Мир-театр
материал по обществознанию (11 класс)

Тарасова Ирина Николаевна

Образец эссе по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir-teatr.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

«Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль».

        Главной мыслью данного высказывания является идея о многоликой и изменчивой природе человека. Действительно это так. Отличную иллюстрацию этой мысли мы находим у итальянского философа эпохи Возрождения Пико дела Мирандолы. В своей «Речи о достоинстве человека» он приводит такую притчу:

        После того как Бог сотворил мир, распределив все творения по высшим, средним и низшим сферам, он пожелал сотворить существо, которое могло бы оценить смысл его работы. Но к тому времени были уже исчерпаны все образцы и формы, завершены и распределены по своим местам все творения. И тогда Господь решил, что тот, в кого он не смог вложить особой сущности, должен получить частицу от каждого творения, а также от самого творца.

        И согласился Бог, что человек – творение неопределенного образа, и сказал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного лица, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленного нами закона. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ свободно, по собственному желанию. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным; от тебя самого зависит, кем ты станешь…»

Получив неопределенный образ, мы, тем самым, приобрели возможность быть всем, чем угодно, примерять на себя различные роли и маски. Сегодня человека, свободно и осознанного осуществляющего свой выбор, осознающего и принимающего всю полноту ответственности за него, принято называть личностью, словом, которое своими корнями также уходит в театральное прошлое. Первоначально оно относилось к актерским маскам, которые в античном театре были закреплены за определенными типами действующих лиц, затем стало означать самого актера и его роль.

В современной психологии связь «личность-маска» находит своё выражение в ролевой теории личности, в которой она характеризуется главным образом через выполненные ей социальные роли. В семье – роль сына, отца, брата, на работе – определенная профессиональная роль, вне работы это может быть роль друга, настоящего мужчины и т.д.  Некоторые из этих ролей играются человеком неосознанно, но довольно часто принятие того или иного стиля поведения, ношение некоторой маски определяется поставленной целью.

Находим тому примеры в истории. Согласно воспоминаниям Л.Ж. Маршана Наполеон Бонапарт специально брал уроки у известного актера Тальмы, чтобы производить на окружающих ожидаемое впечатление. Великому ученику легко удавались переходы от бешенной ярости к абсолютному спокойствию, что позволило Талейрану однажды сказать о Наполеоне «Его ярость никогда не поднимается выше шеи».

В книге Н.А. Троицкого «Россия  XIX век» рассказывается о том, что, Александр I, чувствительный к мнению окружающих, «репетировал свои выходы в общество перед зеркалом, примеряя не только платье, но и жесты, улыбки фразы. Он в совершенстве постиг и эффектно использовал самые грациозные позы античных статуй». Современники не остались к этому равнодушными: М. Сперанский сказал об Александре I «сущий прельститель», А.С. Пушкина «в лице и в жизни Арлекин», а Г. Лагерьелке отозвался о нем так: «тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, и фальшив, как пена морская».

В книге монахини Нектарии «Свет невечерний» приводится печальное свидетельство театральной игры Александры Федоровны – матери больного наследника русского престола Алексея Николаевича, вынужденной делать вид, что все в порядке:

Жильяр «Я мог видеть Царицу в первом ряду – она улыбалась и весело говорила с кем-то из рядом сидящих. Когда официальная часть бала была окончена, я вышел через служебную дверь, в коридор напротив комнаты Алексея Николаевича, откуда доносились громкие стоны. Вдруг я увидел Царицу – она бежала, неловко подхватив руками мешающее ей бежать платье. Я отпрянул к стене, а она промчалась, не заметив меня. Взгляд у нее был отчаянный, полный ужаса. Несколько минут спустя Царица появилась снова. На лице – светская маска. Она мило улыбалась гостям, обступившим её. Но я увидел и Царя: будучи занятым разговором, он встал таким образом, чтобы видеть дверь, и я заметил, какой отчаянный взгляд бросила на него только что вошедшая Царица. Я вдруг со всей глубиной понял трагедию двойной жизни».

Да человек, будь он женщиной или мужчиной, - актер, играющий не одну роль, но интересно, кто же все таки сценарист в театре под названием «Мир», кто определяет выходы и уходы: человек или Проведение? В мировой истории известно не мало случаев когда «нужные» личности появлялись на исторической сцене в «нужные» периоды: например, «успокоитель Французской революции» - Наполеон Бонапарт. О его своевременно появлении говорит в своем стихотворении М. Лермонтов:

«Из славы сделал ты (прим. речь идет о французском народе) игрушку лицемерья  ,

Из вольности - орудье палача,

И все заветные отцовские поверья

Ты им рубил, рубил с плеча,

Ты погибал…

 И он явился, с строгим взором,

Отмеченный божественным перстом

И призван за вождя всеобщим приговором,

И ваша жизнь слилася в нем…».

О. фон Бисмарк, жесткий, целеустремленный,  так же появился в Германии тогда, когда страна более всего нуждалась в подобном человеке, способном объединить страну, пусть даже «железом и кровью»; в России XVII, измученной смутными временами появляется тихий незлобливый царь – Михаил Романов, способный восстановить мир и покой в стране, во времена нашествия Наполеона в России появляются два талантливых главнокомандующих – М.Б. Барклай де Толли и М.И. Кутузов – один спасает русскую армию, другой – Россию. Оба Михаилы, что немаловажно, поскольку согласно легенде, ходившей в народе, победить Антихриста-Наполеона мог только Михаил Архангел. Так что окажись на месте Кутузова человек с другим именем, смогли бы ему доверять так же простые люди? Список интересных совпадений можно продолжать бесконечно. Однако это, к сожалению, не дает однозначного ответа на поставленный нами вопрос: кто же является сценаристом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр. Зачем ребёнку кукольный театр?

Живая кукла - возможно ли это?...

Театр яши, театр яшәячәк

Тема: «Театр жил и будет жить…»Класс: 7Цель:1. Развитие творческих способностей учащихся; развитие эстетических представлений и актёрских способностей у детей;2. Познакомить учащихся с некоторым...

Образовательная программа «Театр и мы» для дополнительного образования детей (объединения «Детский театр»)

Программа «Театр и мы» рассчитана на три года обучения:  для детей среднего школьного звена, с одиннадцати до тринадцати лет. Коллектив формируется с уч...

Программа спецкурса "Театр и литература "(От уроков литературы к истории театра)

Программа спецкурса ориентирована на формирование у учащихся эстетической культуры, на приобщение их к миру искусства, к общечеловеческим ценностям через освоение художественного опыта прошлого....

интегрированный урок "МОДА И ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.В театре Диониса"

Данный материал можно использовать для проведения урока истории в 5 классе по теме "Театр Древней Греции" ,...

Презентация по МХК "Азбука театра (часть1) Виды театра. Античный театр"

Презентация по МХК  "Азбука театра  (часть1)  Виды театра. Античный театр" Содержит большое количество иллюстративного материала. Может быть также использована на уроках изобр...

Час общения на тему "Театр, театр, театр"

2019 год объявлен годом Театра. Но сельские жители и, в том числе, дети имеют  узкое представление о  театре. Для того , чтобы расширить представление о театре, как об удивительном и древнем...