Главные вкладки

    Урок-квест "Трудовое право"
    план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

    Урок систематизации знаний по теме "Трудовое право"(11 класс)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok-kvest_trudovoe_pravo.doc73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока-квеста «Трудовое право»

    Цель урока:

    - научить применять на практике нормативно-правовые документы (знания), регламентирующие трудоустройство граждан и коммуникативные навыки при устройстве на работу, в том числе несовершеннолетних.

    Планируемый результат: основываясь на знании трудового законодательства, научиться применять свои знания на практике, в частности при устройстве на работу.

    Задачи урока:

    Образовательные – закрепить умение работать с источниками трудового договора, обязательными документами для устройства на работу, правилами собеседования с работодателем.

    Развивающие – формировать и развивать навыки работы с первоисточниками, с документами; навыки построения диалога и убеждения; формировать коммуникативные навыки.

    Воспитывающие - формировать ценностное отношение к труду, к правам человека как основам демократического правового общества.

    Личностные УУД умение выделять нравственный аспект поведения, ориентация на ценность – труд и самоопределение, установление связи между целью обучения и его результатом.

    Регулятивные УУД: оценка, волевая саморегуляция времени и поведения, контроль.

    Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, навыки осмысленного чтения; решение задач по аналогии и инструкциям, универсальные логические действия – анализ, синтез.

    Коммуникативные УУД: приспособление (адаптация) обучения к особенностям групповой работы

    Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, раздаточный материал (извлечения из ТК РФ и Конституции, задания для групп, трудовой договор, примеры вакансий, сигнальные карточки и звонки, вопросы для собеседования и др.)

    Ход урока:

    - Добрый день, напомните, какой раздел обществознания мы изучаем?

    - Что такое право?

    - Российское право выстроено в четкую систему. Назовите основные элементы системы права и охарактеризуйте их?

    - какая отрасль права регулирует трудовые отношения. На одном из последних уроков мы изучали трудовое право. Давайте вспомним основные понятия темы:

    - какие источники трудового права вы знаете? /Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, ФЗ «О занятости населения», Указы Президента, постановления правительства и др../

    - Трудовые правоотношения?

    - Субъекты трудовых правоотношений?

    - Работник? Работодатель?

    - Трудовой договор?

    - Зачем мы изучаем трудовое право? /чтобы сдать ЕГЭ; уметь применить в жизни правовые знания/

    Итак, сегодня, я предлагаю вам пройти три этапа квеста «Трудовое право», который покажет, сумеете ли вы в жизни применить правовые и социальные знания.

    Работать сегодня вы будете в группах, за все задания квеста каждая группа сможет заработать определенное количество баллов.

    На столах вы видите оценочные листы, в которые будете записывать количество полученных баллов группы за каждый этап квеста, а в конце урока каждый из вас оценит работу своей группы. Таким образом, пройдя все этапы квеста, мы узнаем, какая группа сможет применить свои знания в жизни, в частности при устройстве на работу.

    Если в ходе нашего квеста, вы увидите ошибочный ответ выступающей группы или хотите дополнить ответ, то вы можете выразить протест с помощью красной сигнальной карты, подняв её и дать правильный ответ, заработав себе дополнительный балл.

    1 этап квеста  «ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО» (max – 10 баллов)

    Для выполнения этого этапа квеста ваша группы получают задание, связанное с трудовым законодательством, где вам необходимо заполнить вторую часть таблицы, а также решить две практических ситуации по трудовому законодательству. На выполнение заданий у вас есть 3 минуты. Затем представитель от группы озвучивает результат работы, а остальные группы внимательно слушают и не забывают про сигнальную карту.

    Оценивать выполнение данного задания вы будете с помощью взаимопроверки. Перед началом выполнения заданий, обменяйтесь оценочными листами (по часовой стрелке), следовательно, баллы за данный этап вы будете выставлять другой группе.

    1 группа

    1.Отметьте знаком «+» обязанности работодателя и знаком «-» обязанности работника:

    А) лично выполнять определенную соглашением трудовую функцию

    -

    Б) предоставить работу по обусловленной трудовой функции (специальность, квалификация, должность)

    +

    В) обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством

    +

    Г) соблюдать действующие в организации правила внутреннего распорядка

    -

    Д) своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату

    +

    2. На работу устраивается 16-летний гражданин. Работодатель и он договариваются о том, что это будет тяжелый труд по подъему тяжестей в ночное время, но за очень большие деньги / Нет. К работам в ночное время, а также к сверхурочным, к работе в выходные дни, лица моложе 18-ти лет не допускаются. Для подростков установлены предельные нормы для переноски и перемещения тяжестей: юноши – 20 кг, девушки – 7 кг/

    3. Несовершеннолетний Волков устроился на предприятие «Луч». Он заключил трудовой договор, куда с его согласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончании трех месяцев испытательного срока Волкова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания. Правомерно ли увольнение Волкова? Почему? / Ответ: Нет, так как молодые работники в силу объективных причин не имеют опыта работы, не обладают высокой квалификацией. В силу этого трудовое законодательство запрещает устанавливать для  несовершеннолетних испытательный срок + расторгнуть трудовой договор с работником в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя можно только с согласия государственной инспекции труда/

    4. Буфетчица школы Баженова по дороге на работу попала в «пробку»: милиция перекрыла дорогу из-за аварии. Более того, работники милиции привлекли ее в качестве понятой. Директор школы уволил Баженову за прогул, объяснив, что она, прежде чем соглашаться давать показания, должна была тщательно взвесить все «за» (помощь милиции в расследовании причин аварии) и «против» (голодными на весь день остались несколько сот учеников школы). Законно ли поступил директор школы? /Нет, т.к. Прогулом считается отсутствие на рабочем месте без уважительной причины более 4-х часов подряд в течение рабочего времени, а Баженова по уважительной причине была привлечена в качестве понятой/.

    2 группа

    1.Продолжите заполнение таблицы:

    №№ п/п

    Категория работников

    Количество часов в неделю

    1.

    Подавляющее большинство работников

    40 часов

    2.

    Работники в возрасте от 16 до 18 лет

    35ч

    3.

    Работники в возрасте до 16 лет

    24ч

    4.

    Работники инвалиды 1 и 2 группы

    35ч

    Ст.92 ТК РФ § 6. Продолжительность рабочей недели учащихся в возрасте от 14 до 18 лет, работающих в период каникул, не может превышать: с 16 до 18 лет - 35 часов в неделю; с 14 до 15 лет - 24 часов в неделю.

    2. Шестнадцатилетний слесарь Павлов опоздал на работу. Директор завода попросил Павлова написать объяснительную записку и объявил ему выговор в приказе. Павлов объяснительную записку написал, но с объявленным выговором не согласился. По мнению Павлова, он, как несовершеннолетний, не должен подлежать дисциплинарным наказаниям за мелкие дисциплинарные проступки. Прав ли Павлов?

    / Ответ: В своих правах и обязанностях несовершеннолетние работники приравниваются к совершеннолетним. Они так же должны добросовестно исполнять свои  трудовые обязанности,  соблюдать правила внутреннего трудового  распорядка организации. Однако в области охраны труда, рабочего времени,  времени отдыха и т.д. несовершеннолетние работники пользуются преимуществами по сравнению с совершеннолетними/.

    3. После окончания школы Валерий Тарасов долго искал работу и был очень рад, когда его приняли на бензоколонку в качестве заправщика автомашин. Но радость была недолго: владельцу бензоколонки было указано на нарушение законодательства о труде.

    /Ответ: Да, так как использовать труд несовершеннолетних  на работах  с вредными условиями труда запрещёно/

    4. Группа слесарей-ремонтников была вовлечена в сверхурочные работы на 4 часа. В связи с отсутствием на предприятии средств для дополнительных выплат, по распоряжению директора эти работы были компенсированы путем предоставления одного отгула.    Правомерно ли это? /Нет, т.к. ст. 106 ТК РФ гласит, что Компенсация сверхурочных работ путем предоставления отгула не допускается.

    Оплата работы в сверхурочное время: По почасовой системе оплаты труда работа в сверхурочное время оплачивается в двойном размере почасовой ставки.
    По сдельной системе оплаты труда за работу в сверхурочное время выплачивается доплата в размере 100 процентов тарифной ставки работника соответствующей квалификации, оплата труда которого осуществляется по почасовой системе, — за все отработанные сверхурочные часы /.

    3 группа

    1.Продолжите заполнение таблицы:  Верны ли следующие суждения о трудовых правоотношениях?

    А) Согласно ст. 63 Трудового кодекса РФ заключение трудового договора (по общему правилу) допускается с лицами, достигшими возраста 14 лет

    -

    Б) Трудовые правоотношения возникают по решению одной из сторон.

    -

    В) При приёме на работу устанавливается испытательный срок не более трёх месяцев.

    +

    Г) Гражданину К. администрация предприятия отказала в предоставлении очередного отпуска. Гражданин решил оспорить данное решение  и обратился в прокуратуру

    -

    Д) Основным документом о трудовой деятельности является паспорт гражданина

    -

    2. 16-летняя Маша попросила предоставить ей отпуск в июле. Заведующий базой отказал ей и пояснил, что у него составлен график отпусков, и Маша может уйти в отпуск только в декабре. Прав ли заведующий базой? /Нет, т.к. ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31  календарный день предоставляется в любое удобное для работника время/

    3. 15-летняя Катя устроилась работать в салон красоты техничкой. Старший мастер потребовала выйти на работу в воскресный день по производственной необходимости. Катя обратилась за консультацией. /Мастер не прав, т.к. запрещено привлекать несовершеннолетних к работе в выходные и нерабочие дни/

    4. Мой ребенок – инвалид. Мне предоставили путевку на лечение ребенка в другой город, администрация препятствует расторжению срочного договора и не выдает трудовую книжку. Кто прав? / Администрация неправомочна. Действительно, срочный договор, который заключен на определенный срок, раннее расторгнут быть не может, но у вас уважительная причина. Расчет и выдача трудовой книжки должны производиться сразу в день расторжения договора/

    Ответы учащихся, выставление баллов в оценочные листы, порядок на столах.

    И, если ваша задание оценено не менее чем на 5 баллов, то ваш этап квеста пройден, и вы можете переходить на следующую ступень лестницы «ПРАВО НА ТРУД».

    2 этап квеста (max – 7 баллов)

    - Как вы думаете, достаточно ли знать ТК РФ для устройства на работу? Какими еще знаниями или умениями должен обладать человек для того чтобы получить желаемую должность? /жизненными, социальными знаниями/

    Второй этап квеста состоит из трех заданий, оценивать правильность и полноту ответов вам предстоит у противоположной группы, обменяйтесь оценочными листами.

    Задание №1. Вам необходимо свои жизненные (социальные) знания связать с ситуацией устройства на работу и согласиться либо не согласиться с утверждениями и обосновать свои ответы. Каждой группе дается три утверждения, на обсуждение которых у вас есть 1 минута. Затем каждая группа зачитывает утверждение и свои варианты ответа. Остальные группы внимательно слушают и не забывают про сигнальную карту.

    За каждый правильный полный ответ группа получает 3 балла, если ответы не верны или допущены ошибки – 1,5 балла.

    ТЕСТ «Что я знаю о психологических аспектах при приеме на работу»

    Вопросы для группы №1

    1. Готовясь к собеседованию необходимо изучить специфику работы организации и функционал вакантной должности: А) «да»; Б) «нет, не обязательно»

    2. Незначительное опоздание на собеседование не влияет на ее результат: А) «да»; Б) «нет, не обязательно»

    3. Одежда должна соответствовать дресс-коду, который принят в компании: А) «да»; Б) «нет, не обязательно»

    Вопросы для группы №2

    1. Во время собеседования необходимо как можно больше рассказать о себе: А) «да»; Б) «нет».

    2. Собеседование необходимо начать с вопросов о графике работы и о заработанной плате: А) «да»; Б) «нет»

    3. Речь должна быть четкой, напористой и сопровождаться активной жестикуляцией. А) «да»; Б) «нет».

    Вопросы для группы № 3

    1. Прерывание собеседования звонками вашего мобильного телефона не влияет на ее результат. А) «да»; Б) «нет».

    2.Свободная, вальяжная поза, обилие жестов и подвижная мимика свидетельствует об уверенности соискателя и располагает к успеху. А) «да»; Б) «нет».

    3. Нужно ли на собеседовании задавать вопросы  работодателю?

    Как вести себя во время собеседования вы определили, а вот на какую вакансию вы сможете претендовать, не имея специального образования?

    Задание №2.Ваша задача прочитать предложенные вакансии и выделить маркером только те, на которые сможет претендовать подросток 15-16 лет. На выполнение -30 секунд. Одна из команд (определяет педагог) зачитывает вакансии, обосновывая свой выбор, остальные сверяют правильность. Если задание выполняется без ошибок, команды получают по одному баллу. Если допущены ошибки- 0,5 балла.

    Вакансии:

    Почта (курьер)

    Помощник на автомойке

    Лагерь труда и отдыха (обработка овощных культур, прополка, благоустройство территории и т.д.)

    Промоутер (лицо, занимающееся целенаправленной рекламой товара)

    Расклейщик объявлений

    Распространитель флаеров

    Воспитатель д/сада

    Повар

    Ветеринар

    Ночной сторож

    Швея

    Системный программист

    Эколог

    Печатник

    Редактор

    Лаборант

    Аниматор

    Задание №3: переверните лист с перечнем вакансий, перед вами трудовой договор для несовершеннолетнего подростка, в котором допущены ошибки. Определите и выделите маркером те условия, в которых эти ошибки допущены.

    Затем одна из групп зачитывает (определяет педагог) ответы, а остальные сверяют правильность. На выполнение задания дается 1 минута. Если все условия учтены, группа получает 3 балла, если допущены ошибки или пропущен какой-нибудь пункт, то группа получает 1,5 балла. Не забывайте про сигнальную карту.

    Второй этап квеста вами пройден оценили его, верните оценочные листы друг другу.

    3 этап квеста. «Устройство на работу» (max – 5 баллов)

    Представьте себе, что Вы решили летом подработать, изучили вакансии и отправились на собеседование. Ваша задача выбрать вакансию и определить из группы двух представителей: кандидата (соискателя) и рекрутер (человек который занимается отбором кандидатов). Задача представителей групп обыграть ситуацию собеседования, используя свои жизненные знания о том, какие вопросы может задать вам работодатель и как необходимо вести себя во время собеседования соискателю. На подготовку вопросов к собеседованию и определение представителей у вас 1 минута.

    Оценивание третьего задания осуществляется группами сразу после представления по следующим критериям: 5 баллов (красная карточка) – соискатель принят на работу, 4 балла (синяя карточка) - собеседование прошло успешно, 3 балла (желтая карточка) - соискатель не будет принят на работу.

    Все команды выступили, производится подсчет баллов за три этапа квеста.

    Поднимите красные карточки те, кто набрал более 20 баллов, синие карточки те, кто набрал от 15 баллов и желтые те, кто набрал от 10 баллов. Каждая карточка соответствует оценке за урок.

    Вывод: Таким образом, результаты квеста показали вам кто сможет применить свои знания на практике, а кому еще необходимо подкрепить свои знания и умения. Как вы думаете, почему лестница не заканчивается на 3-ей ступени?

    Я надеюсь, что полученные знания на уроке вам помогут в жизни и пополнят основу вашей правовой культуры. А так же помогут при выборе профессии и устройстве на работу, потому что нет ничего нет главнее выбора профессии. В завершении урока хотелось прочитать стихотворные строки Генриха Акулова: 
    –  Гласит нам заповедь Христова
    «Трудись не покладая рук,
    Труд на земле всему основа,
    Жизнь на земле венчает труд».

    Рефлексия. И в завершении, мы хотим вам предложить собрать деловой портфель в дорогу. Скоро лето и, наверное, кто-то из вас решит провести его с пользой, т.е. не только отдохнет, но и поработает. Какие знания или умения, полученные на уроке, возьмете с собой? ученики наполняют портфель.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

    Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

    Права человека. Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.

    Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...

    Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.

    Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)  Класс(ы):  11 класс  Предмет(ы):  право: основы правовой культуры   ...

    Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования

    презентация предназначена для уроков по дисциплине "Основы экологического права"...

    Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»

    Учебный проект урока по теме  « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...

    Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).

    Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...