РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса ВПМ «ПРАВА И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
рабочая программа по обществознанию (7 класс)

Липськая Людмила Алексеевна

Рекомендовано как модуль (7класс).

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ПРАВА И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Рекомендовано как модуль 7 класс.

Цели:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
  • освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия поддержанию правопорядка в обществе; решения практических задача в социально-правовой сфере, а также учебных задача в образовательном процессе;
  • формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
  • Описание места учебного предмета в учебном плане
  • Согласно базовому учебному плану гимназии на курс выделено 17 часов в рамках курса обществознание.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета обществознание на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);

- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»).

В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается:

         -  поиск нужной информации по заданной теме;

- извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.

В области рефлексивной деятельности обеспечивается:

         -  понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

- объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности:

- постановка общей цели и определение средств ее достижения,

- конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию,

- формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ БЛОКА

«Права и законные интересы несовершеннолетних»

 Раздел 1.Понятие, функции и задачи системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних Понятие системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Функции системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Понятие ювенального права, ювенальной юстиции. Соотношение понятий ювенальное право, ювенальная юстиция и система защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

 Раздел 2. Международные нормативно-правовые акты о правах несовершеннолетних: Женевская декларация прав ребенка 1924 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация прав ребенка 1959 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г.; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») 1985 г.; 7 Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних («Эр-Риадские принципы») 1990 г.; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 г

Раздел 3 Система российского законодательства о защите прав и законных интересов несовершеннолетних: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Раздел 4 Несовершеннолетний – как субъект семейных, гражданских и трудовых правоотношений.

Основные нормативные акты, регламентирующие статус несовершеннолетних в рамках семьи.

Глава 11 СК РФ «Права несовершеннолетних детей».Государственная семейная политика. Многодетные семьи.Право ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье. Тайна усыновления (удочерения).

Родительские права и обязанности. Опекунство совместное. Ограничение родительских прав. Лишение родительских прав.       Восстановление в родительских правах. Устройство ребенка в семью опекуна (попечителя). Опека и попечительство.

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет. Приемная семья. Приемные родители. Учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Право ребенка на алименты. Право ребенка на защиту.

Раздел 5 Особенности судопроизводства по делам о защите гражданских и семейных прав ребенка.

 Процессуальные нормы, регулирующие судебную защиту.

Возбуждение дел и их подготовка к судебному разбирательству. Право лиц на обращение в суд за защитой права ребенка и их полномочия. Полномочия  лиц на защиту прав ребенка.

Правовое положение несовершеннолетнего как участника гражданского процесса.

Участие органов опеки и попечительства в суде по делам несовершеннолетних. Формы участия в деле органов опеки и попечительства.

Судебное разбирательство. Основание судебного разбирательства. Особенности судебного разбирательства дел, связанных с защитой прав и интересов. Возмещение вреда, причиненного ребенком. Понятие «вред». Способы возмещения вреда.

Раздел 6 Уголовно-правовые средства защиты несовершеннолетних. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-процессуальных отношений.

Охрана материнства и детства силами уголовного закона.

Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передачи его под опеку (попечительство) или в приемную семью (ст. 154 УК).

Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ). Детское нищенство; приучение к спиртным напиткам или наркотикам; использование ребенка при совершении преступления.

Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей (ст. 157 УК РФ).

Злоупотребление родительскими правами. Подмена ребенка (ст. 153 УК РФ). Подмена ребенка, торговля несовершеннолетними

Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений: Против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 УК РФ). В преступную группу либо совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 4 ст. 150 УК РФ). В употреблении спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП РФ, ст. 150 УК РФ). В совершении антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ). В занятие бродяжничеством (ст. 151 УК РФ). В рекламирование, распространении порнографических материалов, привлечение несовершеннолетних для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера (ст. 242 УК РФ). Вовлечение в занятие несовершеннолетних проституцией (ч. 3 ст. 240 УК РФ). Организацию или содержание притонов для занятия проституцией (ст. 241 УК РФ).

Раздел 7 Ювенальная политика: сущность, объекты, субъекты, цели, задачи и принципы Понятие и содержание ювенальной политики. Объекты ювенальной политики: малолетние, несовершеннолетние, семьи, оказавшиеся в трудных жизненных ситуациях и другие. Субъекты ювенальной политики: молодые граждане, молодые семьи.

Раздел 8. Принципы ювенальной политики: согласование законных интересов субъектов ювенальной политики с интересами и правами других социальных институтов общества, различных социально-демографических групп и слоев населения в регионах РФ; приоритетность инвестиций общества и государства в семью и молодое поколение как инновационный потенциал развития социума; выравнивание стартовых возможностей детей, подростков и молодежи для их самореализации, для осуществления общественно полезных и значимых инициатив молодых граждан, общественных детских и молодежных объединений.

Виды деятельности:

  • работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
  • анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;
  • изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
  • решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.

Прогнозируемые результаты

  • права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
  • характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
  • объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
  • различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
  • анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
  • решения правовых задача (на примерах конкретных ситуаций).

Тематическое планирование по модулю Права и законные интересы несовершеннолетних»

п/п

Тема раздела, урока, тип урока

Дата проведения п/ф

Кол-во часов

Планируемая деятельность учащихся

(на уровне универсальных учебных действий)

Вид  и форма контроля

Элементы содержания образования

Дом.задание

Тема 1. Введение. (1 час)

1

Введение . Права и обязанности несовершеннолетних

1

Высказывать суждения о роли исторических знаний в формировании личности.

Называть  Понятие системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Формулировать Функции системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Беседа.

Понятие, функции и задачи системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних Понятие системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Функции системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Введение.

Тема 2.  Понятие, функции и задачи системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних

2-3

Понятие, функции и задачи системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

2

Формулировать познавательную проблему и планировать способы

её решения. Излагать результаты познавательной деятельности по теме урока при выполнении творческого задания.. Актуализировать знания из курса обществознания

Аргументировать ответ, опираясь на дополнительные материалы материалы

 «Думаем, сравниваем, размышляем»

Функции системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Понятие ювенального права, ювенальной юстиции. Соотношение понятий ювенальное право, ювенальная юстиция и система защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Конспект, термины.

4

Международные нормативно-правовые акты о правах несовершеннолетних

1

Объяснять, значение  международных правовых актов. Формулировать познавательную задачу. Привлекать межкурсовые, предметные знания. Определять проблемы социально-политического и экономического развития страны (с помощью учителя)

Использовать тексты  источников

Работа с  документами.

Женевская декларация прав ребенка 1924 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация прав ребенка 1959 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г.; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») 1985 г.; 7 Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних («Эр-Риадские принципы») 1990 г.; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 г

5-6

Система российского законодательства о защите прав и законных интересов несовершеннолетних

2

Объяснять, значение  российских правовых актов,

 Формулировать познавательную задачу. Привлекать межкурсовые, предметные знания.

 Определять проблемы социально-политического и экономического развития страны (с помощью учителя)

  • Использовать тексты  источников
  •  характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;

Проверка знания изученных дат, понятий, терминов.

Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Конспект, ссылки .

 

7-8

Семейные и гражданские права несовершеннолетних

2

  • работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
  • анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

Работа в группах Глава 11 СК РФ «Права несовершеннолетних детей».

Семейные и гражданские права несовершеннолетних

Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ,

Глава 11 СК РФ

9

Обеспечение прав и интересов несовершеннолетних в судопроизводстве

2

  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);

.

Работа с рубрикой «Запоминаем новые слова».

Правоспособность, дееспособность, законные представители. Лишение родительских прав. Восстановление в родительских правах. Устройство ребенка в семью опекуна (попечителя). Опека и попечительство.

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет. Приемная семья. Приемные родители. Учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Право ребенка на алименты. Право ребенка на защиту.

Обязанности несовершеннолетних в рамках семейных правоотношений.

Гражданская правоспособность несовершеннолетних. Несовершеннолетний как субъект правоотношений.

Содержание правоспособности. Дееспособность гражданская. Дееспособность гражданская процессуальная.

10

Гарантии обеспечения трудовых прав несовершеннолетних

1

Использовать основные нормативные акты, регламентирующие статус несовершеннолетних в рамках семьи.   оперировать изученными терминами и понятиями; Механизмы реализации прав несовершеннолетних на обжалование решений и действий должностных лиц.

Игра

 «Трудоустройсво»

Федеральный и региональные уполномоченные по правам ребенка; Органы опеки и попечительства и их функции; Органы по делам молодежи и их функции. Органы управления социальной защитой семьи и их функции. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Патронаж как вид социального обслуживания.

Конспект\. термины

11

Несовершеннолетний – как субъект семейных, гражданских и трудовых правоотношений

1

  • подготовка к практическим занятиям, контрольному опросу;

использование ресурсов Интернет: поиск информации в сети, использование баз данных информационно-поисковых и информационно-справочных систем.

Использовать основные нормативные акты, регламентирующие статус несовершеннолетних в рамках семьи.   Оперировать изученными терминами и понятиями; Механизмы реализации прав несовершеннолетних на обжалование решений и действий должностных лиц.

Работа в группах

Государственная семейная политика. Многодетные семьи.

Право ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье.

Тайна усыновления (удочерения).

Родительские права и обязанности. Опекунство совместное. Ограничение родительских прав. Лишение родительских прав. Восстановление в родительских правах. Устройство ребенка в семью опекуна (попечителя). Опека и попечительство.

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет. Приемная семья. Приемные родители. Учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Право ребенка на алименты. Право ребенка на защиту.

Обязанности несовершеннолетних в рамках семейных правоотношений.

Конспект\. термины

12

Особенности судопроизводства по делам о защите гражданских и семейных прав ребенка.

1

Анализировать нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

Выбирать правомерные формы поведения и способов защиты прав и интересов личности ;

Излагать и аргументировать собственные суждений о правовых явлениях общественной жизни;

Работа в группах

Право лиц на обращение в суд за защитой права ребенка и их полномочия. Полномочия  лиц на защиту прав ребенка

Конспект\. термины

14-15

Уголовно-правовые средства защиты несовершеннолетних. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-процессуальных отношений.

2

Анализировать нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

Выбирать правомерные формы поведения и способов защиты прав и интересов личности ;

Излагать и аргументировать собственные суждений о правовых явлениях общественной жизни;

Определять значение слов, понятий.

Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы.

тренинг

Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений: Против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 УК РФ). В преступную группу либо совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 4 ст. 150 УК РФ). В употреблении спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП РФ, ст. 150 УК РФ). В совершении антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ). В занятие бродяжничеством (ст. 151 УК РФ).

Конспект\. термины

16

Ювенальная политика: сущность, объекты, субъекты, цели, задачи

1

Анализировать нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

Выбирать правомерные формы поведения и способов защиты прав и интересов личности ;

Излагать и аргументировать собственные суждений о правовых явлениях общественной жизни;

Определять значение слов, понятий.

Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы.

Дискуссия  Работа в группах

Уголовно-процессуальные отношения с участием несовершеннолетних – часть ювенальной юстиции.

Понятие и содержание ювенальной политики. Объекты ювенальной политики: малолетние, несовершеннолетние, семьи, оказавшиеся в трудных жизненных ситуациях и другие. Субъекты ювенальной политики: молодые граждане, молодые семьи..

Правовой статус несовершеннолетнего, его права и обязанности (ч. 2 ст. 42 УПК РФ). . Права несовершеннолетнего, заключенного под стражу. Особенности содержания под стражей несовершеннолетнего

Конспект\. термины

17

Итоговое занятие . обобщение по курсу. Зачет

1

Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II, сравнивать её с внутренней политикой Петра I.

Объяснять «политику просвещённого абсолютизма», мероприятия, проводимые в духе данной политики.

Анализировать реформы Екатерины II (Жалованная грамота дворянству, Жалованная грамота городам и др.)

Проверочная работа тест + документ

Проверка элементов содержания курса.

Нормативно-правовые акты

1. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»

 2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации».

 4. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) а) основная литература:

 1 Глушков, А. И. Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних потерпевших в уголовном судопроизводстве [Электронный ресурс] / А. И. Глушков. - М.: "Прометей", 2012. - 160 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211716.

 2 Семейное право России: учебник для вузов / Л.М. Пчелинцева. - 6-e изд., перераб. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 720 с. - Режим доступа: http://www.znanium.com/bookread.php?book=404442

 3 Гражданское право: учебник: [в 3 т.]. Т. 1 / Е. Н. Абрамова [и др.]; под ред. А. П. Сергеева. - Москва: Велби: РГ-Пресс, 2009.

 4 Семейное право России: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Пчелинцева Людмила Михайловна ;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Я и мои права", 9 класс.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу обществознания "Я и мои права" для 9 классов в рамках предпрофильной подготовки....

доклад на родительском собрании «О защите прав и законных интересов детей родителями

доклад на родительском собрании «О защите прав и законных интересов детей родителями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору в 9 классе «ПОДРОСТОК И ЗАКОН»

Сегодня, когда происходят активные перемены в жизни общества, преобразуются прежние навыки, формы поведения, отношения к миру и людям, мы становимся свидетелями того, как нарастает недоверие к способн...

Рабочая программа курса по выбору «Подросток и закон»

Курс дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства....

"Какие права и законные интересы защищает гражданское общество"

Презентация по обществлзнанию на тему: "Какие права и законные интересы защищает гражданское общество"...