ПОПС-формула:учимся формировать свои мысли
материал по обществознанию (11 класс)

Екатерина Григорьевна Шулепова

прием, используемый на уроках истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pops.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

ПОПС-формула: учимся доказывать свою позицию.

На своих уроках использую такой методический прием как  ПОПС-формула. Данный прием помогает учащимся  обучится высказывать свои мысли. При помощи этого приема  можно  проконтролировать качество усвоения учебного материала учащимися по истории и  обществознанию. Также  этот прием можно использовать и на  других уроках, но необходимо его несколько изменить.

 ПОПС-формула позволяет учащимся справиться с написанием эссе, развитием письменной и устной речи.

Что  же такое формула ПОПС?

ПОПС формула, разработанная профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР, представляет собой:

  • интерактивный прием обратной связи. Ее составные части позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал. В отличие от тестовой формы контроля, в которой часто присутствуют случайности, интуиция или вовсе удача, данная формула выявляет более наглядно существующие пробелы в знаниях учеников, причем по существу.

данный прием может стать отличным инструментом построения дискуссии. Он позволяет построить свое выступление кратко, лаконично, аргументировано, со всеми соответствующими выводами, что, безусловно, вызывает интерес у одноклассников и побуждает их к деловому спору. Незаменимой ПОПС формула становится и при подготовке ответственного и «дорогого» в плане получения баллов эссе во время написания части С9 ЕГЭ по обществознанию. Освоив ее суть, выпускники смогут намного легче справиться с подобным заданием.

приема в повседневной и подготовительной к экзаменам практике в нашей статье.

Что такое формула ПОПС?

ПОПС формула, разработанная профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР, представляет собой:

  • интерактивный прием обратной связи. Ее составные части позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал. В отличие от тестовой формы контроля, в которой часто присутствуют случайности, интуиция или вовсе удача, данная формула выявляет более наглядно существующие пробелы в знаниях учеников, причем по существу.
  • данный прием может стать отличным инструментом построения дискуссии. Он позволяет построить свое выступление кратко, лаконично, аргументировано, со всеми соответствующими выводами, что, безусловно, вызывает интерес у одноклассников и побуждает их к деловому спору.
  • Незаменимой ПОПС формула становится и при подготовке ответственного и «дорогого» в плане получения баллов эссе во время написания части С9 ЕГЭ по обществознанию. Освоив ее суть, выпускники смогут намного легче справиться с подобным заданием.

Раскрываем секрет формулы ПОПС

Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.

П – позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

О – обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».

П – примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, - «Например…», «Я могу доказать это на примере…».

С – следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».

Примеры использования формулы ПОПС на практике

1. Урок истории по теме «Россия во второй половине 19 века».

На мой взгляд, отмена крепостного права в России была необходимо.

Потому как оно препятствовало развитию всех сфер жизни общества.

В качестве доказательства есть яркие примеры. Во-первых, Россия существенно отставала от других мировых держав по уровню жизни населения. Во-вторых, Россия позорно проиграла Крымскую войну.

Таким образом, я делаю вывод, что эта реформа была жизненно необходима. Она сыграла большую роль в истории России, дав мощный толчок к великим преобразованиям в 60-годах 19 века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру

Урок проводится во 2 классе по программе Б.М. Неменского. Данный урок приурочен ко Дню космонавтики....

Будь внимателен к своим мыслям, они начало поступков.

Классный час по теме "Будь внимателен к своим мыслям: они начала поступков". Цели: воспитывать в детях осознанную потребность жить и трудиться для ближнего; научить различать эгоистические и альт...

мастер-класс по теме "ФГОС через призму своего опыта: формируем метапредметные и личностные результаты"

Данный мастер-класс содержит  теоретический материал о классификации результатов ООП и практический материал по построению заданий в формате ФГОС...

Учить детей ясно, правильно излагать свои мысли

 Мало кто из родителей задумывается над проблемой развитием речи у своих детей. А ведь известно:  тот, кто хорошо говорит, лучше учится по всем предметам....

Как формировать у учащихся ответственность за свою жизнь посредством изучения наиболее подходящих тем по русскому языку.

Исследуются некоторые наиболее благоприятные темы для достижения заявленной цели. Разбираются некоторые фишки, дается несколько рекомендаций практического характера. В целом работа изложена не столько...

«Успешные практики использования образовательных технологий, формирующих активность и ответственность учащихся за свою учёбу, обеспечивающих включение в учебную деятельность обучающихся с разным уровнем подготовки и мотивации ( технология деятельностно

laquo;Успешные практики  использования образовательных технологий, формирующих активность и ответственность учащихся за свою учёбу, обеспечивающих включение в учебную  деятельность обучающи...

Упражнения по обучению последовательному изложению своих мыслей при реализации творческого задания

дидактический материал по обучению детей сочинять сказки и рассказы...