Конспект урока по обществознанию "Правовое государство" 9 класс.
материал по обществознанию (9 класс)

Материал для урока в 9-м классе по теме Правовое государство

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoe_gosudarstvo.pptx61.16 КБ
Файл konspekt_uroka_levenkova_o.g.docx32.52 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правовое государство Учитель истории и обществознания Левенкова О.Г. Гатчинская гимназия им. К.Д. Ушинского

Слайд 2

Понятие правового государства Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

Слайд 3

Признаки правового государства Верховенство (господство, приоритет) права . Верховенство закона . Разделение властей Широкие права и свободы человека Взаимная ответственность гражданина и государства

Слайд 4

Верховенство права Верховенство права - Это значит, что ни один государственный, орган или должностное лицо, ни одна организация не могут быть освобождены от обязанностей подчиняться закону.

Слайд 5

Незыблемость прав и свобод человека Незыблемость прав и свобод человека Власть признает, гарантирует и надежно защищает основные неотчуждаемые права и свободы человека .

Слайд 6

Система разделения властей в РФ Разделение властей - это принцип, согласно которому государственная власть распределяется между независимыми ветвями: законодательной, исполнительной и судебной властью.

Слайд 7

Законодательная ветвь Законодательная власть в РФ - это двухпалатное Федеральное Собрание. Оно состоит из нижней палаты - Государственной Думы, и верхней палаты - Совета Федерации. Депутаты Госдумы избираются в ходе прямых выборов по смешанной системе: часть - по партийным спискам, часть - по одномандатным округам. Члены Совета Федерации назначаются законодательными и исполнительными органами субъектов федерации. Федеральное Собрание принимает законы и государственный бюджет, оно должно осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью.

Слайд 8

Исполнительная ветвь Исполнительная власть в РФ - это правительство (министерства, федеральные службы) и подчиненные ему органы на местах. Кандидатуру главы правительства, предложенную президентом, должна предварительно утвердить Государственная Дума. Затем президент по представлению премьер-министра назначает членов кабинета. Правительство организует исполнение законов и управляет федеральной собственностью.

Слайд 9

Судебная ветвь Судебная власть в РФ - это Конституционный суд, Верховный суд и федеральные суды. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и конституционное судопроизводство. Судей Конституционного и Верховного суда назначает Совет Федерации по представлению президента. Федеральных судей назначает президент по представлению председателя Верховного суда.



Предварительный просмотр:

План-конспект урока по обществознанию

на тему «Правовое государство»

Выполнила – Левенкова Ольга Георгиевна. Учитель истории и обществознания, МБОУ «Гатчинская Гимназия им. К.Д. Ушинского»

Класс – 9

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Вид урока: элементы лабораторно-практического занятия в малых группах

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Правовое государство

Общая дидактическая цель урока: формирование представлений о правовом государстве и его признаках.

Образовательная: охарактеризовать суть и основные признаки правового государства;

Развивающая: продолжить развивать мыслительные навыки, умения формировать понятия, выделять признаки, работать с текстом учебника и документальными источниками;

Воспитательная: способствовать формированию уважительного отношения к высшим демократическим ценностям.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся смогут раскрывать сущность понятия «правовое государство», называть основоположников концепции правового государства; выявлять признаки правового государства, такие как: верховенство закона, разделение властей, реальность прав личности, а также их реализацию на современном этапе развития России; различать законодательную, исполнительную и судебную ветви власти;

Личностные: смогут продемонстрировать заинтересованность в построении в России правового государства, об известных им проблемах этого процесса; занимать собственную аргументированную позицию по вопросу, почему право должно быть выше власти; а также коммуникативные компетентности в процессе учебной деятельности;

Метапредметные: продолжат учиться работе с текстом учебника, документальными источниками (выделять главное, делать выводы на основе анализа информации из текста), составлять информационную карту.

Оборудование: «Обществознание». Учебник для 9 класса/ Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др. – М.: Просвещение, 2016., презентация по теме, раздаточный материал, Конституция РФ, словари.

План урока:

1.Понятие правового государства.

2.Развитие теории правового государства.

3.Принципы (признаки) правового государства.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация к учебной деятельнсоти

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Фиксация темы на доске.

Вопросы к классу:

- Как вы понимаете выражение «Правовое государсво»?

-Какова цель нашего сегодняшнего урока?

Учащиеся отвечают на вопрос о понятии «Правовое государство», дополняют ответы друг друга. Формулируют цель урока.

  1. Актуализация знаний.

-На прошлом уроке мы изучили тему «Политические режимы» Вспомните и дайте, пожалуйста, краткую характеристику каждому режиму.

Как вы думаете, при любом ли режиме возможно, ли правовое государство?

- Выделите признаки правового государства, можете посовещаться в парах.

Перед вами находится текст документа, написанный, Ш. Монтескье в 1748 г., воспользуйтесь им для формулировки, еще одного признака. (см. Приложение 1.)

-Какой признак, сформулирован в данном документе?

Можете ли вы ответить каким образом, реализован принцип разделения властей в правовом государстве?

Для ответа на этот вопрос, вам необходимо обратиться к учебнику и тексту Конституции РФ.

Так же в процессе поиска информации, вам необходимо заполнить таблицу «Разделение властей в РФ» (см. Приложение 2.)

Отвечают на вопросы, работают в парах.

 

Формулируют признаки правового государства.

Работают с текстом учебника и Конституцией РФ. Сотрудничают в парах. Заполняют таблицу.

  1. Первичное закрепление

Обсуждаем результаты заполнения таблицы, корректируем неточности (при наличии)

Проговаривают результаты.

  1. Включение в систему знаний и повторения

Теперь, работая в парах вам необходимо заполнить документ, в котором не пропечаталась некоторая информация (см. Приложение 3)

Проверим заполнение вместе.

Заполнение рабочих листов. Проговаривают заполнение.

  1. Рефлексия учебной деятельности

Вопросы к учащимся:

 - Что необходимо сделать, прежде чем закончим урок?

- Что нового вы узнали на уроке? - Какую цель поставили?

– Вы достигли поставленной цели?

- В чем было затруднение?

- Как вы открывали новое знание?

- Что вам помогло открыть новое знание? - Какие качества помогли вам добиться цели?

Отвечают на вопросы учителя.

  1. Запись домашнего задания

Прочитать параграф 5. Ответить письменно на вопросы к параграфу, №- 3,4.

Записывают домашнее задание.

Приложение 1.

Текст документа

Французский просветитель, правовед и философ Ш.Монтескье в своем труде «О духе законов» (1748) писал:

«Для того чтобы предупредить... злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую. Когда законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и том же органе... не может быть свободы.

С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнитель ной... И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти».

Приложение 2.

Таблица «Разделение властей в РФ»

Ветвь власти

Состав

Основные функции

Законодательная (Представительная

– избирается всем народом и защищает его

интересы)

Исполнительная

(назначается)

Судебная (самостоятельная и независимая)

Приложение 3.

Текст с пропусками «Правовое государство»

  • В правовом государстве перед законом все ………….. , власть подчинена

…….., существует принцип разделения властей

3        ветви власти

законодательная        исполнительная        судебная

                

Парламент в РФ                глава        ………        система судов называется……        + министры

состоит из двух………..

состоит из …………….

Президент –



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока, реализующего ФГОС Общего образования

(Обществознание, 9класс, тема урока «Правовое государство»)

Левенкова О.Г.,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Гатчинская Гимназия им. К.Д. Ушинского»

Предмет: Обществознание

Класс: 9 класс

Автор УМК: Л.Н. Боголюбов

Тема урока: Правовое государство

Тип урока: Урок открытия нового знания

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляе мые действия

Формируемые способы

деятельности

Осуществля емые

действия

Формируемые способы

деятельности

Осуществляе мые

действия

Формируемые способы

деятельности

I. Мотивация к учебной

деятельности

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Тема        фиксируется        на доске

Вопросы:

  • Как вы понимаете выражение «Правовое государство»?
  • Какова цель нашего урока?

Чтение        темы урока на доске

Осмысленное чтение текста

Слушают, осмысливаю т        вопросы учителя, отвечают на них,

дополняют ответы одноклассни ков

Оформление

мысли в устной речи

Называют цель работы на уроке

Определение цели        учебной деятельности, осуществление поиска средства её достижения

II.

Актуализация

-        Мы        изучили политические режимы.

- Дайте пожалуйста краткую характеристику

Ответы учащихся

Воспроизведе ние        и

Слушают, осмысливаю

Оформление

мысли в устной речи

Определяют затруднение

Контроль, коррекция

знаний и фиксация

затруднения в пробном

действии

каждому режиму.

Как вы думаете, при любом        режиме существует правовое государство?

  • Какой режим соответствует правовому государству?
  • Выделите признаки правового государства, работая в парах

Но        есть        еще        один признак

Французский просветитель, правовед и философ Ш.Монтескье в своем труде «О духе законов» (1748) писал:

 Текст документа

  • Какой признак определен        этим документом?

Учащиеся дают

отрицательны й ответ

Демократичес кий режим

В государстве осуществляет ся народовласти е,

соблюдаются права человека, перед законом все равны.

Работа        с текстом

документа

Затруднение в ответе

применение полученных на

предыдущих уроках знаний по теме:

умение

структурироват ь        знания, контроль и оценка

процесса и результатов

деятельности

т        вопросы учителя, отвечают на них,

дополняют ответы одноклассни ков

-        Каким                образом разделяются        3                ветви

власти в РФ?

III. Выявление

Почему        у        вас

Ответ:

Структурирова

Ответы        на

Учет        разных

Определяют

Определение

места и причины затруднения

затруднение?

«Недостаток информации»

ние        знания,

постановка        и формулирован

ие        проблемы, умение

поставленны е вопросы

мнений        и

стремление        к координации

различных позиций

причины затруднения

эффективных путей

достижения цели урока

осознанно        и

произвольно

строить

речевое

высказывание

IV. Построение

-        Как        выйти        из

Ответы:

Фрмулировка предположения об информации, которая нужна для        решения предметной учебной

задачи.

Ответы        на

Умение

Составляют план

выполнения задания

совместно        с учителем

Определение

проекта выхода из затруднения

затруднения?

-        Где        можно        найти

«Найти

информацию

поставленны е вопросы

принимать точку

зрения другого

новых

учебных целей

нужную информацию?

- в учебнике

и        задачи,

-        послушать

планирование

рассказ

их реализации.

учителя

Осуществлени

- поработать с

е        выбора

Конституцией

эффективных

»

путей        и

средств

достижения

цели

V. Реализация

Какой вариант наиболее

Работа в парах

Поиск        и

выделение необходимой информации по теме,

применение

Проговарива

Планирование учебного

сотрудничества

со сверстниками, инициативное

сотрудничество

Вычерчиван

Определение

построенного

эффективен?

по

ние

ие таблицы и

новых

проекта

Предлагаю        вам

заполнению

информации

применение

учебных целей

заполнить

таблицы        с

, обсуждение

способов

и        задачи,

сравнительную таблицу

помощью

с соседом по

краткой

планирование

текста

парте

их реализации.

«Разделение        властей        в РФ»

учебника (параграф 4) и текста Конституции РФ.

Чтение текста Запись        в

тетради

методов информационн ого        поиска; смысловое чтение

в поиске и сборе информации; управление

поведением партнера; умение выражать        свои мысли

записи текста

Осуществлени е        выбора эффективных путей                и

средств

достижения цели

VI. Первичное

Предлагает        учащимся

Озвучивание

Осмысление и

Рассказ

Умение

закрепление во внешней речи

проговорить результаты заполнения таблицы

выполненной работы

запоминание новой

информации

ученика

выражать        свои

мысли, формулировать

собственное

мнение        и

позицию,

аргументировать

ее

VII. Корректировка неточностей (при наличии)

Проговаривает правильные ответы

Корректируют таблицу

Осмысление и

запоминание новой

информации

VIII.

Предлагаю        вновь

Чтение

Умение

структурироват ь знания по новой теме

Сотрудничес

Умение задавать вопросы необходимые

для организации собственной

Внесение необходимых корректив по ходу        его

Выделение        и

Включение в систему знаний и повторение

поработать в парах и заполнить документ, в котором        некоторая

рабочих листов        и заполнение

тво в парах, чтение        и

осознание

учащимися того,        что        уже усвоено

информация        не пропечаталась

пропущенной информации в парах, озвучивание текста

«Правовое государство»

обсуждение информации

деятельности и сотрудничества с партнером

реализации задания

VIII. Рефлексия

Вопросы к учащимся:

Ответы        на

Умение

Ответы        на

Умение

Волевая

Самооценка результатов

деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания, оценка        –

выделение        и осознание

учащимися того,        что        уже усвоено и что еще        подлежит усвоению,

прогнозировани е.

учебной

деятельности

  • Что необходимо сделать, прежде чем закончим урок?
  • Что нового вы узнали на уроке?

вопросы учителя

структурироват

ь        знания        по новой теме

вопросы учителя

выражать        свои

мысли

саморегуляци

я, ответы на предлагаемые учителем вопросы

- Какую цель поставили?

- Вы достигли

поставленной цели?

- В чем было

затруднение?

- Как вы открывали

новое знание?

- Что вам помогло

открыть новое знание?

- Какие качества

помогли вам добиться

цели?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...