Урок по обществознанию (модель смешанного обучения) + НРК - 11 класс на тему "Слагаемые успеха в бизнесе"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Александрова Лариса Юрьевна

В этой теме продолжается рассмотрение вопросов микроэкономики. Она является логическим завершением изучения проблем, связанных с жизнедеятельностью фирмы как основной единицы рыночной экономической системы. Данная тема раскрывает финансовые, организационные, управленческие, экономические условия обеспечения успеха в бизнесе. Их усвоение основывается на имеющихся у учащихся знаниях из курса основной школы о производстве, издержках, о целях фирмы и её организационно-правовых формах, о роли предпринимательства в малом бизнесе, а так же материале предыдущих параграфов. Модель смешанного обучения "ротация станций".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Л.Ю. Александрова – учитель истории, обществознания, искусства (МХК) высшей квалификации отделения МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Усть-Ламенская СОШ», к.п.н.

Урок 13 Слагаемые успеха в бизнесе

(Обществознание, модуль «Основы финансовой грамотности» – 11 класс)

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок–практикум.

Использованные технологии: смешанное обучение (модель «Ротация» комбинирование элементов «перевёрнутый класс» и «смена рабочих зон» - онлайн - обучение, работа с учителем и групповая), игровая (деловая игра «Бумажная фабрика»)

Понятия урока:

Предпринимательство;

Индивидуальная фирма;

Полное товарищество;

Товарищество на вере (коммандитное товарищество);

Общество с ограниченной ответственностью;

Акционерное общество.

Факторы производства

Производственный процесс

Себестоимость товара

Калькуляция себестоимости

Менеджмент

Маркетинг

Банковский кредит

Специализация

Разделение труда

Квалификация

Методы обучения:

- Практические – заполнение таблиц, схем, организация деловой игры «Бумажная фабрика».

- Активные – обсуждение путей организации эффективного производства, а также принятие экономических решений.

- Иллюстративные - демонстрация мультимедийной презентации, содержащая упражнения и наглядные материалы к уроку;

- Информационные – использование цифровых образовательных ресурсов (https://dic.academic.ru/contents.nsf/business/ Экономический словарь, http://www.nuru.ru/ek/com.htm Экономика предприятия, http://www.konspekt.biz/index.php?text=25467 Экономика Липсиц И.В., CD «Образовании С1» «Экономика и право – 9-11 классы).

Цель урока – помочь старшеклассникам подготовиться к выполнению социальной роли производителя в рыночной экономике.

Задачи:

  1. раскрыть источники финансирования бизнеса, особенности финансирования малых и крупных фирм;
  2. показать влияние важных составляющих инфраструктуры (внешнего окружения бизнеса) на его результативность.
  3. познакомить с путями экономического выбора производителя в условиях рыночной экономики.

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов:

Личностных:

- мотивированность на посильное и созидательное участие в социально-трудовой жизни общества;

- уважительное отношение к труду, предпринимательскому успеху;

- понимание значения взаимосвязи экономической свободы и ответственности участников предпринимательской деятельности.

Метапредметных:

- готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач в экономической сфере;

- умение выделять нравственные аспекты поведения участников экономической деятельности;

- способность применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, для характеристики экономических явлений и процессов.

Предметных:

- владение понятиями «менеджмент», «маркетинг», «банковский кредит», «себестоимость», «производительность труда», «производственный процесс»;

- сформированность целостного представления о факторах, определяющих успешность предпринимательской деятельности;

- овладение умениями экономического грамотного, рационального и нравственно-ценного поведения, необходимыми для активного участия в экономической, в том числе предпринимательской деятельности;

- развитие умения применять экономические знания для решения типичных задач в области экономических отношений, анализа и объяснения экономических процессов;

- оценивание возможности собственного участия в предпринимательской деятельности.

Место темы в системе учебных занятий

В этой теме продолжается рассмотрение вопросов микроэкономики. Она является логическим завершением изучения проблем, связанных с жизнедеятельностью фирмы как основной единицы рыночной экономической системы. Данная тема раскрывает финансовые, организационные, управленческие, экономические условия обеспечения успеха в бизнесе. Их усвоение основывается на имеющихся у учащихся знаниях из курса основной школы о производстве, издержках, о целях фирмы и её организационно-правовых формах, о роли предпринимательства в малом бизнесе, а так же материале предыдущих параграфов.

Раздаточный материал, подготовленный на каждого ученика: приложение 1 – 5.

Ход урока

  1. Актуализация знаний. 4 минуты.

Эпиграф урока: Слайд 1

«Бизнес-это игра, величайшая игра в мире - если вы знаете, как в нее играть».

Томас Джон Уотсон

Учитель: Обратите внимание на эпиграф нашего занятия. Слайд 2

Предпринимательство и бизнес, что общего и различного в этих понятиях?

Слайд 3

Бизнес – это самостоятельная добровольная инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли

Предпринимательство  - это попытка придумать и сделать что-то новое или улучшить уже существующее, как готовность добровольно взять на себя риск, связанный с реализацией новых идей с целью получения прибыли.

Слайд 4

Учитель: Что имел в виду Томас Джон Уотсон, сказав: «Бизнес-это игра, величайшая игра в мире - если вы знаете, как в нее играть».

Какие вопросы можно выделить из этого высказывания?

Какие термины нам пригодятся?

Сформулируем тему нашего занятия: Слайд 5 «Слагаемые успеха в бизнесе».

Исходя, из названия темы определим цель нашей работы: выявить правила ведения успешного бизнеса.

Каким способом мы можем достичь цели? Нам потребуются средства достижения целей. Это источники информации: учебное пособие, слово учителя или одноклассника, образовательные электронные ресурсы.

        Слайд 6

  1. Погружение в тему. 16 минут. Модель «Ротация» - смена рабочих зон.

Класс делится на две группы (при входе на урок ребята получают разные карточки двух цветов). Первая группа работает в зоне «Учитель». Это школьники изучившие материал дома с использованием ЦОРов по рекомендациям учителя («Перевернутый класс»). Вторая группа работает с ЦОРами в зоне «Онлайн – обучение».

        Слайд 7 Зона «Учитель». 8 минут. Каждый школьник индивидуально выполняет задания на повторение и осмысление ранее пройденного материала.

        Работа с CD «Образовании С1» «Экономика и право – 9-11 классы.

  1. Выполнение тестовой работы по теме «Организационно-правовые формы  предпринимательской деятельности. При затруднении школьники могут обращаться к справке.
  2. Заполнение таблицы «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности». Раздаточный материал.
  3. Решение ситуаций (Луцкий подшипниковый завод, Тулаоблстрой). Раздаточный материал.

Ситуация. Луцкий подшипниковый завод

Прочитайте статью и ответьте на следующие вопросы:

1. У кого и каким образом шведский концерн СКФ приобрел пакет акций Луцкого подшипникового завода? (Часть акций концерн приобрел у государства по итогам инвестиционного конкурса, обязавшись инвестировать значительные средства в техническое перевооружение завода; часть акций концерн выкупил у работников предприятия и других акционеров)

2. Какие возможности получил концерн после приобретения 82% акций завода? (Обладая контрольным пакетом акций, концерн сможет единолично управлять текущей деятельностью и определять направления развития завода).

3. Какие выгоды получили от сделки ее участники? (концерн получил в собственность современное предприятие, способное приносить прибыль; государство пополнило свой бюджет за счет средств, полученных от продажи принадлежащих ему акций, и, кроме того, может рассчитывать на стабильное существование предприятия, дающего рабочие места многим жителям региона, и являющегося крупным налогоплательщиком).

4. Выиграли ли от сделки работники и партнеры завода? (Работники, перестав быть акционерами, потеряли право участия в управлении своим предприятием, получив в качестве компенсации определенную сумму денег. Кроме того, они могут рассчитывать на устойчивое финансовое состояние завода, а значит, на стабильность своих заработков в будущем. Выигрыш партнеров завода от смены хозяев может заключаться в дополнительных гарантиях стабильности и качества поставок, которые дает присутствие на заводе одного из мировых лидеров производства подшипников.)

Ситуация. Тулаоблстрой  

Прочитайте статью и ответьте на следующие вопросы:

1. В чем основные причины тяжелого финансового положения акционерной компании «Тулаоблстрой»? (Существует две основные причины: объективная: крупные размеры компании влекут за собой большие расходы на содержание персонала и имущества, делая услуги строителей неконкурентоспособными, и субъективная: руководство предприятия не смогло перестроить его работу в новых условиях, по привычке рассчитывая на поддержку государства).

2. Каковы конкурентные преимущества фирмы «Стройцентр»? (Фирма гибко реагирует на требования рынка, обеспечивает высокое качество работ, предлагает выгодные условия сотрудничества солидным клиентам. Небольшие размеры фирмы позволяют четко контролировать использование ресурсов, избежать непроизводительного их расхода, добиваться результата с наименьшими расходами).

3. Почему в Туле уменьшается количество иностранных строителей? (Мелкие российские фирмы, такие как «Стройцентр», теперь обеспечивают качество услуг, сопоставимое с зарубежными фирмами. Клиенты, заинтересованные в снижении расходов на строительство при сохранении высокого качества работ, все чаще отдают предпочтение местным фирмам).

  1. Работа с учебным пособием И.В. Липсиц Экономика. В 2-х книгах. Книга 1. – 8-е издание. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 352с.

Прочитайте текст на с. 22 «Генри Форд» и ответьте на вопрос: Что помогло Форду добиться успеха в бизнесе? Какие экономические термины встречаются в тесте? Раскройте их смысл.

Слайд 8 Зона «Онлайн – обучение». 8 минут. В данной группе работают учебные пары за компьютерами с выходом в интернет.  Использование цифровых  образовательных ресурсов (https://dic.academic.ru/contents.nsf/business/ экономический словарь, http://www.nuru.ru/ek/com.htm Экономика предприятия,  http://www.konspekt.biz/index.php?text=25467 Экономика Липсиц И.В.)

1) Работа с сайтом https://dic.academic.ru/contents.nsf/business/ экономический словарь. Необходимо найти, повторить или запомнить термины:

Аллокация -  неординарные методы достижения цели, означает, что производитель ценовой политикой обеспечивает себе максимальную прибыль, удовлетворяя при этом запросы потребителя по качеству и стоимости продукции. С точки зрения движения факторов производства есть передвижение экономических ресурсов.

Калькуляция себестоимости в бухгалтерском учете – ведение операционных счетов по объектам затрат, то есть расчет издержек на единицу продукции, информация о которых необходима для определения цены товара.

Каменное дно – нижний уровень возможного падения цены.

Разделение труда – обособление различных видов трудовой деятельности. 

Самоокупаемость – полное покрытие расходов доходамиЮ полученными от реализации выпущенной продукции или оказанных услуг.

Себестоимость - денежные затраты (издержки) компании, фирмы, обслуживающие текущие расходы на производство и реализацию продукции. В состав себестоимости входят затраты на материалы, накладные расходы, энергию, заработную плату. Себестоимость, согласно законодательству, учитывается при определении налогооблагаемого дохода.

Специализация производства – сосредоточение основной деятельности компании на производстве узкого круга продукции, товаров и услуг.

Теорема Столлера – Сэмюэльсона – экономическое положение, согласно которому повышение цены любого товара при неизменных остальных факторах приводит к повышению цен тех ресурсов, которые используются относительно интенсивно в производстве этого товара, и к снижению цен тех ресурсов, которые в его производстве используются менее интенсивно.

Теория сравнительных преимуществ – экономическая модель, сформированная Давидом Риккардо в начале XIX века. Суть состоит в том, что специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна, даже если нет абсолютных преимуществ.

2) Работа с сайтом http://www.nuru.ru/ek/com.htm Экономика предприятия.

Ознакомиться с информацией о производственном процессе. С его структурой и принципами рациональной организации.

- Перечислите стадии производства. Ответ: заготовительный процесс, процесс обработки, сборочно-монтажный процесс, регулировка и настройка, контроль и испытание, упаковка и хранение.

- Операция – это (часть производственного процесса, выполняемая непрерывно на одном рабочем месте без переналадки оборудования над одним или несколькими изделиями).

- Назовите основные принципы рациональной организации производственного процесса (специализация, пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность, гибкость).

- Раскройте суть каждого принципа. Принцип специализации заключается в повышении производительности  на основе закрепления однородных частей производственно процесса за отдельными элементами производственной системы. Пропорциональность – принцип, выполнение которого обеспечивает равную пропускную способность различных операций производственного процесса. Непрерывность – принцип, обеспечивающий без простоев работу оборудования и рабочих в процессе производства. Параллельность - принцип, обеспечивающий совмещение операций во времени. Прямоточность – принцип, предусматривающий наикратчайшие маршруты движения предметов труда в процессе производства. Ритмичность – принцип, характеризующий равномерность и повторяемость отдельных элементов производственного процесса во времени. Гибкость – способной производственной системы быстро и экономично переходить на производство новой продукции. Надёжность – принцип, обеспечивающий бесперебойную работу производственной системы в определённый промежуток времени.

3) Работа с сайтом http://www.konspekt.biz/index.php?text=25467 Экономика Липсиц И.В. Прочитав статью Липсиц И.В. «Предприниматель и создание фирмы», выполните задание:

- Дайте определение предпринимателю. Это человек, который на свои и заёмные средства и под свой риск создает фирму, чтобы, соединяя производственные ресурсы, создавая блага, продажа которых принесет ему прибыль.

- Какие люди чаще всего становятся предпринимателями? Желание определять свою жизнь самому. Склонность к умеренному риску. Уверенность в своей способности добиться успеха. Желание немедленно видеть результат своих усилий. Энергичность. Ориентация на будущее. Умение организовать работу других людей. Склонность измерять успех в деньгах.

- Перечислите правила успеха в бизнесе. Эффективный менеджмент. Эффективность инвестиций. Повышение конкурентоспособности продукции фирмы. Повышение рыночной стоимости фирмы.

- Найдите и запомните термины:

Менеджмент – это совокупность правил эффективной организации текущей и перспективной деятельности фирмы.

Маркетинг – общее название методов принятия решений относительно того, что фирма должна производить, где, как и почём предлагать на рынке, чтобы заработать наибольшую прибыль.

Амортизация – перенесение стоимости постепенно снашивающихся основных фондов на стоимость производимой продукции.

- Назовите внутренние и внешние источники финансирования. Внутренние: резервные фонды, нераспределённая прибыль в составе выручки, амортизация. Внешние: банковские кредиты, эмиссия ценных бумаг, кредиторская задолженность.

Модель «Ротация». Группы меняются местами. 8 минут. Выполняют те же самые задания, но другие ученики.

  1. Слайд 9 Зона «Группы». Практическое освоение темы. Деловая игра «Бумажная фабрика». 20 минут.

Учитель: Вы познакомились с информационными ресурсами, изучили опыт предпринимательской деятельности в России и мире. Назовите факторы, влияющие на эффективность бизнеса. Ученики могут назвать:

- выбор организационно-правовой формы бизнеса;

- комбинация факторов производства;

- выбор способов получения прибыли и сокращения издержек производства;

- учёт налоговых расходов.

        Учитель: Попробуем применить наши знания на практике. Предлагаю вам открыть своё дело – фирму по изготовлению бумажных изделий. Вы будете выпускать записные книжки. Прошу запомнить алгоритм выполнения задания. Производственный процесс состоит из отдельных операций. Беретё лист бумаги, сворачиваете пополам и делите его при помощи ножниц. Складываете две страницы вместе, сгибаете пополам и скрепляете. Берёте ручку и нумеруете внутренние страницы записной книжки, на титульном листе пишите название вашей фирмы. Записная книжка готова.

И так, каждый из вас выполнив задание в зоне «Онлайн-обучение», получил жетон с буквой определённого цвета. Вам необходимо разделиться на три группы по соответствующему цвету и занять рабочее место. Цель созданных фирм – изготовление максимального количества записных книжек. В каждой фирме имеются специалисты, изучившие производственный процесс, калькуляцию себестоимости с точки зрения бухгалтера, а также условия успешности бизнеса с точки зрения менеджера. Мы будем запускать производственный процесс несколько раз, после каждого этапа подсчитывать себестоимость и принимать экономическое решение по улучшению бизнеса. 4 минуты. Объявляю первый этап. Каждый должен изготовить записные книжки от начала до конца сам. Время 3 минуты. Стоп. Подсчитываем только готовые изделия. Используя таблицу, определите себестоимость записной книжки в вашей фирме.  Заполняем таблицу по образцу. 1 минута.

Таблица для подсчёта себестоимости продукции и производительности труда.

Название компании ____________________________________ Группа ________________

Основные параметры

Образец

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

1. Количество изготовленных записных книжек (штук).

4

2. Стоимость материалов (25 рублей на каждую записную книжку)

100

3. Количество работающих (чел.)

4

4. Заработная плата (100 рублей на каждого работающего)

400

5. Плата за аренду рабочего места (200 рублей)

200

6. Инвестиции (50 рублей за ручку, 50 рублей за ножницы или линейку)

100

7. Общая стоимость производства (п.2+п.4+п.5+п.6)

800

8. Стоимость производства одной записной книжки (п.7 / п.1)

200

9. Суммарные затраты времени (3 минуты x количество работников)

12 минут

10. Выход готовой продукции в минуту (п.1/п.9)

4/12=0,33

Учитель: Обсудите, как можно повысить эффективность производства. То есть количество записных книжек увеличить, а себестоимость продукции уменьшить. 2 минуты. Школьники в ходе обсуждения принимают экономическое решение. Возможные варианты – разделение производственного процесса на операции, специализируясь на одной операции; использование больше ручек и ножниц, но напомним, что стоимость ручки и ножниц 50 рублей – это фактор капитали он входит в себестоимость товара; возможно слияние фирм, в вашем случае групп; увольнение работника, если его труд не нужен; изменение технологии изготовления (заменить ножницы линейкой). 

И так, второй этап. 3 минуты. Начали производственный процесс. Стоп. Подсчитываем и заполняем таблицу. 1 минута. Принимаем экономическое решение. Каким способом можно еще улучшить производство? И так, третий этап. Начали. 3 минуты, Стоп. Подсчитываем себестоимость. 1 минута.

Обсуждение игры: Слайд 10.  2 минуты 

- Исходя из подсчетов выясните какой эффект дало разделение труда. Повышение производительности труда, снижение себестоимости.

- В чем плюсы и минусы разделения производственного процесса на отдельные операции.

- Почему Генри Форд почти вдвое увеличил заработную плату рабочих? В первую очередь для того, чтобы компенсировать однообразие и монотонность работы на конвейере, а также для того, чтобы привлечь наиболее квалифицированных рабочих.

- Повлиял ли рост капитальных благ на уровень производительности труда, на себестоимость товара? Дело в том, что затраты на покупку дополнительных капитальных благ не всегда могут быть оправданы с точки зрения повышения эффективности производства. Помимо того решение об инвестициях имеет, как правило, высокую альтернативную стоимость из-за того, что капитальные блага дороги и окупаются  в течение длительного времени.

Закрепление 3 минуты

- Какую роль играет менеджер в фирме? Он организует, планирует, руководит.

- Почему маркетинг называют компасом бизнесмена. Именно он указывает, что производить, что продать, что покупать. Именно он позволяет сделать выгодный товар, пробиться на рынок, хорошо продать, образно говоря, завоевать сердце (и кошелёк) покупателя.

        - Какие существуют два возможных источника (пути)  экономического роста? Первый – использование уже имеющихся факторов производства (интенсивный), второй - привлечение новых факторов производства (экстенсивный). В первом случае: государственная система повышения квалификации, благодаря которой работники разных специальностей каждые пять лет повышают свою квалификацию; переход на новые технологии; модернизация оборудования; использование разделения труда и специализации. Во втором случае: закупка дополнительной партии оборудования, расширение площади производства; увеличение количества работников, дополнительные инвестиции.

- Слайд 11. Перечислите правила успеха в бизнесе. Эффективный менеджмент. Эффективность инвестиций. Повышение конкурентоспособности продукции фирмы. Повышение рыночной стоимости фирмы.

Оценивание.        Слайд 12.  Листы самооценки.

Слайд 13. Рефлексия + Домашнее задание. Слайд 14Домашние задания оформлены на листах разного цвета. Если материал не понят, домашнее задание на красном листе – прочитать §7 и ответить на вопросы для самопроверки. Если остались некоторые вопросы, домашнее задание на желтом листе – прочитать §7 и выполнить работу по документу с. 78 – 79, если всё понятно, домашнее задание на зелёном листе - прочитать §7, вспомнить материал с урока и написать эссе на суждение Т.Дж.Уотсона «Бизнес-это игра, величайшая игра в мире - если вы знаете, как в нее играть». Слайд 15

Информационные источники.

1. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: в 2Кн.1. Пособие для учителя.-3-е изд. – М.: Вита-Пресс,2000. – 447с.6 ил.

2. Обществознание.11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкий, Л.Ф.Иванова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. 3-е изд.-М.:Просвещение,2017.-335с

3. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика: Пособие к разделам «Экономика» и «Право» курса «Обществознание» для 10-11 классов школ гуманитарного профиля. В 2-х книгах. Кн1./Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». - М.:Вита-Пресс,2000.-216с.:ил.

4.  Липсиц И.В. Экономика в 2-х книгах. – М.»П», 2010г.

5. 1С.школа. Экономика и право.9-11 классы. под редакцией Абросимовой Е.А.,Автономова В.С., Золотова А.В. 2 CD.ОЭР:1С: Школа. Экономика и право. 9 - 11 класс. 2CD.2004г.

6. https://dic.academic.ru/contents.nsf/business/ Экономический словарь

7. http://www.nuru.ru/ek/com.htm Экономика предприятия

8. http://www.konspekt.biz/index.php?text=25467 Экономика Липсиц И.В.

 Приложение 2

Источник: Образовательный комплекс 1С. Экономика.

Ситуация. Луцкий подшипниковый завод

Прочитайте статью и ответьте на следующие вопросы:

1. У кого и каким образом шведский концерн СКФ приобрел пакет акций Луцкого подшипникового завода?

2. Какие возможности получил концерн после приобретения 82% акций завода?

3. Какие выгоды получили от сделки ее участники?

4. Выиграли ли от сделки работники и партнеры завода?

Текст

Луцкий подшипниковый завод работает по шведским рецептам оздоровления

На общем фоне безрадостной картины, складывающейся в машиностроении Украины, выделяется крупнейший в республике Луцкий подшипниковый завод, который за первый квартал этого года увеличил в 1,7 раза производство и реализацию роликовых подшипников. Как сообщает украинская газета. Галицкие контракты., это стало возможным благодаря дополнительным оборотным средствам, предоставленным новым владельцем предприятия - шведским концерном .СКФ., на который приходится 20% мирового производства подшипников.

По результатам конкурса, проведенного Фондом госимущества Украины (ФГИУ), владельцем 28,34% акций стал шведский концерн .СКФ.. Шведский концерн смог удовлетворить условия, определенные ФГИУ, инвестировать 21 млн гривен на осуществление программы технической реконструкции производства, причем 7 млн. гривен уже в течение первого года. Государство получило за свой пакет акций 5,67 млн. грнвен. А затем в течение нескольких дней шведы выкупили у трудового коллектива предприятия почти весь принадлежащий ему пакет акций по стоимости номинала (0,25 грнвен за акцию). Одновременно финансовые посредники скупали для шведского концерна акции Луцкого подшипникового завода на сертификатных аукционах. В результате блестяще осуществленного бизнес-проекта шведский концерн приобрел 82% акций Луцкого подшипникового завода и в соответствии с действующим законодательством Украины стал владельцем этого самого современного в Восточной Европе завода, производящего конические роликовые подшипники и имеющего стабильный сбыт в России и Белоруссии.

Луцкий подшипниковый завод привлек шведов не только современным оборудованием, но и хорошо поставленной на нем маркетинговой службой... В 1997 году завод стал почти полностью обеспечивать подшипниками своей номенклатуры российские компании .ГАЗ. и .АвтоВАЗ. и белорусские .МАЗ. и .МТЗ.. Решение руководства компаний .ГАЗ. и .АвтоВАЗ. комплектовать свои автомобили только луцкими роликовыми подшипниками было принято в значительной мере потому, что продукция украинского завода получила сертификат соответствия международной системе стандартов.

Став владельцами Луцкого подшипникового завода, шведы сразу стали внедрять практикуемый на их предприятиях бригадный метод, который повышает производительность труда и улучшает качество продукции.

(Евгений Лакоза, // .Финансовые известия.. 1998. . 35)

                                                                                         Приложение 3

Ситуация. Тулаоблстрой  

Прочитайте статью и ответьте на следующие вопросы:

1. В чем основные причины тяжелого финансового положения акционерной компании «Тулаоблстрой»?

2. Каковы конкурентные преимущества фирмы «Стройцентр»?

3. Почему в Туле уменьшается количество иностранных строителей?

Мы приспосабливаемся к жизни, а они хотят приспособить жизнь к себе. Акционерная компания «Тулаоблстрой», объединявшая практически всех тульских строителей, рушится на глазах. Из 46 тысяч рабочих осталось, по данным президента компании, не более 12. Из них от силы 2 тысячи работают с полной загрузкой.

В то же время громадная производственная база предприятия - техника, конторы, офисы, гаражи, огромные территории, огороженные бетонными заборами - остается на балансе акционерной компании и облагается налогами. Налоги входят себестоимость работ и делают услуги строителей недоступными.

«А какая-нибудь частная фирма, - сетует президент акционерной компании «Тулаоблстрой» Григорий Серый, - снимает подвал, покупает электроинструменты, отделывает два этажа, получает за это бешеные деньги и преобладает над нами.

Иначе говоря, причиной бедности «Тулаоблстроя» является его богатство.

        Компанию душат многомиллиардные долги, вернуть которые практически невозможно. «Выход один, - считает Григорий Степанович, - либо государство дает нам большие объемы работ, а мы восстанавливаем численность, зарабатываем деньги, платим налоги и возвращаем долги. Либо - смести все с лица земли, и начинать с нуля. Третьего не дано...».

Впрочем, первого, видимо, тоже. Если государство не находит денег на детские пособия, вряд ли они найдутся на содержание громадной армии взрослых трудоспособных людей.

Директор тульской фирмы «Стройцентр» Наталия Лойко не оставляет для своих конкурентов из госсектора никаких шансов: «Еще 2-3 года, и мы их вытесним. Я в этом не сомневаюсь...».

Мои бывшие коллеги из госсектора жалуются, что государство бросило их на произвол судьбы. Не обеспечивает заказами, не ограждает от новоявленных конкурентов (то есть от нас и от иностранных фирм), не списывает долгов и тем самым подталкивает строительный комплекс к краху.

        На самом деле причина краха только одна - они так долго были монополистами на рынке строительных услуг, что окончательно дисквалифицировались. Но они не хотят этого признавать. Не хотят понять, что теперь ситуация повернулась на 180 градусов.

В прошлом году «Стройцентр» выиграл конкурс и получил первый крупный заказ на несколько миллиардов рублей - полная отделка 5-этажного здания Тульской таможни.

        В конкурсе участвовали 6 фирм, в том числе турки, молдаване и москвичи.

- Турки отказались работать в условиях нестабильного финансирования, - рассказывает зам. начальника таможни по строительству Игорь Озеров. - От госорганизаций отказались мы сами - у них дороже. Да и подход другой: сначала деньги, а потом - стулья. А «Стройцентр» готов подождать с оплатой. Выкручивается за счет других работ. И потом - у нас бывает солидная публика. Здание должно быть отделано по высшему разряду. А эту фирму мы знаем...

        Сегодня иностранных рабочих в Туле раз в десять меньше, чем четыре года назад. Но вытеснили их не административные запреты, а такие частные фирмы, как «Стройцентр», которые все увереннее выходят на рынок труда.

(Сергей Ждакаев // .Известия.. 1998. . 69)

                                                                                         

Приложение 4

Таблица для подсчёта производительности труда и себестоимости товара

Название компании ____________________________________ Группа ________________

Основные параметры

Образец

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

1. Количество изготовленных записных книжек (штук).

4

2. Стоимость материалов (25 рублей на каждую записную книжку)

100

3. Количество работающих (чел.)

4

4. Заработная плата (100 рублей на каждого работающего)

400

5. Плата за аренду рабочего места (200 рублей)

200

6. Инвестиции (50 рублей за ручку, 50 рублей за ножницы)

100

7. Общая стоимость производства (п.2+п.4+п.5+п.6)

800

8. Стоимость производства одной записной книжки (п.7 / п.1)

200

9. Суммарные затраты времени (3 минуты x количество работников)

12 минут

10. Выход готовой продукции в минуту (п.1/п.9)

4/12=0,33

Приложение 5

Работа с CD «Образовании С1» «Экономика и право – 9-11 классы.

Выполнение тестовой работы по теме «Организационно-правовые формы  предпринимательской деятельности». При затруднении можно обращаться к справке.

Работа с сайтом https://dic.academic.ru/contents.nsf/business/ экономический словарь. Необходимо найти, повторить или запомнить термины:

Аллокация -

Калькуляция себестоимости в бухгалтерском учете -

Разделение труда –

Самоокупаемость –

Себестоимость –

Специализация производства –

Теорема Столлера – Сэмюэльсона –

Теория сравнительных преимуществ –

 

Работа с сайтом http://www.nuru.ru/ek/com.htm Экономика предприятия.

Ознакомиться с информацией о производственном процессе. С его структурой и принципами рациональной организации.

- Перечислите стадии производства.

- Операция – это

- Назовите основные принципы рациональной организации производственного процесса

- Раскройте суть каждого принципа.

Работа с сайтом http://www.konspekt.biz/index.php?text=25467 Экономика Липсиц И.В. Прочитав статью Липсиц И.В. «Предприниматель и создание фирмы», выполните задание:

- Дайте определение предпринимателю.

- Какие люди чаще всего становятся предпринимателями?

- Перечислите правила успеха в бизнесе.

- Найдите и запомните термины:

Менеджмент –

Маркетинг –

Амортизация –

- Назовите внутренние и внешние источники финансирования.

Работа с учебным пособием И.В. Липсиц Экономика. В 2-х книгах. Книга 1. – 8-е издание. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 352с. Прочитайте текст на с. 22 «Генри Форд» и ответьте на вопрос: Что помогло Форду добиться успеха в бизнесе? Какие экономические термины встречаются в тесте? Раскройте их смысл.

Приложение 1 (а)

По определению,

приведённому

в столбце №2,

укажите

организационно-правовую  форму предпринимательства (вид фирмы)

Определение организационно-правовой  формы предпринимательства

 (вид фирмы)

Используя определение

изобразите

 на круге структуру

фирмы

Укажите наименование

учредительных документов,

необходимых для регистрации данного вида фирмы

(Стр.61 учебника)

Укажите пример

данного вида фирм

(для какого вида деятельности характерна данная форма предпринимательства)

Примеры из вашего региона

Полное товарищество

ПТ

- это товарищество, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут полную ответственность по обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Учредительный договор

Унитарное предприятие

 УП

- это предприятие, собственником которого является государство или муниципалитет (местная администрация).

Устав

ООО

Общество с ограниченной ответственностью

- это учреждённое одним или несколькими лицами общество, капитал которого разделён на доли, а его участники несут ответственность только в пределах стоимости своей доли.

Учредительный договор, устав

Например ООО «Тюменские Молочные фермы»

Товарищество на вере (коммандитное)

КТ

- это такое товарищество, в котором наряду с полными товарищами, т.е. лицами, отвечающими неограниченно и своим  личным имуществом по долгам товарищества, имеются один или несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков только в пределах внесённых ими вкладов.

Учредительный договор

Акционерное общество (АО)

- это общество, капитал которого разделён на определённое число акций, а его участники (акционеры) отвечают по долгам в пределах принадлежащих им акций.

Устав


Приложение 1 (б)

По определению,

приведённому

в столбце №2,

укажите

организационно-правовую  форму предпринимательства (вид фирмы)

Определение организационно-правовой  формы предпринимательства

 (вид фирмы)

Используя определение

изобразите

 на круге структуру

фирмы

Укажите наименование

учредительных документов,

необходимых для регистрации данного вида фирмы

(Стр.61 учебника)

Укажите пример

данного вида фирм

(для какого вида деятельности характерна данная форма предпринимательства)

Примеры из вашего региона

- это товарищество, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут полную ответственность по обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

- это предприятие, собственником которого является государство или муниципалитет (местная администрация).

- это учреждённое одним или несколькими лицами общество, капитал которого разделён на доли, а его участники несут ответственность только в пределах стоимости своей доли.

- это такое товарищество, в котором наряду с полными товарищами, т.е. лицами, отвечающими неограниченно и своим  личным имуществом по долгам товарищества, имеются один или несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков только в пределах внесённых ими вкладов.

- это общество, капитал которого разделён на определённое число акций, а его участники (акционеры) отвечают по долгам в пределах принадлежащих им акций.

Условные обозначения для изображения структуры фирмы:

П-полные товарищи;

В-вкладчики;

А-акции;

Д- доля;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭПИГРАФ УРОКА «Бизнес-это игра, величайшая игра в мире - если вы знаете, как в неё играть». Томас Джон Уотсон

Слайд 2

БИЗНЕС И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО Что общего и различного в этих понятиях?

Слайд 3

Бизнес – это самостоятельная добровольная инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли Предпринимательство - это попытка придумать и сделать что-то новое или улучшить уже существующее, как готовность добровольно взять на себя риск, связанный с реализацией новых идей с целью получения прибыли.

Слайд 4

ЭПИГРАФ УРОКА «Бизнес-это игра, величайшая игра в мире - если вы знаете, как в неё играть». Томас Джон Уотсон

Слайд 5

СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА В БИЗНЕСЕ Обществознание (модуль «Основы финансовой грамотности») 11 класс Автор: Л.Ю. Александрова – учитель истории и обществознания высшей квалификации отделения МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Усть-Ламенская СОШ», к.п.н.

Слайд 6

«ОНЛАЙН – ОБУЧЕНИЕ» «ГРУППЫ» «УЧИТЕЛЬ»

Слайд 7

«УЧИТЕЛЬ» Работа с CD «Образование С1» «Экономика и право – 9-11 классы». Выполнение тестовой работы по теме «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности». При затруднении школьники могут обращаться к справке. Заполнение таблицы «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности». Раздаточный материал. Решение ситуаций (Луцкий подшипниковый завод, Тулаоблстрой ) . Раздаточный материал. Работа с документом в учебнике И.В. Липсиц Экономика. В 2-х книгах. Книга 1. – 8-е издание. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 352с.

Слайд 8

«ОНЛАЙН – ОБУЧЕНИЕ» https :// dic . academic . ru / contents . nsf / business / Экономический словарь http://www.nuru.ru/ek/com.htm Экономика предприятия http://www.konspekt.biz/index.php?text=25467 Экономика Липсиц И.В.

Слайд 9

«ГРУППЫ» - ДЕЛОВАЯ ИГРА «Бумажная фабрика» Основные параметры Образец 1. Количество изготовленных записных книжек (штук). 4 2. Стоимость материалов (25 рублей на каждую записную книжку) 100 3. Количество работающих (чел.) 4 4. Заработная плата (100 рублей на каждого работающего) 400 5. Плата за аренду рабочего места (200 рублей) 200 6. Инвестиции (50 рублей за ручку, 50 рублей за ножницы или линейку) 100 7. Общая стоимость производства (п.2+п.4+п.5+п.6) 800 8. Стоимость производства одной записной книжки (п.7 / п.1) 200 9. Суммарные затраты времени (3 минуты x количество работников) 12 10. Выход готовой продукции в минуту (п.1/п.9) 4/12 = 0,33

Слайд 10

Итоги игры Какой эффект дало разделение труда? В чем плюсы и минусы разделения производственного процесса на отдельные операции? Почему Генри Форд почти вдвое увеличил заработную плату рабочих? Повлиял ли рост капитальных благ на уровень производительности труда, на себестоимость товара?

Слайд 11

Слагаемые успеха в бизнесе Эффективный менеджмент. Эффективность инвестиций. Повышение конкурентоспособности продукции фирмы. Повышение рыночной стоимости фирмы.

Слайд 12

ОЦЕНКА Переведите баллы в оценку «5» - 5 баллов > «4» - 4 балла «3» - 3 балла «2» - 2 балла

Слайд 13

РЕФЛЕКСИЯ Не понял Есть вопросы Всё понял

Слайд 14

ДОМА Прочитать §7 и ответить на вопросы для самопроверки. Прочитать §7 и выполнить работу по документу с. 78 – 79 Вспомнить материал с урока и написать эссе на суждение Т.Дж.Уотсона «Бизнес-это игра, величайшая игра в мире - если вы знаете, как в неё играть».

Слайд 15

ЭПИГРАФ УРОКА «Бизнес-это игра, величайшая игра в мире - если вы знаете, как в неё играть». Томас Джон Уотсон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии с использованием ЭФУ и модели смешанного обучения на примере "Перевернутый класс"- Классификация и свойства оксидов

Учащиеся знают определения «несолеобразующие оксиды», «солеобразующие оксиды», «кислотные оксиды», «основные оксиды»; умеют классифицировать оксиды по г...

Методическая разработка на тему "МОДЕЛЬ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ «СМЕНА РАБОЧИХ ЗОН»". ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД С УЧЕТОМ УРОВНЕЙ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Смешанное обучение – этот термин все чаще и чаще слышат сегодня не только учителя и школьники, но и их родители. Новые формы сочетания традиционной классно-урочной системы и современного цифрово...

Методическая разработка из опыта работы "Организация урока физической культуры с использованием модели смешанного обучения и индивидуально-ориентированного подхода"

Разработка открытого урока с целью знакомства обучающихся 2-3 классов с комплексом ГТО, используя ИКТ-технологии и метод круговой тренировки. Данный урок разработан на основе рабочей программы по физи...

Методическая разработка урока "Применение моделей смешанного обучения для введения новой лексики на уроках английского языка в 6-м классе

Методическая разработка урока "Применение моделей смешанного обучения для введения новой лексики на уроках английского языка в 6-м классе...

Конспект урока по модели смешанного обучения «Ротация станций» по теме «Животные» (немецкий язык)

Практическое применение модели "Ротация станций" (маршрутные листы прилагаются)...