Рабочая программа по курсу «Обществознание» 5-9 класс
рабочая программа по обществознанию (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Федоров Евгений Михайлович

Рабочая программа по курсу «Обществознание» 5-9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Караваевская основная школа

Рассмотрено

 пед.советом

Протокол № 1

от    .08. 2020

Согласовано

зам.директора по УВР

И.И.Нечаева

Утверждено

Приказом директора

№     от     .08.2020

О.И.Кузенкова

Рабочая программа

по курсу «Обществознание»

5-9 класс

Программу составил:

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Федоров Евгений Михайлович.

д. Караваево

2020 год

1.Пояснительная записка

Программа разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

- примерной образовательной программы ООО;

- примерных программ по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2015;

 - авторской программы: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Программы    общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2015;

- образовательной программы ООО МКОУ Караваевской ОШ;

- учебного плана МКОУ Караваевской ОШ;

- федерального перечня учебников;

- положения о рабочей программе МКОУ Караваевской ОШ.

Актуальность.

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Программа ориентирована на УМК: 

Обществознание:  5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой – М.: Просвещение, 2015;

Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание . Рабочая тетрадь. 5 класс. - М.: Просвещение, 2015

Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой – М.: Просвещение, 2015;

Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание . Рабочая тетрадь. 6 класс. - М.: Просвещение, 2015

Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2015;

Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Просвещение, 2015;

Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой - М.: Просвещение, 2015;

Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. - М.: Просвещение, 2015;

Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева,  Е.И. Жильцова - М.: Просвещение, 2017;

Котова О.А., Лискова Т. Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. -  М.: Просвещение, 2015.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной ( в том числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.

- формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:

- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: здоровьесбережения, игровые, обучение в сотрудничестве, развивающего обучения, развития критического мышления, личностно ориентированного обучения, информационно-коммуникационные, проблемно-диалогического обучения, элементы технологии групповой проектной деятельности и др.

Формы и средства контроля.

Основной формой контроля является текущий контроль знаний, что позволяет:

- определить фактический уровень обученности обучающихся  по предмету;

- установить соответствие этого уровня требованиям Федерального  государственного образовательного стандарта общего образования;

- осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.   

Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные  работы, тестирование и т.п. в рамках урока.

Виды и формы  контроля.

Текущий контроль по обществознанию можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в месяц в форме самостоятельной работы или терминологического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, работа с понятиями, фактами и др.).

Тематический контроль по обществознанию проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания конкретных фактов и понятий. Для обеспечения самостоятельности обучающихся подбирается несколько вариантов работы.

Итоговый контроль по обществознанию проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат 2-3-х уровневые задания).

Адресность.

Рабочая  программа предназначена для обучающихся 5-9 классов. 

Логика изложения и содержание и структура рабочей программы соответствуют требованиям ФГОС.

 В рабочую программу изменения не внесены.

 2. Планируемые результаты изучения учебного курса.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками основной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

-заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.

Метапредметные:

- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1). Использование элементов причинно-следственного анализа;

2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4). Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные:

- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

- знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

-  понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

- понимание значения коммуникации в межличностном общении;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

По годам обучения

5 класс

Выпускник научится:

- использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;

- описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;

- характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;

- сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;

- выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

- характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

- давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;

- демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.

- характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;

- характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;

- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

- исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.

Выпускник получит возможность научиться:

- формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;

- описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.

6 класс

Выпускник научится:

- распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;

- характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

- различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

- применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;

- выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.

- характеризовать глобальные проблемы современности;

- раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;

- называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;

- формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;

- находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.

Выпускник получит возможность научиться:

- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

- объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

- выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.

- характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;

- показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.

7 класс

Выпускник научится:

- использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;

- на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

- критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;

- использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.

- характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;

- анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

- объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;

- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

- моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;

- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.

- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

- осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;

- использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.

8 класс

Выпускник научится:

- понимать и правильно использовать основные экономические термины;

- распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;

- объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;

- характеризовать функции денег в экономике;

- анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

- получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.

- характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;

- применять полученные знания для характеристики экономики семьи;

- использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;

- описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;

- характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;

- характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;

- давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;

- характеризовать собственные основные социальные роли;

- объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;

- извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;

- использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;

- проводить несложные социологические исследования.

Выпускник получит возможность научиться:

- оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

- анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

- выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

- наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;

- характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

- анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

- решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

- использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

- ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;

- адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.

9 класс

Выпускник научится:

- характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;

- правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;

- сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;

- описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;

- характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;

- различать факты и мнения в потоке информации.

- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;

- распознавать и различать явления духовной культуры;

- описывать различные средства массовой информации;

- находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

- видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.

- характеризовать явление ускорения социального развития;

- объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

- описывать многообразие профессий в современном мире;

- характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;

- извлекать социальную информацию из доступных источников;

- применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.

Выпускник получит возможность научиться:

- осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

- соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

- характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

- осуществлять рефлексию своих ценностей.

- критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;

- оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;

- выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи.

3.Содержание  учебного предмета

5 класс

Введение – 1 час.

Место обществознания в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук.

Тема 1. Человек – 4 часа.

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных наследственность.

Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.

Тема 2. Семья – 7 часов.

Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.        

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Тема 3. Школа – 7 часов.

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.

Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Тема 4. Труд – 5 часов.

Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

Тема 5. Родина – 8 часов.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.

Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан.

Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Знакомство с Конституцией (поиск ответа на вопрос: «Почему она является основным законом государства») – статьи о человеке, семье, образовании, труде, гражданстве, многонациональном составе.

Итоговое повторение - 2 часа

Выполнение учащимися компетентностно-ориентированных заданий.

6 класс

Введение – 1 час.

Место обществознания в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук.

Тема 1. «Человек в социальном измерении» - 11 часов

Введение. Как работать с учебником.

Человек - личность. Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо?

Сильная личность – какая она?

Человек познает мир. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты

способен.

Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека – по работе».

«Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна (основные формы

деятельности человека).

Потребности человека. Какие бывают потребности. Мир мыслей. Мир чувств.

На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду

помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха.

Выбор жизненного пути.

Тема 2. «Человек среди людей» - 9 часов

Межличностные отношения. Какие отношения называются межличностными.

Чувства – основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений. Человек в группе. Какие бывают группы. Группы, которые мы выбираем. Кто

может быть лидером. Что можно, чего нельзя и что за это бывает. О поощрениях и

наказаниях. С какой группой тебе по пути.

Общение. Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются.

Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово – серебро,

молчание - золото».

Конфликты в межличностных отношениях. Как возникает межличностный

конфликт. Семь раз отмерь… как не проиграть в конфликте.

Тема 3. «Нравственные основы жизни» - 7 часов

Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Кого называют добрым.

Доброе – значит хорошее. Главное правило доброго человека.

Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу

«нет».

Человек и человечность. Что такое гуманизм. Прояви внимание к старикам.

Итоговое повторение – 6 часов

Выполнение учащимися компетентностно-ориентированных заданий.

7 класс

Введение – 1 час.

Место обществознания в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук.

Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе. (13 ч). 

   Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

   Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

   Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

   Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

   Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

   Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

   Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 2. Человек в экономических отношениях (14 часов). 

Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни  общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.

Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.

Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.

Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое  предпринимательство  и фермерское хозяйство. Основное  организационно-правовые  формы предпринимательства.

Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.

Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и  формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.

Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.

Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы  производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства,  государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.

Тема 3. Человек и природа (4 часа). 

Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.

Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой

Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.

Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.

Итоговое повторение (2 часа). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого. Выполнение учащимися компетентностно-ориентированных заданий.

8 класс

Введение – 1 час.

Место обществознания в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук.

Тема 1. Личность и общество – 6 часов

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний

самоконтроль человека.Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества.

Основные элементы системы образования в Российской Федерации.

Непрерывность образования. Самообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и

объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Тема 3. Социальная сфера – 5 часов

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Тема 4. Экономика – 12 часов

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции

экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав

собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда

и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-

правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции

государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов.

Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы

валют. Внешнеторговая политика.

Итоговое повторение – 2 часа

Выполнение учащимися компетентностно-ориентированных заданий.

9 класс

Введение – 1 час.

Место обществознания в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук.

Тема 1. Политика  – 9 часов

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные

направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет.

Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические

ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления

правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования

гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум.

Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь

общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Тема 2. Право – 22 часа

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие

нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система

законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права.

Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и

виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав

человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам

человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии.

Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита.

Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды

гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус

несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права

и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное

правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления.

Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право

на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского

населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Итоговое повторение – 2 часа

Выполнение учащимися компетентностно-ориентированных заданий.

КТП обществознание 5 класс 2020-2021 уч. год

№ урока

Дата

Тема урока

Введение  (1 час)

1

Введение

Глава I. Человек  (4 часа)

2

Загадка человека

3

Наследственность человека

4

Отрочество — особая пора жизни.  Самостоятельность.

5

ПОУ по теме  «Семья»

Глава II.  Семья (7 часов)

6

Семья и семейные отношения

7

Какие бывают семьи

8

Семейное хозяйство

9

Как хозяйствовать по правилам

10

Свободное время.

11

Здоровый образ жизни

12

ПОУ по теме «Семья»

Глава III. Школа (7 часов)

13

Образование в жизни человека

14

Чему учит школа

15

Образование и самообразование

16

Новые возможности

17

Одноклассники, сверстники, друзья

18

Дружба в жизни человека

19

ПОУ по теме «Школа»

Глава IV. Труд (5 часов)

20

Труд - основа жизни

21

Богатство и бедность. Материальная обеспеченность

22

Труд и творчество

23

Что такое творчество

24

ПОУ по теме «Труд»

Глава V. Родина (8 часов)

25

Наша Родина — Россия

26

Что значит быть патриотом

27

Государственные символы России

28

Государственные символы России

29

Гражданин России

30

Права и обязанности граждан России

31

Мы - многонациональный народ . Многонациональная культура России. Толерантность.

32

ПОУ по теме «Родина»

Повторение (2 часа)

33

Промежуточная аттестация

34

ПОУ по теме «Человек и общество»

КТП обществознание 6 класс 2020-2021 уч. год

№ урока

Дата

Тема урока

Введение  (1 час)

1

Введение

Глава I. Человек  в социальном измерении (11 часов)

2

Человек – личность

3

Сильная личность - какая она?

4

Человек познает мир

5

Что такое самосознание

6

Человек и его деятельность

7

Основные формы деятельности человека

8

Потребности человека

9

Многообразие потребностей

10

На пути к жизненному успеху 

11

Готовимся выбирать профессию

12

ПОУ по теме «Человек в социальном измерении»

Глава II. Человек среди людей (9 часов)

13

Межличностные отношения

14

Виды межличностных отношений.

15

Человек в группе

16

О поощрениях и наказаниях

17

Общение

18

Особенности общения со сверстниками

19

Конфликты в межличностных отношениях

20

Как не проиграть в конфликте

21

ПОУ по теме «Человек среди людей»

Глава III. Нравственные основы жизни (7 часов)

22

Человек славен добрыми делами

23

Главное правило  доброго человека

24

Будь смелым

25

Имей смелость сказать злу «нет»

26

Человек и человечность

27

Прояви внимание к старикам . Гуманизм

28

ПОУ по теме «Нравственные основы жизни»

Итоговое повторение (6 часов)

29

ПОУ по теме «Человек и общество»

30

ПОУ по теме «Человек и общество»

31

ПОУ по теме «Человек и общество»

32

Промежуточная аттестация

33

Итоговое повторение

34

Итоговое повторение

КТП обществознание 7 класс 2020-2021 уч. год

№ урока

Дата

Тема урока

Введение  (1 час)

1

Введение

Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе. (13 ч).

2

Что значит жить по правилам? Правила этикета и хорошие манеры.

3

Права и обязанности граждан

4

Права ребенка и их защита

5

Почему важно соблюдать законы

6

Закон стремится установить справедливость

7

Защита Отечества

8

В чем заключается военная служба

9

Для чего нужна дисциплина

10

Внешняя и внутренняя дисциплина

11

Виновен-отвечай 

12

Противозаконное поведение

13

Кто стоит на страже закона

14

ПОУ по теме: «Регулирование поведения людей в обществе»

Глава 2. Человек в экономических отношениях (14 часов).

15

Экономика и ее основные участники

16

Основные участники экономики

17

Мастерство работников

18

Количество и качество труда

19

Производство: затраты, выручка, прибыль

20

Все ли выгодно производить

21

Что такое бизнес

22

Виды и формы бизнеса

23

Обмен, торговля, реклама

24

Реклама - двигатель торговли

25

Деньги, их функции 

26

Как изменялись деньги

27

Экономика семьи

28

ПОУ по теме: «Человек в экономических отношениях

Глава 3. Человек и природа (4 часа).

29

Воздействие человека на природу

30

Охранять природу – значит охранять жизнь

31

Закон на страже природы

32

ПОУ по теме: «Человек и природа»

Итоговое повторение (2часа)

33

Промежуточная аттестация

34

Итоговое повторение

КТП обществознание 8 класс 2020-2021 уч. год

№ урока

Дата

Тема урока

Введение  (1 час)

1

Введение

Глава 1. Личность и общество. (6 ч).

2

Что делает человека человеком

3

Человек, общество, природа

4

Общество как форма жизнедеятельности людей

5

Развитие общества

6

Как стать личностью  

7

ПОУ по теме: «Личность и общество»

Глава 2. Сфера духовной культуры (8 часов).

8

Сфера духовной жизни.

9

Мораль.

10

Долг и совесть

11

Моральный выбор - это  ответственность

12

Образование

13

Наука в  современном обществе

14

Религия как одна из форм культуры

15

ПОУ по теме: «Сфера духовной жизни»

Глава 3. Социальная сфера (5 часов).

16

Социальная структура общества

17

Социальные статусы и роли

18

Нации и межнациональные отношения

19

Отклоняющееся поведение.

20

ПОУ по теме: «Социальная сфера»

Глава 4. Экономика (12 часов)

21

Экономика и ее роль в жизни общества.  

22

Главные вопросы экономики

23

Собственность

24

Рыночная экономика

25

Производство - основа экономики

26

Предпринимательская деятельность

27

Роль государства в экономике.

28

Распределение доходов.

29

Потребление.

30

Инфляция и семейная экономика

31

Безработица, ее причины и последствия  

32

Мировое хозяйство и международная торговля. 

Итоговое повторение (2часа)

33

Промежуточная аттестация

34

Итоговое повторение

КТП обществознание 9 класс 2020-2021 уч. год

№ урока

Дата

Тема урока

Введение  (1 час)

1

Введение

Глава 1. Политика. (9 ч).

2

Политика и власть

3

Государство

4

Политические режимы

5

Правовое государство

6

Правовое государство

7

Гражданское общество и государство

8

Участие граждан в политической жизни

9

Политические партии и движения

10

ПОУ по теме «Политика»

Глава 2. Право (22 часа)

11

Право, его роль в жизни общества и государства

12

Правоотношения и субъекты права

13

Правонарушения и юридическая ответственность

14

Правонарушения и юридическая ответственность

15

Правоохранительные органы

16

Конституция Российской Федерации.

17

Основы конституционного  строя РФ

18

Права и свободы человека и гражданина

19

Права и свободы человека и гражданина

20

Гражданские правоотношения

21

Гражданские правоотношения

22

Право на труд.

23

Трудовые правоотношения

24

Семейные правоотношения

25

Семейные правоотношения

26

Административные правоотношения

27

Уголовно-правовые отношения

28

Уголовно-правовые отношения

29

Социальные права

30

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

31

Правовое регулирование отношений в сфере образования

32

ПОУ по теме: «Право»

Итоговое повторение (2часа)

33

Промежуточная аттестация

34

Итоговое повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Обществознание» в 6 классе Составитель: Шпак О.М.

Рабочая программа составлена по учебнику Корольковой Е.С. в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «обществознание» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровн

Рабочая программа конкретизирует содержание пред­метных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, ...

Рабочая программа учебного курса "Обществознание" для 8 класса

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» разработана  на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерств...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» для 6 класса

Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой куль...

Рабочая программа учебного курса обществознание для 8 класса

рабочая программа Обществознание 8 класс (Боголюбов)...

Рабочая программа учебного курса Обществознание для 9 класса

Рабочая программа Обществознание 9 класса (Боголюбов)...