"Зачем нужны выборы" (урок по избирательному праву для 10 класса).
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Конспект урока для 10 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachem_nuzhny_vybory_konspekt_uroka.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по избирательному праву

в 10 классе

«Зачем нужны выборы»

                               

                                                           

                                                               

Зачем нужны выборы.

Цели: 

- образовательная: изучить различные избирательные системы, выяснить, как проходят выборы по пропорциональной, мажоритарной, смешанной системах;

- воспитательная: способствовать формированию потребности социально-активного поведения личности;

- развивающая: продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения.

После изучения темы учащиеся должны: 

-  знать, что понимается под избирательным правом и избирательной системой;

- знать, какие существуют формы участия граждан в политической жизни страны;

- понимать роль электората в выборах.

Форма урока - групповой коллоквиум.

Основные понятия: выборы, референдум, электорат, избирательная система, избирательное право.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

 

1. Мотивация

2.Целеполагание, определение прогнозируемых результатов.

   3.Предоставление информации.

   4.Групповой коллоквиум.

   5.Рефлексия. Выбор собственной позиции об участиях в выборах.

МОТИВАЦИЯ

  Прочитайте название темы “Выборы нужны ...” и поставьте в конце предложения нужный, по вашему мнению, знак препинания (“.”; “?”; “...,но...”). Выбранные знаки записываются на карточках в каждой группе. Результаты выполненного задания (количество выбранных знаков) вывешиваются на доске по каждой группе отдельно.

“.” – уверен (а) в необходимости выборов;

“?” - плохо понимаю тему, имею недостаточно знаний для определения своей позиции по этому вопросу;

“.. .,но...”- считаю, что выборы нужны, но есть трудности или препятствия для объективного участия в выборах.

 Разные знаки, выбранные учащимися, показывают, что эта тема до сих пор обсуждается и вызывает споры, поэтому следует рассмотреть ее в ходе урока.

Учащимся предложено разделиться на группы в соответствии с выбранными знаками.

ЭТАПЫ УРОКА

Работа над понятиями

1. Группы предлагают друг другу дать объяснение следующим терминам: выборы, референдум, электорат, избирательное право, процедура, избирательная система.

2. Каждой группе выдаются карточки с высказываниями известных людей, в которых пропущено одно слово.

            Задание: 

  1. Вставить пропущенное слово, которое, по вашему мнению, должно быть в данном предложении;
  2. Подумайте, почему это слово? Как оно связано с темой выборов?
  3. Свяжите с Конституцией РФ.

Группы предлагают свои варианты ответов с обоснованием своей позиции. Делают вывод, что все эти термины отражают политические права личности, особенности участия народа в управлении страной.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Вступительное слово учителя:

     Выборы - центральный институт демократического государства. Выборы - это проверенный временем способ обретения властью доверия и поддержки народа. Во время выборов или референдума власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки, чтобы подать голоса за своих представителей в органах власти.

     Никто не вправе контролировать волеизъявление избирателя, принуждать его приходить на избирательный участок. Но чем активнее и сознательнее участвует в выборах население, тем скорее и лучше решает сложные проблемы страна, тем устойчивее экономическое, социальное, политическое развитие.

Нам необходимо узнать:

      - типы избирательных систем;

      - что включает в себя избирательное право;

      - зачем нужны выборы.

ГРУППОВОЙ КОЛЛОКВИУМ

Задание № 1

   Группам раздаются тексты о типах избирательных систем, об избирательном праве - они должны проанализировать, выбрать необходимую информацию, выделить сильные стороны и слабые, рассказать, и ответить на вопросы других групп.

Выводы: учащиеся подводят итоги об избирательных системах, о реализации избирательного права в России

Задание № 2 

 Интерактивное упражнение - “Выборы через призму политической карикатуры”

Группам надо:

      - рассмотреть предложенные политические карикатуры. Выбрать одну - две, которые, как им кажется, отражают самые актуальные проблемы, связанные с выборами.

     - ответить на вопрос: “Какую роль могут играть образовательные учреждения в реализации политических прав в будущем, а именно право избирать и быть избранным по достижению 18-и лет, в решении проблем, на которых заостряет внимание политическая карикатура.

Группы предлагают свои варианты ответов с обоснованием своей позиции.

РЕФЛЕКСИЯ

    Предлагаются группам высказывания известных людей о выборах. Необходимо составить свое собственное определение, которое, по вашему мнению, соответствует современному представлению о выборах, и высказать свою позицию: “Зачем нужны выборы?”

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Работа над понятиями

Карточка № 1

“А если, однако, и Сократ, при всей высоте своего личного ... не был, однако, в своей отдельности вполне, или совершенно, человеком, если и он нуждался в восполнении, то конечно, не от гражданства или отечества своего, которое окончательно наполнило ему только чашу с ядом, а от чего-то другого” - В. Соловьев (достоинство)

Карточка № 2

“Но когда мыслители XVII века провозгласили естественную свободу человека, то их христианской традиции вместе с этой свободой родилось требование гражданского…” - В. Янков. (равенство)

Карточка № 3

“Свобода человека и … поступать по его собственной воле основывается на том, что он обладает разумом, который в состоянии научить его этому закону, по которому он должен собой управлять” - Джон Мильтон (свобода)

2. Задания группового коллоквиума

1. Так называемая пропорциональная система, предполагает голосование по партийным спискам. Внутри этой системы возможны следующие варианты: а) когда избиратели голосуют просто за группу людей, представляющих партию и предложенных ею; б) когда избиратели имеют право отдать предпочтение кому-либо в списке или, правда, в редких случаях, предложить своих кандидатов.

Эта система имеет как свои преимущества, так и свои недостатки, так как в представительном органе благодаря ей могут быть достаточно широко представлены меньшинства. С другой стороны, избираются, как правило, лидеры партий, не имеющие прямого отношения к данному региону, не живущие в нем, а, следовательно, нарушается принцип взаимозависимости между выборщиками и избранными.

2. Вторая система — мажоритарная, предполагает, что партия (или блок партий), чуть-чуть опередившая других на выборах, получает абсолютное большинство в представительных органах. Какие противоречия скрывает в себе данная система? Во-первых, партия или блок, получившая на выборах 49% голосов может быть вообще не представлена в парламенте, то есть, значительная часть населения оказывается отторгнутой от возможности через своих представителей оказывать влияние на жизнь страны. Однако, с другой стороны, результатом подобных выборов является очень стабильное, устойчивое
правительство.  Важным достоинством данной системы является то, что существует тесная связь между депутатами и избирателями, поскольку округа одномандатные и каждый депутат представляет свой округ. Кроме того, поскольку в каждом округе избирается только один кандидат, большое значение имеет его личность. Поэтому партии подбирают личности, популярные в том или ином округе. Но эти люди могут быть недостаточно компетентны в решении проблем общенациональных, общегосударственных. Поэтому могут страдать интересы государства в целом.

Избирательная система в России

Что касается системы голосования, которая применялась в России в декабре 1993 года, то было отдано предпочтение смешанной системе:

1. Партии получили стимул для создания блоков.

2. Каждый округ имел своего представителя.

3. Выдвигались в одномандатных округах независимые кандидаты.

4. Использовался избирательный порог в 5% голосов для тех партий, которые хотели получить представительство в общефедеральном округе.

5. Кроме того, для регистрации партии, могущей выставить своего кандидата на выборах, и для независимых кандидатов был использован ещё и избирательный порог: 100 тыс. подписей для партийного списка, 1% от количества избирателей для отдельного кандидата. Сбор подписей должен был быть рассредоточен по семи различным округам.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что многопартийные выборы способствовали быстрому "взрослению" политических партий и организаций страны. Благодаря им накапливался опыт участия в демократических выборах населения. Без приобретения навыков, без умения делать выбор мы не сможем стать частью цивилизованного мира. Это та политическая школа, которую должен пройти каждый гражданин. Отдавая предпочтение тому или иному кандидату, той или иной партии, он делегирует ему право выражать и защищать свои собственные интересы.

Выборы следует понимать не просто как механизм функционирования государственной системы; при демократии - это важнейшая предпосылка превращения согласия граждан в полномочия правительства. Конкурентность, периодичность, представительность, гласность, подотчетность - все это неотъемлемые черты демократического развития.

Избирательное право

1. Людям издавна свойственно выбирать. Вообще способность останавливаться на чем-то одном из нескольких вариантов — почтеннейшее качество человеческих существ, во многом определившее их дальнейшую судьбу.

Уже на первобытно-общинной стадии исторического развития человечества выборы играли не только сугубо бытовую, но и общественную роль. На общих собраниях (сходках) выбирались предводительницы и позже — предводители. Тогдашние выборы были своеобразной зарницей демократии — первобытной по своему характеру.

Настоящий демократический “взрыв” произошел в античные времена в Афинах (годы правления первого стратега Перикла — 443—429 гг. до н.э.). В результате реформ Солона и Клисфена общим для афинян стало уважение законов, достаточно активное и сознательное участие в политической жизни, в частности в формировании органов власти путем выборов.

С тех пор в мировой истории наблюдается развитие и совершенствование демократии как политического режима, который оказался наиболее перспективным на большей части земного шара, о чем свидетельствует нынешняя политическая карта мира.

     Демократия — сложнейшее общественно-политическое явление, у нее много признаков, среди которых чрезвычайно существенны такие, в частности, как свободные и честные выборы, подчинение меньшинства большинству (правило большинства). Власть при демократии выборная, избранная. Именно реальностью политических выборов демократия отличается от разного рода диктатур (пролетариата, партии, вождей — “спасителей нации”).         Выборы в России — это действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти, предусмотренных Конституцией РФ. Граждане России избирают Президента РФ, депутатов Государственной Думы. Они голосуют за депутатов органов государственной власти республик, краев, областей и иных субъектов РФ. Не забывают они выбирать и тех, кто работает в органах местного самоуправления (в городах, районах, поселках и т. д.). В случае необходимости участвуют в референдуме — всенародном голосовании граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.

 

2. В Российской Федерации разработаны и приняты законы, призванные регулировать процесс выборов гражданами России лучших людей в органы власти. В статье 3 Конституции сказано, что “высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы”, а статья 32 утверждает: “Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме”.

     Конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления подкрепляется Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”. Его статьи защищают права россиян на всех стадиях избирательного процесса: при составлении списков избирателей, выдвижении кандидатов, во время предвыборной агитации и т. д.

Поскольку каждый орган власти имеет свои особенности, по каждому важному избирательному процессу приняты отдельные законы. Так, выборы главы нашего государства регулирует Федеральный закон “О выборах Президента Российской Федерации”, а выборы парламентариев — Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”. Есть Федеральный закон “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”, и, наконец, референдумы проводятся в соответствии с Федеральным законом “О референдуме Российской Федерации”.

3. До 18 лет люди — дети. Так гласят Конвенция  ООН о правах ребенка и Семейный кодекс РФ. Поэтому в выборах они участвовать не могут. Но как только человеку исполнится 18 лет, тут уж не следует медлить с явкой на избирательный участок.

     Итак, участвовать в голосовании в России имеет право гражданин, которому к моменту голосования исполнилось 18 лет, который не признан недееспособным по суду и не находится в местах лишения свободы по приговору суда. Это и есть избиратель, т. е. гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Кто им обладает, тот имеет право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. А пассивное избирательное право — это право граждан РФ быть избранными в эти же органы. Разница между данными правами существенная. Пассивное избирательное право в большей мере, чем активное, подразумевает возрастной ценз (например, в Государственную Думу может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года, а на должность Президента РФ — 35 лет) и ценз оседлости (Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий в России не менее 10 лет).

    При выборах в Государственную Думу и Президента РФ избиратели голосуют на избирательных участках, а организуют выборы, контролируют их законность и подсчитывают голоса избирательные комиссии: участковые —> территориальные (районные, городские) —>окружные (при выборах Президента отсутствуют) —> субъектов РФ —> Центральная избирательная комиссия.

4. Демократические выборы проходят на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в выборах добровольно. Нарушать эти принципы никому не дано.

Предоставляются извлечения из Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”

Практические выводы

1. Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть.

2. При выборе Президента целесообразно знать хотя бы в общих чертах его предвыборную программу: как он оценивает положение дел в стране; какие общественные проблемы считает приоритетными; как собирается их решать; в чем видит основной результат реализации программы; насколько реалистичны и гуманны заявленные в ней позиции. Сопоставление полученной информации со своими собственными взглядами, потребностями и ожиданиями позволит определить наиболее приемлемый для себя вариант. Далее необходимо на основе биографических сведений выявить и оценить личностные качества потенциального лидера. Критерием оценки может служить положение главы 4 Конституции РФ, раскрывающее роль Президента как главы государства.

3. Чтобы осознанно проголосовать за тот или иной партийный список (по пропорциональной системе), целесообразно получить общие сведения о деятельности различных партий: каковы их идейно-политические ориентации; гуманистичны ли они; баллотировалась ли партия прежде в Государственную Думу, кто из ее представителей заседал в парламенте, как проявила себя партийная группа. Далее аналогично предложенному ранее определяется и оценивается суть предвыборной партийной программы.

4. При выборе кандидатов по мажоритарной системе желательно принять личное участие во встречах с ними. На встречах целесообразно определить: насколько глубоко и полно осведомлен кандидат о положении дел в округе;  какие проблемы по улучшению жизни людей собирается решать, и какими путями; эффективны ли они. Следует также выяснить, обладает ли кандидат необходимыми для выполнения своих предвыборных обещаний и защиты интересов избирателя качествами (компетентностью, решительностью, целеустремленностью, порядочностью, человечностью, обязательностью, готовностью брать на себя ответственность).

5. Выборы, как вы знаете, являются одним из существенных признаков демократии. Через выборы народ (в лице избирателей) вручает своим представителям право на осуществление власти. Тем самым реализуется представительная форма участия граждан в политике. Однако представительство народных интересов может быть осуществлено только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избирательной системы.

Документ

Из Федерального закона “О политических партиях”  Статья 36.

Кто и как участвует в политическом процессе

   Все граждане России, достигшие 18 лет, обладают правом избирать своих представителей во власть. Право быть избранным депутатом Государственной Думы наступает лишь в 21 год. А Президентом страны можно стать, лишь достигнув 35 лет, и при этом необходимо проживать в России не менее 10 лет.

   Практика показывает, что в каждой стране политическая система строится именно с помощью такого регулирования. Не является исключением и Россия. С момента первых парламентских выборов (1993) законодательство, определяющее право участников политического процесса и правила политического участия, менялось, отражая накопленный опыт и реагируя на вскрывшиеся проблемы. Основные изменения касались двух ключевых пунктов: кто имеет право участвовать в политическом процессе и на основе, какой избирательной системы?

   Чтобы очистить политический процесс от организаций, не представляющих никого, кроме самих организаторов, Государственная Дума на выборы 2003 г. допустила лишь те организации, которые прошли новую регистрацию, т. е. подтвердили наличие в своих уставах и  программах собственно политических целей, необходимое | количество членов (не менее 10 000 для партий) и региональных отделений (более чем в половине субъектов Федерации).

    На выборы в 2007 г. допущены только политические партии, имеющие в своем составе не менее 50 000 членов и региональные отделения в более чем половине субъектов Федерации. Кроме того, выборы в Госдуму с 2007 г. проводятся не по смешанной, а исключительно по пропорциональной системе. Это значит, что индивидуальные кандидаты, ранее избиравшиеся в 225 одномандатных округах, больше не составляют половину Госдумы. Весь ее состав формируется исключительно партиями, которые на выборах набрали не менее 7% от всех пришедших голосовать избирателей.

    Можем ли мы допустить, чтобы нами управляли случайные люди или те, кто будет действовать в узкокорыстных интересах? …

  3. Интерактивное упражнение - “Выборы через призму политической карикатуры”

 

Рисунок 1

 

Рисунок 2

4. Высказывания известных людей о выборах

“Все диктатуры в истории отвергали принцип политического выбора как таковой, и все то в политике, что в той или иной степени допускало свободное волеизъявление при формировании власти, или решении иных краеугольных государственных проблем, было либо зачатком демократии, либо ее непосредственным проявлением” (Л. Мизес, австрийский экономист).

“Избранность народом еще не гарантия непогрешимости. Не стоит преувеличивать значимость происшедших на вершине власти перестановок. На смену структурам, штат которых назначался “сверху”, пришли структуры, в которых политики избраны народом. Разница лишь в источнике получения власти, а не в ее природе” (В. Борисов, политолог).

Природа демократии такова, что она заставляет народные |массы не подпускать выдающихся людей к власти, а эти последние, движимые не менее сильным природным чувством, бегут от политической карьеры, где трудно оставаться самим собой и идти по жизни, не оскверняясь. Именно эта мысль так откровенно была высказана американским судьей Кентом. Этот известный человек, воздав хвалу тому пункту конституции, по которому исполнительной власти отводится роль судей, сказал: “Можно предположить, что люди, наиболее достойные занять должностные места, обладают слишком сдержанными манерами и следуют слишком строгим принципам, чтобы иметь когда-либо возможность собрать большинство голосов на выборах, которые будут проводиться на основе всеобщего избирательного права”

(А. де Токвиль, историк и социолог).

Список использованных источников

   1.Книга для учителя. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке.

   2.Обществознание. Учебник для 10 класса. Л. Боголюбов.

   3.Школьный словарь по обществознанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса "Основы избирательного права" 9 класс

Вопросы избирательного права включены в обязательный минимум содержания обществоведческого образования, отражены в программах и учебниках по обществознанию. Однако эти вопросы  представлены не полно, ...

Урок "Избирательное право" (9 класс)

Методическая разработка (сценарий урока, раздаточные материалы) к уроку "Избирательное право" (9 класс)....

Избирательное право 11 класс

Методическая работа...

Урок в 10 классе по теме «Избирательное право», «Избирательный процесс».

Урок в  10 классе по теме  «Избирательное право», «Избирательный процесс». Цели урока:Познакомить учащихся с различными видами избирательных систем,  сущностью и принципами избират...

Конспект урока по теме " Избирательное право. Избирательный процесс" 11 класс.

Урок в форме брейн-ринга по теме "Избирателбное право. Избирательный процесс" 10-11 класс...

Тематический тест по праву для 10-11 класса "Избирательное право. Избирательный процесс."

Для профильных классов, где "Право" ведется отдельным предметом....

Беседа «Зачем нужны правила»

Беседа на тему : «Зачем нужны правила»...