РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору в 9 классе «ПОДРОСТОК И ЗАКОН»
рабочая программа по праву (9 класс) на тему

Гагарин Василий Иванович

Сегодня, когда происходят активные перемены в жизни общества, преобразуются прежние навыки, формы поведения, отношения к миру и людям, мы становимся свидетелями того, как нарастает недоверие к способности общества и отдельного человека оградить свою жизнь и строить отношения на разумной, справедливой и демократической основе. В настоящее время, когда многие ценности потеряли свой смысл, все больше распространяется правовой нигилизм, уход в себя, враждебность в отношениях между людьми. Но как ни парадоксально, с трудом возникающее новое общество требует установки на взаимодействие, сотрудничество, открытость к окружающим людям, требует защиты своих собственных прав и уважения прав других. Таким образом, сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования его гражданственности и личного развития.

Дети являются самой незащищенной частью общества. Школа призвана защищать ребенка и дать ему навыки самозащиты, способствовать подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения человеческих прав и законов нашей страны.

Предлагаемый курс направлен на:

1) осознание учащимися необходимости изучения прав как одного из средств адаптации в условиях развития рыночного общества;

2) развитие умения учащихся исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы.

3) формирование собственных норм и ценностей;

4) установление конструктивных отношений с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podrostok_i_zakon.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Б-Кочинская СОШ»

"Утверждаю"

Директор школы __________А.И.Теплоухова

 "_____"___________2016 г.                

"Согласовано"

Заместитель директора школы по УВР___________

________________________

Рассмотрена на заседании МО

Протокол №______

от "_____" ___________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса по выбору в 9 классе

«ПОДРОСТОК И ЗАКОН»

Разработал:

учитель истории

и обществознания

Гагарин В.И.

2016 -2017 учебный год

Пояснительная записка

Сегодня, когда происходят активные перемены в жизни общества, преобразуются прежние навыки, формы поведения, отношения к миру и людям, мы становимся свидетелями того, как нарастает недоверие к способности общества и отдельного человека оградить свою жизнь и строить отношения на разумной, справедливой и демократической основе. В настоящее время, когда многие ценности потеряли свой смысл, все больше распространяется правовой нигилизм, уход в себя, враждебность в отношениях между людьми. Но как ни парадоксально, с трудом возникающее новое общество требует установки на взаимодействие, сотрудничество, открытость к окружающим людям, требует защиты своих собственных прав и уважения прав других. Таким образом, сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования его гражданственности и личного развития.

Дети являются самой незащищенной частью общества. Школа призвана защищать ребенка и дать ему навыки самозащиты, способствовать подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения человеческих прав и законов нашей страны.

Предлагаемый курс направлен на:

1) осознание учащимися необходимости изучения прав как одного из средств адаптации в условиях развития рыночного общества;

2) развитие умения учащихся исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы.

3) формирование собственных норм и ценностей;

4) установление конструктивных отношений с окружающими.

Цель: воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России.

Задачи: формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих; развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни;

профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;

формирование активной гражданской позиции и осознание приоритета прав личности.

Курс рассчитан на 8 часов в 9 классе.

Курс «Подросток и закон» позволяет учащимся оценить свои способности и дает возможность сделать осознанный выбор в жизни.

Курс расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовых программах, позволяет осуществить практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний.

Данной программой определена такая последовательность изучения знаний, которая позволяет за короткий срок достичь поставленной цели, так как осуществляется опора на уже известные знания и практико-ориентированную деятельность.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. ЛИЧНОСТЬ И ЗАКОН

Для чего принимаются законы. Склонность-стремление заниматься определенной деятельностью. Закон. Правонарушение. Виды правонарушений. Преступление. Психология правонарушителя. Мотив. Закон и его назначение. Уголовный кодекс. Кодекс об административных правонарушениях. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Закон и порядок. Юридическая ответственность. Многообразие видов юридической ответственности: гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. Преступление – особо важное правонарушение.

Организация правосудия в нашей стране. Если тебя задержала милиция, твои действия. Права задержанного несовершеннолетнего.

Тема 2. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Право граждан на спокойную жизнь. Проблема преступлений несовершеннолетних. Материальный и моральный ущерб от правонарушений. Что такое правонарушение. Понятие аморального поведения. Правонарушение. Административный поступок. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Понятие преступления.

Тема 3. ПРИЧИНЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Понятие криминологии. Социальные причины преступности: безработица, невысокий материальный достаток, жилищная проблема, недостаток воспитания. Психологические причины преступности. Моральная распущенность и ее влияние на совершение преступлений.

Духовная нищета. Неуважение к закону. Незнание закона и ответственность. Чувство безнаказанности. Отсутствие чувства личной ответственности. Попустительство по отношению к несовершеннолетним правонарушителям со стороны школы. Отношение милиции к ранним правонарушителям. Гуманность суда и повторные преступления.

Тема 4. ВИНА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Что такое вина. Вменяемость и невменяемость. Судебно-психиатрическая экспертиза. Необходимая оборона и ее пределы. Состояние крайней необходимости. Умысел. Преступление по неосторожности. Презумпция невиновности. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Уголовная ответственность. Преступление и ответственность за него. Ответственность за приготовление к преступлению, за соучастие в преступлении. Смягчающие ответственность обстоятельства.

Тема 5. ГРУППОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Как попадают в преступную группу. Данные науки о групповых преступлениях. Стремление к общению и самоутверждению. Антисоциальная ориентация группы. Причины ухода подростков в преступную группу сверстников. Подросток в группе взрослых преступников. Причины преступного поведения подростка в группе: система групповых норм и ценностей; авторитет лидера. Ответственность за групповые преступления. Соучастие в преступлении. Исполнитель. Организатор. Подстрекатель. Пособник. Степень ответственности за различные формы соучастия в преступлении. Отказ от совершения преступления. Укрывательство преступлений.

Тема 6. КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Что такое вина. Что такое виктимология? Закон «О безопасности». Особенности виктимной личности. Виктимология – наука о жертве правонарушений. Два типа виктимности: личностная, ролевая. Виктимное поведение. Жертва преступных посягательств – центральная фигура. Типы личностей с отклоняющимся поведением. Насилие и его виды. Для чего нужны законы? Что такое провоцирующее, неосмотрительное, аморальное и преступное поведение. Группа и риск. Безопасность.

Фиксация вины обвиняемого в приговоре по уголовному делу. Понятие вины. Вменяемость и невменяемость. Судебно-психиатрическая экспертиза. Необходимая оборона и ее пределы. Состояние крайней необходимости. Умысел. Преступление по неосторожности. Преступная самонадеянность. Преступная небрежность. Презумпция невиновности.

Юридическая ответственность. Понятие юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Уголовная ответственность. Покушение на преступление и ответственность за него. Ответственность за приготовление к преступлению. Ответственность за соучастие в преступлении. Смягчающие ответственность обстоятельства. Отягчающие ответственность обстоятельства.

Тема 7. ЕСЛИ ТЕБЯ ЗАДЕРЖАЛА МИЛИЦИЯ

Уголовный кодекс. Кодекс об административных правонарушениях.

Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Закон и порядок. Юридическая ответственность. Многообразие видов юридической ответственности: гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. Преступление – особо важное правонарушение.

Организация правосудия в нашей стране. Права задержанного несовершеннолетнего.

Тема 8. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ  «ТРУДНОЕ РЕШЕНИЕ»
(ролевая игра)

Учебно-тематический план

№ п/п

Название тем курса

Всего
часов

В том числе

Форма
контроля

лекции

практич.

работа

1

Личность и закон

1

1

Тренинг

2

Правонарушение и преступление

1

1

Составление схем

3

Причины правонарушений

1

1

Беседа

(ответы на вопросы)

4

Вина и ответственность

1

1

Практич.  работа

5

Групповые правонарушения несовершеннолетних

1

1

Практич.

работа

6

Как не стать жертвой преступлений

2

1

1

Практич.

работа

7

Если тебя задержала милиция

1

1

Семинар

8

Ролевая игра «Трудное решение»

1

1

Проведение судебного заседания

Ресурсный материал к темам курса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Граждановедение: приложение к «Учительской газете». – 2004. – № 17, 18, 22, 29.

2. Защита прав потребителей: учебно-практич. пособие / авт.-сост. А. С. Долбилин, Ф. Р. Шахурина, Г. Н. Цыкоза; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Л. П. Дашкова. – М.: Информ.-внендренческий центр «Маркетинг», 1998. – 160 с. – ISBN 5-7856-0024-2.

3. Иоффе, А. Н. Методические материалы по гражданскому образованию. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 240 с. – ISBN 5-8393-0145-0.

4. Кишенкова, О. В. Основы гражданских знаний. 9 кл.: учеб. для уч-ся общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1998. – 288 с. – ISBN 5-7107-2232-4.

5. Максудов, Р., Антропов, О. Знай свои права. Ты и милиция.: пособие для подростков и их родителей. – М.: Москов. школа прав человека, 1997.

6. Никитин, А. Ф. Права человека: дополнительные материалы к учебнику «Право и политика». 9 класс: пособие для уч-ся общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1998. – 80 с. – ISBN 5-7107-1735-5.

7. Никитин, А. Ф. Основы обществознания. 8–9 кл.: учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 224 с. – (Дидактические материалы.) – ISBN 5-7107-3577-9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Мой выбор" 8 класс

Рабочая программа курса "Мой выбор" 8 класс составлена на основе программы элективного курса С.Н. Чистяковой "Слагаемые профиля выбора обучения и траектрии дальнейшего образования"...

Рабочая программа курса по выбору 7 класс

Программа курса «Учись писать грамотно» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование ли...

Рабочая программа курса по выбору «Подросток и закон»

Курс дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства....

Рабочая программа курс по выбору 9 класс физика

Рабочая программа курса по выбору для предпрофильного физико-математического направления...

Рабочая программа курса по выбору_10 класс_Учимся писать сочинение.

Рабочая программа составлена на основе:Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Федерального государственного образовательного стандарта ср...