институты демократии и рыночной экономики;

  установила принципиально новые подходы к экономической системе, в соответствии с которыми обеспечивается свобода хозяйственной деятельности и многообразия форм собственности.

В сложных условиях переходного периода ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ XII СОЗЫВА сыграл исключительную роль в становлении государственности республики. Деятельность Верховного Совета способствовала сохранению в республике межнационального согласия, политической и социальной стабильности, строительству демократического правового государства, развитию рыночных отношений.

6. Подведение итогов групповой работы. Представление синквейнов

Подведение итогов работы учащихся по составлению синквейна.

Для самих учащихся это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями.

Примерные работы

1 группа – гражданин. 

Человек, гражданин, личность

Образованный, законопослушный, дееспособный,
Принадлежит, имеет, выполняет
Имеет правовую связь с определённым государством

2 группа – общество

социум, страна, люди, Демократическое , устойчивое, развитое
регулирует, определяет, способствует
Общество -это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
3 группа – парламент. 

Депутаты, спикер, президент

Представительный, законодательный, контролирующий.
регламентирует, разрабатывает, принимает,
Способ организации общества

7. Итог урока. Рефлексия. Заключение.

Учитель: Предлагаю Вам выполнить задание "Ромашка".

Давайте вспомним еще раз, о чем говорилось на уроке. На доске прикреплен кружок  у вас на столах лежат лепестки.  Каждый из вас возьмет по 1 лепестку и вдоль него напишет что-то одно, из того о чем вы сегодня узнали на уроке, а лучик прикрепит кружку.
Учитель: Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Я думаю, что все вы вырастете и станете достойными гражданами своей республики, страны.

Литература:

 1.Конституция Республики Татарстан  - основной закон Республики Татарстан. Введена в действие Законом РТ от 30 ноября 1992 г.

 2.Классные часы по новому образовательному стандарту (второго поколения) Издательство «Экзамен» Москва2011.

3. Материалы Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Английская революция 1640-1660 годов.Становление парламенской монархии в Англии

Презентация  по всеобщей истории к учебнику Дмитриевой О.В. , по теме Английская революция 1640-1660 годов.Становление парламентской монархии в Англии....