Конспект урока обществознания
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Конспект урока обществознания в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nashi_prava_7_klass.docx365.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Права ребёнка – твои права.

Цели урока:

Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, развития организационных, интеллектуальных, коммуникативных общеучебных умений и навыков; выявить уровень овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Цели по содержанию:

1.образовательная: систематизация знаний о правах и свободах, обязанностях и видах юридической ответственности;

2.развивающая: развитием мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы; развивать познавательные интересы, умение анализировать, обобщать и систематизировать знания;

3.воспитательная: продолжить работу по формированию общей культуры обучающихся; их самооценки, умением работать в паре и группе; формировать уважительное отношение к законам страны, развивать умение давать объективную оценку поступкам окружающих.

Методы работы: словесный, наглядный, частично – поисковый, проблемный.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: нетрадиционный урок.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, презентация, средства наглядности.

Средства обучения: тетрадь, классная доска, маршрутные листы, выдержки из Конвенции о правах ребёнка, сюжеты из фильма.

Технология реализации: технология сотрудничества, проблемная технология и технология развивающего обучения.

Ход урока.

1.Организационный момент. (2 мин)

Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемое жюри! Меня зовут Булгакова Вера Николаевна, и я рада представлять свой родной и один из древнейших городов Курского края старинный город Льгов, основанный в 1152 году. Конечно, как и вы я немного волнуюсь, но уверена, что мы поможем друг другу справиться с волнением и отлично, с пользой проведём отведённое нам время. Готовы? Тогда возьмёмся за руки и мысленно пожелаем всем добра и успехов. Мы начинаем…

2.Целеполагание и мотивация.

У меня в руках клубок нитей….Глядя на него, мне хочется прочесть вам такие строчки. Послушайте их внимательно и подумайте, о чем они нам могут сообщить на сегодняшнем уроке обществознания.

Приходи день, приходит час, и понимаешь – всё навечно.

Жизнь бессердечно учит нас о том, что время быстротечно.

О том, что нужно всё ценить, беречь всё то, что нам даётся.

Ведь жизнь, как тоненькая нить, она порой внезапно рвётся.

Ребята, с чем автор этих строк сравнил нить?              (с человеческой жизнью)

А как вы думаете почему? Что у них общего?  (есть начало и конец, они могут запутаться, внезапно оборваться)

Хорошо, а подумайте над таким вопросом: что может символизировать узел на нити жизни?                                                                (проблему, трудность, запутанную ситуацию)

Из-за каких поступков у человека могут возникнуть большие проблемы, имеющие юридические последствия?                              (нарушил закон)

А что поможет человеку избежать узлов – неприятностей на своём жизненном пути?

(знание законов, своих прав и обязанностей)

Так, о чем мы с вами, обобщая ваши знания, будем говорить? (о правах, свободах, обязанностях, ответственности)

Итак, тема нашего урока: «Нашит права».

Слайд 1.

Для чего нам нужно знать о наших правах?

(чтобы быть свободными, чтобы ими пользоваться, чтобы быть грамотными и настоящими гражданами).

Хорошо, этим мы и займёмся. Ну а я хочу завязать один узелок на память, потому что наша встреча уникальна и единственна, а второй на удачу.

3.Актуализация знаний.

Были периоды в нашей истории, когда людям приходилось бороться за свои права, да и нам, сегодня живущим иногда приходится отстаивать свои права. Я предлагаю вам тоже преодолеть препятствие в виде крепости, которую нам придётся взять в ходе «Мозгового штурма».  Приложение 1.

Слайд 2.

4.Работа по теме урока.

Прочитайте слово, которое оказалось зашифрованным внутри этой крепости. Как вы считаете, почему мы на него обратили наше пристальное внимание? (КОНВЕНЦИЯ)

Конвенция – это важнейший международный документ, в котором наиболее полно отражены права ребёнка. Будучи принятой в 1989 году, она служит ориентиром, навигатором для правительств тех стран, которые стремятся сделать жизнь детей лучше. И наше государство входит в это число стран мира.

Молодцы и вот мы с вами подошли ко второму заданию «Классификация».

Я предлагаю вам классифицировать, то есть разделить на 2 группы нормативно-правовые документы (источники наших прав). Приложение 2.

Слайд3.

Я прошу самого смелого выйти к доске назвать, показать и объяснить свой выбор.

Все согласны? Проверим по эталону.

Слайд4.

Посмотрите на свои результаты. Всё ли оказалось верно, если есть неточности исправьте их.

Итак, подведём промежуточные итоги. Мы с вами вспомнили и классифицировали нормативные документы, в которых прописаны наши права.

А что такое право? Какой смысл вложен в данное понятие?             (это то, что я могу, мои возможности)

Как тогда можно определить понятие свобода? (это возможность поступать так, как я хочу, в соответствии со своими целями, интересами)

Верно, молодцы! Но я хочу вам напомнить ст.17 Конституции РФ

Слайд 5. (ст.17 Конституции РФ: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других людей».

В следующем задании вам понадобится не только умение анализировать нормативные документы, то есть статьи из Конвенции о правах ребёнка, но и воображение. Кстати, ребята, а кто такой ребёнок?

(размещаю человечка-ребёнка на доске)

Задание называется «Я имею право» Приложение 3

Ст. 6. Право на жизнь   http://wl.static.fotolia.com/jpg/00/57/91/64/400_F_57916420_jACkdhug3d0hPPPbMXMATIRecZzowz6W.jpg

Ст. 8. Право на сохранение своей индивидуальности           http://i78.ltalk.ru/78/95/49578/43/2419743/865658.jpeg

Ст. 9. Право жить в семье, с родителями https://previews.123rf.com/images/laracold/laracold1503/laracold150300036/38165808-Happy-family-icon-multicolored-in-simple-figures-set-Children--Stock-Photo.jpg

Ст.13. Право на своё мнение https://3.hidemyass.com/ip-3/encoded/Oi8vbXI3LnJ1L2NrZmluZGVyL3VzZXJmaWxlcy9pbWFnZXMvQ2hpbGQtdXNpbmctTWVnYXBob25lLmpwZw%3D%3D

Ст. 15. Право свободных собраний и ассоциаций http://images.clipartlogo.com/files/ss/original/734/73434523/vector-funny-cartoon-people.jpg

Ст. 28. Право на образование http://www.spbdeti.org/files/obraz1s.png

Ст. 31. Право на отдых https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0022/000013a9-a9c2519f/hello_html_730c93f0.jpg

Ст. 32. Право на защиту от эксплуатации http://www.s.go61.ru/section/newsIconCis2/upload/images/news/icon/_147878787532.jpg

Ст. 37. Запрет на жестокое обращение с детьми http://yazdorov.kz/storage/pregnancy/731/q1.jpg

Вокруг человечка располагаю таблички с правами и их символами. Вот так с помощью придуманных нами знаков, мы закрепили наши права и придумали их символы.

Очень хорошо поработали, молодцы!

Однако, ребята, есть у каждого из нас не только права, но и обязанности. Об этом нам говорит статья 29 Конвенции о правах ребёнка. В чём отличие обязанностей от прав? Что такое обязанность?              (Обязанность – это то, что человек должен делать)

Давайте вспомним наши основные обязанности:

Слайд 6.

  1. Соблюдать законы.
  2. Уважать права и интересы других людей
  3. Платить налоги
  4. Беречь природу
  5. Учиться (получить образование)

А тем не менее, мы подошли к следующему заданию, которое называется «Заморочки». Я попрошу подойти ко мне 2 самых высоких – мальчика и девочку. Возьмите в руки баннеры с надписями: «Мои права» и «Мои обязанности» как ученика. Станьте справа и слева от меня. Теперь к столу попрошу делегировать по 3 участника от каждого стола. Вам ребята нужно тоже взять по слайду. Прочитайте его и определите, что на нем написано – право или обязанность. Затем расположитесь вокруг тех, кто символизирует содержание вашего листа. Итак, готовы.

(ребята располагаются каждый на своё место с комментариями – это права или обязанности)

Права

Обязанности

1.Бесплатное образование

1.Уважать мнения всех учащихся и учителей.

2.Активность в приобретении знаний

2. Не пропускать учебные занятия.

3.Удобное рабочее место.

3.Вести себя корректно.

4. Защищать авторские права.

4.Беречь школьное имущество.

5.Деловое сотрудничество с учителем.

5. Выполнять домашнее задание.

6.Оставаться собой.

6.Соблюдать ПДД и технику безопасности.

Возьмитесь за руки. Что символизирует такое их расположение? О чем говорит этот жест?

(без обязанностей нет прав; права и обязанности неотделимы)

Вы правы, спасибо, молодцы!

Спасибо! Очень хорошо, умницы. Но, к сожалению, мы соблюдаем то, что прописано в законе не всегда. Помните в начале урока мы обсудили с вами узелки на нити жизни? В тяжёлые жизненные ситуации человек попадает сам: кто-то по глупости, кто-то за компанию, а кто-то и по независящим от него обстоятельств. Посмотрите сейчас фрагменты фильмов и попробуйте определить:

1.Какое право нарушено?

2.Какая ответственность для нарушителя наступит? Приложение 4.Виды юридической ответственности(таблица).

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0a0c/00044fcb-39c6e827/img10.jpg

Видео1. Тимур и его команда.

Видео2. Гарри Поттер.

Видео3. Доживём до понедельника.

Видео4. Ералаш.

Рефлексия.

Спасибо большое за очень интересное общение. Я обрадована тем, что вы работали со мной и подарили мне свою поддержку и тепло. Но в завершении нашей встречи мне хотелось бы услышать от Вас:

1.Был или наш сегодняшний урок полезен вам? Чем?

2.Было ли Вам трудно и почему? С чем это было связано?

3.Что Вам понравилось в нашем общении? Получили ли вы удовольствие от него?

У каждого живущего на свете

Должно быть право так на свете жить,

Чтобы могли расти спокойно дети,

Не опасаясь голода, войны.

И каждый должен знать свои права

Чтоб дать отпор любому проходимцу,  

Чтоб пред убийцей, вором иль мздоимцем

Не приклонялась наша голова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания "Мы - многонациональный народ", 6 класс

Цель урока выяснить какое значение имеет многонациональный состав Российской Федерации  для её граждан, для государства. ...

Конспект урока обществознания "Конституция России"

Данный урок проводился в 9 классе. В ходе урока учащиеся знакомятся с текстом Конституции нашей страны, анализируют ее статьи, учатся высказывать собсвенную точку зрения...

план-конспект урока обществознания в 6 классе. Практикум по теме: "Школа" УМК Л.Н. Боголюбова

Урок обществознания в 6 классе по УМК Боголюбова Л.Н. - практикум по теме "Школа". Цель: О - усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации; применение полученных знаний на практике; поиск...

Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.

Конспект урока обществознания для 10 класса.Урок- объяснение нового материала.Тема: Общение как обмен информацией....

План - конспект урока обществознания с использование ЦОР. Тема урока "Правовое государство"

Использовались материалы Единой коллекции ЦОР и Федерального портала школьных ЦОР....

План – конспект урока обществознания в 5 классе Тема урока «Современное общество»

План – конспект урока обществознания в  5 классе по теме: «Современное общество». Данный урок разработан по материалам учебника  : А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: ...

Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.

Цель: Выявить сущность общения, как способа обмена информацией.           Рассмотреть особенности общения в информационном обществе. Дать        ...