Адаптированная образовательная программа по обществознанию для 8-9 классов.
рабочая программа по обществознанию (8, 9 класс)

Адаптированная образовательная программа по обществознанию для 8-9 классов составлена на основе программы специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, Москва «Просвещение»,2010г, выбранной с учетом особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. А также учебников: 1. Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.М. Давыдова, А.А. Николаева, Л.Н. Корпачева, Н.С. Павлова, С.В. Паршина. Обществознание: учебник для 8 класса, М.: БАЛАСС, 2013г. 2. Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.М. Давыдова, А.А. Николаева, Л.Н. Корпачева, Н.С. Павлова, С.В. Паршина. Обществознание: учебник для 9 класса, М.: БАЛАСС, 2013г. Изучение предмета «Обществознание» поможет учащимся специальной (коррекционной) школы разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях, выработать собственную жизненную позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл z.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная образовательная программа по обществознанию для 8-9 классов. Обществознание

Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по обществознанию для 8-9 классов составлена на основе программы специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, Москва «Просвещение»,2010г, выбранной с учетом особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. А также учебников: 1. Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.М. Давыдова, А.А. Николаева, Л.Н. Корпачева, Н.С. Павлова, С.В. Паршина. Обществознание: учебник для 8 класса, М.: БАЛАСС, 2013г. 2. Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.М. Давыдова, А.А. Николаева, Л.Н. Корпачева, Н.С. Павлова, С.В. Паршина. Обществознание: учебник для 9 класса, М.: БАЛАСС, 2013г. Изучение предмета «Обществознание» поможет учащимся специальной (коррекционной) школы разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях, выработать собственную жизненную позицию. Цель: создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой культуры, этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами. В содержание курса «Обществознания» включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны, что важно для формирования детей с отклонением в интеллектуальном развитии нравственных и правовых норм жизни в обществе. Большое внимание при изучении курса уделяется изучению таких понятий, как: государство, право, мораль. Ученики узнают не только понятие «государство», но и признаки, виды государственного устройства, виды и признаки власти в государстве. Происходит знакомство учащихся с правом, видами прав, правоотношениями и правонарушениями. Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья после окончания школы будет способствовать изучение Конституции Российской Федерации, основ конституционного строя, институтов власти в государстве. Кроме этого, важным является изучение прав и обязанностей граждан Российской Федерации. Обязательным является изучение основ конституционного, трудового, семейного, жилищного, уголовного и других прав. Предмет «Обществознание» включает в себя начальные сведения из целого ряда общественных наук: философии, экономики, социологии, этики, права, экологии. Умению пользоваться этими знаниями в жизни учащихся помогут размышления, критическое восприятие разнообразной информации, самостоятельный поиск решений различных проблем, возникающих в жизни человека и общества. При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Направлена на всестороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. На уроках обществознания учащиеся должны познакомиться с современной политической жизнью страны, получить основы правового и нравственного воспитания. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у учащихся специфических нарушений. В программе основными принципами являются:  принцип коррекционной направленности в обучении,  принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения,  принцип научности и доступности обучения,  принцип систематичности и последовательности в обучении,  принцип наглядности в обучении,  принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Методы:  Словесные - рассказ, объяснение, беседа  Наглядные - наблюдение, демонстрация  Практические – упражнения.  Методы изложения новых знаний  Методы повторения, закрепления знаний  Методы применения знаний  Методы контроля Занятия проводятся в классно урочной форме. Типы уроков:  Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)  Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)  Урок обобщения и систематизации знаний (повторительнообобщающий урок)  Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольнопроверочный урок)  Комбинированный урок Для контроля ЗУНов применяются тестовые, контрольные, самостоятельные работы. Настоящая программа рассчитана на учащихся 8-9 классов. Срок реализации настоящей программы 2 учебных года. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). Курс на 8, 9 класс рассчитан по 34 часа в год , 1 час в неделю и составляет 68 учебных часа. Состоит из 4 разделов:  Раздел I. Государство, право, мораль.Предполагает общее знакомство учащихся с морально-этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права, дает самые общие представления о праве и государстве. Введение в тематику государства и права связывается с этическими проблемами, что позволяет заложить целостную основу курса и избежать сухой непедагогической подачи материала. Содержание темы поможет учащемуся освоиться с мыслью, что ему предстоит самостоятельная жизнь, что ему необходимо регулировать свое поведение и нести за свои поступки нравственную и правовую ответственность.  Раздел II. Конституция Российской Федерации.Знакомит с основами конституционного устройства Российской Федерации. Эта тема дает представление о российском государстве как о целостной политико-правовой системе, готовит учеников к следующей теме, являющейся основой для всего курса.  Раздел III. Права и обязанности гражданина России. Посвящен основным правам и обязанностям гражданина России в областях, которые являются базисными в процессе социальной адаптации и общественной жизни. Данная тема носит практический характер и адаптирована к социальным и психологическим потребностям учащихся коррекционной школы. Учащиеся знакомятся с основами трудового, семейного, административного прав, правом на образование.  Раздел IV. Основы уголовного права. Знакомит с основами уголовного права, формирует у учащихся правовое самосознание, знакомит с правосудием в стране, защитой граждан. 8 класс (34 часа в год, 1 час в неделю) В 8 классе тематическое планирование представлено следующими разделами: Введение (2 часа). Понятие «Гражданин». Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции. Раздел I. Государство, право, мораль (13 часов). Что такое государство. Основные принципы правового государства: верховенство права; незыблемость прав и свобод личности. Разделение властей. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Что такое право?Роль права в жизни человека, общества и государства. Право и закон. Правовая ответственность (административная, уголовная). Правонарушение. Преступление как вид правонарушения, его признаки. Презумпция невиновности. Отрасли права. Что такое мораль? Основные нормы морали; «Золотое правило» нравственности. Функция морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности. Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни. Правовая культура человека. Естественные и неотчуждаемые права человека. Раздел II. Конституция Российской Федерации (12 часов).Конституция Российской Федерации – Основной Закон государства. Основы конституционного строя РФ. Законодательная, исполнительная, судебная власть в РФ. Местное самоуправление. Правоохранительные органы РФ. Институт президентства. Избирательная система. Гражданство РФ. Повторительно- обобщающие уроки (6 часов) Итоговая проверочная работа за год (1 час) Требования к знаниям и умениям учащихся в конце 8 класса. Учащиесядолжны знать: - Что такое государство. - Что такое мораль. - Что такое право. - Виды правовой ответственности. - Что такое правонарушение. - Что собой представляет законодательная, исполнительная, судебная власть в Российской Федерации. - Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации. Учащиеся должны уметь: - Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку. - Оформлять стандартные бланки. Календарно-тематическое планирование по обществознанию 8 класс № темы Дата Тема урока Кол-во часов Введение 1 Понятие «гражданин». 1ч. 2 Появление обычаев в обществе. 1ч. Раздел I. Государство, право, мораль 3 Зарождение государства и права 1ч. 4 Основные принципы правового государства. 1ч. 5 Понятие «право». Роль права в жизни человека, общества и государства. 1ч. 6 Отрасли права. 1ч. 7 Право и закон. 1ч. 8 Правовая ответственность. 1ч. 9 Повторение по теме «Право и закон» 1ч. 10 Правонарушение. 1ч. 11 Преступление. Признаки преступления. 1ч. 12 Презумпция невиновности. 1ч. 13 Обобщение материала по теме «Право» 1ч. 14 Понятие «мораль». Основные нормы и функции морали. 1ч. 15 Моральная ответственность. 1ч. 16 Повторение по теме «Мораль». Нравственная основа права. 1ч. 17 Правовая культура. 1ч. 18 Естественные и неотчуждаемые права человека. 1ч. 19 Обобщение материала по разделу «Государство, право, мораль». 1ч. Раздел II. Конституция Российской Федерации 20 Государственные символы России. 1ч. 21 Основной закон государства – Конституция РФ. Органы государственной власти РФ. 1ч. 22 Основы конституционного строя РФ. 1ч. 23 Законодательная власть РФ. 1ч. 24 Исполнительная власть РФ. 1ч. 25 Судебная власть РФ. 1ч. 26 Обобщение материала по теме «Разделение властей РФ». 1ч. 27 Органы местного самоуправления. 1ч. 28 Правоохранительные органы РФ. Полиция. 1ч. 29 Адвокат. Судьи. Прокурор. Паспортная служба. 1ч. 30 Избирательная система РФ. 1ч. 31 Институт президентства. 1ч. 32 Гражданство в РФ. 1ч. 33 Обобщение материала по теме «Конституция РФ» 1ч. 34 Итоговая проверочная работа за год 1ч. 9 класс (34 часа в год, 1 час в неделю) В 9 классе тематическое планирование представлено следующими разделами: Повторение (2 часа). Гражданин и гражданство. Конституция РФ. Раздел III. Права и обязанности гражданина России (20 часов).Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан.Основные конституционные права человека в Российской Федерации: экономические,социальные,гражданские,политические, культурные. Основы трудового права. Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних. Трудовая книжка. Перемещение по работе. Причины перемещения. Виды наказаний за нарушения в работе. Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником? Имущественные права и ответственность несовершеннолетних. Основы семейного права. Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение. Политические права и свободы. Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести. Право на образование. Система образования в РФ. Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям. Раздел IV. Основы уголовного права (6 часов). Понятие уголовного права. Преступления – наиболее опасные преступления. Понятия подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель и пособник. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказания, его цели. Уголовная ответственность. Принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. Прокуратура. Роль прокурора. Конституционный суд. Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка. Повторительно-обобщающие уроки (5 часов) Итоговая проверочная работа за год (1 час) Требования к знаниям и умениям учащихся в конце 9 класса Учащиесядолжны знать: - Основные права человека в Российской Федерации. - Виды правовой ответственности. - Кто такие подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель и пособник. - Наказания за совершение преступления. - Что собой представляют правоохранительные органы в РФ. Учащиеся должны уметь: - Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения. - Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти. Календарно-тематическое планирование по обществознанию 9 класс № темы Дата Тема урока Кол-во часов Повторение 1 Гражданин и гражданство. 1ч. 2 Конституция РФ. 1ч. Раздел III. Права и обязанности гражданина России 3 Конституционные обязанности граждан. 1ч. 4 Основные права человека в РФ. Гуманистическое государство. 1ч. 5 Основы трудового права. Трудовой договор. 1ч. 6 Трудовые права несовершеннолетних. Запреты на использование труда подростков. 1ч. 7 Трудовая книжка. Перемещение по работе. 1ч. 8 Виды наказаний за нарушения на работе. 1ч. 9 Обобщение материала по теме «Трудовое право». 1ч. 10 Имущественные права и ответственность ребенка до 14 лет. 1ч. 11 Имущественные права и ответственность ребенка после 14 лет. 1ч. 12 Роль семьи в жизни человека и общества. 1ч. 13 Этика семейных отношений. 1ч. 14 Права детей по семейному законодательству. 1ч. 15 Конвенция о правах ребенка. 1ч. 16 Обобщение материала по теме «Семейное право». 1ч. 17 Социальные права человека. 1ч. 18 Личные права и свободы. Жилищные права. 1ч. 19 Право на медицинское обслуживание. 1ч. 20 Право на социальное обеспечение. 1ч. 21 Политические права и свободы. 1ч. 22 Духовная свобода человека. 1ч. 23 Свобода убеждений, совести и вероисповедания. 1ч. 24 Обобщение материала по теме «Права человека» 1ч. 25 Право на образование в РФ. Система образования в РФ. 1ч. 26 Обобщение материала по разделу «Права и обязанности гражданина РФ» 1ч. Раздел IV. Основы уголовного права 27 Понятие уголовного права. 1ч. 28 Преступления. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. 1ч. 29 Понятия подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель и пособник. 1ч. 30 Уголовная ответственность несовершеннолетних. Наказания. 1ч. 31 Правоохранительные органы в стране. Суд, прокуратура. 1ч. 32 Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан. 1ч. 33 Обобщение материала по разделу «Основы уголовного права». 1ч. 34 Итоговая проверочная работа за год 1ч. Ресурсное обеспечение: 1. Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.М. Давыдова, А.А. Николаева, Л.Н. Корпачева, Н.С. Павлова, С.В. Паршина. Обществознание: учебник для 8 класса, М.: БАЛАСС, 2013г. 2. Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.М. Давыдова, А.А. Николаева, Л.Н. Корпачева, Н.С. Павлова, С.В. Паршина. Обществознание: учебник для 9 класса, М.: БАЛАСС, 2013г. 3. Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации В.В.Пиляева КНОРУС, Москва 2006. 4. Конституция Российской Федерации АСТ, Астрель, Москва 2009. 5. Никитин А.Ф. Основы обществознания. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа, 2004 6. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ,Под редакцией В. В. Воронковой. Москва «ВЛАДОС» 2010. 7. Соколов. Я В. Прутченков А.С. Граждановедение. М., 2001 8. Уголовный кодекс Российской Федерации, 2011. 9. Семейный кодекс Российской Федерации, 2011. 10.Гражданский кодекс Российской Федерации, 2011. 11.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях , 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа обучения на дому ученика 6 класса для детей с умеренной умственной отсталостью.

Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании в РФ», Приказа министерства образования и науки  РФ от 30 августа 2013г. №1015 «Об утвержден...

Адаптированная образовательная программа индивидуального обучения для учащихся 6 класса с умеренной умственной отсталостью

Адаптированная образовательная  программа для учащихся 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида с умеренной умственной отсталостью, находящихся на индивидуальном  обучении,...

Адаптированная образовательная программа "Цветоводство и декоративное садоводство", 7 класс ( для детей с глубокой умственной отсталостью)

Адаптированная образовательная программа разработана для 7 класса (класс для детей с глубокой умственной отсталостью) и включает в себя изучение учебного предмета «Цветоводство и декоративное садоводс...

Адаптированная образовательная программа по социально-бытовой ориентировке, 8 класс

Адаптированная образовательная программа по социально-бытовой ориентировке разработана для учащихся 8 класса с ограниченными возможностями здоровья. Данная программа направлена на  формирова...

Разработка адаптированной образовательной программы по столярному делу для 6 класса

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУДЛЯ 6 КЛАССА   НА 2014 - 2015г. Учитель : Самчук П.В....

Адаптированная образовательная программа по литературе для ученика 6 класса.

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе Г.С. Меркина, С.А. Зинина. Программа предназначена для учащегося 6 класса с ЗПР....

Адаптированная образовательная программа по русскому языку для 8 класса по программе под редакцией В.В. Воронковой

Рецензируемая Адаптированная рабочая программа по русскому языку  разработана в соответствии - с п.5 ст.14 Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273- ФЗ и основной адаптированной...