Технологическая карта урока по обществознанию 6 класс на тему "На пути к жизненному успеху"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Кравцева Светлана Николаевна

Разработка открытого урока по обществознанию в 6-л классе.Тема урока: На пути к жизненному успеху  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по обществознанию в 6-л классе.

Кравцева Светлана Николаевна

Лозовский филиал ГБОУ СОШ №3 «ОЦ»

Тема урока: На пути к жизненному успеху  

Дата проведения: 15 ноября 2018 года

Учебник: Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией  Л.Н. Боголюбов,  Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. М. «Просвещение»2016г.

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемые результаты:

  • Предметные УУД: сформулируют понятие “жизненный успех”, выведут формулу составляющих жизненного успеха; получат возможность научиться работать с текстом учебника; анализировать схемы; решать учебный кроссворд; высказывать собственное мнение, суждения.
  • Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры-действия в новом учебном материале; работают в сотрудничестве с учителем.
  • Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
  • Коммуникативные: проявляют умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
  • Личностные УУД: определяют целостный, социально-ориентированный выбор позитивного программирования своего жизненного пути.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная (устный рассказ , практическая работа), групповая, коллективная.

 Основные понятия: “жизненный путь”, “успех” “смысл жизни”.

Оборудование: мультимедийный проектор и экран , слайдовая презентация к уроку.

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Мотивация к учебной деятельности.

3. Сообщение целей и задач.

4. Практическая деятельность учащихся.

5. Осуществление контроля.

6. Осуществление коррекции.  

7.  Рефлексия , итог урока.

Ход урока.

  1. Организационный момент. 

   Учащиеся при входе в класс отрывают один лепесток ромашки, на обратной стороне которой написан номер группы, тем самым определив в какой группе из пяти они будут работать.  Учащиеся сидят по четыре человека. Один учебник на парте, рабочие тетради, ручки, дневник.

- Здравствуйте, ребята! По вашим лицам вижу, что настроение у вас хорошее. Давайте поработаем на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше.

2. Мотивация к учебной деятельности. 

Объявление темы урока.

      Видео  -  заставка к программе «В мире животных». На фоне еѐ читаю притчу:                «Однажды я наблюдала за птицами, летающими высоко над домом. Они делали большие, свободные круги, паря друг за другом. В этом было столько безграничной свободы. Они просто летали, упоенно отдаваясь полѐту. Вдруг они изменили маршрут – в какой-то момент разлетелись в разные стороны, и каждая выбрала свой путь. Перед ними не было никаких ограничений – куда лететь, куда не лететь? Не было ни тени сомненья – получится ли, смогу ли? Они просто летели. Они были абсолютно свободны в своѐм выборе. Ах, если бы человек научился жить в пространстве, ощущая себя свободным в выборе любого пути!»  

     Что мешает ему так же свободно передвигаться по жизни и идти к своей цели? Не в том ли проблема человека, что, имея возможность выбирать, он не всегда еѐ использует?  

Сегодня я приглашаю Вас к разговору, а вот на какую тему попробуйте определить сами, поможет вам в этом притча, которую я сейчас прочитала и плакат на доске. (ответы учащихся)

Правильно ребята, тема сегодняшнего урока «На пути к жизненному успеху». (Слайд 1)  

Откройте, пожалуйста, тетрадь, запишите дату, тему урока.

15 ноября  

 На пути к жизненному успеху

3. Сообщение целей и задач. 

- Ребята, поднимите руку, кто хочет быть успешным в жизни человеком?

 - Конечно, все.

 - Как  вы думаете, на какие вопросы мы ответим в рамках сегодняшнего урока, исходя из темы? (ответы учащихся) (слайд 2)

1) Что такое жизненный успех?

2) Пути достижения жизненного успеха? (составляющие жизненного успеха)

3) Как стать успешным?  

Другими словами, сейчас мы с вами будем выяснять – как стать или… быть успешным в жизни человеком!!!»  

4.  Практическая деятельность учащихся. 

     Работать нам предстоит в группах, поэтому давайте вспомним правила работы в группах. (ответы учащихся).

 Ребята, возьмите облачко, на котором  написано «Что такое успех?».  Закончите фразу, выбрав одно существительное из всего многообразия. Обсудите в группе ответ и запишите только одно Ваше предположение. Один человек из группы должен будет аргументировать Ваш выбор.  

Вывод: Все мы разные и у нас разные потребности. Для одного человека его успех – это  хорошая семья, любимая работа и преданные друзья. Для другого – это карьера и богатство. У каждого свои приоритеты и ценности.  

- Посмотрите, пожалуйста, на слайды 3.

 Кто представлен на 1 фотографии? (Юрий Гагарин, космонавт), на 2- (Владимир Путин – президент),  на следующем слайде 4 ( Евгений Плющенко – чемпион по фигурному катанию, заслуженный мастер спорта России) Юлия Липницкая  - русская фигуристка (17 лет)  чемпионка Европы 2014 года заслуженный мастер спорта, мастер спорта России международного класса).

Фронтальная работа: 

- Можно ли этих людей назвать успешными? Аргументируйте свой ответ.

- Какие качества личности позволили им стать успешными?  

  Давайте определим, какие качества помогают, а какие качества мешают на пути к успеху.  (Слайд 5) 

Дорисуйте стрелки на схеме. Красным цветом обозначь наиболее важные связи, а чѐрным – те, что мешают на пути к успеху.  

Конфликтность             Требовательность                          Трудолюбие Лень                        Удача                                Целеустремлѐнность  

                                        Путь к успеху  

Честность                               Умение                              Желание                                                 сочувствовать                  узнавать новое  

После выполнения задания спросить у учащихся. 

- Какие качества личности Вы отметили как наиболее важные и почему?

- Какие качества личности, на Ваш взгляд, мешают на пути к успеху? Аргументируйте свой ответ.  

 

Можно ли сказать, что те люди, которые не знамениты и не богаты – не успешны? (ответы учащихся)

Вывод: Конечно, нет, все мы разные и у нас разные потребности. Значит, и составляющие успеха у нас разные.  

    Сегодня мы все вместе выведем формулу составляющих  жизненного успеха. На парте у вас лежат «руки». Возьмите каждый по одной руке и под местоимением Я напишите своѐ имя. Формулу успеха постепенно будем записывать на «пальцах» руки.

    Итак, определим первое слагаемое успеха. 1 группа возьмите подсказку и прочитайте строчки из стихотворения. (слайд 6) И если цель тебе видна. Иди, не бойся оступиться, На то и жизнь тебе дана.  

- Что, прежде всего, необходимо, чтобы добиться успеха? (ответы учащихся - цель) (слайд 7) Запись на пальцах руки: цель.  

 - Какая связь существует между словами «успеть» и «успех»? (ответы учащихся…нужно стараться всѐ успевать, делать вовремя и тогда непременно будет ждать успех!)  

    Ну а теперь время опередить второе слагаемое. 2 группа возьмите свою подсказку.

 (8 слайд) Успех едва ль придет к лентяю. К успеху путь тернист и крут. А годы, быстро пролетая, Трудяг к успеху приведут.  

- Ребята, без чего успех невозможен? (без труда) ( Слайд 9) Запишем второе слагаемое в нашу формулу. Труд   -  Давайте вспомним,  что такое труд – это? (ответы учащихся). А кто нам может помочь дать точное определение этому понятию? (словарь в конце учебника). (слайд 10) 

  - Напомните, мне, пожалуйста, определение слова «человек». - Как нам известно, из предыдущих тем, человек - существо общественное, поэтому очевидно, что успеху, как правило, способствует общество, в котором живѐт индивид.  

Третья группа, вам предстоит отгадать загадки, написанные на вашем листе задания и определить следующее слагаемое успеха. (11 слайд)

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

 Ваша дружная... (семья) 

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный...(друг) 

- Кто же, ребята, помогает достичь  успеха на данном этапе  вашего развития? (ответы учащихся –  -  В связи с этим, что стоит добавить в формулу успеха? Слайд 12

( поддержка и понимание близких).

 Да, ребята, только семейное благополучие может сделать человека по-настоящему счастливым. И такие люди свой жизненный успех связывают с теплотой, зарядом положительной энергии, получаемой в кругу семьи и друзей.  

Ну, а теперь 4 группа проанализирует пословицы и назовет  следующее слагаемое успеха. (слайд 13). Назовите слагаемые, которые необходимо вписать в формулу. (ответы учащихся – здоровье и способность) (слайд 14). 

-  5 группа скажите, а когда, на ваш взгляд, для человека работа в радость? ( ответы учащихся: когда ему нравится эта работа) - Обратимся к учебнику и проверим правильность ваших суждений, возьмите свое задание  прочитайте и выполните его)  (слайд 15)   прочтите материал на (с.146-147)

 Готовимся выбирать профессию и подумайте  над ответом к вопросу на с.147:  - Как ты думаешь, стоит ли поменяться учѐному и переплѐтчику местами. Объясни почему? (Слайд 16)  

Вывод: Что же еще будет являться составляющим успеха? правильный выбор. Давайте продолжим записывать формулу успеха. (Слайд 17)  

Физминутка

5.  Осуществление контроля. 

-Ребята, посмотрите на формулу успеха и попробуйте сформулировать определение слова «УСПЕХ». (слайде 18) 

Запись в тетради: Успех – это осуществление намеченной цели, понимание и поддержка окружающих.  

6. Осуществление коррекции.  

Ребята, используя уже имеющиеся буквы, разгадайте кроссворд, в котором зашифрованы качества личности, необходимые для достижения успеха

 Разгадывание кроссворда. (звучит спокойная музыка)  

КРОССВОРД                

т

е

м

с

п

о

с

о

б

н

о

с

т

ь

е

р

т

а

л

а

н

т

м

т

е

р

п

е

н

и

е

н

х

а

р

а

к

т

е

р

 

Домашнее задание:

А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание: (слайд 21), 

§ 5 стр. 41-42, 44  вопросы, на которые нужно дома  ответить, также индивидуально для каждого лежат на парте, вложите их в тетрадь, чтобы не переписывать.  

Домашнее задание понятно?

7. Рефлексия , итог урока. 

Ребята, в начале урока мы поставили перед собой цель. (Слайд 19)

Ответить на вопросы:

1) Что такое жизненный успех?

 2) Пути достижения жизненного успеха? (составляющие жизненного успеха)

 3) Как стать успешным?

 Я тоже хочу стать успешным человеком. (слайд 20) Ребята, Вот Я, а вот успех. Подскажите мне, пожалуйста, с помощью стрелки. Как я смогу добиться успеха?

 Я ________________ успех  

Вывод. 

Успех не придѐт к вам. Вы сами должны дойти до него. Ну что ж, ребята формулу мы составили, выполнили цели урока. Ну а теперь мы сделаем первый шажочек к успеху каждый возьмите  свою руку с написанной формулой успеха и по очереди прикрепим их на плакат под названием «На пути к жизненному успеху».  

      У каждого из нас свой жизненный путь, своя дорога – длинною в жизнь. И только от нас с вами зависит – какой она будет: интересной, насыщенной, продуктивной или скучной и бессмысленной.  

А вам, друзья, хочу сказать:

 «Себе ведь надо доверять,

 И сильно верить в свой успех,

И добрым другом быть для всех.  

Идите, думайте, дерзайте.

 И о мечте не забывайте.

Мечта, как птица, сквозь года.

 К успеху путь найдет всегда!  

Ребята у вас на партах лежат голубые свитки… Возьмите их и допишите предложения… (хаотично спросить ответы, если время останется).

 (Слайд 22) Спасибо, ребята за работу на уроке и за внимание! До свиданья!            

Приложение

Правила составления синквейна.  

1 строка – одно существительное, выражающее главную  тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия  в рамках темы.  4 строка – фраза, несущая определенный смысл, выражающая отношение автора к данной теме. 5 строка – заключение в форме существительного  (ассоциация с первым словом, синоним).  

Время Незаметное, быстротечное Убегает, теряется, тянется Невозможно остановить его –  Вечность.                        

                                                     

1.Сегодня я узнал (а)________________________________ __________________________________________________ _ 2. Сегодня я задумался (задумалась)___________________ __________________________________________________ 3. Сегодня я понял (а)_______________________________ __________________________________________________ _ 4.Какую роль я выполнял (а) на уроке: слушателя, участника обсуждения главных вопросов темы (нужное подчеркнуть)  

1.Сегодня я узнал (а)_________________________________ ___________________________________________________ 2. Сегодня я задумался (задумалась)____________________ __________________________________________________ 3. Сегодня я понял (а)________________________________ ___________________________________________________ 4.Какую роль я выполнял (а) на уроке: слушателя, участника обсуждения главных вопросов темы (нужное подчеркнуть)  

1.Сегодня я узнал (а)_________________________________ ___________________________________________________ 2. Сегодня я задумался (задумалась)____________________ __________________________________________________ 3. Сегодня я понял (а)________________________________ ___________________________________________________ 4.Какую роль я выполнял (а) на уроке: слушателя, участника обсуждения главных вопросов темы (нужное подчеркнуть)  

                                                       

1.Сегодня я узнал (а)_________________________________ ___________________________________________________ 2. Сегодня я задумался (задумалась)____________________ __________________________________________________ 3. Сегодня я понял (а)________________________________ ___________________________________________________ 4.Какую роль я выполнял (а) на уроке: слушателя, участника обсуждения главных вопросов темы (нужное подчеркнуть)  

                     

 

5 слагаемое успеха                    

И если цель тебе видна. Иди, не бойся оступиться, На то и жизнь тебе дана.                    

                   

Успех едва ль придет к лентяю. К успеху путь тернист и крут. А годы, быстро пролетая, Трудяг к успеху приведут.              

                     

Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная...  

Радость делит он со мной, За меня всегда горой. Коль беда случится вдруг, Мне поможет верный...    

               

Здоровье дороже золота. Береги платье снову, а здоровье смолоду.  

Тот особен, кто на все способен. Способный человек везде дорог.      

                 

Прочитайте материал на с.146147 учебника. Готовимся выбирать профессию. И ответьте на вопрос: «Как ты думаешь, стоит ли учѐному и переплѐтчику поменяться местами?  Объясни почему.              

                                                     

Что такое успех????

Успех – это________________________

Что такое успех????

Успех – это________________________

Что такое успех????

Успех – это________________________

                                                     

Что такое успех????

Успех – это________________________  

4группа

             

1.Сегодня я узнал (а)__________________________________ 2. Сегодня я задумал ся (задумалась)__________________________ 3. Сегодня я понял (а)_____________________________________ 4.Какую роль я выполнял (а) на уроке: слушателя, участника обсуждения главных вопросов темы (нужное подчеркнуть)  

VII. Итог урока. Составляют синквейн на темы  « Счастье» или «Успех» Выполняют задание в рабочей тетради  

VIII. Рефлексия. Оценивание учащихся. Самооценка обучающихся 1.Сегодня я узнал (а)__________________________________ 2. Сегодня я задумался (задумалась)__________________________ 3. Сегодня я понял (а)_____________________________________ 4.Какую роль я выполнял (а) на уроке: слушателя, участника обсуждения главных вопросов темы (нужное подчеркнуть) Устно спросить учащихся: вначале урока мы поставили перед собой цель. Ответить на следующие вопросы: - Что такое жизненный успех? - Каковы составляющие жизненного успеха? -Я тоже хочу стать успешным человеком. Вот  Я, а вот успех? Подскажите мне, пожалуйста, с помощью стрелки. Как я смогу добиться успеха?     Я                             УСПЕХ               ВЫВОД: Успех не придѐт к Вам. Вы сами должны дойти до него.                  

Слово учителя: У каждого из нас свой жизненный путь, своя дорога – длиною в жизнь. И только от нас с вами зависит – какой она будет: интересной, насыщенной, продуктивной или скучной и бессмысленной. А вам, друзья, хочу сказать: "Себе ведь надо доверять, И сильно верить в свой успех, И добрым другом быть для всех.  

Идите, думайте, дерзайте. И о мечте не забывайте. Мечта, как птица, сквозь года. К успеху путь найдет всегда!    

 IX. Домашнее задание. Напишите  в рабочей тетради сочинение на тему «Мой жизненный путь» или  ответьте на следующие вопросы:  

1) Чего я хочу достигнуть в жизни?

2) Как я это планирую сделать?

 3) Какие знания мне понадобятся?

 4) Какие качества необходимо в себе развивать?          



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 6 классе

Тема урока

НА ПУТИ К ЖИЗНЕННОМУ УСПЕХУ

Тип урока

урок открытия нового знания

Цель урока

Создать условия для формирования у учащихся представления о понятии «образ жизни», о составляющих жизненного успеха

Образовательные ресурсы

Презентация «На пути к жизненному успеху»

План урока

1. Слагаемые жизненного успеха.                                    4. Поддержка близких – залог успеха.

2. Привычка к труду помогает успеху.                            5. Выбор жизненного пути

3. Готовимся выбирать профессию.

Личностно значимая проблема

«Человек, которому повезло, – это человек, который делал то, что другие только собирались сделать» (Бернард Шоу)                                                                                                                                                            

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа

Основные понятия

“жизненный путь”, “успех” “смысл жизни”

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

сформулируют понятие “жизненный успех”, выведут формулу составляющих жизненного успеха; получат возможность научиться работать с текстом учебника; анализировать схемы; решать учебный кроссворд; высказывать собственное мнение, суждения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество)

определяют целостный, социально-ориентированный выбор позитивного программирования своего жизненного пути.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации со взаимодействия

Универсальные
учебные действия(УУД)

I.Организационный момент

Создает эмоциональный настрой. Приветствует , проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организация рабочего места.

Фронтальная

РегулятивныеУУД: умения самоорганизции,устанавливать рабочие отношения, деловую обстановку.

II.Мотивация

к учебной деятельности

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и пытаются самостоятельно формулировать тему урока, обсуждают цели урока после прочтения притчи.

Фронтальная работа

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятиные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

III. Актуализация знаний

(Сообщение целей и задач). 

Организует беседу по вопросам:

- Ребята, поднимите руку, кто хочет быть успешным в жизни человеком?

 - Как  вы думаете, на какие вопросы мы ответим в рамках сегодняшнего урока, исходя из темы?

1) Что такое жизненный успех?

2) Пути достижения жизненного успеха? (составляющие жизненного успеха)

3) Как стать успешным?  

Другими словами, сейчас мы с вами будем выяснять – как стать или… быть успешным в жизни человеком!!!»  

Рассуждают, выказывают свою точку  зрения при ответах на поставленные вопросы  

Фронтальная работа

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

IV.Практическая деятельность учащихся. 

физминутка

Организует работу по обсуждению вопросов:

- Можно ли этих людей назвать успешными? Аргументируйте свой ответ.

- Какие качества личности позволили им стать успешными?  

  Давайте определим, какие качества помогают, а какие качества мешают на пути к успеху.

Работа в группах А теперь вам надо самим ответить, что способствует, а что мешает жизненному успеху. Ответ надо изобразить графически?

Факторы успеха: трудолюбие, сильная мотивация, хорошее образование, развитые способности, хорошее здоровье, развитые умения и навыки.

Факторы неуспеха: лень, слабая мотивация, отсутствие образования, неразвитые способности, плохое здоровье, неразвитые умения и навыки?

Предлагает выполнить упражнение на снятие напряжения.

высказывают свое мнение, рассуждают, участвуют

в дискуссии, зарисовывают схему :

ПУТЬ К УСПЕХУ

Выполняют упражнение на снятие напряжения.

Групповая

Фронтальная работа

Групповая

Личностные: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества; оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения;

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

V.Осуществление контроля

Предлагает сформулировать определение "Успех".

Формулируют определение.

 Записывают в рабочей тетради.

Групповая работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют  поиск нужной информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

VI.Осуществление коррекции

Осуществляет коррекционную работу по теме.  Используя уже имеющиеся буквы, разгадайте кроссворд, в котором зашифрованы качества личности, необходимые для достижения успеха.

Разгадывание кроссворда.

Групповая работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют  поиск нужной информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

VII.Домашнее задание

Конкретизирует домашнее задание

§ 5 стр. 41-42, 44

вопросы, на которые нужно дома  ответить, также индивидуально для каждого лежат на парте, вложите их в тетрадь, чтобы не переписывать.

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

VIII.Рефлексия. Итоги урока.

Проводит беседу по вопросам:

1) Что такое жизненный успех?

 2) Пути достижения жизненного успеха? (составляющие жизненного

 успеха)

 3) Как стать успешным?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке  

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные:

прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала