Кто такой домовой?
презентация к уроку по обществознанию

Короткова Ирина Викторовна

В народном сознании издавна жило представление о сущностях незримо пребывающих рядом с человеком. Люди всегда подразделяли этих существ на добрых и злых, одних остерегались, с другими пытались вступить в контакт, заручиться их поддержкой и помощью. Большинство стихийных духов – это существа астрального мира и одно из них, с кем человек сохранил возможность общения до сих пор – это домовые.

О невидимых жильцах своих домов, на Руси всегда отзывались с почтением и уважением. Не позволяли себе не только ругаться их именем, но даже произнести его вслух боялись, чтобы не оскорбить незримого соседа. Называли уважительно: «хозяин», «дедушка», «кормилец», «соседушко», «сам».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_takoy_domovoy.pptx1.74 МБ
Microsoft Office document icon kto_takoy_domovoy.doc87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Короткова Ирина Викторовна – учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г.о. Саранск Республики Мордовия

Слайд 2

Актуальность темы Давайте и мы с вами предположим, что домовые – реальность, и что это гости из параллельного мира. Тогда сразу же возникает масса вопросов. Случайно ли попадают они в наш мир или сознательно тянутся к человеческому жилью? Что притягивает их в одни дома и отталкивает от других? Что их держит в нашем мире: не хотят уходить сами или не могут выбраться? Так какой же он, этот загадочный «дедушка»?

Слайд 3

Цель: исследовать образ домового в различных источниках и попытаться сделать вывод о его сущности. Задачи работы: 1. Проанализировать полученные материалы по теме исследования; 2. Сформировать знания о культуре и религии нашего народа; 3. Рассмотреть, что означает понятие «домовой», выявить историю его появления; 4. Изучить поведение домового в человеческом обществе; 5. Подготовить и провести внеклассное мероприятие со школьниками 8 – 10 классов с целью освещения ценностей культурного наследия предков.

Слайд 4

Гипотеза: мы предполагаем, что до тех пор, пока существуют такие знания, возможно ещё не всё потеряно для нас в отношении старых традиций, может быть, кое-что мы ещё можем возродить, не забыть тот язык общения с силами теневого мира, который создавали наши предки.

Слайд 5

В народном сознании издавна жило представление о сущностях незримо пребывающих рядом с человеком. Люди всегда подразделяли этих существ на добрых и злых, одних остерегались, с другими пытались вступить в контакт, заручиться их поддержкой и помощью. Большинство стихийных духов – это существа астрального мира и одно из них, с кем человек сохранил возможность общения до сих пор – это домовые.

Слайд 6

Кто такой домовой? Домовой — у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие. От бесов он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку.

Слайд 7

По общему поверью, живёт он по зимам около печи или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Считается, что он не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит около порога или под порогом. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, между тем как ничего этого не видно. Кто такой домовой?

Слайд 8

О невидимых жильцах своих домов, на Руси всегда отзывались с почтением и уважением. Не позволяли себе не только ругаться их именем, но даже произнести его вслух боялись, чтобы не оскорбить незримого соседа. Называли уважительно: «хозяин», «дедушка», «кормилец», «соседушко», «сам». Кто такой домовой?

Слайд 9

Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае он бьёт и колотит посуду, кричит, топает и пр. Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, того ночью щиплет до синяков. По этим синякам судят о какой-нибудь неприятности, особенно если синяк сильно болит. Также наваливается во время ночи на спящего и давит его, так что в это время нельзя ни пошевелиться, ни сказать ни слова Кто такой домовой?

Слайд 10

При переезде из одного дома в другой необходимо позвать домового на новое место жительства. Хозяйство каждого, как принято считать, находится под влиянием домового. Говорят, что домовой не любит ленивых. Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить.

Слайд 11

У домового есть и враги, духи низшего астрала. Это души самоубийц, не отпетых по христианским обычаям, которых не принимают, ни небо, ни земля. Но им ведь куда-то надо податься, вот они и пытаются вытеснить из дома хорошего домового. Духи низшего астрала селятся не абы куда, а в проблемные семьи. Так что, намереваясь поскандалить, подумайте прежде, чем это может быть чревато.

Слайд 12

Очень ярко проявляется характер домового в его большой заботе о домашних животных, о лошадях и коровах. Он их кормит и лечит, но бывает иногда капризен в выборе масти скота. Если у домового появится нелюбимая скотина, то он её всячески мучает и непременно изведёт, если хозяин от неё вовремя не избавится. Но, получив скотину себе в «масть», по душе, он её холит, поит, заплетает лошадям гривы. Эти «косы» ни в коем случае нельзя расплетать. Отношения с человеком

Слайд 13

Кормить домового надо в прямом смысле слова, но поглощает он, конечно же, не саму еду, а её энергетику. Питается он аурой воды и в основном, аурой мучных изделий. Оставили вы батюшке-домовому свежего хлеба на столе, а наутро ломоть уже обветрился, потемнел, вкуса не имеет и есть его нельзя. Но, ставя еду, обязательно скажите, что это для него. Обычай «задабривания» домового существует очень давно. Чаще всего, в качестве подношения, использовали хлеб, молоко или кашу Никогда не забывайте об именинах домового, которые приходятся в ночь с 10 на 11 февраля. Если в этот день вы не поставите ему угощение, он обидится, и не будет помогать вам целый год. Чем кормить домового?

Слайд 14

Выводы Домовой – дух не светлый и не чёрный, он как обычный человек, есть в нём и хорошее и плохое. Домовые – существа меркантильные. Селятся они с нами потому, что им это выгодно. Они получают кров и пищу и платят человеку за это тем, что помогают ему во всех делах. Очень часто в семьях, которые ведут свой род из далёкого прошлого, живёт такая сущность. Поэтому, домовые чаще всего приживаются в семьях, которые выбирают себе сами и живут в них до тех пор, пока род не вымрет.

Слайд 15

Домовой хорошо относится к святым символам, не боится молитвы, не подвержен действию изгоняющих обрядов, даже петушиный крик, которого боится вся нечистая сила, ему не страшен. Всё это означает полное отсутствие враждебности со стороны этой силы для человека. Он проявляет себя, как доброжелательный к людям хозяин дома, но защищает в первую очередь не только ваше жильё, а больше всего ауру окружающего пространства. Одна из его работ – это очищать дом от отрицательной энергетики, которую человек приносит с собой извне. Но если домовой ещё молод, силы не набрал, а работы много, он начинает слабеть и тогда дом приходит в упадок. Выводы

Слайд 16

Выводы Очень часто домовой может приходить в дом и по своему желанию и притягивает его туда в первую очередь, характер людей. В доме, где живут работящие люди, и домовой такой же: следит за хозяйством, не даёт случиться пожару, незримо будит хозяев в момент опасности. Если же хозяева ленивые, то и домовой не особо старается притянуть в дом богатство и прибыль. Хороший домовой в доме, хозяева с ним ладят, тогда будет здесь богатство, счастье, спокойствие и беды будут обходить такой дом стороной.

Слайд 17

Общие выводы Как именовали на Руси Место обитания Внешний вид Функции Домовой, хозяин, кормилец, батюшка – соседушка, сам, избяной большак, доброжил , дедушка – домовеюшка В подполье, на чердаке, в чулане, под порогом, в печной трубе. Старенький, седенький, заросший шерстью, или приземистый мужик с большой седой бородой, одетый в белую либо красную рубашку, подпоясанную кушаком. Хранитель и обидчик дома. Нрав зависит от самих обитателей. Работящему домовой становится первым помощником, а ленивому от него беда. Дух дома большой озорник и бедокур.

Слайд 18

за внимание!

Слайд 19

Источники: http://www.wlgdh.com/kto-takoj-domovoj/ http://yousideworld.ru/kto-takojj-domovojj/#more-8 http://relax.ru/post/41289/zagadochnye_sushhestva__domovye_8_fototekst.html http://works.doklad.ru/view/0xdbz0mKzEc.html http://www.licey.net/myth/book2/duhi http://ne-jit.narod.ru/shc/dops/reports35.html Литература Баркова А., Алексеев С. Верования древних славян / Энциклопедия: Религии мира. – М.: Аванта Плюс. – 1999. - 704 с. Волошина Т.А., Астапов C.Н. Языческая мифология славян. - Ростов-на-Дону, 1996. Горячева Т. Расселение, обычаи и верования восточных славян в древности / Энциклопедия: От древних славян до Петра Великого. – М.: Аванта Плюс. – 1999. – 687 с. Ключевский В.О. Курс русской истории (соч. в 9 томах), - М., - 1987. Ключевский В.О. Исторические портреты. - Москва, - 1990. Кожевников Л.А. Славянские языческие Боги, духи и нечистая сила. - Казань, - 1994. Культурология : Учеб. пособие для вузов / Под. ред. проф. А.Н. Марковой. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 319 с. Лесной С. Откуда ты, Русь? - Ростов-на-Дону, - 1995. Рыбаков Б.А.Язычество древних славян. – М., - 1997. Семёнова М. Мы - Славяне!. - Cанкт-Петербург , - 1997. Сидельченко В.Н. В мире легенд и мифов. - Санкт-Петербург, - 1998. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: www.КМ.ru Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия : десятое издание. 2006. Фамицын А.С. Божества древних славян. –С.-Пб, - 1995. Энциклопедия славянской мифологии. М. : Астрель , - 1996.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

Внеклассное мероприятие по истории России

«Кто такой домовой?»

Подготовила: учитель истории и обществознания

Короткова Ирина Викторовна

Содержание

Стр.

Введение

3

1

Кто такой домовой?

4

1.2

Отношения с человеком

7

1.3

Чем кормить домового

8

1.4

Всё, что вам нужно вы узнаете во сне.

9

2

Домовые и Царствие Божие

11

3

Современные представления

12

4

Влияние на культуру

12

Заключение

13

Источники

15

Введение

В народном сознании издавна жило представление о сущностях незримо пребывающих рядом с человеком. Люди всегда подразделяли этих существ на добрых и злых, одних остерегались, с другими пытались вступить в контакт, заручиться их поддержкой и помощью. Большинство стихийных духов – это существа астрального мира и одно из них, с кем человек сохранил возможность общения до сих пор – это домовые.

Само слово домовой появилось на Руси в 17 веке. Тем не менее, представление о духе двора и дома, сходном по некоторым проявлениям с домовым, находят в записях, относящихся к 15 веку. И разговор об этих существах стоит начать с того, что они всё-таки существуют, независимо от того, верим мы в них или нет. Они живут рядом с нами, почти в каждом деревенском доме, в каждой городской квартире, возле телевизора и компьютера.

О невидимых жильцах своих домов, на Руси всегда отзывались с почтением и уважением. Не позволяли себе не только ругаться их именем, но даже произнести его вслух боялись, чтобы не оскорбить незримого соседа. Называли уважительно: «хозяин», «дедушка», «кормилец», «соседушко», «сам».

Актуальность темы         

Давайте и мы с вами предположим, что домовые – реальность, и что это гости из параллельного мира. Тогда сразу же возникает масса вопросов. Случайно ли попадают они в наш мир или сознательно тянутся к человеческому жилью? Что притягивает их в одни дома и отталкивает от других? Что их держит в нашем мире: не хотят уходить сами или не могут выбраться? Так какой же он, этот загадочный «дедушка»?

Объект исследования:  существо, обитающее в каждом доме - домовой

Предмет исследования:  кто такой домовой и как человеку вести себя с ним.

Цель: исследовать  образ домового в различных источниках и попытаться сделать вывод о его сущности.

Задачи работы:

  1. Проанализировать полученные материалы по теме исследования;
  2. Сформировать знания о культуре и религии нашего народа;
  3. Рассмотреть, что означает понятие «домовой», выявить историю его появления;
  4. Изучить поведение домового в человеческом обществе;
  5. Подготовить и провести  внеклассное мероприятие со школьниками 6 – 8  классов с целью освещения ценностей культурного наследия предков.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, сбор информации, анализ, систематизация, обобщение, методы информационных технологий.

Гипотеза: мы предполагаем, что до тех пор, пока существуют такие знания, возможно ещё не всё потеряно для нас в отношении старых традиций, может быть, кое-что мы ещё можем возродить, не забыть тот язык общения с силами теневого мира, который создавали наши предки.

1 Кто такой домовой?

Домовой — у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие.

От бесов он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Перед смертью кого-нибудь из семейства воет, иногда даже показывается кому-нибудь, стучит, хлопает дверями и пр. По общему поверью, живёт он по зимам около печи или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит её, заплетает гриву и хвост, даёт ей корм, отчего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он его мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и пр. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть любима домовым.

Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае он бьёт и колотит посуду, кричит, топает и пр. Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, того ночью щиплет до синяков. По этим синякам судят о какой-нибудь неприятности, особенно если синяк сильно болит. Также наваливается во время ночи на спящего и давит его, так что в это время нельзя ни пошевелиться, ни сказать ни слова (см. Сонный паралич). Обыкновенно эта напасть наваливается на того, кто спит на спине, в это время спрашивают, к худу или к добру, а домовой отвечает мрачным голосом — «да» или «нет».

Считается, что он не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит около порога или под порогом. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, между тем как ничего этого не видно. В простом народе к домовому питают уважение, так что мужичок боится его чем-либо оскорбить и даже остерегается произнести его имя без цели. В разговорах не называют его домовым, а «дедушкой, хозяином, набольшим или самим».

При переезде из одного дома в другой непременною обязанностью считают в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, с хлебом-солью просить домового на новое место. Хозяйство каждого, по их мнению, находится под влиянием домового. Говорят, что домовой не любит ленивых. Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить, в этом случае пред порогом дома зарывают в землю череп или голову козла, а если его проказы выражаются в самовозгорании предметов, нехороших надписях на стенах и прочего в этом роде, то тогда домовому следует показать кто в доме хозяин. Надо взять в руку пугу с железным наконечником (кнут) или ремень и обходя дом и стегая мебель, стены, пол и вещи и приговаривать властным и сильным голосом:

«Знай своё место, знай своё место.

Ты домовой должен дом стеречь, хозяйство беречь,

Да хозяйке угождать, а не воевать,

Знай своё место, знай своё место.»

Слова можно говорить любые, главное чтоб они были произнесены хозяином дома.

Считается, что домовой рождается стареньким дедушкой, а умирает младенцем. Родственные домовому духи: кикимора (может быть, даже жена), банник, гуменник (он же «овинник»), полевой.

Согласно ЭСБЕ (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона), в северных областях Олонецкой губернии духа домашнего очага называли Жихарько. Он маленького роста, взъерошенный, с большой бородой, весьма добродушный, безвредный и большой шутник.

Чаще всего домовой дает информацию самому пожилому человеку в семье. Это могут быть сны, пророчества, знамения, намеки, стуки, какие-либо образы, увиденные боковым зрением. Могут видеть домового наркоманы и маленькие дети: барабашка, например, иногда даже играет с ребенком и отвечает на его вопросы.

У домового есть и враги, духи низшего астрала. Это души самоубийц, не отпетых по христианским обычаям, которых не принимают, ни небо, ни земля. Но им ведь куда-то надо податься, вот они и пытаются вытеснить из дома хорошего домового. Духи низшего астрала селятся не абы куда, а в проблемные семьи. Так что, намереваясь поскандалить, подумайте прежде, чем это может быть чревато.

1.2 Отношения с человеком.

Очень ярко проявляется характер домового в его большой заботе о домашних животных, о лошадях и коровах. Он их кормит и лечит, но бывает иногда капризен в выборе масти скота. Если у домового появится нелюбимая скотина, то он её всячески мучает и непременно изведёт, если хозяин от неё вовремя не избавится. Но, получив скотину себе в «масть», по душе, он её холит, поит, заплетает лошадям гривы. Эти «косы» ни в коем случае нельзя расплетать.

Точно так же домовой плетёт и путает волосы людям. Вот один из таких ярких примеров:  «Мы с мамой собирали ягоды в лесу и не заметили, как стемнело. Решили в темноте не искать дорогу назад, а переночевать в ближайшей деревне. Ночевать нас пустили в новый дом, где пока никто не жил. Хозяйка постелила нам на полу, пожелала спокойной ночи и ушла. Ночь прошла, вроде бы, тихо. Но утром я обнаружила, что мои чудесные косы были расплетены и превратились в какой-то ужасный кокон. Все волосы были перепутаны, взбиты и будто вымазаны смолой. Ленточки валялись в двух метрах от постели. Часа три ушло на то, чтобы расчесать и привести волосы в порядок. В некоторых местах пришлось выстригать целые пряди. Слёз от боли и обиды я пролила немало. Глядя на мои мучения, хозяйка горестно покачала головой, и вдруг сказала: « Ой, милая деточка, это твоими волосами ночью «дедушка – суседушка» поиграл, видно, они ему очень понравились, отберёт он их у тебя, это точно – отберёт». Домой добрались нормально, а через неделю обнаружили, что меня укусил энцефалитный клещ. Пролежала в больнице полтора месяца, постоянно мучили страшные головные боли, и волосы пришлось отрезать».

Главной особенностью домового является его умение исполнять роль посредника между людьми и другими духами. В качестве примера можно привести существование обряда принесение жертвы через домового для лесовика. Делалось это в случае пропажи скота, который заблудился в лесу. Он мог заступиться перед лесным хозяином за человека, потребовать назад несправедливо отобранную корову или лошадь.

Хотя домовые очень доброжелательны и контактны, но далеко не с каждым, даже в своём роду, они заводят дружеские отношения. Поэтому, при появлении нового жильца надо просить домового, чтобы он не обижал его, посчитал своим, принял под покровительство приехавшего в гости родственника, стал сберегать родившегося ребёнка, не пугал животных. Если в вашем доме есть такой незримый помощник, и вы смогли с ним подружиться, то вам крупно повезло, т. к. вы не только сможете получить ответы на интересующие вас вопросы, но и заручитесь поддержкой «маленького» друга. Но пока мы не обращаемся к нему за помощью, он не стремится нам помогать. А если отнестись к нему серьёзно, подкармливать, разговаривать, тогда он и помочь может по мере сил.

1.3 Чем кормить домового

Кормить это астральное существо надо в прямом смысле слова, но поглощает он, конечно же, не саму еду, а её энергетику. Питается он аурой воды и в основном, аурой мучных изделий. Оставили вы батюшке-домовому свежего хлеба на столе, а наутро ломоть уже обветрился, потемнел, вкуса не имеет и есть его нельзя. Но, ставя еду, обязательно скажите, что это для него. Обычай «задабривания» домового существует очень давно. Чаще всего, в качестве подношения, использовали хлеб, молоко или кашу, произнося при этом соответствующие фразы с выражением добрых намерений и просьбой принять конкретный дом под покровительство. Домовой, как и все не очень светлые существа астрального мира, не любит солнечный свет и поэтому обитает в укромных местах жилища, где темно, тепло, сухо и никто его не потревожит.

Никогда не забывайте об именинах домового, которые приходятся в ночь с 10 на 11 февраля. Если в этот день вы не поставите ему угощение, он обидится, и не будет помогать вам целый год. Чтобы избежать этого, вы можете провести следующий ритуал: возьмите чистую белую скатерть и постелите вечером на стол, лучше на кухне, т. к. обычно домовой живёт именно там. На скатерть поставьте угощение: стакан воды, булочку или кусочек свежего белого хлеба, солонку с солью и блюдце с сахаром. С домашними договоритесь, чтобы до утра на кухню никто не заходил, а то могут спугнуть гостя. Потом подойдите к столу и, глядя в правый угол кухни, трижды скажите: «Дядюшко-домовой, хозяин-батюшка! Тебе хлеб-соль, а мне (своё имя) в этом доме счастье, здоровье, лад и любовь». Затем уходите не оглядываясь.

1.4 Всё, что вам нужно вы узнаете во сне.

Почему во сне? Домовой – это дух, он может проникнуть в сновидение и сообщить хозяевам своё имя. И если вам потребуется потом его помощь, трижды повторите про себя его имя, а что надо будет делать дальше, он знает сам. Но беспокоить его можно лишь в случае крайней необходимости, а не по простому любопытству.

Домовой, с которым люди хорошо и по правилам общаются, может предупредить хозяев о грядущих бедах или важных переменах в жизни. Обычно невидимый, а только слышимый домовой стонет и плачет перед бедой, наваливается и давит человека к переменам, причём уже неотвратимым, а появляется и становится видимым к несчастью. Подобные истории – не такая уж редкость: «Всё началось ещё 40 лет назад: ночью я почувствовала, что меня кто-то душит. Я тут же проснулась и рукой ощутила рядом с собой что-то лохматое, вроде собаки. Страшно испугалась, и оттолкнула её рукой. Утрам соседка посоветовала: «Если ещё раз придёт, ты спроси – к худу или к добру?». Я так и сделала, и он еле слышно ответил: «Хорошо». Вскоре я выиграла в лотерею очень приличную сумму денег». Или, «Однажды ночью я проснулась от ощущения, что меня кто-то щекочет. Кто-то схватил меня острыми когтями за большой палец ноги, а другой рукой, покрытой шерстью – это нечто щекотало мне ступню. Я инстинктивно дёрнула ногой, и ему это не понравилось. Я буквально оцепенела от страха, стала прятать ноги под лежащего рядом мужа. Утром рассказала всё свекрови, и та объяснила это так – домовой выживает меня из квартиры. И правда, вскоре мы получили новую квартиру. Пророчество домового было хорошее, поэтому мы позвали его с собой».

При общении с нами, такие существа астрального мира, как домовой, могут принимать какие угодно формы. Долго живущий в одном доме домовой приобретает конкретные черты внешности, повторяющие внешность главы семьи, или какого-то умершего родственника. Но чаще всего встречается такое описание: маленькое, лохматое существо, или набольшего роста старичок в тулупе, весь покрытый шерстью.

Вот, что рассказал нам очевидец: «В детстве по ночам я видел в доме маленького старика. Белая одежда, белые волосы и борода, маленькое тело и огромная круглая голова. Один раз он прыгнул мне на грудь и придавил меня. Я ясно видел его лицо, его глаза, короткие маленькие ножки старика не доставали даже до постели. Но тем не менее, я не смог его скинуть, не мог кричать, не мог пошевелиться. Но вот, с вырвавшимся криком, в отчаянном усилии я сумел сбросить его. Он упал на пол с таким грохотом, что в доме всё затряслось и зазвенело. На мой крик и грохот отозвалась мать. После моего рассказа она долго читала молитву и сказала мне, что это, наверное, приходил домовой».

Домовой очень сильно привязан к доброму хозяину, и поэтому, если тот переезжает в другую квартиру и по незнанию не берёт его с собой, он сильно скучает. Поэтому, при переезде в новый дом, его обязательно нужно приглашать с собой особым обрядом, иначе забытый домовой может просто «рассыпаться».

         2 Домовые и Царствие Божие

Домовые — единственные представители нечистой силы, которые не боятся Святого образа. Поэтому они спокойно могут жить в домах верующих. Домового легко обидеть, назвав его «представителем нечистой силы». Существует поверье, согласно которому, когда Господь Бог изгнал с Неба Люцифера и его сподвижников, те прямиком отправлялись в ад. Но далеко не все туда попали… Те из них, кто сильно был отягощён грехом, попадали в самый центр Преисподней, кто менее — ближе к поверхности земли. Таким образом, нечисть представлена везде. Что же касается появления домовых, то всё то же поверье сообщает о неких «духах», которые раскаялись в своих грехах перед Изгнанием, но так и не были прощены Богом. Это означает, что домовые не боятся икон, но они им «в тягость», ибо постоянно напоминают о наказании — жить вместе с человеком и помогать ему. Прощенье наступает в том случае, если домовой на протяжении 70 лет всячески помогал хозяину жилища. Тогда домовой (дух) получает возможность попасть в Царствие Божие. Но тёмная сторона души домового мешает быть в течение семидесяти лет помощником, поэтому живут долго с людьми. Есть домовые, которые всегда приносят вред. Их называют злыднями. Они «обозлились» на всех людей, каждый по своей причине. Некоторые из злыдней считают человека недостойным для службы ему (но вынуждены делать это), другие — за множество обид. Худо тому дому, где живут злыдни. В старые времена полагали, что в каждом доме должен быть домовой, если дом новый — «приглашали». Домовые помогают по хозяйству, сохраняют имущество, часто пересчитывают его (это хорошо обыграно в мультфильме про домовёнка Кузю), любят домашний скот, особенно лошадей. Домовые защищают дом от воров, пожаров, другой нечистой силы.

Для призыва домового известно множество способов, например:

1. Выйти в полночь, в полнолуние на улицу с левым ботинком, привязанным на верёвочку, и тянуть его за собой. Ни в коем случае нельзя оглядываться. Как только почувствуете «тяжесть», это означает что домовой согласился жить с вами.

2. Более кровожадный, но самый эффективный. Нужно взять живого петуха (желательно чёрного) и отрубив ему голову в доме, окропить пол кровью. Считается, что если в округе бродит одинокий домовой, он сразу же примет этот «знак».

3 Современные представления

 С тех пор, как в домах перестали ставить печь, за которой, по поверьям, и жил домовой, место его жительства переместили за радиатор отопления.

В начале 90-х годов появилось понятие «Барабашка». По всем признакам, действия Барабашки соответствовали утверждениям о разгневанном домовом.

 4 Влияние на культуру

Образ домового очень любим в России и обычными людьми, начиная от домовёнка Кузи в одноимённом мультфильме и заканчивая произведением «Русский меч» Перумова. Христианство не отвергает уверенность людей в его существовании, хоть и приписало его к тёмным, дьявольским силам. Православие призывает людей освящать свои дома и квартиры, чтобы прогнать всякую нечисть, и сурово порицает тех, кто заигрывает с демоном.

Заключение

Домовой – дух не светлый и не чёрный, он как обычный человек, есть в нём и хорошее и плохое. Домовые – существа меркантильные. Селятся они с нами потому, что им это выгодно. Они получают кров и пищу и платят человеку за это тем, что помогают ему во всех делах. Очень часто в семьях, которые ведут свой род из далёкого прошлого, живёт такая сущность. Поэтому, домовые чаще всего приживаются в семьях, которые выбирают себе сами и живут в них до тех пор, пока род не вымрет.

Домовой хорошо относится к святым символам, не боится молитвы, не подвержен действию изгоняющих обрядов, даже петушиный крик, которого боится вся нечистая сила, ему не страшен. Всё это означает полное отсутствие враждебности со стороны этой силы для человека. Он проявляет себя, как доброжелательный к людям хозяин дома, но защищает в первую очередь не только ваше жильё, а больше всего ауру окружающего пространства. Одна из его работ – это очищать дом от отрицательной энергетики, которую человек приносит с собой извне. Но если домовой ещё молод, силы не набрал, а работы много, он начинает слабеть и тогда дом приходит в упадок.

Очень часто домовой может приходить в дом и по своему желанию и притягивает его туда в первую очередь, характер людей. В доме, где живут работящие люди, и домовой такой же: следит за хозяйством, не даёт случиться пожару, незримо будит хозяев в момент опасности. Если же хозяева ленивые, то и домовой не особо старается притянуть в дом богатство и прибыль. Хороший домовой в доме, хозяева с ним ладят, тогда будет здесь богатство, счастье, спокойствие и беды будут обходить такой дом стороной.

Если вы хотите подружиться с вашим домовым никаких посредников вам не нужно, просто постарайтесь найти с ним общий язык, узнать его привычки, разговаривайте с ним и будьте уверены, он вас внимательно слушает. Ваше признание, является для него большим и радостным событием. Ну а если домового у вас нет, мы советуем пригласить его в дом. Ведь там, где он живёт, больше порядка, достатка, а в семье – лад.

И до тех пор, пока существуют такие знания, мы верим, что возможно ещё не всё потеряно для нас в отношении старых традиций, может быть, кое-что мы ещё можем возродить, не забыть тот язык общения с силами теневого мира, который создавали наши предки.

Литература

  1. Баркова А., Алексеев С. Верования древних славян / Энциклопедия: Религии мира. – М.: Аванта Плюс. – 1999. - 704 с.
  2. Волошина Т.А., Астапов C.Н. Языческая мифология славян. -  Ростов-на-Дону, 1996.
  3. Горячева Т. Расселение, обычаи и верования восточных славян в древности / Энциклопедия: От древних славян до Петра Великого. – М.: Аванта Плюс. – 1999.  – 687 с.
  4. Ключевский В.О. Курс русской истории (соч. в 9 томах),  - М.,  - 1987. Ключевский В.О. Исторические портреты. - Москва, - 1990.
  5. Кожевников Л.А. Славянские языческие Боги, духи и нечистая сила. - Казань,  - 1994.
  6. Культурология: Учеб. пособие для вузов / Под. ред. проф. А.Н. Марковой. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 319 с.
  7. Лесной С.  Откуда ты, Русь? - Ростов-на-Дону, -  1995.
  8. Рыбаков Б.А.Язычество древних славян. – М., - 1997.
  9. Семёнова М. Мы - Славяне!. -  Cанкт-Петербург, - 1997.
  10. Сидельченко В.Н.  В мире легенд и мифов. - Санкт-Петербург,  - 1998. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: www.КМ.ru
  11. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия: десятое издание. 2006.
  12. Фамицын А.С.  Божества древних славян. –С.-Пб, - 1995.
  13. Энциклопедия славянской мифологии. М. : Астрель,  - 1996.

Источники

http://relax.ru/post/41289/zagadochnye_sushhestva__domovye_8_fototekst.html

http://works.doklad.ru/view/0xdbz0mKzEc.html

http://www.licey.net/myth/book2/duhi

http://ne-jit.narod.ru/shc/dops/reports35.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")

Игра для повторения темы " Африка" 7класс...