РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 7 КЛАСС
рабочая программа по обществознанию (7 класс)

Новикова Альбина Артуровна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 7 КЛАСС ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvo_7_klass.docx55.54 КБ

Предварительный просмотр:

УМК

 Рабочая программа составлена в соответствии с:

  • примерной программой основного общего образования по обществознанию для 5–9 классов под ред. Боголюбова Л. Н. , Городецкой Н. И. , Иванова Л. Ф. , Матвеева А. И., – М.: « Просвещение», 2016;
  • авторской программы «Обществознание» (Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011 г.).
  • ООП ОУ

По учебному плану на обществознание отводится 1 час в неделю (35 ч. в год). 

Учебники рекомендованные (допущенные) Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях .

-  Обществознание 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций: под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5-е изд. - М: Просвещение 2017 - 159 с.: ил., карт.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные:

- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни

-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные:

- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные:

- познавательной:

- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

-знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

-знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

-умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; - ценностно-мотивационной:

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

- понимание значения коммуникации в межличностном общении;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Обучающийся научится:

- раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

- различать отдельные виды социальных норм; характеризовать основные нормы морали;

- критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

-раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; характеризовать специфику норм права;

- сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

- раскрывать сущность процесса социализации личности; объяснять причины отклоняющегося поведения;

- описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

- различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

- раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

- называть и конкретизировать примерами виды налогов;

- характеризовать функции денег и их роль в экономике;

- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

- использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

-обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

-устанавливать взаимосвязи между природой и человеком;

-правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности;

- определять место человека в мире;

- объяснять значение природных ресурсов в жизни общества,

-характеризовать отношение людей к исчерпаем ресурсам,

- объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы.

Обучающийся (выпускник) получит возможность:

- использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

- оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

- анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

- выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

- анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

- решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

- грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость, выполнять посильную работу по охране природы; выполнять правила личной гигиены и безопасности,

 - решать различные практические задачи

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного,  компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления  жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Глава I. Регулирование поведения людей в обществе.

     Личность подростка. Переходный возраст. Подростковый возраст – период перехода от детства к подростковой жизни (юности). Особенности подросткового возраста. Характеристика старшего подросткового возраста (период от 13 до 15 лет). Задачи подросткового возраста. Проблемы подросткового возраста. Период взросления. Противоречивость подросткового возраста. Особенности воспитания подростков. Физические изменения подростков. Факторы физических изменений подростков. Самооценка. Понятие «личность». Основные свойства психологического портрета личности: темперамент; характер; способности; интеллект; чувства; эмоции. Типы личности по темпераменту: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик. Характер человека. Способности человека. Самооценка как основа регулирования поведения личности. Роль самовоспитания в становлении личности. Некоторые методы самовоспитания: самоприказ; самовнушение; самоободрение. Выдающаяся личность. Лидер и его качества.Подросток в социальной среде. Понятие «социальная среда». Роль социальной среды для предоставления условий развития личности, удовлетворения ее культурных потребностей, контактов с другими людьми. Ближайшая и дальняя среда подростков. Семья как малая группа, пользующаяся наибольшим доверием подростков. Влияние реакции окружающих людей на поведение подростков. Общество – совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Одновременное вхождение человека в несколько групп.  Межличностные отношения – отношения в малой группе. «Мы» и «они» как обозначение двух типов отношений: «мы» – те к кому испытываю симпатию, с кем постоянно общаюсь, кому доверяю; «они» – кого не знаю, с кем не общителен и неуживчив. «Свои» и «чужие». «Другие» и «иные». Различия между «своими» и «чужими». Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. «Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих». Молодежь – большая социальная группа. Возрастные границы молодежи (от 14 до 30 лет). Младшая (до 18 лет), средняя (от 18 до 24 лет) и старшая (от 25 до 30 лет) группы молодежи. Проблемы молодежи в современном обществе: социальные, экономические, нравственные. Ценности современной молодежи.

      Подросток и закон. Юридические границы подросткового возраста. Наличие прав и обязанностей. Деление подростков две категории людей: малолетних (дети от 6 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет). Ответственность. Паспорт как юридический документ, удостоверяющий личность человека. Гражданство. Пути приобретения и смены. Гражданин. Гражданские (личные) права и свободы. Политические права граждан. Гражданские (личные) права ребенка. Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Возраст наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних. Виды наказаний несовершеннолетних. Факторы, учитывающиеся при назначении наказания несовершеннолетним.

      Образ жизни подростка. Рост факторов риска в современном обществе. Источники риска в жизни современных подростков. Одиночество. Проблемы, возникающие у человека, чувствующего себя одиноким. Причины появления одиночества в юности. Сущность подростковой депрессии. Пути решения проблем подростковой депрессии. Разнообразие подростковых обществ. Формальные и неформальные подростковые группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Молодежная одежда. Молодежная музыка.  Структура образа жизни. Досуг и отдых – составная часть повседневного образа жизни людей. Основные черты досуга: продолжительность, место и способ проведения, структура. Спортивные развлечения в образе жизни различных групп населения. Зарождение современных видов спорта. Современный спорт. Спорт профессиональный и любительский. Технические и военные виды спорта. Проблема приобщения к спорту современных подростков как путь сохранения и развития их здоровья.

         Подросток и его жилая среда. Город – особая среда обитания. Возникновение первых городов. Эволюция города. Восточный город. Римский форум. Средневековый город. Современные города. Города: малые, средние, крупные и города-миллионеры. Характеристика современных российских городов. Город и урбанизация. Качество городской жизни: стоимость питания; жилищные условия; качество жилья; связь; образование; здравоохранение; общественная безопасность; уровень наружного шума; уличное движение; чистота воздуха и воды. Влияние коренных изменений современного города и села на образ жизни подростков. Три территории обитания человека: общественная, домашняя, личная. Дом – человеческая среда обитания, переплетения человеческих отношений и связей. Факторы, определяющие выбор жилья. Эволюция жилища в истории человечества. Современное жилище. Требования к современному жилищу – дом, в котором созданы условия для гармоничного развития человека. Особенности требований к современному жилищу в разных странах и у разных категорий населения. Взаимоотношения с соседями. Уровни взаимоотношений. Влияние района проживания горожанина на качество его жизни.

Глава II. Человек в экономических отношениях.

Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики — потребители, производители.

Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.  Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.

Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Карманные деньги: за и против. Основные виды денег. Функции денег.  Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Бюджет моей семьи. Бюджет государства и семьи. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.

Глава  III. Человек и природа.

Человек — часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.

Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Экологическая мораль.

Значение земли и других природных ресурсов. Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.          

Итоговое повторение.

     

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Предполагаемое  домашнее

задание

Сроки

план

факт

Введение

1

Введение. Путешествие в мир знаний об обществе.

1

Прочитать на стр.5 Инструкцию Как работать

 с учебником

Глава I. Регулирование поведения людей в обществе.

2

Что значит жить по правилам.

1

Прочитать §1.стр.8-15

Выполнить одно задание по выбору.

3

Что значит жить по правилам.

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся.

1

Прочитать §1.стр.8-15

Стр.15. выучить Сетикет

4

Что значит жить по правилам.

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся.

1

Прочитать §2 стр.16-21. Выполнить одно задание по выбору.

5

Почему важно соблюдать законы.

Учимся читать и уважать закон.

1

Прочитать §3 стр.22-29

6

Защита Отечества.

1

Прочитать §4 стр.31-35

7

Военная служба.

1

Прочитать §4 стр.36-37

8

Для чего нужна дисциплина.

1

Прочитать §5 стр.38-47

9

Практикум по теме: «Для чего нужна дисциплина».

1

Прочитать §5 стр.38-47

10

Виновен – отвечай.

1

Прочитать §6 стр.48-55

11

Практикум по теме: «Виновен – отвечай».

1

Прочитать §6 стр.48-55

12

Кто стоит на страже закона.

1

Прочитать §7 стр.55-64

13

Практикум по теме: «Кто стоит на страже закона».

1

Ответы на вопросы стр.63

14

Регулирование поведения людей в обществе.

1

Прочитать §7 стр.55-64

15

Контрольное тестирование №1

1

Глава II.Человек в экономических отношениях

16

Экономика и её роль в жизни общества.

1

Прочитать §8 стр.66-71

17

Основные участники экономики.

1

Прочитать §8 стр.66-71

18

Мастерство работника.

1

Прочитать §9 стр.73-81

19

Практикум по теме: «Мастерство работника».

1

Стр.82

20

Производство, затраты, выручка, прибыль.

1

Прочитать §10 стр.83-91

21

Практикум по теме: «Производство, затраты, выручка, прибыль».

1

Прочитать §10 стр.83-91

22

Виды и формы бизнеса.

1

Прочитать §11 стр.91-97

23

Виды и формы бизнеса.  Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся.

1

Стр.97 подготовить интеллект карту

24

Обмен, торговля, реклама.

1

Прочитать §12

 стр98-105

25

Обмен, торговля, реклама. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся.

1

Прочитать §12

стр98-105

26

Деньги, их функции.

1

Прочитать §13 стр.105-112

27

Практикум по теме: «Деньги, их функции».

1

Прочитать §13 стр.105-112

28

Экономика семьи.

1

Прочитать §14 стр.112-120

29

Человек в экономических отношениях.(Контрольное тестирование №2).

1

Прочитать §14 стр.112-120

Глава III. Человек и природа.

30

Воздействие человека на природу.

1

Прочитать §15 стр.122-132

31

Охранять природу – значит охранять жизнь.

1

Прочитать §16 стр.132-139

32

Практикум по теме: «Закон на страже природы».

1

Прочитать §17 стр.140-149

Итоговое повторение.

33

Человек и природа. (Контрольное тестирование №3.)

1

34

Итоговое повторение. (Контрольное тестирование №4).

1

35

ПОУ: Обобщение курса «Обществознание 7 класс».

1

Стр.151

Приложение

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ВАРИАНТ  I

I часть

К каждому заданию с 1 по 12  дается 4 варианта ответов, среди которых только один верный

1.Подростковый возраст охватывает период жизни:

    1) с 7 до 15 лет:        2) с 10 до 14 лет;     3) с 11 до 15 лет;    4) с 9 до 13 лет.

2.Бескорыстная  забота о благе других людей называется:

    1) динамизм;       2) альтруизм;     3) эгоизм;         4) оптимизм.

3.Укажи лишнее слово в логическом ряду;

    1) сангвиник;         2) максималист, 3) холерик;         4) меланхолик;        

4. Основные права и свободы граждан Российской Федерации закреплены:

   1) в Трудовом кодексе;          2) в Жилищном кодексе;    

   3)в Конституции;                   4) в Гражданском кодексе.

5. Совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении и деятельности, называется:

    1) интеллект; 2) темперамент;          3) характер;          4) эмоции.

6. Малолетними по российскому законодательству считаются дети:

   1) с 6 до 14  лет;             2) с 8 до 14 лет;     3)  с 10 до 14 лет;           4) с 8 до 16 лет.

7. Гражданскими правами человек обладает:

   1) с момента рождения;        2)с 14 лет;         3)с 18 лет;               4)с 20лет.

8. Опасный для общества поступок, зафиксированный в Уголовном кодексе РФ и  

    влекущий за собой наказание, называется;

  1)преступление;          2) проступок;           3)правонарушение ;            4) ответственность.

9. К источникам риска для подростков в современном обществе относятся:

   1) наркотики;                               2)повышенный уровень шума;  

   3) крупные автомагистрали;                4) все перечисленное.

10.Катание по праздникам на собственных экипажах характерно для:

     1) современных англичан;            2) русского купечества XIX века;

     3)бушменов;                               4) современных американцев.

11.В современной России в городах проживает более:

     1) 90 % населения;  2)  30 % населения;   3) 70 % населения;  4) 50 % населения.

12.В понятие « качество жизни; входит:

  1)  уровень образования;   

  2)  уровень здравоохранения;  

  3) жилищные условия ;    

  4) все перечисленное.

II часть

1.Соотнесите имена ученых и разработанные ими проблемы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

   1) Понятие подросткового возраста                                               А) Гиппократ

   2) Понятие темперамента                                                                Б). Р. Хэвигхерст

   3) формулировка жизненных   задач   подростка                          В) Ж.Ж. Руссо

2. Соотнесите возраст человека и возникающие в связи с ним права и возможности: к  

     каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из  

     второго столбца.

   1)  6 лет                                                                 А) право участвовать в выборах в органы  

                                                                                       государственной власти;

   2) 14 лет                                                                 Б) получения паспорта гражданина РФ;

   3) 16 лет                                                                 В) выбор  для покупки игрушек;

   4) 18 лет                                                                 Г) право  трудоустройства.

3. Продолжи фразу:

     Лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не  

      исполнилось 18 лет, признаются………

4.Закончить предложение:

   Способность субъекта иметь права и обязанности, которая возникает с момента  

    рождения и прекращается со смертью, называется……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 8 класс обществознание

Рабочая программа 8 класс обществознание...

Рабочая программа 9 класс обществознание

Рабочая программа 9 класс обществознание...

Рабочая программа "Обществознание" 6 класс

Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....

рабочая программа обществознание 9 класс база

рабочая программа по обществознанию 9 класс базовый уровень Л.Н. Боголюбов...

Рабочая программа 6 класс обществознание

Рабочая программа 6 класс обществознание...

Рабочая программа 10 класс обществознание

Рабочая программа 10 класс по обществознанию...

Рабочая программа обществознание 9 класс

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса, составлена в соответствии  с федеральным компонентом государственного образовательного  стандарта основного общего образования (приказ МО и ...