Рабочая программа курса по выбору «Подросток и закон»
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Копылова Ольга Аркадьевна

Курс дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kursa_po_vyboru_podrostok_i_zakon.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса по выбору «Подросток и закон»

Пояснительная записка

Программа курса по выбору «Подросток и закон» является адаптированной. Она разработана на основе авторской программы Е.В. Певцовой «Предпрофильная правовая подготовка школьников». Программа курса предназначена для обучающихся 9-ых классов.

Программа разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Концепции профильного обучения и призвана раскрыть очень важный аспект правовой подготовки личности, связанный с механизмами зашиты гражданином своих прав. Содержание курса дополняет и расширяет знания учащихся в правовой сфере, полученные на уроках обществознания. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, обществознания.

Содержание курса направлено на формирование ключевой компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.

Выпускник основой ступени обучения оказывается в ситуации выбора в отношении профильного направления дальнейшей деятельности, а потому возникает потребность организовать модульные правовые курсы, которые не просто помогут сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции, но и позволят ему самоопределиться в выборе будущей профессии, адекватной способностям, желаниям личности.

Предпрофильная правовая подготовка позволит решить и ряд проблем воспитательного характера, ориентированных на формирование правовой культуры подростков.

Правовое образование является важным условием формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социальн ого функционирования.

Предлагаемый курс направлен на:

  1. осознание учащимися необходимости изучения прав как одного из средств адаптации в условиях развития рыночного общества;
  2. развитие умения учащихся исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы;
  3. формирование собственных норм и ценностей;
  4. установление конструктивных отношений с окружающими.

Цель курса: воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях современных реалий российского общества, способного осуществить осознанный профессиональный выбор.

Основные задачи:

  • формирование у школьников навыков правовой культуры;
  • развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни;
  • профилактика девиантного поведения подростка;
  • формирование активной гражданской позиции и осознание приоритета прав личности;
  • спосоствование осознанному выбору профессии; заинтересованности учащимися правом вообще.

Предлагаемый курс рассчитан на 17 часов.

Особенность данного курса по выбору заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного курса на житейских повседневных проблемах. Проблемы, которые включены в данный  курс по выбору, касаются широких слоев населения России и, в частности, самих учащихся. Их рассмотрение позволяет школьникам понять правовые отношения, не как нечто статичное, а как постоянно изменяющееся, увидеть личностную значимость правовых знаний. И, соответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законодательстве. Проблемный подход дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно каждому человеку знать, где можно найти необходимую правовую информацию.

Освоение курса организуется на основе анализе информации и  выполнении практических заданий с целью закрепления полученных знаний на практике. Использование различных видов организации учебной деятельности позволят обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес школьников к праву.

Основные формы и приемы учебной деятельности:

  • индивидуальная, парная, групповая работы;
  • проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву,
  • работа с документами и различными источниками информации;
  • творческие проекты;
  • мозговые штурмы.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Контроль уровня достижений обучащихся осуществляется в форме тестирования, создания образовательного продукта.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися.

Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
  • формулирование  собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в  моделируемых учебных задачах  и в реальной жизни;
  • совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

В результате изучения курса ученик должен

Знать/понимать

  • сущность практического права как воплощение предписаний правовых норм в правомерном поведении гражданина
  • содержание и значение правовых  норм, регулирующих различные стороны общественные отношения
  • признаки форм реализации правовых норм (соблюдения, исполнения, использования )

    Уметь

  • описывать формы реализации правовых норм в различных областях правоотношений  
  • сравнивать формы реализации правовых норм, выявлять  их общие черты и различия;
  • приводить примеры  ситуаций, регулируемых различными видами правовых  норм;    деятельности людей в правовой сфере;
  • оценивать поведение людей с точки зрения правовых норм;
  •  решать    познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах правовой деятельности человека
  • осуществлять поиск  информации по правовой теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники);
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

          Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей в правовой сфере;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Раздел 1. Права человека.

1. Права и свободы человека и гражданина. Права ребенка.

Права, обязанности, свободы гражданина. Международные договоры о правах человека.

Декларация прав ребенка. Нарушение прав человека. Защита прав человека. Конвенция о правах ребенка. Комитет по правам человека, международная амнистия, уполномоченный по правам человека

2.Правовая культура.

Правовая антикультура, правовой нигилизм, правовой цинизм.

Раздел 2. Гражданские правоотношения

3. Осуществление и защита гражданских прав.

Гражданская правоспособность и дееспособность. Осуществление гражданских прав. Срок исковой давности. Формы защиты гражданских прав. Защита прав собственности.

4. Гражданско-правовой договор.

Содержание договора. Виды договоров. Ответственность за неисполнение обязательств по договору.

Раздел 3.  Виды гражданских правоотношений

5. Права потребителей: законодательство и реальная практика.

Источники информации для потребителя. Закон «О защите прав потребителей». Правила грамотного поведения потребителя на рынке товаров и услуг. Судебная защита прав потребителя.

6. Жилищные правоотношения.

Приобретение жилья в собственность. Обязанности собственника жилого помещения. Члены семьи собственника жилого помещения. Наем жилья. Приватизация жилых помещений.

7. Страхование.

Договор страхования. Формы и виды страхования. Споры по договору  страхования .

Раздел 4. Отношения с банком

8.Банковская система. Современные платежные средства.

Двухуровневая банковская система. Виды платежных средств.

9.Банковские операции.

Виды банковских операций. Споры по договорам на оказание банковских услуг.

Раздел  5.Трудовые правоотношения

10. Трудоустройство.

Источники трудового права. Трудовые правоотношения. Испытательный срок. Права и обязанности работника и работодателя. Трудовой договор.

11.Права несовершеннолетних по трудовому законодательству.

Условия труда несовершеннолетних. Совмещение работы с учебой.

12.Ответственность по трудовому праву.

Виды дисциплинарной ответственности. Материальная ответственность.

Раздел 6. Налоговое законодательство

13.Налогообложение физических лиц.

Налоговое право. Понятие физического лица в налоговом праве. Виды налогов. Доходы населения, подлежащие и не подлежащие налогообложению.

14.Права и обязанности налогоплательщиков.

Налоговые льготы. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Раздел 7. Юридическая ответственность 

15. Виды правонарушений.

Административные правоотношения. Виды административных наказаний. Уголовное право.  Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимостьны.

16. Виды  юридической ответственности

Понятие юридической ответственности. Виды уголовного наказания; административных, гражданско-правовых и дисциплинарных взысканий. Сравнительная характеристика видов юридической ответственности.

17.Юридическая ответственность несовершеннолетних.

Особенности юридическая ответственность несовершеннолетних.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

№ п/п

Название  темы

Количество  часов

всего

теория

практика

Раздел 1.

Права человека.

2

1

Права и свободы человека и гражданина. Права ребенка.

1

0,5

0,5

2

Правовая культура

1

0,5

0,5

Раздел 2.

Гражданские правоотношения

2

3

Осуществление и защита гражданских прав.

1

0,5

0,5

4

Гражданско-правовой договор.

1

0,5

0,5

Раздел 3.

Виды гражданских правоотношений

3

5

Права потребителей: законодательство и реальная практика.

1

0,5

0,5

6

Жилищные правоотношения.

1

0,5

0,5

7

Страхование.

1

0,5

0,5

Раздел 4.

Отношения с банком

2

8

Банковская система.

Современные платежные средства.

1

0,5

0,5

9

Банковские операции.

1

0,5

0,5

Раздел  5.

Трудовое право

3

10

Трудоустройство.

1

0,5

0,5

11

Права несовершеннолетних по трудовому законодательству.

1

0,5

0,5

12

Ответственность по трудовому праву.

1

0,5

0,5

Раздел 6.

Налоговое право

2

13

Налогообложение

физических лиц.

1

0,5

0,5

14

Права и обязанности налогоплательщиков.

1

0,5

0,5

Раздел 7.

Юридическая ответственность

3

15

Виды правонарышений

1

0,5

0,5

16

Виды  юридической ответственности

1

0,5

0,5

17

Юридическая ответственность

несовершеннолетних

1

0,5

0,5

ИТОГО

17

8,5

8,5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название  темы

Дата

Форма проведения

учебного занятия

Образовательный

продукт

по плану

по факту

Раздел 1. Права человека.

1

Права и свободы человека и гражданина. Права ребенка.

Лекция. Работа с документами.

Написать эссе «Право есть господство того, что считается правильным».

2

Правовая культура

Беседа с элементами

лабораторная работа.

Раздел 2. Гражданские правоотношения

3

Осуществление и защита гражданских прав.

Лекция с элементами беседы. Практикум.

Составить гражданско-правовой договор

4

Гражданско-правовой договор.

Беседа с элементами

лабораторная работа.

Раздел 3. Виды гражданских правоотношений

5

Права потребителей: законодательство и реальная практика.

Обзор с элементами беседы. Практикум.

Составить  доверенность на продажу жилого дома.

6

Жилищные правоотношения.

Беседа с элементами

лабораторная работа.

7

Страхование.

Беседа. Работа с документом.

Раздел 4. Отношения с банком

8

Банковская система.

Современные платежные средства.

Обзор с элементами беседы. Практикум.

Составить договор о вкладе.

9

Банковские операции.

Беседа с элементами

лабораторная работа

Раздел  5.Трудовое право

10

Трудоустройство.

Беседа, лабораторная работа.

Составить заявление о приеме на работу, трудовой договор

11

Права несовершеннолетних по трудовому законодательству.

Лекция с элементами беседы,   практикум.

12

Ответственность по трудовому праву.

Лекция с элементами беседы, ролевая игра.

Раздел 6. Налоговое право

13

Налогообложение

физических лиц.

Беседа,

 работа с документом.

Составить заявление о возвращении налога

14

Права и обязанности налогоплательщиков.

Беседа.

Работа в малых группах.

Раздел 7. Юридическая ответственность

15

Виды правонарышений

Лекция с элементами беседы, работа с документами.

Составить протокол об административном правонарушении

16

Виды  юридической ответственности

Лекция с элементами беседы, работа с документами.

17

Юридическая ответственность

несовершеннолетних

Беседа.

Работа в малых группах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

1)Основы  правовых  знаний. Учебник  для  7  класса. М.: Вита-Пресс, 2003.

2)Основы правовых знаний: Учебник для 8-9 кл. В 2-х книгах. / С.И.Володина, А.М.Полиевктова,      В.В.Спасская и др. – 3-е изд., перераб. – М.: Вита-Пресс, 2003.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

1)Основы правовых знаний: Учебник для 8-9 кл. В 2-х книгах. / С.И.Володина, А.М.Полиевктова,      В.В.Спасская и др. – 3-е изд., перераб. – М.: Вита-Пресс, 2003.

2)Практикум  по курсу  «Основы  правовых  знаний»: Пособие  для  учащихся 8-9 кл. / С.Н.Ловягин, С.И.Володина, А.Г.Калпин и др. – 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2001.

3)А.Ф.Никитин. Основы права.10-11 кл,: учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: Дрофа, 2007.

4) А.Ф.Никитин. Основы права. 10-11 кл.: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2007.

5) Словарь исторических и общественно-политических терминов.

/Автор-составитель Васильев В.И. – М.: ОЛМА - ПРЕСС Образование, 2005. (Библиотека школьника. Учебные словари).

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

1. Интернет-ресурсы http://www.festival.1september.ru; http://his.1september.ru/urok/

2. Дидактический материал (карточки - задания, тестовый материал, документы).

        МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

  • Компьютер;
  • Мультимедийное оборудование;
  • Авторские презентации по курсу.