Деловая игра для 10-11 классов по теме: «Социальное обеспечение граждан современной России: материнский капитал: «За» и «Против»».
методическая разработка по обществознанию (10, 11 класс)

Татянюк Ирина Анатольевна

Цель:

1.изучить правовую природу материнского капитала как одной из форм поддержки семьи, материнства и детства.

 

Задачи:

 

Образовательные:

1. Углубить знания учащихся о сущности социального обеспечения граждан современной России.

2. Обобщить и систематизировать знания о новых законодательных идеях и практике их реализации.

3. Развивать умения учащихся выделять основной смысл просмотренных фрагментов видеоматериалов, давать оценку различным точкам зрения с позиций современных представлений о социальном правовом государстве.

4. Решить предложенные ситуации, пояснить ответы ссылкой на законодательство.

 

Воспитательные:

  1.  способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств обучающихся;
  2.  способствовать развитию творческой активности;
  3.  сформировать культуру общения;
  4. воспитать уважение к нормам права, сформировать правовое мышление и выработать привычки к выполнению законов.

 

Развивающие:

  1. сформировать умения и навыки самостоятельного умственного труд;
  2.  развивать умение коллективной деятельности в работе.

 

 

 

Планируемые результаты:

Личностные - уверенность в своих силах, критичность и самостоятельность

решения, целеустремленность, умение взаимодействовать с другими участниками, коллективом,

Метапредметные - формирование правового мышления, развитие логического мышления, развитие познавательной активности и самостоятельности, умение работать в команде;

Предметные - активное включение учащихся в продуктивную творческую деятельность, расширение представления о системе пенсионного и социального обеспечения в Российской Федерации.

Форма проведения: деловая игра.

 

Тип занятия: комбинированный.

 

Технология: эвристическое обучение с элементами деловой игры.

 

Методы работы:

1. проблемный

2. наглядный

3. поисковый

4. исследовательский

5. словесно-индивидуальный при эвристической беседе, ведущей к выводу

6. методы контроля, самоконтроля  и взаимоконтроля.

 

Материалы и оборудование:

  1. Компьютер, проектор/электронная доска, планшеты/телефоны.
  2. Материалы: жетоны 2-х цветов для деления на группы, сертификаты участникам, флипчарты по количеству команд.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tatyanyuk_i.a.docx44.21 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 283

Учитель истории и обществознания

Татянюк Ирина Анатольевна

Деловая игра для 10-11 классов по теме:

«Социальное обеспечение граждан современной России:

материнский капитал: «За» и «Против»».

Цель:

1.изучить правовую природу материнского капитала как одной из форм поддержки семьи, материнства и детства. 

Задачи:

Образовательные:

1. Углубить знания учащихся о сущности социального обеспечения граждан современной России.

2. Обобщить и систематизировать знания о новых законодательных идеях и практике их реализации.

3. Развивать умения учащихся выделять основной смысл просмотренных фрагментов видеоматериалов, давать оценку различным точкам зрения с позиций современных представлений о социальном правовом государстве.

4. Решить предложенные ситуации, пояснить ответы ссылкой на законодательство.

Воспитательные:

  1.  способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств обучающихся;
  2.  способствовать развитию творческой активности;
  3.  сформировать культуру общения;
  4. воспитать уважение к нормам права, сформировать правовое мышление и выработать привычки к выполнению законов.

Развивающие:

  1. сформировать умения и навыки самостоятельного умственного труд;
  2.  развивать умение коллективной деятельности в работе.

Планируемые результаты:

Личностные - уверенность в своих силах, критичность и самостоятельность

решения, целеустремленность, умение взаимодействовать с другими участниками, коллективом,

Метапредметные - формирование правового мышления, развитие логического мышления, развитие познавательной активности и самостоятельности, умение работать в команде;

Предметные - активное включение учащихся в продуктивную творческую деятельность, расширение представления о системе пенсионного и социального обеспечения в Российской Федерации.

Форма проведения: деловая игра.

Тип занятия: комбинированный.

Технология: эвристическое обучение с элементами деловой игры.

Методы работы:

1. проблемный

2. наглядный

3. поисковый

4. исследовательский

5. словесно-индивидуальный при эвристической беседе, ведущей к выводу

6. методы контроля, самоконтроля  и взаимоконтроля.

Материалы и оборудование:

  1. Компьютер, проектор/электронная доска, планшеты/телефоны.
  2. Материалы: жетоны 2-х цветов для деления на группы, сертификаты участникам, флипчарты по количеству команд.

  1. План проведения занятия

этапа

этап

Виды деятельности

обучающихся

Виды деятельности преподавателя

1

Организационный

Выбирают жетон.

 Занимают места, поделившись на 2 группы (условно: оптимисты и пессимисты).

Сообщает цели и

задачи деловой игры, правила

проведения занятия,

проводит жеребьевку.

2

Выполнение

Последовательно командами

выполняют предложенные

задания игры. Записывают свои выводы на флипчарте.

Отслеживает

время выполнения заданий каждой командой,

фиксирует выполнение заданий каждой командой.

3

Завершающий

Слушают подведение

итогов, рефлексируют,

анализируют ошибки.

Проверяет правильность

выполнения заданий занятия,

подводит итоги, объявляет результаты, награждает

активных участников.

  1. Этапы и ход деловой игры.

  1.     Приветствие. Сегодня в ходе деловой игры мы постараемся найти ответы на спорные вопросы современной социальной политики России.

Тема нашей игры: «Социальное обеспечение граждан современной России: материнский капитал: «За» и «Против»».

  1.     Главное богатство любой страны - это люди, человеческий потенциал. Снижение рождаемости и сокращение общего числа детей в России является наиболее важной проблемой социально-демографического развития государства.

Это демографическая катастрофа, которая наблюдается в России уже достаточно долгий период. Только по официальным данным, Россия ежегодно теряет около 800000 человек. Рождаемость становится проблемой существования России вообще. Уже давно политики и общественные деятели на Западе высказывают мысль, что Россия имеет достаточно большую территорию, которая не заселена в должной мере.

                Также следует обратить внимание, что в России достаточно низкий        

            уровень жизни населения. И хотя практика показывает, что в странах с

            низким уровнем жизни рождаемость выше, но Россия в этом отношении

            является исключением.

- В чём причины такого явления с вашей точки зрения?

- Какие меры поддержки со стороны государства вы знаете?

          - Назовите известные виды социальных пособий?

- Какой НПА закрепляет основные меры поддержки населения государством?

- Какова роль Конституции РФ в обеспечении поддержки населения?

 При обсуждении можно использовать материалы по ссылке: https://materinskiy-semeyniy-kapital.ru/normativnaja_baza/

  1.     Материнский (семейный) капитал - это мера государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 родился (был усыновлен) второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении (усыновлении) второго ребенка право на получение этих средств не оформлялось). «Материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки».

Исходя из этого, как вы думаете, какое из высказываний, которое вы видите на экране, наиболее подходит к определению «материнский капитал»? (слайд)

- «Материнский капитал- это инвестирование в будущее и поддержка населения»;

- «Материнский капитал - обеспечение семей воспитывающих детей»;

- «Материнский капитал - поддержка материнства и детства».

   В современном обществе есть разные категории граждан, которые нуждаются в    

    социальной защите со стороны государства. Ст. 39 КРФ такую защиту

     гарантирует и называет ее правом на социальное обеспечение.

            - Нужна ли такая социальная помощь как материнский капитал?

  1. Предлагаю вам обратить внимание на два видео-фрагмента. Учащимся предлагается видео-материал «Послания президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию»  15 января 2020 г. (https://yandex.ru/video/preview?filmId=10681802832294930733 )

 и  видео-материал из Инстаграмма А.Водонаевой

 ( https://www.youtube.com/watch?v=0yUDtRExJvc) о материнском капитале.

  1. Вашим командам даётся 6 минут для того, чтобы обсудить отношение к материнскому капиталу с учётом, что 1 команда-это оптимисты и должны привести как можно больше доводов в пользу данной соцподдержки, а 2-пессимисты – должны назвать причины, по которым следует закрыть данную программу. Свои выводы нужно оформить на флипчартах для последующей презентации.

  1. Работа в группах.

  1. Выступление представителей команд.
  2. Как мы видим, наши мнения разделились, каждая команда по своему права. Нет однозначного ответа на поставленный вопрос. В данной ситуации предлагаю вам познакомиться с документально-правовой  базой о Материнском капитале, может быть правовые знания помогут найти компромиссное решение? Для этого перейдите в сайт и познакомимся с законодательными актами. Для этого можно воспользоваться ссылкой или QR-кодом.

https://www.mos.ru/otvet-semya-i-deti/kak-oformit-materinskiy-kapital/ 

Необходимо ответить на вопросы:

  1. Кому положен материнский капитал?
  2. Когда можно получить сертификат? Могут ли отказать в выдаче сертификата?
  3. На что можно использовать маткапитал?
  4. Когда можно потратить средства из маткапитала?

На доску выводятся выводы по основным вопросам, которые школьники делают в ходе изучения и обсуждения при работе с документами.

  1. Учитывая приведенные доводы, можно резюмировать следующее: 

  материнский (семейный) капитал:

• является своевременной мерой государственной поддержки семей имеющих детей;

•является социальной инновацией современного общества, влияющей на демографические процессы;

    • является современным инвестиционным      

    инструментом, позволяющим решать ряд наиболее острых проблем семьи

    (улучшение жилищных условий, образование детей, оплата услуг

   образовательного учреждения, оплата содержания ребенка в детском саду);

         • продолжают совершенствоваться меры борьбы с незаконными действиями с

         материнским (семейным) капиталом.

Решение об использовании материнского или как еще называют "семейного" капитала надо принимать осознанно. Данный вид господдержки вовсе не халява, а финансовый инструмент. Как любая финансовая производная он требует рационального применения. В противном случае вместо блага материнский капитал может обернуться ловушкой. Прежде, чем применять его надо четко взвесить все "за" и "против" и каждая семья имеет право на собственное  осознанное решение. Для государства, чтобы увеличить рождаемость в стране, необходимо разработать комплексный подход, развивать все сферы общества, увеличить доходы населения, а для этого требуются грамотные специалисты.

                 Спасибо за активное участие в игре! Вручение сертификатов.

Список используемой литературы:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) действующая редакция.

2. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339770/c344d6b8dba0ea2caa8207ae7df09d095e242e57/

4. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. Учебник. / Издательство: М.: КноРус, 2015.

5. Пенсионный Фонд Российской Федерации / режим доступа: http://www.pfrf.ru/

6. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации / режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/.

7. Национальный университет «Высшая школа экономики» / режим доступа:

https://www.hse.ru/.

8. Министерство социально-демографической и семейной политики Москвы https://dszn.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра " Озеро жизни" . ( проводится перед изучением темы " Гидросфера"

Подготовка к игре. В классе формируется 5 групп: 1) бизнесмены ; 2) представители жителей побережий озер; 3) активисты международных экологических организаций ; 4) журналисты ; 5) ученые - эксперты...

Урок – деловая игра «Школа» по русскому языку по теме: «Повторение и обобщение изученного о местоимении» 6 класс

Сценарный план урока русского языка разработан в соответствии с требованиями ФГОСА. Деловая игра - инновационная форма урока, во время которой работают все учащиеся класса, оценивают свои знания и зна...

Открытый урок по английскому языку на тему « Социальное обеспечение» 11 класс

Знакомство  с  системами  социального  обеспечения  Великобритании  и  Соединенных  Штатов  АмерикиДальнейшее  развитие  речевой  компетенци...

Методическая разработка деловой игры в 8-9 классах на тему:"Маркетинг в современной России"

Ведущая роль урока:экономика как предмет требует от уч-ся системного представления об окружающем мире, обеспечение системности обучения, овладение грамотой культуры делового человека.Планируемые образ...

Разработка классного часа для 6 класса на тему "Социальная солидарность в современных условиях"

Одна из самых насущных проблем, стоящих сегодня перед человечеством - это проблема мирного сосуществования различных народов, культур, религиозных концессий. Одним из важнейших аспектов воспитательног...