Международная защита прав человека 10 класс Обществознание
презентация к уроку по обществознанию (10 класс)

Международная защита прав человека 10 класс Обществознание

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Международная защита прав человека 10 класс Составитель: Сафаралеева Юлия Уразмухаметовна

Слайд 2

План урока: Повторение ранее изученного материала А) Процессуальное право (повторение + задание) Б) Гражданский процесс (повторение + задание) В) Арбитражный процесс (повторение + задание ) Г) Уголовный процесс (повторение + задание) Д) Административная юрисдикция (повторение + задание ) Е ) Конституционное судопроизводство (повторение + задание) Изучение нового материала: А ) Защита прав и свобод человека средствами ООН Б) Европейская система защиты прав человека В) Проблемы отмены смертной казни Г) Международные преступления и правонарушения Д) Полномочия международного уголовного суда Е) Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека 3 . Задания для закрепления и рекомендации

Слайд 3

1.Повторение ранее изученного материала А) Процессуальное право определяет правила реализации и защиты материальных прав. Следовательно, материальные нормы определяют, какие именно права и обязанности у нас есть, а процессуальные – каким образом мы сможем защитить наши права , если кто-то не исполняет своих по отношению к нам обязанностей. Дорогие ребята, мы с вами начали изучать главу III «Правовое регулирование общественных отношений». В начале работы со слайдовой презентацией напишите в тетрадях тему и цель урока: изучение особенностей международной защиты прав человека. Оформление в тетрадях продолжаем: свой план по презентации и запись выводов, терминологии. Выполнение д/з и работа на сайте решу ЕГЭ.

Слайд 4

Процессуальное право Повторение ранее изученного материала Задание №1 ГРУППА ОТРАСЛЕЙ ПРАВА ОТРАСЛИ ПРАВА ... право Конституционное право, гражданское право, трудовое право, административное право, экологическое право, семейное право и др. Процессуальное право Гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право и др.

Слайд 5

Гражданский процесс Повторение ранее изученного материала Гражданско-процессуальное право регулирует рассмотрение гражданских дел в суде, в том числе порядок и последовательность процессуальных действий, права и обязанности участников процесса. Задание №2. Соотнесите процессуальные действия и виды процессов, в рамках которых могут быть осуществлены данные процессуальные действия. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ ВИД ПРОЦЕССА А) Предъявление иска 1) уголовный Б) Издание судебного приказа 2) гражданский В) Вынесение приговора Г) Возбуждение исполнительного производства Д) Проведение обыска

Слайд 6

Арбитражный процесс Повторение ранее изученного материала Арбитражный процесс – это процесс прохождения дел в арбитражных судах. Его цель – рассмотрение и разрешение экономических споров, споров в области бизнеса и других дел, отнесённых к компетенции арбитражных судов.

Слайд 7

повторение + задание Задание №3 Установите соответствие между функциями судопроизводства и видами, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ФУНКЦИИ СУДОПРОИЗВОДСТВА ВИДЫ СУДОПРОИЗВОДСТВА A) защита личности от необоснованного обвинения Б ) изобличение подозреваемого, 1 ) уголовное судопроизводство обвиняемого в совершении преступления B ) разрешение экономических споров 2) арбитражное судопроизводство Г) принятие решения о виновности обвиняемого судом Д) защита прав субъектов хозяйствования

Слайд 8

Уголовный процесс и Административная юрисдикция Повторение ранее изученного материала Уголовный процесс – это упорядоченная уголовно-процессуальным кодексом деятельность специально уполномоченных на то субъектов, направленная на установление события преступления, лиц, виновных в его совершении, а также принятие всех предусмотренных законом мер для их наказания в соответствии с уголовным законодательством. Административная юрисдикция в своем основании содержит рассмотрение и урегулирование дел об административных правонарушениях и индивидуальных дел об административных правовых спорах в порядке и объеме, которые определенны административными процедурами и административно-процессуальными нормами.

Слайд 9

повторение + задание Задание №4 Установите соответствие между видами проступков и предусмотренными за них санкциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. САНКЦИИ ВИДЫ ПРОСТУПКОВ A) взыскание неустойки 1) административные Б) лишение прав управления транспортным средства 2) гражданско-правовые B) объявление выговора 3) дисциплинарные Г) увольнение Д) возмещение убытков

Слайд 10

Конституционное судопроизводство Повторение ранее изученного материала Понятие Конституционное судопроизводство Конституционное судопроизводство- рассмотрение определенных дел в Конституционном Суде(КС). КС РФ действует на основании Конституции РФ, Конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» и Регламента Конституционного Суда. В отличие от других судебных систем Конституционный Суд РФ и соответствующие суды регионов не образуют единую вертикальную систему; Конституционный Суд РФ не является вышестоящим для региональных, не вправе пересматривать их решения. Решения всех конституционных судов не обжалуются.

Слайд 11

Конституционное судопроизводство Повторение ранее изученного материала Понятие Конституционное судопроизводство

Слайд 12

Конституционное судопроизводство Повторение ранее изученного материала Цель Конституционного судопроизводства Целью конституционного правосудия является охрана и защита конституции, обеспечение ее верховенства и прямого действия на всей территории государства, т. е. установление конституционности в обществе и государстве. Задачами деятельности КС служат обеспечение, охрана и защита основ конституционного строя, фундаментальных конституционных ценностей и достижение конституционных идеалов.

Слайд 13

Конституционное судопроизводство Повторение ранее изученного материала Судьи Конституционного Суда 1)Состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. 2)Конституционный Суд осуществляет деятельность при наличии ¾ состава. 3)Судьей может быть: гражданин РФ, с безупречной репутацией; высшим юридическим образованием; стаж-15 лет; 4)Назначение рассматривается в течении 2 недель 5)Подчиняются только Конституции РФ 6)Судья не может быть депутатом 7)Занимать государственные или общественные должности 8)Иметь практику и т.д 9)Разрешается преподавательская, научная , творческая деятельность 10)Не могут принадлежать к политическим партиям и движениям, вести агитацию 11)Возраст- от 40-70 лет, кроме председателя 12)Снимаются с должности решением Конституционного Суда

Слайд 14

Конституционное судопроизводство Повторение ранее изученного материала Основные принципы Конституционного Суда Независимость судей Коллегиальность Гласность Устность разбирательства Язык судопроизводства Непрерывность судебного заседания Состязательность и равноправие сторон

Слайд 15

Конституционное судопроизводство Повторение ранее изученного материала Основные стадии Конституционного судопроизводства 1. Обращение в КС РФ. Поводом к рассмотрению дела в КС РФ является обращение в КС РФ в форме запроса, ходатайства или жалобы Основание для рассмотрения дела- правовая неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор. 2. Предварительное рассмотрение обращения Секретариатом. Обращения, поступающие в КС РФ, подлежат обязательной регистрации, после чего изучаются Секретариатом, который обращает внимание на формальные несоответствия, например: обращение явно не подведомственно КС РФ; по форме не отвечает требованиям закона; не оплачено гос. пошлиной.

Слайд 16

Конституционное судопроизводство Повторение ранее изученного материала 3 .Предварительное рассмотрение обращения судьями. По указанию Председателя КС РФ один или несколько судей анализируют обращение и дают предварительный ответ на вопрос, заданный в обращении. 4. Назначение и подготовка дела к слушанию. 5. Судебное разбирательство. Решение КС РФ принимается открытым голосованием путем поименного оправа судей. Решение КС РФ считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. 6. Вынесение постановления

Слайд 17

Повторение + задание: Задание №1 В конце 90-х годов вышел закон, согласно которому администрация предприятий обязана была увольнять работников пенсионного возраста, имевших трудовой стаж, достаточный для получения полной пенсии. Несколько уволенных на этой основе пенсионеров за восстановлением своих прав обратились в 1) Европейский Суд по правам человека 2) Верховный Суд 3) Арбитражный Суд 4) Конституционный Суд

Слайд 18

Повторение + задание: Задание №2 Возвращаясь с работы в 8 часов вечера, гражданин Р. начинает в квартире ремонтные работы, которые заканчиваются около полуночи, что мешает отдыхать соседям. Соседи обратились в суд. Этот спор подведомствен суду 1) мировому 2) присяжных 3) конституционному 4) арбитражному

Слайд 19

Повторение + задание: Задание №3 Индивидуальное частное предприятие «Таёжные коренья и травы» предъявило иск к муниципальной аптеке по поводу нарушения условий предоставления ему в аренду помещения. В каком суде будет рассмотрен данный иск? 1) в арбитражном 2) в суде общей юрисдикции 3) в мировом 4) в конституционном

Слайд 20

Изучение нового материала Защита прав и свобод человека средствами ООН Из курсов истории и обществознания вы знаете, что в различные эпохи содержание и объём прав человека опре­делялись по-разному . Причём до начала XX в. права че­ловека регулировались только внутригосударственным пра­вом отдельных государств. В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью об­наружилась потребность в международном регулировании прав и свобод человека. Как известно, Организация Объ­единённых Наций (ООН) возникла в 1945 г., в том числе в ответ на агрессию и преступления против человечности, совершённые фашизмом в годы войны. Этим и объясняет­ся включение в число целей ООН положения о развитии и поощрении уважения к правам и основным свободам че­ловека. Функции и полномочия Организации Объединённых Наций в области прав человека чрезвычайно разнообразны. Её структурные подразделения принимают рекомендации, выносят решения, созывают международные конференции, подготавливают проекты конвенций, проводят исследова­ния, оказывают консультативную и техническую помощь отдельным странам. В ряде случаев они осуществляют и контрольные функции за соблюдением государствами — членами ООН обязательств, которые они взяли на себя по Уставу ООН и иным международным соглашениям . Главную ответственность за выполнение функций ООН по содействию всеобщему соблюдению основных прав и свобод человека несут Совет Безопасности , Генеральная Ассамблея ООН и действующий под её руководством Эко­номический и Социальный Совет (ЭКОСОС). В 1946 г. ЭКОСОС учредил в качестве своего вспомога­тельного органа Комиссию по правам человека. В её функ­ции с момента создания входила подготовка предложений и докладов Совету относительно Международного билля о правах человека и т.д. Одним из первых поручений Комиссии стала работа с Международным биллем о правах человека . Пакт о гражданских и политических правах закрепил принцип международного права, согласно которому фунда­ментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая периоды вооружённых конфликтов. В 1976 г . ООН был создан Комитет по правам чело­века, состоящий из 18 экспертов, которые избираются го­сударствами-участниками из числа своих граждан и обла­дают «высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека». Одной из ос­новных функций Комитета является рассмотрение докладов государств-участников о реализации на их территории прав человека и т.д. Однако в настоящее время деятельность ООН в области прав человека ещё очень несовершенна: созданная система организаций громоздка, в её работе наблюдается дублирова­ние, рассмотрение ряда вопросов из года в год переносится. Поскольку деятельность этих организаций носит сессионный характер, они не способны принимать экстренные меры в условиях кризисов. В качестве меры по разрешению этой ситуации были учреждены должности Верховного комисса­ра ООН по правам человека, а также Верховного комиссара ООН по правам беженцев, которые координируют практиче­скую работу ООН по защите прав человека в мирное время и в периоды военных конфликтов.

Слайд 21

Задания для закрепления и рекомендации: Задание №1 Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Международное гуманитарное право». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах . Задание №2 Какие структурные подразделения ООН занимаются непосред­ственно защитой прав человека? Задание №3 Перечислите международные соглашения, которые включает в себя Билль о правах человека. В чём состоит их главный принцип?

Слайд 22

Изучение нового материала Европейская система защиты прав человека Совет Европы является старейшей европейской ре­гиональной организацией. 4 ноября 1950 г . в Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 г . На основании этой Конвенции был образован Европей­ский Суд по правам человека (ЕСПЧ ), который наделён полномочиями по рассмотрению сообщений государств, от­дельных лиц, неправительственных организаций и групп лиц о нарушении их прав государствами — участниками Конвенции. Решения Суда обязательны для государств-участников, и за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы . Таким образом, созданный механизм яв­ляется, по сути дела, наднациональной властью. Сейчас, когда Россия вступила в Совет Европы и ра­тифицировала Европейскую конвенцию о защите прав че­ловека и основных свобод, российское законодательство и юридическую практику необходимо приводить в соот­ветствие с европейскими стандартами. Подобная практика предписана Конституцией РФ (ст. 15, п. 4). Защите прав человека отводится значительное место в работе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Слайд 23

Изучение нового материала Проблемы отмены смертной казни Всеобщая декларация прав человека и международные пакты, провозгласив право каждого на жизнь, не отмени­ли смертную казнь . Запрещалось выносить смертный при­говор лишь за преступления, совершённые лицами моложе 18 лет, и применять его в отношении беременных женщин. Однако это ограничение по возрасту не принято, например, в ряде штатов США. В 1983 г. Совет Европы принял Протокол № 6 (об от­мене смертной казни) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Статья 1 Протокола гла­сит: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорён к смертной казни или казнён ». Государства — участники Протокола могли лишь предусмотреть в своём законодательстве смертную казнь за действия, «совершён­ные во время войны или при неизбежной угрозе войны». Подавляющее большинство государств — членов Сове­та Европы ратифицировали Протокол № 6 и не выносят смертных приговоров или не приводят их в исполнение. Однако далеко не все страны мира согласились с этим решением и реализовали его. Дискуссия об отмене мора­тория на применение смертной казни за совершение особо тяжких преступлений в течение нескольких лет идёт и в России.

Слайд 24

Задания для закрепления и рекомендации: Задание №4 С какой целью подразделения ООН и региональные организации по защите прав человека рабо­тают с жалобами отдельных граждан ? Все ли жалобы принимаются к рассмотрению ? Почему ? Задание №5 Как организована защита прав чело­ века в рамках Совета Европы ?

Слайд 25

Изучение нового материала Международные преступления и правонарушения В понятие «международное преступление» принято включать «преступления против мира и человечности» и «преступления против международного права». Выделя­ются три вида международных преступлений : к первому относятся действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны; ко второму — военные пре­ступления (например, убийства и истязания мирного насе­ления оккупированных территорий, заложников, военно­пленных, бессмысленное разрушение населённых пунктов); к третьему — преступления против человечности. К во­енным преступлениям Статут Международного уголовного суда отнёс свыше 50 различных составов, выражающихся в серьёзных нарушениях Женевских конвенций 1949 г., а также других законов и обычаев войны, применимых в во­оружённых конфликтах международного и немеждународ­ного характера. Субъектом международного правонарушения и преступ­ления является как государство, так и индивид, даже если правонарушения или преступления совершались им как частным лицом, а не от имени государства.

Слайд 26

Изучение нового материала Полномочия международного уголовного суда Целый ряд международных преступлений был совершён в последнее десятилетие. В 1993 г. решением Совета Без­опасности ООН был создан временный Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц , ви­новных в преступных нарушениях прав человека на терри­тории бывшей Югославии . Работа Трибунала по Югославии и ряду других государств, где в ходе гражданских войн и межнациональных конфликтов совершались преступления против человечности, выявила серьёзные проблемы, напри­мер: отсутствие достаточного финансирования; нежелание ряда государств сотрудничать с Трибуналом и подчиняться его решениям. Решение о создании Международного уголовного суда и принятие его Статута — начало качественно нового этапа в развитии межгосударственных отношений и международ­ного права . Впервые со времени Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками международное сообще­ство приняло решение создать постоянно действующую высшую судебную инстанцию, которая сможет выносить приговоры всем, кто виновен в военных преступлениях и преступлениях против человечности, независимо от долж­ностного положения.

Слайд 27

Изучение нового материала Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека В основу законодательства всех стран должны лечь об­щепризнанные правовые принципы и нормы, что приведёт к созданию единого правового пространства. Создание еди­ного правового пространства — долгосрочная цель, дости­жение которой не означает, однако, полной унификации национальных систем права, но единообразный подход ц толкованию и применению согласованных международно-правовых норм. Особенно важно признание всеми государствами при­оритета международного права над внутригосударствен­ным. (У нас этот принцип закреплён в статье 15 Кон­ституции Российской Федерации.) Подобное признание будет способствовать непосредственному применению принципов и норм международного права в юридической и административной практике государств. Успешность создания глобального правового пространства зависит и от оптимизации деятельности международ­ных контрольных органов по правам человека и наделения их компетенцией выносить конкретные и обязательные ре­шения в адрес отдельных государств. Для этого государ­ствам придётся отказаться от части суверенных прав и предоставить международным органам по правам человека властные полномочия.

Слайд 28

Задания для закрепления и рекомендации: Задание №6 Что такое международное пре­ступление? Какие подобные преступления вам известны? В чём специфика судебного преследования за совершение международ­ных преступлений ? Задание №7 Каковы причины организации Международно­го уголовного суда? Задание №8 Эффективен ли по-вашему, существующий механизм международной защиты прав человека? Почему?

Слайд 29

Задания для закрепления и рекомендации: Дорогие ребята! Для эффективной подготовки и понимания материала рекомендую прослушать на сайте Российская электронная школа Урок 23, Урок 18 ( для повторения), а также решать задания на сайте РЕШУ ЕГЭ https://soc-ege.sdamgia.ru/ .

Слайд 30

Литература и интернет сайты для подготовки дз Учебник: Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват . Организации : базовый уровень / Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянов, А.В.Белявский и др. ; под ред. Л.Н. Боголюбова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. С. 312, § 29 РЕШУ ЕГЭ Обществознание // https://soc-ege.sdamgia.ru РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА // https://resh.edu.ru Данная презентация «Рыночная экономика» // Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Слайд 31

Для Журнала Материалы ( прос видео-урок) для повт .: Урок 23 РЭШ https://resh.edu.ru/ ; материалы к уроку (для написания клас . Раб. в тетр . и под. к ВПР) на https://nsportal.ru/safaraleeva-yuliya-urazmuhametovna ; § 29 (читать), С. 312 в учеб.; Д/З Работа над проектом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Международная защита прав и свобод человека"

Элективный курс "Международная защита прав и свобод человека" рассчитан для 10-11 классов в качестве профильной подготовки. Курс рассчитан на 17 часов и дает представление о международном механизме за...

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

В презентации рассмотрены вопросы: Международное гуманитарное право, ООН и защита прав человека. Европейская система прав человека....

Методическая разработка урока обществознания по теме Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени (посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста )

Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Установлен этот день был  Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года, одним из инициаторов принятия это...

Право п.29. Международная защита прав человека

Международные договоры о правах человека. Нарушения и защита прав....

Презентация "Международная защита прав человека" обществознание 10 класс

К уроку обществознание 10 класс по учебнику А. Боголюбова...

Международная защита прав человека

Реализация и защита прав человека с помощью различных международных организаций...

Права человека. Международная защита прав человека.

Презентация по курсу "Право" 10 класс. Разработана к уроку "Международная защита прав человека" раздел "Право и личность" (учебник "Право" 10 класс углубленный ...