Урок по обществознанию "Человек-личность"
план-конспект урока по обществознанию

Кузовлева Татьяна Юрьевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_obshchestvozaniyu.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме "Человек-личность".

Урок  проводится при   самостоятельном определении учащимися  особенностей формирования личности человека.

 Основные понятия, с которыми работают учащиеся на уроке –  это человек, индивид, личность, сознание.

Формы и методы работы: работа с понятием, работа с поиском фактов в тексте, отражающих ответ на поставленную задачу, работа по составлению кластера, работа с иллюстративным материалом.

 

Тема урока: Человек-личность. Цель урока: определение особенностей формирования личности человека. 

     Задачи:

1.научить   выделять   признаки   и   качества,   характеризующие   человека   как индивидуальность, личность;

2.продолжить   формировать   умение   делать   выводы,   работать   с   текстом (выделение ключевых слов), отстаивать собственную точку зрения;

3. воспитывать   стремление   развивать   в   себе   такие   качества,   как целеустремленность, воля, старательность, терпеливость, настойчивость – качества сильной личности.

Основные понятия: человек, индивид, личность, сознание. Учебник: Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 6е изд. – М., 2016. – 111 с. 

План урока: 

1. Понятие «личность». Качества личности.

2. Индивидуальность.

3.«Сильная» личность.

Ход урока:

I.Организационный момент (вопросы, задание):

1.Кто такой человек? Чем он отличается от животного? 

2.Что случалось с человеческими детьми, которых воспитывали животные? Почему это происходило?

3.Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек? (учащиеся отвечают, опираясь на выполненное задание с прошлого урока по наследуемым и приобретаемым признакам)

4. Докажите,   что   человек   не   только   биологическое   существо,   но   и социальное.

II. Понятие «личность». Качества личности.              

Объяснение учителя: 2500 лет назад по улицам Афин днем с фонарем в руках ходил философ Диоген и возглашал «Ищу человека. Человек, ты где?». Ивот, ведь, что странно, вокруг Диогена на этих улицах было много народа, но онпродолжал поиски человека. Он искал человеческую личность. 

Что же такое человеческая личность?

 (ученики записывают тему урока в тетрадь)       

Задание: найти на стр. 8 определение понятия «личность» (ответ: личность – это совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми).           

Объяснение учителя

Моя маленькая сестра раньше как и все маленькие детки   говорила  «Ксюша  

упала», «Ксюша хочет кушать», «Пожалей Ксюшу». Местоимение   «Я»   совсем   не   употребляла,   говорила   о   себе   в  третьем лице.    

    Теперь она в любом случае говорит о себе в первом лице: «Я хочу есть», «Я упала», «Я хочу играть», «Купи  мне сок» и т.д. Что же это означает? 

Психологи считают,   считают,   что   это   признак   развивающейся   личности, так как в результате взросления,   общения   с   другими   детьми,   человек способен отделить себя от окружающего его мира, присвоив себе решающую роль, поэтому со  временем мы говорим не «Ксюша хочет кушать», а «Я хочу кушать».        

Вопрос: может ли осознать себя животное? Кто оно есть?       

Задание: Работа с текстом (фактом)(устно): ученикам раздается текст для самостоятельной работы:  «Когда   собака   видит   своё  отражение   в  зеркале,  она думает,  что это другая собака. Но так как запаха никакого не чувствует, то быстро теряет интерес к отражению. Кстати, недавно было сообщение в новостях: в Канаде, это было в районе   Ванкувера,   вдруг   у   многих   автомобилей  стали появляться разбитые зеркала. Стали думать, что такое, маньяк какой-то завелся в городе? И вдруг кто   заметил,   что   дятел   подлетает к зеркалам и начинает их методично разбивать своим клювом. Обратились к орнитологам, орнитологи сказали, что дятел видит в зеркале своего соперника и начинает с ним  сражаться и в итоге,разбивая зеркало, его побеждает» (Сотрудник Института психологии Российской академии наук, кандидат 

психологических наук Станислав Козловский) Задача: прочитать текст и выделить в нём факты, которые указывают на то, что  

 Запись в тетрадь

                                      Сознание отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как  живет, о чем 

мечтает.

                                           

 Личность  -

совокупность   качеств     человека,   которые   приобретаются им в процессе   жизни   в   обществе,   в   деятельности,   общении   с   другими  

людьми, самовоспитания.                 

Объяснение учителя:

 Можно также указать еще несколько определений личности:

1. Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания.

2. Личность – социально и духовно развитый человек.

3.Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.

Вопросы: 

1. Будет ли правильным утверждение «Этот человек не личность?»

2.А как же узнать, сформировалась ли у нас с вами личность или нет?

По   мнению   психолога   Л.   И.   Божович,   можно   выделить   два   критерия сформировавшейся личности: Способность   к  сознательному 

1. Человека   можно   считать   личностью,   если   он   способен преодолевать собственные побуждения ради чего то другого.  (Хочу играть, но надо делать домашнее задание; хочу купить себе жвачку или мороженое, но не покупаю, так как мама просила принести сдачу домой), руководству   собственным поведением.

 2. Это   руководство   осуществляется   на   основе   осознанных мотивов, целей и принципов.           

Запись в  тетрадь (с комментированием учителя и отражением на доске): 

таким образом, каждая личность обладает: 

* Воля

* Свобода

* Разум        

Учитель обращает внимание, что если этих качеств у личности нет, то это не личность!!!

III. Индивидуальность.              

Работа   с   иллюстрациями   на  стр.   10

1. Внимательно   рассмотрите изображенных на иллюстрациях девушек.. 2.Можем ли мы утверждать, что биологически они одинаковы? 3.А чем они друг от друга отличаются?. 4.Можем ли мы утверждать, что они одновременно похожи и не похожи?. 5.Что  это  означает? (ответ:   данный   факт   означает,   что   каждая   из   изображенных девушек обладает индивидуальностью).

Составьте   словесный   портрет   каждой   девушки,   изображенной   на иллюстрациях используя для описания слова со стр. 12 (зеленое поле под знаком вопроса) (на выполнение задания отводится 34 мин.) Запись    в   тетрадь: 

Индивидуальность – это совокупность особенностей и свойств, отличающих одного человека от другого.

IV. «Сильная» личность.        

Задание (устно): рассмотреть иллюстрацию в учебнике – стр. 14 – картина Серова В.А. Петр I. 1907 г. и ответить на вопросы:  Как   вы   думаете,   удалось ли художнику передать индивидуальность каждого персонажа картины? В чем это проявлялось? 

 Слышали ли вы такое утверждение «Сильная личность»? Как вы понимаете это выражение? Какими качествами обладает сильная личность?  Можно ли стать сильной 

личностью?

 Обязательно ли для этого совершать подвиг? Задание (письменно): составьте собирательный портрет сильной личности.             Учитель обращает внимание: 

Сильная личность ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть  НРАВСТВЕННОЙ,  т.е.   свои   способности   и   положительные   черты характера   употреблять   на  ПОЛЕЗНЫЕ  для   других   людей   и  ДЛЯ ОБЩЕСТВА дела. 

Нужно уважать себя, но относиться к своим поступкам критически: чем больше о себе думает человек, тем хуже к нему будут относиться окружающие.

V. Домашнее задание: 

1) Читать параграф 1 (стр.1217)

2) Задание №2 (стр.17) – устно

3)Вопрос №4 (стр. 16) – устно 

VI. Заключение:        

 Задание: составьте предложение из рассыпавшихся слов (на 

доске учитель размещает   слова):   рождается,  существо,   как,   социальное,  как ,человек, биологическое,   развивается,   а   (ответ:   человек   рождается   как   существо биологическое, а развивается как социальное).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...